Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
страница1/14
Дата публикации21.04.2013
Размер1.89 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
skachate.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


НОУ ВПО Гуманитарный университет

г. Екатеринбург

Факультет социальной психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

для студентов специальности

080505 «Управление персоналом»

очной, заочной формы обучения
Разработчики:

Вишневский С.Ю.

д-р социол. наук, доцент

Вишневский Ю.Р.

д-р филос. наук, профессор

Екатеринбург

2006


УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета социальной

психологии

Гуманитарного университета

______________ Е.Б. Перелыгина

« 25 » июня 2006 г.

ПРИНЯТО:

Ученым советом

факультета социальной психологии

Гуманитарного университета

^ РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

Протоколом заседания кафедры

Управления персоналом

_ от « __ » _______ 200 г.

© НОУ ВПО Гуманитарный университет,

2007

© Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р.,

2007

СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ………………………………………………………………………….. 5
II. Учебно-тематический план занятий ………………………………………… 7
III. Содержание курса .……………………………………………………………. 7
IV. Обязательный понятийный минимум дисциплины……………………… 13
V. Самостоятельная работа студентов

(очной, заочной форм обучения)…………………………………………….. 14

  1. Материалы для подготовки домашних заданий по темам курса

и обсуждения на практических и семинарских занятиях…………….. 14

  1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену……………………… 76

  2. Аналитическая контрольная работа ……………………………………. 77


VI. Контрольные мероприятия…………………………………………………… 87
VII. Отчетность……………………………………………………………………… 87
VIII. Библиографический список………………………………………………… 87

^ Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки


Дипломированного специалиста ^ 080505

по специальности «Управление персоналом»

Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана

Семестр VI

Форма обучения очная, заочная

^ Общая трудоемкость дисциплины 130 час.

в том числе:

Аудиторная работа: 64 час.

Лекций 32 час.

Семинаров 32 час.

Самостоятельная работа: 66 час.

Выполнение практических заданий

Сбор информации и статистических материалов о состоянии муниципального (регионального) рынка труда

^ Контрольные мероприятия

Отчеты по практическим работам (5)

Аналитическая контрольная работа (1)

Контент-анализ рекламных объявлений в газетах (1)

Ролевая игра (1)

Отчетность

Экзамен VI семестр


^ I. ВВЕДЕНИЕ


«На свете нет неспособных людей, а есть только неуместные». Н.А. Добролюбов



Сложный и противоречивый процесс становления в российском обществе рыночных отношений наложил отпечаток и на сферу социально-трудовых отношений. По мере преодоления традиционных для советского периода представлений о «всеобщей занятости» и «отсутствии безработицы» утверждается реальное понимание рынка труда и противоречивых проблем трудоустройства и занятости в условиях рынка труда.

Все это актуализировало проблематику рынка труда, трудоустройства, занятости и для будущих управленцев персоналом, причем – не только в профессиональном плане (в осмыслении взаимосвязи внутреннего рынка труда организации с внешним рынком труда, увязывании проблем найма и отбора персонала, его адаптации и движения, его обучения и переподготовки, стимулирования и мотивации с реальной ситуацией на рынке труда – в районе, городе, области, крае, республике, стране и мире), но и в личностном аспекте (с точки зрения планирования своей профессиональной карьеры, выбора стратегий поведения на рынке труда, оптимального решения проблем своего трудоустройства.

Одновременно можно говорить и о растущей значимости в условиях современной цивилизации ресурсного подхода к человеку (трудовые ресурсы, человеческие ресурсы) с его акцентом на потенциальные возможности человека, работника (трудовой потенциал, потенциал человека) и создание оптимальных условий для их развития и реализации. Для современной России, где в основном еще лишь завершается переход от управления кадрами к управлению персоналом, такой подход пока еще лишь утверждается. Но тем важнее, чтобы новое поколение менеджеров персонала освоило данный – весьма перспективный с точки зрения мировой теории и практики – подход.

Тем самым, учебная дисциплина «Управление трудовыми ресурсами» направлена на формирование целостного видения проблем трудоустройства и занятости, развитие системности профессиональной компетентности и профессионализма менеджеров персонала. В ней тесно переплетаются освоение теоретических проблем (рынок труда, трудоустройство и занятость, безработица, миграция) с формированием практических навыков и умений будущих работников кадровых служб организаций, государственных и коммерческих служб занятости населения, кадровых и рекрутинговых агентств.

  1. ^ Цель дисциплины

Формирование целостного представления о ресурсном подходе как качественно новом этапе (перспективном для России) управления персоналом и развитие у будущих специалистов по управлению персоналом практических навыков анализа рынков труда, решения проблем трудоустройства и занятости, трудовой миграции.

  1. Задачи дисциплины:

В ходе изучения дисциплины студенты смогут:

  • понимать и анализировать сложную структуру разнообразных рынков труда в современном российском обществе;

  • понять значимость ресурсного подхода в работе с персоналом, расширить за счет освоения ресурсного подхода свои умения и навыки в работе с персоналом;

  • оперировать разнообразными понятиями, раскрывающими содержание процессов трудоустройства и занятости, рыночных отношений в социально-трудовой сфере, формированием и реализацией трудовых ресурсов;

  • понимать и учитывать в своей деятельности (с учетом различий профиля будущей работы) мотивацию и ценностные ориентации, особенности поведения на рынке труда его различных агентов (работодатель, работник, посредники, безработный, мигрант);

  • знать нормативно-правовые основы регулирования рыночных отношений в социально-трудовой сфере (условия найма, купля-продажа рабочей силы, цена рабочей силы, трудовой договор и т.д.);

  • уметь диагностировать ситуацию на рынке труда и прогнозировать перспективы и динамику изменения рынка труда; уметь соотносить потребности в рабочей силе и кадровую стратегию организации с ситуацией на рынке труда.

3. ^ Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами. Данная дисциплина органично связана с близкими по содержанию дисциплинами в программе подготовки специалистов: «Экономика и социология труда», «Основы управления персоналом», «Социология и психология управления», «Нормирование и оплата труда», «Организация труда персонала». Существует (особенно в анализе реального состава трудовых ресурсов и миграционных процессов, их количественных и качественных параметров) между дисциплиной и курсами «Демография» и «Социальная статистика». В реализации конкретных задач управления трудовыми ресурсами необходимо опираться на общие принципы менеджмента (в первую очередь, - на дисциплину «Основы менеджмента»). Анализ правовых аспектов дисциплины и вопросов гарантий и компенсаций гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий и впервые ищущим работу связан с курсами «Трудовое право» и «Основы социального страхования». В диагностике и прогностике ситуации на рынке труда, изучении мотивации и стратегий поведения его агентов студентам необходимо опираться и конкретизировать знания и умения, полученные в курсах «Социология» и «Социальная психология».

^ 4. Данный курс представляет собой целостное раскрытие проблематики формирования, развития и использования трудовых ресурсов. Содержание и структура курса во многом определяется необходимостью раскрыть основные дидактические единицы, включенные в Государственный образовательный стандарт по специальности: Трудовые ресурсы: формирование и использование. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Занятость населения: понятие, формы, виды. Безработица: понятие, типы, причины возникновения, тенденции. Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Внешний и внутренний рынки труда. Структуризация и сегментация рынков труда. Прогнозирование ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда и занятости. Принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Механизм реализации государственной политики занятости. Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины. Миграционная политика: Управление миграционными процессами. Обеспечение занятости на предприятиях и их связь службой занятости. Сокращение рабочей силы: защита высвобожденных работников. Социальные гарантии и компенсации потерявшим работу. Социальные гарантии и компенсации высвобожденным с предприятий. Социальные гарантии и компенсации впервые ищущим работу. Зарубежный опыт регулирования процессов занятости. Одновременно с учетом значимости дисциплины в общепрофессиональной подготовке менеджеров персонала и формировании их профессиональной компетентности целесообразно включить в курс анализ проблем «Место управления трудовыми ресурсами в системе менеджмента» и «Формирование ресурсного подхода в теории и практике управления персоналом».

^ 5. Методическая новизна курса

Особенность изучаемой дисциплины –органическое соединение теоретического и эмпирического подходов к изучению трудовых ресурсов, проблематики трудоустройства и занятости, акцент на умение анализировать, диагностировать и прогнозировать ситуацию на рынке труда. Этим определяется и характер практической работы студентов, выполняемой ими аналитической контрольной работы, и использование на лекциях и особенно на семинарах методов активного обучения (ролевые игры, кейс-стади, анализ материалов социологических исследований и демографической статистики, «мозговая атака» и др.)

6. Материальное обеспечение учебного процесса

Мультимедийная аппаратура

^ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения)





п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Аудиторные занятия

В том

числе

Самостоятельная работа студентов

лекции

семинары

1.

Трудовые ресурсы. Сущность ресурсного подхода

16

8

4

4

8

2.

Место управления трудовыми ресурсами в системе менеджмента

8

4

2

2

8

3.

Формирование ресурсного подхода в теории и практике управления персоналом

8

4

2

2

8

4.

Трудовые ресурсы: формирование и использование. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов

8

4

2

2

8

5.

Занятость населения: понятие, формы, виды

8

4

2

2

8

6.

Безработица: понятие, типы, причины возникновения, тенденции

16

8

4

4

8

7.

Рынок труда как регулятор занятости, безработицы.

16

8

4

4

8

8.

Государственное регулирование рынка труда и занятости.

8

4

2

2

4

9.

Миграция трудовых ресурсов

8

4

2

2

4

10.

Обеспечение занятости на предприятиях и их связь службой занятости

8

4

2

2

4

11.

Социальные гарантии и компенсации участникам рынка труда

16

8

4

4

8

12.

Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

10

4

2

2

6

Итого

130

64

32

32

66


^ III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Трудовые ресурсы. Сущность ресурсного подхода

Труд как основа жизнедеятельности общества. Социально-экономический анализ труда. Сущность трудовых ресурсов – социально-экономический подход (занятое население, экономически активное население, трудовые ресурсы), подход с позиций организации работы с людьми (кадры – персонал – трудовые ресурсы – человеческие ресурсы). Трудовые ресурсы и трудовой потенциал человека и организации. Основные компоненты трудового потенциала. Этапы ресурсного подхода – принцип «3 РЕ»: ресурс – резерв – реализация.

Семинар (круглый стол) «Трудовые ресурсы: современный подход»

  1. Труд и экономика. Социально-экономический анализ труда.

  2. Основные этапы развития управления персоналом. Особенности этапа «трудовые ресурсы».

  3. Сущность трудовых ресурсов, их состав. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.

  4. Ресурсный подход к персоналу: особенности этапов ресурсного подхода, проблемы и противоречия процесса реализации ресурсного подхода.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.4-6, 40-49.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2001. С.8-14.

  3. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.1-22.

  4. Управление персоналом организации: Учебник /под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006. С.53-64.

Дополнительная

  1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М.-Новосибирск, 1999. С.13-37.

  2. Самыгин С.И. и др. Основы управления персоналом. Ростов н/Д., 2002. С.115-136.

  3. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М., 2005. С.281-291.

  4. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / под ред А.Я. Кибанова. М., 1999. С.16-22.

  5. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург, 1998. С.22-43, 50-60.

Тема 2

Место управления трудовыми ресурсами в системе менеджмента

Менеджмент: функциональный подход (управление, руководство, организация, координация, согласование). Менеджмент как система: сферный подход, институциональный подход, процессуальный подход. Управление персоналом и управление трудовыми ресурсами как вид менеджмента, их связь с другими видами менеджмента (менеджмент организации, стратегический и инновационный менеджмент, управление качеством, антикризисное управление и др.).

Семинар «Место управления трудовыми ресурсами в системе менеджмента»

  1. Менеджмент как система.

  2. Управление персоналом и управление трудовыми ресурсами в системе менеджмента.

  3. Этапы развития менеджмента с точки зрения работы с людьми

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Стратегический менеджмент. Екатеринбург, 2003. С.6-10.

  2. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М., 1997. С.236-250.

Дополнительная

  1. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Технологии. М., 2005. С.6-38.

  2. Менеджмент: Учебник для вузов /под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М., 1998. С.44-62.

  3. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2005. С.73-91.

  4. Самыгин С.И. и др. Основы управления персоналом. Ростов н/Д., 2002. С.3-8.

Тема 3

Формирование ресурсного подхода в теории и практике управления персоналом

Осмысление роли работника в производстве: доклассический этап (Р. Оуэн, К. Маркс, Бэббидж, А. Маршалл и др.). Проблематика человеческого фактора в истории менеджмента: классический этап (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон и др.). Теория «человеческих отношений» и развитие поведенческого менеджмента. Современные теории трудовых и человеческих ресурсов. Человеческий и социальный капитал.

Семинар (конференция) «Становление ресурсного подхода: историко-управленческий анализ»

Обсуждение докладов (рефератов), раскрывающих сущность основных этапов становления ресурсного подхода (доклассический; классический; теория «человеческих отношений» и поведенческий менеджмент; теории человеческого и социального капитала).

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. I. Введение. Становление и развитие теории и практики управления персоналом. Екатеринбург, 2003. С.15-34.

  2. Управление персоналом организации: Учебник /под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006. С.13-31.

Дополнительная

  1. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. С.171-194.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2003. С. 62-80.

  3. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М., 2005. С. 9-28.

  4. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 1998. С.16-26, 84-122.

  5. Уткин Э.А. История менеджмента. М., 1997. С.11-47.

Тема 4

Трудовые ресурсы: формирование и использование

Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

Место трудовых ресурсов в ресурсообеспечении деятельности организации. Специфика трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы и рабочая сила. Воспроизводство и функционирование рабочей силы. Индекс развития человеческого потенциала. Рациональное использование трудовых ресурсов.

Практикум: «Как измерить трудовые ресурсы организации,

муниципального образования, региона, страны?»

Литература:

Основная

1.Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.1-22.

Управление персоналом организации: Учебник /под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006. С.53-64.

3.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М., 1997. С.85-104.

Дополнительная

  1. Население и трудовые ресурсы. Справочник. М., 1990. С.327-355.

  2. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998. С.26-34

Тема 5

Занятость населения: понятие, формы, виды

Сущность занятости. Формы и виды занятости. Структура занятости в зависимости от хозяйственно-правового статуса организаций. Факторы, определяющие занятость населения. Тенденции занятости. Регулирование занятости. Самозанятость и ее особенности.

Семинар «Занятость населения: понятие, формы, виды»

  1. Сущность занятости.

  2. Формы и виды занятости.

  3. Структура занятости

  4. Тенденции занятости.

  5. Регулирование занятости.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

  2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.65-86.

  3. Управление персоналом организации. Практикум / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1999. С.22-32.

Дополнительная

  1. Журавлев П.В. и др. Персонал: Словарь понятий и определений. М., 2000. С.314-318.

  2. Костин Л.А., Зущина Г.М., Султанов Р.М. Рынок труда и теории занятости. М., 1997. С.44-50.

  3. Население и трудовые ресурсы. Справочник. М., 1990. С.327-355.

  4. Экономика и социология труда. М., 2002. С.5-9.

  5. Занятость. Безработица. Служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М., 1996. С.17-22, 47-54, 76-82.

  6. Самыгин С.И. и др. Основы управления персоналом. Ростов н/Д., 2002. С.3-8. Попова

И.П., Седова Н.Н. Дополнительная занятость в успешных адаптационных стратегиях населения// Социс. 2004.№2.

  1. Радаев В.В. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.

Тема 6

Безработица: понятие, типы, причины возникновения, тенденции

Типы и факторы безработицы. Статус безработного. Современные подходы к анализу безработицы. Особенности безработицы в современной России, тенденции и динамика. Социальные последствия безработицы. Организация работы с безработными – важная форма управления трудовыми ресурсами.

Семинар «Социальные проблемы безработицы»

  1. Сущность безработицы: современный подход.

  2. Типы и виды безработицы.

  3. Статус безработного.

  4. Анализ безработицы.

  5. Социальные последствия безработицы.

  6. Особенности безработицы в современной России, тенденции и динамика.

  7. Организация работы с безработными как форма управления трудовыми ресурсами.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

  2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.87-109.

  3. Управление персоналом организации: Учебник /под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006. С.72-74.

Дополнительная

  1. Занятость и государство в переходной экономике. М., 1998.

  2. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., 1998.

  3. Управление персоналом организации. Практикум / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1999. С.22-32.

  4. Занятость. Безработица. Служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М., 1996. С.17-22, 47-54, 76-82.

Тема 7

Рынок труда как регулятор занятости, безработицы

Сущность рынка труда. Особенности рынка труда от других видов рынка. Виды рыков труда. Внешний и внутренний рынки труда, их взаимосвязь. Структуризация и сегментация рынков труда. Соотношение спроса и предложения на рынке труда. Анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда. Тенденции и динамика рынка труда в современной России. Особенности муниципального и регионального рынка труда.

Семинар «Рынок труда как регулятор занятости, безработицы»

  1. Сущность и особенности рынка труда.

  2. Виды рыков труда. Внешний и внутренний рынки труда, их взаимосвязь.

  3. Структуризация и сегментация рынков труда.

  4. Соотношение спроса и предложения на рынке труда.

  5. Анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда.

  6. Тенденции и динамика рынка труда в современной России.

  7. Особенности муниципального и регионального рынка труда.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

  2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.23-60.

Дополнительная

  1. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М., 2001. С.33-44

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2003. С.38-48.

  3. Матафанов М.Е. Современная динамика Екатеринбургского рынка труда и планирование кадрового обеспечения. Екатеринбург, 2002. С.32-45.

  4. Экономика труда и социально-трудовые отношения//Под ред Меликьяна Г.Г. М., 1996. С.117-124.

Тема 8

Государственное регулирование рынка труда и занятости

Принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Механизм реализации государственной политики занятости. Нормативные акты и государственные органы (службы занятости, биржи труда), регулирующие занятость. Взаимодействие государственных и негосударственных служб в реализации политики занятости и рекрутинга.

Семинар «Государственное регулирование рынка труда и занятости»

  1. Государственная политика в области занятости населения: принципы и направления.

  2. Механизм реализации государственной политики занятости.

  3. Взаимодействие государственных и негосударственных служб в реализации политики занятости и рекрутинга.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

  2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.23-62.

  3. Смирнов С.Н., Сидорова Т.Ю. Социальная политика. М., 2004. С.363-384.

Дополнительная

  1. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М., 2001. С.33-44

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2003. С.38-48.

  3. Плакса В.И. Безработица Ии эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М., 1999. С.8-14.

  4. Экономика труда и социально-трудовые отношения//Под ред Меликьяна Г.Г. М., 1996. С.117-124.

  5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001. С.17-41.

Тема 9

Миграция трудовых ресурсов

Сущность, виды, причины миграции трудовых ресурсов. Анализ и прогнозирование миграционных процессов. Особенности миграционных процессов в современной России. Миграционная политика. Управление миграционными процессами. Нормативные акты и государственные органы, регулирующие миграционные процессы.

Семинар «Миграция трудовых ресурсов»

  1. Сущность и виды миграции трудовых ресурсов, её причины и факторы.

  2. Анализ и прогнозирование миграционных процессов.

  3. Особенности миграционных процессов в современной России.

  4. Миграционная политика и управление миграционными процессами.

Обсуждение книги :Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006.

Тема 10

Обеспечение занятости на предприятиях и их связь службой занятости

Ситуация на рынке труда и ее влияние на работу с персоналом организации. Обратное влияние качества работы с персоналом организации на рынок труда. Типы кадровых служб, особенности их стратегии и политики на рынке труда. Рекрутинг.

Семинар «Кадровые службы и службы занятости:взаимодействие»

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.7-24.

  2. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.138-150.

Дополнительная

  1. Рынок труда /Под ред. В.С. Буланова и П.А. Волгина. М., 2000. С.136-142.

Тема 11

Социальные гарантии и компенсации участникам рынка труда

Сокращение рабочей силы: защита высвобожденных работников. Социальные гарантии и компенсации потерявшим работу. Социальные гарантии и компенсации высвобожденным с предприятий. Социальные гарантии и компенсации впервые ищущим работу. Социальные гарантии безработным.

Семинар «Социальные гарантии и компенсации участникам рынка труда»

  1. Сокращение рабочей силы: защита высвобожденных работников.

  2. Социальные гарантии и компенсации потерявшим работу.

  3. Социальные гарантии и компенсации высвобожденным с предприятий.

  4. Социальные гарантии и компенсации впервые ищущим работу.

  5. Социальные гарантии безработным.

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. II. Кадровая политика фирмы. Екатеринбург, 2003. С.52-57.

  2. Трудовой кодекс РФ. М., 2006. Раздел VII. Гарантии и компенсации. С.111-123.

Дополнительная

  1. Рынок труда / под ред. В.М. Русакова. Екатеринбург, 2003. С.138-150.

  2. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. М., 1997. С.23-31.

Тема 12

Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

Модели рынка труда: американская, японская европейская. Мировой опыт разработки программ занятости, трудоустройства, профориентации, мер по снижению безработицы и социальной защите безработных.

Семинар (конференция) «Зарубежный опыт регулирования процессов занятости»

Литература:

Основная

  1. Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов социально-экономических специальностей. Вып. I. Введение. Становление и развитие теории и практики управления персоналом. Екатеринбург, 2003. С.36-52.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001. С.24-29.

Дополнительная

  1. Гончаров В.В. Специфика управления важнейшими ресурсами. М., 1998. С.9-32.

  2. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. М., 1997. С.11-18.

  3. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998. С.8-15.

^ IV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИМУМ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Баланс трудовых ресурсов – система показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их распределение и использование по отраслям и сферам занятости.

  • Безработица – социально-экономическое явление, характеризующееся наличием лиц в трудоспособном возрасте, не имеющих подходящей работы, ищущих ее и готовых к ней приступить.

  • ^ Государственное регулирование рынка труда и занятости – характеристика роли государства в механизме регулирования рынка труда как системы нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры (субъекты рынка труда) при реализации политики занятости. Эта роль – двуединая: государство (в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов) определяет, реализует, контролирует исполнение системы нормативных актов, наказывает за их нарушение и – одновременно – выступает одним из партнеров (работодатель).

  • ^ Занятость населения – совокупность лиц, которые в рассматриваемый период или работали по найму за вознаграждение (полный или неполный рабочий день); не по найму (самостоятельно или с компаньонами); без оплаты (на семейном предприятии); или временно отсутствовали на работе (болезнь, уход за больным, отпуск, забастовки и т.д.).

  • ^ Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических (мускульных) и умственных (интеллектуальных) качеств, которые он может применить в трудовой деятельности по обеспечению производства вещей, услуг, информации. Р.с. – «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает живая личность человека, и которые пускаются им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости» (К. Маркс).

  • ^ Рекрутинг (рекрутмент) – деятельность по заполнению имеющихся у заказчика вакансий (вакантных рабочих мест) компетентными специалистами в соответствии с требованиями заказчика; формирование на этой основе списка кандидатов – с целью последующего приема их на работу.

  • ^ Ресурсный подход в управлении персоналом – понимание персонала организации с точки зрения возможностей эффективного использования трудового и личностного потенциала каждого работника для достижения целей организации (ориентир для менеджера персонала: видеть в работнике не достигнутое, а то, чего он может – при благоприятных условиях – достичь, или применительно к обучению – не обученность, а обучаемость).

  • Рынок труда – специфический вид рынка, форма проявления рыночных отношений в сфере обращения и функционирования рабочей силы; основанный на отношениях обмена и конкуренции механизм взаимодействия между работодателем и наемным работником, желающим быть занятым на рабочем месте, адекватном его профессиональным навыкам и умениям. Конкретизацией рынка труда обычно выступает рынок рабочих мест; механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. Емкость совокупного рынка труда = совокупное предложение (наемная сила из числа экономически активного населения) — совокупный спрос (общая потребность экономики в наемной рабочей силе).

  • ^ Службы занятости – учреждения муниципального, регионального и федерального уровня, ориентированные на удовлетворение кадровых потребностей работодателей, профессиональных запросов граждан, учет незанятых и регистрацию безработных, осуществление социальной помощи различным группам незанятого населения; посредники между работодателями и незанятым населением, регулирующими их взаимоотношения в условиях безработицы.

  • ^ Социальные гарантии и компенсации различным группам работников – средства, способы и условия с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; включая компенсации (денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей).

  • ^ Структуризация и сегментация рынков труда - маркетинговые исследования спроса и предложения на рынке труда по социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам.

  • ^ Трудовой потенциал работника – «мера его наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей социализации, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность» (Н.И. Шаталова)

  • ^ Экономически активное население – включает занятое население и тех незанятых, кто активно ищет работу.

  • Этапы реализации ресурсного подхода: ресурс (потенциальные возможности) – резерв (подготовка, включая обучение, повышение квалификации, тренинги и т.д., к реализации) – реализация (осуществление потенциала на практике). Нестыковка между этапами определяет противоречия ресурсного подхода.


^ V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

(очной, заочной форм обучения)

1. Материалы для подготовки домашних заданий по темам курса

и обсуждения на практических и семинарских занятиях

^ 1.1. Материалы Круглого стола «Трудовые ресурсы: современный подход».

Задание 1.1.1. Выявите основные причины возрастание значения человеческого фактора в условиях современной цивилизации и развития рыночной экономики в России. Определите, как это сказалось на теории и практике управления персоналом.

В современных условиях качественно обновляется и резко усложняется вся хозяйственно-экономическая деятельность трудовых коллективов. В процессе развития рыночной экономики в России меняются организационно-хозяйственные формы предприятий, их внешние и внутренние связи подчиненности и управления. Затянувшийся социально-экономический кризис в стране негативно сказывается на стабильности трудовых коллективов, эффективности их деятельности, на стимулировании и мотивации труда работников. В переходные периоды, подобные нынешнему, объективно на первый план перед руководителями предприятий и фирм, их служб и подразделений выступают проблемы сиюминутные, проблемы выживания – сохранение уровня производства или снижение спада производства, обеспечение сбыта продукции и возрождение нарушенных хозяйственных связей, сохранение персонала предприятия (по крайней мере – его основного костяка, квалифицированных кадров), его социальной инфраструктуры, реализация в той или иной форме основных традиционных социальных функций предприятия. В той мере, в какой удается (хотя бы частично) решать эти проблемы, можно говорить об эффективности работы управленцев-менеджеров предприятия, фирмы – от высшего до среднего и низшего звена. Но парадоксальность ситуации состоит в том, что на основе сиюминутной стратегии, стратегии выживания кризис предприятия и коллектива можно лишь отодвинуть, отсрочить. Лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию, обеспечить эффективность жизни и производственной

деятельности коллектива фирмы.

Особую, ключевую роль в этом играет оптимизация управления персоналом, разработка перспективных кадровых стратегий. Мировая практика подтвердила, что конкурентоспособность фирм и организаций определяется не только высокоэффективными технологиями и современной техникой, но и верным подбором работников, их развитием, повышением квалификации. Одновременно изменяется, развивается и обогащается сами подходы к управлению персоналом: человек (работник) начинает рассматриваться как основной фактор достижения целей организации, источник ее доходов и важный объект инвестиций, жесткая регламентация (и контроль) его трудовой деятельности сменяются ориентацией на развитие личной творческой инициативы, сочетание внешнего контроля с самоконтролем.

Задание 1.1.2. Проанализируйте основные этапы становления ресурсного подхода, выявите качественные изменения в работе с кадрами на каждом из этапов. Определите, на каком из этапов находятся сегодня российские предприятия в целом, каковы особенности того предприятия, на котором вы проходили практику или работаете (работали)?


Человеческие

ресурсы

ресурсы

Трудовые

ресурсы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Организация предпринимательской деятельности» разработан в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505
Охватывают тематику курса «Управление организацией», которая представлена в приложении 1
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconОтчет по организационно экономической практике в ОАО «урса банк»...
Целью прохождения практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Инновационный менеджмент»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и Кредит»
Антимонопольное управление. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит». Екатеринбург: Уральский...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» icon«Управление персоналом»
Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconПрограмма производственной практики для студентов, обучающихся по...
Козина О. А. Программа производственной практики для студентов, обучающихся по специаль­ности 080505. 65 «Управление персоналом»
Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconПрограмма преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности...
Козина О. А. Программа преддипломной практики для студентов, обучающихся по специаль­ности 080505. 65 «Управление персоналом»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница