• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных




Скачать 113.19 Kb.
Название• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных
Дата публикации03.06.2013
Размер113.19 Kb.
ТипРешение
skachate.ru > Военное дело > Решение
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Куйбышевского района – детский сад «Колокольчик»

Организация

непосредственно – образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ

Автор: старший воспитатель

ДОУ «Колокольчик»

Смирнова С.В.

Куйбышев, 2012 г.
За годы существования системы дошкольного об­разования наиболее распространенной моделью ор­ганизации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:

• проведение занятий (в соответствии с расписани­ем, на которых решались образовательные зада­чи, сформулированные в комплексных програм­мах по разделам - методикам);

• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных

моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей;

• закрепление полученных детьми знаний и уме­ний в индивидуальной работе и самостоятель­ной деятельности.

Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразо­вательной программы дошкольного образования. Новая модель организации образо­вательного процесса преду­сматривает "решение программных образователь­ных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных мо­ментов в соответствии со спецификой дошкольно­го образования".

Следовательно, с учетом ФГТ модель образо­вательного процесса должна предусматривать составляющие:

• совместная деятельность взрослого и детей (не­посредственно образовательная деятельность и режимные моменты);

• самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно об­разовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность нарав­не с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинар­ного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии органи­зации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каж­дый работает в своем темпе).

При планировании и составлении расписания не­посредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:

• общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;

• продолжительность периодов непрерывной не­посредственно образовательной деятельности;

• количество периодов непрерывной непосред­ственно образовательной деятельности в тече­ние

дня;

• распределение периодов непрерывной непо­средственно образовательной деятельности в

течение дня (в первую и во вторую половину);

• перерывы между периодами непрерывной не­посредственно образовательной деятельности.

Согласно п. 16 СанПин 2.4.1.2731-10 продолжительность непрерывной непосред­ственно - образовательной деятельности для детей четвертого года жизни - не более 15 мин, для детей пятого года жизни - не более 20 мин, для детей ше­стого года жизни - не более 25 мин, для детей седь­мого года жизни - не более 30 мин.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего вре­мени, отведенного на непосредственно образова­тельную деятельность.
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп в соответствии с п. 12.22 СанПин проводится в форме самообслуживания, элемен­тарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе. Его продолжительность не должна пре­вышать 20 мин в день.

Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающи­еся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.

В современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образователь­ной деятельности, он растянут в режиме всего дня.

Значительная часть времени (более 6 ч в день в старших группах и более 8 ч в день в младших груп­пах из 12-часового пребывания ребенка в ДОУ) от­водится не на организацию непосредственно об­разовательной деятельности, а на организацию совместной деятельности взрослых и детей в про­цессе режимных моментов.

Меньшая часть времени (30 мин в день - в млад­ших группах, более 1 ч в день - в старших группах из 12-часового пребывания ребенка в ДОУ) отво­дится на организацию совместной деятельности взрослых и детей в процессе непосредственно об­разовательной деятельности. В ходе нее реализует­ся содержание обязательной части образовательной программы ДОУ и части, формируемой участника­ми образовательного процесса.

На основании анализа концептуальных поло­жений ФГТ можно сделать вывод, что содержание всех образовательных областей Программы осва­ивается детьми в большей степени в ходе совмест­ной деятельности с педагогом в процессе режим­ных моментов, а не в процессе непосредственно образовательной деятельности. Не­целесообразной представляется организация не­посредственно образовательной деятельности по таким образовательным областям, как "Здоровье", "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Чтение ху­дожественной литературы", содержание которых мо­жет быть прекрасно освоено ребенком в процессе совместной деятельности со взрослым в ходе ре­жимных моментов и в процессе самостоятельной деятельности.

"Занятие" как специально орга­низованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. (Разрешается частичное проведение занятий только в старшей и подготовительной группах). Но процесс обуче­ния остается. Педагоги продолжают "заниматься" с деть­ми. Между тем необходимо понимать разницу между "старым" обучением и "новым". Существуют различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности. Видно, что меняется позиция взрослого по отношению к ребенку; основной деятельностью являются так называемые детские виды деятельно­сти; используются опосредованные методы обуче­ния и т. д.
^ Различия процесса обучения в детском саду,

организованного в виде учебной деятельности

и через организацию детских видов деятельности


^ Процесс обучения в детском саду

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок - объект формирующих педагогических воз­действий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени це­нен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит).

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Актив­ность детей нужна для достижения этой цели.


3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

"Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, что­бы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие до­школьнику виды деятельности... общение, игра, пред­метная деятельность, конструирование, изобразитель­ная деятельность, элементарная трудовая деятельность". "Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего ра­дуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил". Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков - побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного про­цесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного про­цесса - совместная деятельность взрослого и ребенка.

5. Основная форма работы с детьми – занятие.


5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.

6. Применяются в основном так называемые пря­мые методы обучения (при частичном использовании опосредованных).

6. Применяются в основном так называемые опосредо­ванные методы обучения (при частичном использовании прямых).

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удер­живает" детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится "украшать" за­нятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь "подлинная цель взросло­го - вовсе не поиграть, а использовать игрушку для моти­вации освоения непривлекательных для детей предмет­ных знаний".

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии.

8. Допускаются так называемые свободные "вход" и "вы­ход" детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора - участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совмест­ном деле, но при этом вправе потребовать такого же ува­жения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в ко­тором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

9. Образовательный процесс предполагает внесение из­менений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут ис­пользоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о компози­торах, писателях, художниках и их произведениях), от­дельных методов и приемов и др., но не как "готовый об­разец" образовательного процесса.


Согласно федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования основ­ные общеобразователь­ные программы дошколь­ного образования должны "предполагать построе­ние образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми". При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, способ суще­ствования данного содержания. Формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образова­ния, способами его существования.

Следовательно, непосредственно образова­тельная деятельность реализуется через организа­цию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется пе­дагогами самостоятельно в зависимости от контин­гента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Разнообразие форм работы помогает воспитанникам с удовольствием и инте­ресом осваивать предлагаемое педагогами содер­жание дошкольного образования.

Таким образом, организация непосредственно образовательной деятельности в дошкольных учреждениях требует современных подходов к её осуществлению, которые соответствуют федерально государственным требованиям и требованиям Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов СанПин .


^ Cодержание образовательной деятельности взрослых и детей

дошкольного возраста по освоению образо­вательной программы ДОУ
• утренний прием воспитанников;

• утренняя гимнастика;

• прием пищи;

• разнообразные виды детской деятельности;

• одевание на прогулку;

• двигательная деятельность и наблюдения на прогулке;

• закаливающие мероприятия;

• гимнастика после дневного сна;

• совместное чтение художественной литературы;

•организация развлечений, праздников и др.
^ Примерные формы организации

непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражне­ния. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания.

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным мо­ментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровожде­нием. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятель­ность. Выставки. Мини-музеи.

Чтение художественной литературы

Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная дея­тельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентации книжек. Выставки в книжном уголке. Литератур­ные праздники, досуг.


Познавательно - исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование. Увлечения.

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание зага­док. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика.

Трудовая

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия.

Похожие:

• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconЗадание Нормирование труда. Методические указания для решения задач...
Приобретение студентами умений и навыков в области нормирования труда с использованием различных методов изучения норм и нормирования....
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconИзбирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного...
Курсовая работа способствует формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и...
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconСетка образовательной деятельности в ходе режимных моментов

• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconЛекция №7 Тема: Контроль знаний, умений навыков по иностранному языку
Требования к проведению контроля знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconРешение уравнений и неравенств
...
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconМетодические рекомендации по написанию контрольных работ по экономической...
Выработка навыков и умений в определении основных этапов постановки и решения профессиональных задач с помощью современных информационных...
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconКонтрольная работа по курсу «Теория и методика музыкального воспитания...
Количество учебных часов, отведенных на изучение учебного курса на заочном отделении является недостаточным для освоения знаний,...
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных icon1 Решение слау методом Гаусса с выбором главного элемента в строке или столбце
Целью курсового проектирования является: углубленное изучение методов и алгоритмов решения различных вычислительных задач; получение...
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconРешение физических задач с использованием понятия вектора
Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике
• решение образовательных задач и формирова­ние у детей навыков и умений в ходе режимных iconПрограмма по курсу «Стилистика и литературное редактирование»
Ме получения образования по специальности «Связи с общественностью» определяет постановку цели и задач, содержание, структуру его...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница