Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0




Скачать 99.42 Kb.
НазваниеРешение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0
Дата публикации04.06.2013
Размер99.42 Kb.
ТипРешение
skachate.ru > Военное дело > Решение
УДК 007.5:510.66:159.955.5

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПСИХОСЕМАНТИКИ И ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИС 4.0

А.В.Воинов1

В работе описывается новая версия программной системы МЕДИС. Система предназначена для инструментальной поддержки исследований в области извлечения знаний, психосемантики, построения предметных онтологий, логического вывода на иерархии частных онтологий. В описываемой версии особое внимание уделено задачам медицинской информатики и инженерии знаний. Поддерживается интерфейс к библиотеке медицинской литературы Pubmed.

^ 1. Назначение и возможности системы МЕДИС

Система МЕДИС [Воинов, 1996] обеспечивает инструментальную поддержку исследований в области извлечения знаний, психосемантики, построения предметных онтологий, логического вывода на иерархии частных онтологий. Появление новой версии системы мотивировано исследованиями в области образного мышления и интуиции [Воинов и др, 2004; Воинов, 2005]. В долговременной «памяти» (базе данных) системы основной единицей хранения является «документ», имеющий такие свойства как название, краткое резюме, дата публикации, автор, ссылка на внешний репозиторий, где хранится полный текст документа (если он есть) и пр. Документ может иметь также графическое представление (icon). Полный текст документа (в т.ч. и любые содержащиеся в нем графические иллюстрации) в базе данных МЕДИС не хранится и системой не обрабатывается. В этом отличие системы от полнотекстовых библиотек/баз данных. Документ может иметь аннотацию – список из одного или более терминов иерархического тезауруса MeSH [Nelson et al, 2004]. Наличие аннотаций позволяет определить метрику на множестве документов, что в свою очередь дает возможность применять к наборам документов различные статистические методы обработки данных. С целью облегчения применения этих методов, а также и из очевидных соображений организации системы документы в ее внутренней базе данных хранятся в папках, организованных в иерархию, подобную иерархии каталогов (директорий) файловой системы или иерархии папок сообщений программы Outlook.

Документы могут появляться в системе как в результате ручного ввода, например, это могут быть описания каких-либо конкретных ситуаций, потребовавших применения экспертных знаний, например, историй болезни, так и в результате текстового поиска статей в электронной библиотеке Pubmed (www.pubmed.com). Сотрудники библиотеки аннотируют все новые поступления терминами тезауруса MeSH, который содержит около 30000 терминов, организованных в несколько десятков перекрывающихся таксономий и охватывающих такие разделы, как медицина, молекулярная биология, химия, социология и пр.

^ 2. Архитектура системы и ее реализация

Версия 4.0 системы МЕДИС представляет собой многокомпонентный эшелонированный (multi-tiered) программный комплекс, состоящий из сервера базы данных, среднего эшелона и пользовательской («клиентской») части. База данных системы реализована с помощью СУБД Оракл. Все остальные компоненты реализованы в среде .NET, разработанной компанией Microsoft.

Средний эшелон системы, сервер приложений, реализован как Web Service, работающий под управлением IIS+ASP.NET. Сервер приложений выполняет следующие функции: доступ к внутренней базе данных; запуск интерактивных и фоновых задач по обработке данных; запуск и контроль над фоновыми задачами обновления папок с документами, привязанных к определенному запросу к библиотеке Pubmed.

Наличие среднего эшелона позволяет реализовать пользовательский интерфейс системы в виде «тонкого клиента», который ни обращается напрямую к базе данных (соответственно, нет необходимости держать на пользовательском компьютере библиотеки доступа к базе данных), ни запускает на пользовательском компьютере задачи обработки данных.

Метафора пользовательского интерфейса «тонкого клиента» МЕДИС 4.0 следует таким образцам, как MS Outlook и Windows Explorer, см. рис. 1.

Операции ручного ввода и редактирования документов, их перемещения из папки в папку и пр. следуют упомянутым образцам. При их реализации значительное внимание уделено обмену данными с внешними программами, поддерживающими табличный формат, например MS Excel. Это облегчает статистическую обработку и визуализацию массивов документов с помощью внешних программ, таких как SPSS, собственно Excel и другие.



Рис. 1. Интерфейс «тонкого клиента» МЕДИС 4.0.
Процедура аннотирования документа в процессе его создания или редактирования (см. Рис. 2) заключается в последовательном подборе очередного подходящего термина MeSH для аннотации. С этой целью в окне редактирования предусмотрено поле для текстового поиска в полном списке терминов. Очевидно, что во многих случаях простого текстового поиска может быть недостаточно для подбора наиболее адекватного термина. Пользователь может не знать точной формулировки нужного термина в словаре, а запомнить все 30000 формулировок не представляется возможным. Поэтому в системе введена возможность просмотра семантических соседей определенного выбранного термина, одного из тех, что доступны в окне редактирования (т.е. принадлежащего либо уже имеющейся аннотации, либо списку совпадений со строкой поиска, либо видимому фрагменту полного дерева таксономии). Метрика, по которой определяется этот список, описана ниже. Аннотирование документа терминами тезауруса представляет собой элементарную операцию т.н. «словарного шкалирования».

^ 3. Работа с библиотекой Pubmed

Библиотека Pubmed поддерживает два типа интерфейса к ее интернет-ресурсам – человеко-ориентированный, рассчитанный на интерактивную работу «живого» пользователя, и программно-ориентированный, где реализуется доступ по протоколу SOAP (отметим, что и первый вариант интерфейса может анализироваться автономными программными агентами, поэтому термин «живой» поставлен в кавычки). В обоих случаях основной операцией является поиск по текстовому образцу с последущим анализом полученных результатов. Новые публикации по всем актуальным темам «наук о живом» появляются регулярно, поэтому при неизменном запросе к библиотеке Pubmed его результат есть переменная величина, меняющаяся на протяжении нескольких недель или даже дней.


Рис. 2. Аннотирование документа. В правой нижней части окна представлен список семантических соседей термина Birth Weight.
Для поддержки работы с запросами к библиотеке Pubmed и их результатами в системе МЕДИС различаются папки двух типов – «интенсиональные» и «экстенсиональные». В свойствах первых задается специальный атрибут – «выражение», в котором закодирован в текстовой форме способ получения содержимого этой папки по содержимому других папок-операндов или по запросу к библиотеке Pubmed. Еще один специальный атрибут «интенсиональных» папок – временной интервал, по которому система обновляет их содержимое автоматически и посылает электронную почту списку пользователей, если в папке обнаружены новые поступления. Логика обновления папок включает в себя одновременно и «обратный вывод» − обновление папок-операндов при необходимости обновить папку-результат, и «прямой» − обновление всех папок, которые логически зависят от данной при ее обновлении.

Любое ручное изменение содержимого «интенсиональной» папки (создание, удаление, изменение документа) автоматически делает ее «экстенсиональной». Ее содержимое замораживается на момент изменения типа и больше не обновляется автоматически.

«Выражение» интенсиональной папки, а также временной интервал обновления доступны для ввода и редактирования пользователем, включая и выражения, которые создаются автоматически для результатов множественных операций над папками.

^ 4. Субъективное шкалирование

Субъективное шкалирование как методика психосемантики [Петренко, 2005] представляет собой т.н. «формализованное интервью». Респондент сравнивает объекты-«стимулы» из заранее заданного списка друг с другом попарно. Оценки записываются в таблицу, которая по завершении эксперимента обрабатывается статистическими методами, прежде всего – методами многомерного шкалирования. Рабочее поле формализованного интервью, помимо пары стимулов, включает в себя некоторую инструкцию для респондента, задающую определенную точку зрения на «мир», представляемый в данном эксперименте списком стимулов, а также «шкалу» − закрытый список «ответов» − категорий сходства или различия стимулов, которые предложены на выбор респонденту.

В предыдущих версиях системы МЕДИС «план эксперимента» включал в себя список стимулов, инструкции и шкалы. Стимул представлял собой краткое текстовое описание ad hoc объекта или ситуации.

В системе МЕДИС 4.0, в отличие от предыдущих версий, «стимул» как объект субъективного шкалирования представлен в системе в виде полноценного «документа». Это позволяет включить в контекст субъективного шкалирования больше информации, чем раньше. Различение стимулов по типам на элементы и конструкты следует традиции теста репертуарных решеток [Келли, 1981] и поддерживается во-первых, для поддержки психосемантических методик, основанных на конструкции метафоры [Gavrilova et al, 1993], а также ради совместимости с ранее накопленным массивом экспериментов. В отличие от классического теста репертуарных решеток, конструкты в системе МЕДИС монополярны. Это свойство существенно используется в упомянутых метафорических методиках психосемантики.

^ 5. Обработка данных

Центральное место в системе МЕДИС занимает построение семантического пространства документов на основе прямых или косвенных оценок различий между ними. Прямые оценки предоставляет субъективное шкалирование, косвенные – результат описанного выше «словарного» шкалирования. Набор документов, по которому строится искомое пространство задается в системе папкой, в которую собираются требуемые документы. Например, это может быть папка, являющаяся частью плана субъективного шкалирования, или выборка из такой папки.

Составление матрицы различий между документами есть первый этап семантического пространства. В зависимости от имеющихся типов экспериментальных данных в выбранном наборе документов система МЕДИС предоставляет несколько способов заполнения матрицы различий. В табл.1 представлены основные способы, пользователю доступны также и их различные промежуточные комбинации.
Табл.1.

^ Прямые оценки

Аннотации

Способ заполнения матрицы

Нет

Есть

Коэффициент сходства аннотаций

Есть по одному респонденту

Нет

Прямые оценки сходства

Неполная матрица по одному респонденту

Есть

Заполнение пробелов в неполной матрице прямых оценок коэффициентами сходства аннотаций

Есть по нескольким респондентам

Нет

«Куб» матриц сходства


Существует обширная литература, где предлагаются различные варианты определения метрики между объектами внутри таксономии. Простейшее определение – длина пути в дереве между двумя узлами. В работах Ф.Резника [Resnik, 1999] и др. предлагается подход на основе теории информации. Мерой близости между двумя узлами полагается доля общего между ними количества информации. В отечественной литературе можно выделить подход А. М. Петровского и А. Н. Путинцева [Путинцев, 1984].

В системе МЕДИС количество информации для каждого из 30000 терминов MeSH вычислено на основании 250000 аннотаций статей из библиотеки Pubmed, посвященных детским болезням. Эти данные используются как при расчете расстояния между статьями (аннотациями), так и для определения ближайших семантических соседей термина в окне аннотирования документа.

В версии 4.0 системы набор реализованных алгоритмов многомерного шкалирования не претерпел особых изменений. Для треугольной матрицы различий стимулов поддерживаются алгоритмы метрического и неметрического шкалирования. Для прямоугольной матрицы соответствия «элементов» и «конструктов» - только алгоритм метрического шкалирования, реализованный с помощью SVD-декомпозиции. Самым важным добавлением в версии 4.0 является многомерное шкалирование комбинации неполной матрицы прямых оценок различий и матрицы расстояний между аннотациями документов (продукта «словарного» шкалирования). Результатом работы любого метода многомерного шкалирования является аннотированная электронная таблица координат документов. Эту таблицу легко перенести в любую внешнуюю программу для последующей визуализации.

Кластерный анализ представлен в настоящей версии системы двумя алгоритмами: К-средних и иерархическим. Для упрощения интерпретации результаты обоих методов представляются в виде «плоского набора» К кластеров. Иными словами, полная двоичная иерархия кластеров – естественный результат иерархического кластерного анализа – обрезается по К наиболее крупным поддеревьям, а поддеревья внутри них удаляются.

Для облегчения интерпретации кластеров в системе предусмотрен статистический анализ аннотаций документов внутри и между кластерами, который заключается в том, что определяются термины (они для краткости называются «представительными»), которые значимо чаще встречаются в аннотациях внутри данного кластера, чем вне его. Вероятностная оценка значимости определяется с помощью критерия χ2. Определение представительных терминов доступно в системе не только как результат операции многомерного шкалирования (с последующим кластерным анализом), но и для произвольного набора папок, созданных в базе данных системы (эти папки должны быть ближайшими потомками общей «родительской» папки, к которой и применяется описанная операция).

Заключение

Описываемая версия системы МЕДИС, как и все предыдущие, разрабатывалась для поддержки конкретных исследовательских проектов в области психосемантики и инженерии знаний [Воинов и др, 2004; Воинов, 2005]. Однако система может найти применение и в более широкой сфере исследований. Это справедливо как в отношении собственно реализации, так и в отношении отдельных методологических решений, отработанных на ней. Из числа последних можно отметить процедуру поиска подходящего термина при аннотировании документа на основе предвычисленной метрики, а также поддержку интерпретации кластеров на основе статистического анализа «представительных терминов».

^ Список литературы

[Воинов, 1996] Воинов А.В. Интеллектуальная система анализа данных МЕДИС. // КИИ-96, Пятая национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект-96», Том 3. Казань. 1996.

[Воинов и др., 2004] Воинов А.В., Кобринский Б.А. Иерархия локально-непротиворечивых полей знаний как модель образного мышления и интуиции эксперта в мягких предметных областях // Девятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием: Тр. конф. (28 сентября – 2 октября 2004 г., г. Тверь, Россия). М.: Физматлит, 2004.

[Воинов, 2005] Воинов А.В. Интеграция онтологий и извлечение холистических знаний. Новости ИИ. № 2, 2005.

[Келли, 1981] Келли Дж. Психология персональных конструктов. – М., 1981.

[Петренко, 2005] Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. «Питер». 2005.

[Путинцев, 1984] Путинцев А.Н. Человеко-машиннные процедуры обработки и анализа слабоформализованной информации в задачах управления научными исследованиями. Диссертация на соискание ученой степени канд. тех. наук. Москва. 1984.

[Gavrilova et al, 1993] Gavrilova T., Voinov A. Knowledge Acquisition Through Elicitation of Latent Cognitive Structures: Metaphor - Based Approach. // EWAIC'93. Moscow. 1993.

[Nelson, 2004] Nelson S.J., Schopen, M., Savage A.G., Schulman J., Arluk N. The MeSH Translation Maintenance System: Structure, Interface Design, and Implementation / Fieschi, M. et al., editors // Proc. of the 11th World Congress on Medical Informatics; 2004 Sep 7-11; San Francisco, CA. Amsterdam: IOS Press, 2004.

[Resnik, 1999] Resnik P. Semantic similarity in a taxonomy: An information-based measure and its application to problems of ambiguity in natural language // Journal of Artif. Intell. Res., 1999, 11.

1Exelixis Inc., 170 Harbor Way South San Francisco, CA, 94080, avoinov@gmail.com

Похожие:

Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconУправление знаниями в сетях предприятий
Проведено сопоставление задач и этапов инженерии знаний с задачами и этапами управления знаниями. Введена концепция жизненного цикла...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconРешение задач и искусственный интеллект
Решение задач (60-е), Представление знаний (70-е), Проблема знания (начало 80-х)
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconКонцепция "социальной инженерии" А. К. Гастева
В 20-30е годы cc века в России разворачивается мощное движение за научную организацию труда и управления производством, в котором...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconРешение задач управления и оптимизации на основе гибридных интеллектуальных методов
В этом смысле одной из важнейших задач является создание эффективных средств обработки и интеллектуального анализа данных, извлечения...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconТеория и практика перевода. Контрольная работа для студентов английского...
Для достижения указанной цели решение ряда задач: проверка знаний в области теории перевода и проверка практических умений реализации...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconК инженерии знаний
В работе обсуждаются концептуальные рамки, направления и проблемы онтологического моделирования. Представлен авторский опыт разработки...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconПрограммная инженерия
Цель контрольной работы: изучение отдельных положений программной инженерии, получение навыков решения задач, возникающих на отдельных...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconРешение задач о равновесии сил, приложенных к механической системе
Кинематика уравнение траектории точки в плоскости ху; х=4cos (π/3t) +3, у= 4sin (πt/3) +2; t1 =с
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 icon4. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми...
Цель контрольной работы – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в ходе аудиторных занятий, а также в процессе самостоятельного...
Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе медис 0 iconСамостоятельная работа студентов нацелена на повышение процесса усвоения...
Основной формой обучения математике студентов заочного факультета является самостоятельная работа по освоению теоретического материала...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница