Семьям детей с отклонениями в развитии




НазваниеСемьям детей с отклонениями в развитии
страница1/23
Дата публикации02.03.2013
Размер3.4 Mb.
ТипКнига
skachate.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ВЫСШАЯ ШКОЛА

В.В. ТКАЧЕВА
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

помощи

СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебное пособие
для студентов педвузов

АС

АСТ • Астрель Москва

УДК 376 ББК 74.3 Т48

СОДЕРЖАНИЕ

Ткачева, В.В.

Т48 Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. -318, [2] с. — (Высшая школа).

15ВК 978-5-17-045822-6 (ООО «Издательство АСТ») 13ВК 978-5-271-17138-3 (ООО «Издательство Астрель»)

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, — новое направление в социальной психологии.

Книга является первым учебником, в котором раскрываются теоретические подходы к воспитанию в семье детей с отклонениями в развитии и предлагаются психотерапевтические приемы по оказанию помощи семье.

Представлена авторская методика коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, отражена специфика преемственности в работе с другими реабилитационными учреждениями.

Виктория Валентиновна Ткачева — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и кли­нических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор много­численных работ по проблеме психологической поддержке семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Пособие предназначено для студентов дефектологических и психологических факультетов, практикующих психологов, де-фектологов, психотерапевтов, а также родителей.

УДК 376 ББК 74.3

Подписано в печать 05.05.2007. Формат 84x108 '/и-усл. печ. л. 16,8. Тираж 3000 экз. Заказ № 5461 Э.

978-5-17-045822-6 (ОО.О «Издательство АСТ») 978-5-271-17138-3 (ООО «Издательство Астрель»)

© В.В. Ткачева, 2007

© ООО «Издательство Астрель», 2007

Введение...................-------------—--- °

^ РАЗДЕЛ I ——————————————————————————— 9

Глава 1. Предпосылки к формированию

нового направления в специальной психологии —

психологической помощи семье ребенка

с отклонениями в развитии 9

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии,

в исторической ретроспективе.......................................... 9

Философские подходы к пониманию природы

человеческого отношения к дефекту.................................. 25

Психотерапевтические истоки психологической

помощи семье ребенка с отклонениями в развитии ............. 31

^ Личность и стресс .................................................... 31

Проблема личности в семье........................................ 43

Роль семьи и родителей в воспитательном процессе

в разные исторические эпохи ........................................... 47

Современные исследования семей, воспитывающих детей

с отклонениями в развитии .............................................. 52

Глава 2. ^ Теоретические основы психологической помощи

семье ребенка с отклонениями в развитии

Теоретико-методологическое обоснование

психологической коррекционной работы

с семьей, воспитывающей ребенка

с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения ............................—

Цели, задачи и принципы

психологической коррекционной работы

с семьей ребенка с отклонениями в развитии,...——...........61

71Глава 3. ^ Организационные основы психологической

коррекционной работы с семьями,

воспитывающими детей с отклонениями в развитии 74

Психологическое консультирование родителей детей

с отклонениями в развитии в медицинском учреждении ...... 74

Организационные аспекты деятельности и задачи

специальных дошкольных учреждений (ДОУ)

в работе с семьями воспитанников.................................... 77

Специальная школа (реабилитационный центр)

и семьи воспитанников .................................................... 83

Образовательно-просветительская работа с родителями ...... 84

Административно-информационный блок.................... 85

Медицинский блок...................................................... 86

Педагогический блок.................................................. 88

Блок социально-правовой поддержки ........................... 91

^ Психологический блок................................................ 92

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии .......... 93

Диагностика, консультирование

и психологическая коррекция........................................... 93

Формы работы с родителями воспитанников

в специальных школах и реабилитационных центрах........... 97

Роль психолога в организации работы специалистов

с родителями воспитанников............................................ 100

Глава 4. ^ Особенности семейного воспитания детей

с отклонениями в развитии 102

Принципы семейного воспитания...................................... 102

Дисгармоничные модели воспитания в семьях

с проблемными детьми..................................................... 106

Модель «сотрудничество» как оптимальная

форма воспитания ребенка с отклонениями в развитии....... 112

^ Глава 5. Методика психологической помощи семьям, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Технологии психологической коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии ..............................

118

Технологии психологической коррекции личностной межличностной сфер родителей..................................... 125

^ Психолого-педагогическая коррекция........................... 125

Психологическая коррекция

(индивидуальная и групповая) .................................... 147

РАЗДЕЛ II ———————————————————————————— 180 Практикум 1 «Гармонизация отношений между матерью и ребенком: психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». Конспекты групповых психокоррекционных занятий ........... 180

Практикум 2 «Гармонизация внутрисемейных отношений:

мама, папа я — дружная семья».

Конспекты групповых психокоррекционных занятий ........... 229

Литература для специалистов ........................................... 289

Литература для родителей................................................ 290

Приложение 1. Документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специальных учреждений............ 292

Приложение 2. Рекомендации родителям детей

с отклонениями в развитии .............................................. 306

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в оказании психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями разви­тия, обуславливается наличием огромного числа разно­образных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. К числу наиболее актуальных относятся: принятие или непринятие родителями ребенка с психо­физическими недостатками; преодоление социальных проблем, связанных с ощущением себя родителем ре­бенка не такого, как у всех; организация ухода за ним; преодоление учебных и воспитательных проблем, а в случае необходимости и сопровождение ребенка в тече­ние всей жизни.

Наш опыт психолого-педагогического консультиро­вания семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, позволил определить ряд проблем, характер­ных для таких семей:

— низкий уровень реабилитационных возможностей семей для оказания помощи ребенку с недостатками в развитии;

— низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, отсутствие необходимых педагогических знаний и низкая мотивация к их приобретению;

— высокий уровень психической травмированности родителей (лиц, их замещающих), вызванный рождением ребенка с психофизическими недостатками;

— пассивность позиции родителей в отношениях «родитель — ребенок с проблемами в развитии — спе­циалист».

Большинство родителей не могут правильно оценить реальные возможности своего ребенка, не понимают целей и задач специальных психолого-педагогических мероприятий, которые проводят специалисты, и часто отвергают их помощь, замыкаясь в собственном горе.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии — новое направление в специальной психологии, которое решает пробле­мы, возникшие в таких семьях, оказывая помощь как детям с отклонениями в развитии, так и их родителям.

В пособии «Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии» представле­ны теоретическое обоснование и методика психологи­ческой помощи семье ребенка с отклонениями в разви­тии. Эта книга является первым в отечественной науке учебным пособием по данной тематике.

Цель пособия — обеспечить студентов дефектологи­ческих, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, других специалистов теоретическими и практическими материалами, необходимыми в коррекционной психо­логической работе с семьями, имеющими детей с недос­татками в психофизическом развитии.

Пособие представляет интерес для специалистов, работающих в учреждениях как общего, так и специаль­ного образования, в центрах лечебной педагогики, ме­дицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Может быть использовано в системе среднего специального и высшего образования при чтении лекционных курсов «Специальная психоло­гия», «Психолого-педагогическая диагностика», «Орга­низация и содержание специальной психологической помощи», «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», «Психологическая помощь семье, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии», а так­же различных спецкурсов и практикумов по данной проблематике.

Пособие состоит из теоретического и практического разделов, а также приложений. Теоретическая часть включает пять глав.

В первой главе представлен ретроспективный анализ предпосылок к формированию нового направления в спе­циальной психологии — психологической помощи се­мье ребенка с отклонениями в развитии, включающий ис­торические, философские и психотерапевтические истоки.

Во второй главе раскрыты концептуальные положе­ния теоретических основ психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в раз­витии, а также определены цели, задачи и принципы ВВЕДЕНИЕ деятельности специального психолога в работе с семьей данного типа.

Третья глава посвящена вопросам организации коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. В ней отражена специфика деятельности различных специалистов дошкольных и школьных специальных образовательных и реабилита­ционных учреждений при осуществлении взаимодейст­вия с родителями воспитанников.

В четвертой главе представлены особенности семей­ного воспитания детей с отклонениями в развитии. Рас­крыто содержание принципов адекватного семейного воспитания и модели «сотрудничество»,

В пятой главе изложена авторская методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с 'отклонениями в развитии, включающая техники психо­логической коррекции в работе с детьми и взрослыми, индивидуальный и групповой подходы в работе с роди­телями детей с отклонениями в развитии.

Каждую главу завершают контрольные вопросы и задания.

Практическая часть учебного пособия представлена двумя практикумами в виде конспектов групповых психо-коррекционных занятий: «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии»; «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа я — дружная семья». Практикумы заверша­ются списком литературы для специалистов и родите­лей.

В приложениях представлены материалы, которые рекомендуется использовать в практической работе с семьями (документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специ­альных учреждений; продукты деятельности родителей и детей в процессе психокоррекионных занятий; реко­мендации родителям детей с отклонениями в развитии).

Автор учебного пособия искренне благодарит за поддержку и ценные рекомендации и советы своих учи­телей: доктора психологических наук И.Ю. Левченко, доктора психологических наук В,И. Лубовского, докто­ра психологических наук В.Г. Петрову.
РАЗДЕЛ I
Глава 1
предпосылки к формированию нового направления в специальной психологии — психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии
^ Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, в исторической ретроспективе

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения се­мьи и общества прошли путь от диктата социума, пред­писывающего избавляться от неполноценных младен­цев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситу­ация проблемности возникает в семье с момента рож­дения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны.

Генезис проблемы такой семьи детерминирован ис­торией отношения обшества к лицам с психофизиче­скими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в ис­тории этих взаимоотношений.
Избавление от неполноценных лиц,

включая новорожденных, как форма самозащиты

человека и государства в древнем мире
Восприятие здоровыми согражданами лиц, имею­щих физические и психические недуги, в разные ис­торические эпохи имело свои особенности и скла­дывалось по-разному. Так, история отношения к ано­мальным детям в Древней Греции и Древнем Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Арис­тотель, Платон). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н.э.), предписывающий своим согражданам умерщв­лять физически неполноценных младенцев, руководст­вуясь, по мнению римского философа Сенеки, «прави­лами разума: отделять негодное от здорового». Роди­тельские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц и лишало их граждан­ских прав, включая в эту категорию как бедных, так и богатых граждан.

Период Средневековья не принес положительных изменений в жизнь семей душевнобольных. В мировоз­зрении людей того времени доминировали суеверия. «Носитель недуга воспринимался как существо непол­ноценное, а потому и не заслуживающее внимания. Ин­валид не мог рассчитывать даже на нейтральное отно­шение окружающих, т.к. большинство из них в рассмат­риваемый период было убеждено, что глухота слепота, сумасшествие, врожденное уродство есть наказание че­ловеку за грехи, либо вмешательство в его судьбу Сата­ны» (Н.Н. Малофеев, 1996). Православие по сравнению с католицизмом отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников бо­га. Свидетельства этому мы находим в литературных ис­точниках (А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.А. Бунин, Жития святых угодников; Н.С. Лесков и т.д.).
Возникновение и развитие гуманистического отношения к аномальным лицам
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрож­дения позволяет человеку впервые взглянуть на себя от­крыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отно­шении лиц с психофизическими недостатками. Одним
из первых педагогов, высказавших мысль о необходи­мости проявления заботы о воспитании и обучении сла­боумных и обосновавшим свою позицию философски, был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал, что учить можно всех аномаль­ных детей. В этой связи он писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственно отсталых, которым из-за физического не­достатка невозможно в достаточной мере привить зна­ния? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».

Понимание необходимости в оказании помощи ли­цам с физическими и психическими недостатками и ак­тивизация такой помощи приобретает особую значи­мость к началу -XVIII в. Литературные источники под­тверждают, что впервые возможность воспитывать и учить слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX в. известным французским психиатром Жаном Итаром, который предпринял попытку обучить мальчика Виктора, найденного им в лесу под городом Авероном.

Позже, в середине XIX в., проблема начинает рас­сматриваться уже как научная.

Первые опыты изучения, лечения, обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии и привлечение для реализации этих целей членов их семей
Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги — врачи, которые результатами своей деятельности дока­зывают возможность лечения и воспитания лиц с от­клонениями в развитии (Ф. Пинель, Ж. Эскироль, 1838; Сеген, 1903 и др.). Они же становятся первыми на­ставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания и обучения лиц с аномалиями занимались Ж. Демор, Ж. Декроли, М. Монтессори, Т. Симон, Ж. Филипп и другие.

В России первый отечественный опыт положитель­но влияния семьи на состояние душевнобольного.

О включении родительской темы в спектр обсуждае­мых вопросов свидетельствуют труды и публикации из­вестных психиатров, психологов и педагогов начала XX в. Представляют интерес публикации Ж. Демора, кото­рый, согласно мнению Г. И. Россолимо, был «одним из лучших специалистов в Европе» того времени по про­блеме аномального детства. Его монография «Ненор­мальные дети, их воспитание дома и в школе», вышед­шая в России в 1909 г., охватывала широкий спектр вопросов, касающихся аномальных детей, включая проблему их контактов с родителями, а также просве­щения.

В монографии немецкого ученого и педагога Б. Меннеля «Школы для умственно-отсталых детей», переведенной на русский язык в 1911 г. врачом М. Вла­димирским, дается систематическое изложение вопроса о состоянии школ для умственно отсталых детей в Германии, отдельная глава («Родители и жизненные усло­вия ученика») посвящается проблемам родителей подо­печных.

Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейного патронажа психически больных. В 1882 г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возгла­вил его известный врач и педагог И.В. Маляревский. Опытом работы в подобных учреждениях заинтересова­лись в то время и за рубежом. В.М. Бехтерев, отвечая на вопрос одного из западных корреспондентов, сооб­щал, что «12 учреждений такого рода достигают успехов в этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых» (А.М. Шерешевский, 1978).

В применяемых Маляревским и его последователя­ми мерах врачебного воздействия и воспитания огром­ное значение имела диагностика взаимоотношений в семьях и выявление неправильного воспитания в фор­мировании проявлений душевной болезни. Уделяя осо­бое внимание семейному воспитанию, Маляревский от­мечал (И.В. Маляревский, 1886), что педагогическая не­умелость родителей приводит в домашних условиях к образованию в детях развитого эгоизма, отсутствию со­знания долга перед окружающими, к излишнему само­любию, нередко принимаемому за душевное страдание. Исправление дефектов воспитания осуществлялось вра­чом в процессе бесед, проводимых с ребенком раздель­но или, по мере надобности, вместе с родителями. Для родителей отдельно проводились «совещания», на кото­рых раскрывались недостатки семейного воспитания.

Таким образом, лучшими представителями отечест­венной медицинской и педагогической науки еще в XIX веке были заложены традиции использования влияния семьи для разрешения лечебных и воспита­тельных проблем больного ребенка. Содержание работы с родителями имело рекомендательный характер вплоть до середины XX в.

Развитие этих традиций нашло свое продолжение в России и в советскую эпоху в работах ведущих отечест­венных психологов, педагогов, психиатров: Н.Л. Бело-польской, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Е.К. Гра­чевой, С.Д. Забрамной, М.В. Ипполитовой, И.Ю. Лев­ченко, Э.И. Леонгард, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, Л.И.Солнцевой, Е.А. Стребелевой, Г.Я. Трошина, Г.В. Цикото и др. Однако следует при­знать, что акцент на общественном воспитании, доми­нирующий в тот период, значительно ограничил воз­можность использования семейного фактора.
Изучение последствий эмоционального стресса

у родителей детей, имеющих отклонения в развитии
Проблема изучения проявлений эмоциональных расстройств у родителей детей, имеющих отклонения в развитии, впервые возникла и стала обсуждаться в про­фессиональных кругах в XX в. Одним из первых упоми­нает о травмирующем воздействии душевнобольного на семью Э. Крепелин «...большинство из них живут десят­ки лет в состоянии слабоумия и полной беспомощности и составляют для семьи и для общества тяжелое, с каж­дым годом возрастающее бремя».

Первые исследования, освещающие этот аспект проблемы, появились за рубежом, и к настоящему моменту их насчитывается более двухсот. Возглавляет это список работа М. Stone «Parental attitudes to retardation» (букв.: М. Стоун «Родительское отношение к проблемам отставания у детей»), появившаяся в 1948 г. В ней впер­вые были описаны примеры неадекватного родитель­ского поведения, возникшие в связи с нарушениями развития ребенка.

Описывая проблемы, возникшие в таких семьях, ав­торы обращают внимание на различные особенности влияния ребенка с психофизическими нарушениями на жизнь семьи. Они характеризуют это воздействие как физический, финансовый и эмоциональный стресс (К.S. Illingworth, F. Stang). Некоторые авторы предлага­ют ввести понятие реабилитации в отношении этих се­мей, целью которой является обеспечение их эмоци­ональной стабильности и освобождение от психическо­го стресса.

Большинство зарубежных авторов описывают широ­кий диапазон невротических и психотических рас­стройств у родителей умственно отсталых детей (D. Goldberg, O.J. Leeson, B.M. Caldwell, S.B. Guze, H.Molony, J.H.Walker). Среди рассматриваемых проб­лем у исследователей вызывает интерес степень выра­женности и длительности эмоционального стресса у ро­дителей и других близких. Некоторые авторы обращают внимание на смягчение эмоциональных расстройств в среднем спустя лишь десять лет после рождения умст­венно отсталого ребенка (J. R. Thurston). Отмечается также тенденция к социальной изолированности и от­чужденности таких семей.

В некоторых публикациях рассматриваются слож­ные проблемы, возникающие в семье в связи с рожде­нием ребенка с психофизическими нарушениями: пла­нирование последующей беременности, взаимоотноше­ния с сестрами и братьями, стабильность семьи, изменившийся социальный статус родителей (F.J. Schonell, B.H. Watts).

Особое место в публикациях занимает проблема вы­явления форм и этапов адаптации к стрессу семьи, вос­питывающей аномального ребенка. Эта проблема вызы­вает острые дискуссии в зарубежной литературе.

Детальное рассмотрение переживаний родителей как процесса адаптации к новой жизненной ситуации при­водится в монографии Э. Шухардт (1979). Автор пред­лагает свою периодизацию кризисных состояний эмо­циональной сферы родителей:

1) Неизвестность, неопределенность. Состояние па­нического ужаса перед неизвестным, переживание шо­ка ощущение того, что рушится привычная «нормаль­ная» жизнь.

2) Известность, определенность. Противоречие меж­ду пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.

3) Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.

4) Активная хаотичная деятельность. Попытка овла­деть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого по­ведения: поиск медицинского «светила» — экстрасенса, врача-волшебника — или поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу.

5) Депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе.

6) Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.

7) Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития ребенка, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное по­строение и осуществление жизненных планов.

8) Солидарность. Объединение с другими родителя­ми, имеющими аналогичные трудности.
Изучение психопатологических расстройств у родителей детей с отклонениями в развитии
Проблеме изучения психотравмирующего влияния Детей с отклонениями в развитии на семью и возник­новения психопатологических расстройств у родителей таких детей посвящены работы, большая часть которых выполнена зарубежными учеными. В них описываются психопатологические расстройства, возникающие у ро­дителей (преимущественно у матерей) как следствие психического стресса в результате рождения аномального ребенка (C.H. Davis, J.R. Thurston, O.G. Leeson, L.G. Miller, K. Stevenson, и др.).

В нашей стране этот аспект проблемы наиболее пол­но впервые был освещен в работах Р.Ф. Майрамяна (1974, 1976). Предметом его исследований являлась се­мья умственно отсталого ребенка. Впервые ситуация, сложившаяся в результате рождения в семье больного ребенка, рассматривалась как «психотравмирующая, за­трагивающая значимые для личности матери ценности» (Р.Ф. Майрамян, 1976). Автор считает, что блокирова­ние достижения психологически значимой для матери цели — восстановления психического здоровья ребен­ка — является одной из причин возникновения у нее самых различных психопатологических расстройств.

Травмирующая ситуация рассматривается в качестве источника нарушения психического здоровья и резкого изменения сложившегося жизненного стереотипа. Пси­хическая травма тем более выражена, чем более для ма­тери было значимым рождение здорового ребенка. Обычно это отмечается в тех семьях, где ребенок был первенцем, что согласовывается с данными и других ав­торов (L. G. Miller, Н. Мо1опу).

Обследование матерей, имеющих детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, проведенное Майрамяном, показало выраженность психопатологиче­ских нарушений и преобладание у женщин аффектив­ных расстройств. Было отмечено, что характер психопа­тологического синдрома зависит от длительности забо­левания ребенка, преморбидных особенностей личности матери и факторов социального окружения.

Динамика психогенного заболевания характеризует­ся Майрамяном как смена психопатологических нару­шений затяжными невротическими синдромами, а за­тем формированием различных типов патологического развития личности. Было отмечено, что у матерей умст­венно отсталых детей наблюдаются психопатологичег ские нарушения: синдром тревожной депрессии, выраженный аффект тоски и др. Они сопровождаются пси­хосоматическими расстройствами: колебаниями АД, головными болями, тошнотой, бессонницей, наруше­ниями терморегуляции, нарушениями менструального цикла, психогенным зудом, крапивницей, ранним кли­максом и др. По мнению автора, выявленные наруше­ния более выражены и чаще наблюдаются у личностей, преморбидно отличающихся акцентуированными черта­ми характера.

Серьезный анализ результатов воздействия психо-травмирующей ситуации на личностные особенности родителей и выявление взаимосвязи между их откло­няющимся поведением и особенностями аномалии раз­вития их ребенка проведен Б.А. Воскресенским (1975, 1979). Целью одного из его исследований была попытка изучить особенности психотравмирующего воздействия стресса на личностные особенности родителей детей с двигательными расстройствами церебрального проис­хождения. Им отмечалось, что «психотравмирующие переживания включают в себя фактор перенапряжения, истощения, но ведущим, «ключевым» является наруше­ние привычного стереотипа — трудность в принятии ре­шения, проблема выбора». По мнению автора, пробле­ма выбора может возникать при различных психических травмах, но именно она сама по себе, независимо от житейского содержания события, является «ключевым» Для определенной личности (определенного уровня и типа реагирования) переживанием, влияющим и на форму дезадаптации (неврастения, невроз навязчивых состояний и истерический невроз).

Той же проблеме были посвящены работы В.А. Виш­невского (1984, 1985), и диссертационное исследование «Динамика депрессивного невроза» (В.А. Вишневский, 1987). В задачи исследования входило изучение особен­ностей психогенного реагирования родителей на крайне тяжелую психотравмирующую ситуацию — появление в семье ребенка с инвалидизирующим заболеванием. Ис­следование 143 родителей показало, что воздействие Длительной, неразрешимой, объективно крайне тяжелой Психической травматизации — рождение в семье больного ребенка с детским параличом — в двух третях слу­чаев вызывает у матерей появление депрессивной симп­томатики, которая затем проявляется в следующих фор­мах: депрессивный невроз — затяжная невротическая депрессия — депрессивное невротическое развитие лич­ности.

Изучение психотравмирующего воздействия нару­шенного развития ребенка на психику его родителей и исследование межличностных особенностей матермнско-детских взаимоотношений в подобных семьях полу­чило свое продолжение в работе коллектива ученых, возглавляемого И.А. Скворцовым (И.А. Скворцов и др., 1995) на базе Научно-терапевтического Центра профи­лактики и лечения психоневрологической инвалиднос­ти. Целью собственно психологического исследования, проведенного в этом Центре, являлось изучение мате­ринской позиции женщин, дети которых страдают дет­ским церебральным параличом. Обследование проводи­лось с помощью стандартизированных методик СМИЛ (ММР1) и ДМО (методика Т. Лири). В результате ис­следования по СМИЛ были выделены четыре группы матерей: доминирующие, агрессивные, подчиненные и дружелюбные. В каждой группе на основе анализа теста ДМО рассматривались межличностные отношения в диаде «мать — дитя». Полученные данные сопоставля­лись с возрастом и полом ребенка, формой и тяжестью течения длительного инвалидизирующего заболевания — детского церебрального паралича, а также с оценками дефекта интеллекта и коммуникабельности ребенка.

При сопоставлении типов профилей развития детей и типов отношения к ним матерей были выявлены сле­дующие закономерности. Наибольшее число детей с нормальным психическим развитием (50% от общего количества) принадлежит матерям, имеющим «друже­любный» ''тип отношений. Одновременно наибольшее количество детей с выраженным статико-моторным и психоречевым недоразвитием оказалось у матерей с «аг­рессивным» типом отношений. Согласно полученным статистическим данным, в Центр на лечение попадает небольшое число матерей с тяжелобольными детьми, соотносимых с «дружелюбным типом». Данный факт авторы объясняют тем, что эти матери не обнаруживают в себе упорства и решимости взяться за лечение своего ребенка. Они соглашаются с бесперспективностью бу­дущего ребенка и оставляют его без лечения.

Напротив, матери, относимые к «агрессивному» ти­пу, обладают такими чертами, как ригидность, настой­чивость в достижении намеченной цели и отстаивании своих убеждений. Эти матери ориентируются на свои внутренние критерии оценки сложившейся жизненной ситуации. Даже имея тяжелобольного ребенка, матери «агрессивного типа» проявляют больше внутренних ре­зервов для его лечения, требующего значительного вре­мени и усилий. В исследовании также высказывается предположение о том, что тяжесть течения болезни у детей может способствовать психическим сдвигам в личностных характеристиках их матерей.

Сравнительный анализ формирования представле­ний об умственно отсталом ребенке у его родителей и посторонних лиц представлен эмпирическим исследо­ванием В.В. Юртайкина и О.Г. Комаровой (1996). Ав­торы рассматривают влияние умственно отсталого ре­бенка на семью, используя не прямой, а косвенный (опосредствованный) подход. Такой подход, по мнению авторов, позволяет существенно смягчить защитную ре­акцию родителей и получить объективную картину их представлений о ребенке. С этой целью в исследовании выделяются две группы испытуемых: родители умствен­но отсталого ребенка (22 чел.) и посторонние лица (34 чел.) В качестве предмета изучения выступают отли­чительные характеристики представлений об образе ум­ственно отсталого человека, формируемого у разных ка­тегорий испытуемых.

Анализ полученных результатов показал, что умст­венно отсталый человек обеими группами воспринима­лся негативно. В описаниях практически отсутствуют какие-либо упоминания о положительных чертах или способностях, обнаруженных у умственно отсталых лиц.

Стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека, согласно представленным данным, оказывается устойчивым, ригидным образованием, нашедшим свое обоснование не только в представлениях посторон­них лиц, но и в негативных характеристиках родителей, данных своим детям. Единственной отличительной ха­рактеристикой, дифференцирующей представления ро­дителей от представлений лиц контрольной группы, яв­ляется интровертированность характера представлений родителей об умственно отсталом человеке и большая экстравертированность характера представлений у лиц контрольной группы. В связи с выявленной тенденцией к эмоциональному неприятию факта нарушения разви­тия ребенка авторами рассматривается в качестве акту­альной задача по разработке и реализации на практике специальной психокоррекционной программы.
Изучение влияния болезни ребенка

на характер семейных взаимоотношений,

принципы семейного воспитания и виды семей
Нарушения в развитии и недостатки в здоровье ре­бенка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый социальный климат в семье. Поня­тие внутрисемейного климата характеризует разнооб­разные стороны жизни семьи, включая и принципы се­мейного воспитания. В этой связи представляют инте­рес работы А.И. Захарова (1976, 1982, 1986), в которых наряду со специальными проблемами, касающимися специфики возникновения неврозов у детей, рассмат­риваются особенности личностей их родителей (сла­бость, ригидность, «закрытость» «конфликтность», эмо­циональная нестабильность), социально-психологиче­ская структура семей, особенности воспитания. Автор предлагает свой подход к классификации типов непра­вильного воспитания. Приведем некоторые из них.

• Несоответствие требований родителей возможнос­тям и потребностям детей. Подобное отношение в мак­симальной мере проявляется у родителей с авторитар­ными, в частности, ригидными, доминантными и ги­персоциализированными чертами личности.

• Непринятие индивидуальности детей.

• Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих ро­дителей.

• Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи. Проявляется конт­растным сочетанием строгих ограничений и запретов со стороны одного родителя и всеразрешающим отноше­нием другого.

• Непоследовательность воспитания. Может являть­ся симптомом невротического состояния матери или отца, проявлением истерических черт характера.

• Неустойчивость в обращении с детьми — повы­шенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

• Тревожность в воспитании — постоянное беспо­койство о ребенке, наличие излишних опасений.

В отличие от семей, воспитывающих детей с невро­тическими расстройствами, принципы семейного вос­питания при шизофрении имеют в большей мере пере­учивающий характер (О. Бах, В.М. Воловик, В.Л. Гайда, А.П. Коцюбинский). Они не затрагивают процессуаль­ной основы заболевания и направлены на устранение ситуаций, являющихся источником эмоционального на­пряжения в семье. Задачи реабилитации больных на­правлены на достижение взаимопонимания между ее членами, создание в семье атмосферы, благоприят­ствующей лечению и социальному восстановлению больного.

Социально-психологическое исследование семей, воспитывающих детей и подростков с детским цереб­ральным параличом, было проведено И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой (1989). В задачи ис­следования входило изучение влияния болезни ребенка на характер семейных отношений, а также воздействия семейных отношений на стиль воспитания больного ре­бенка в семье и формирование его личности.

Результаты обследования семей, в которых воспиты­вались дети с тяжелым неврологическим заболеванием в возрасте от 7 до 16 лет, показали, что преобладающим стилем воспитания являлась гиперопека. Известно, что такой стиль воспитания приводит к психопатическому

развитию личности больного ребенка и формирует в нем эгоцентрические установки. Почти все родители, использующие этот стиль воспитания, снизили свою трудовую и социальную активность. Небольшую часть (12%) составили семьи, в которых имело место эмоци­ональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении с ним. Знаменательно, что авто­ры публикации указывают на зависимость используемо­го родителями типа семейного воспитания от их психо­логических особенностей.

Следует также отметить исследование В.С. Чавес (1993), направленное на изучение семейного воспита­ния детей и подростков с детским церебральным пара­личом. Показано, что ведущим стилем семейного вос­питания больных детей является потворствующая ги­перпротекция. Это проявляется в преобладании повышенной заботы о здоровье ребенка, удовлетворе­нии всех его потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания также способству­ет развитию эгоцентризма, повышенной зависимости, снижает волевую и социальную активность ребенка. Анализ результатов свидетельствует о высоком уровне эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), проявившихся у родителей. Одновре­менно автор подчеркивает значение выявленной фикси­рованное™ матерей на физической и психической бес­помощности их детей.
Формирование предпосылок к созданию комплексной системы социально-психологической адаптации семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии
Проблема консультирования, а также создания комплексной информационно-прогностической систе­мы многоаспектной оценки функциональных особен­ностей и потребностей семей, имеющих одним из своих членов инвалида, рассматривается М.М. Семаго (1992). В таких семьях возникают различного рода нарушения социально-психологической адаптации. Искажение по­ведения родителей, как правило, неосознаваемое, распространяется на большинство внутри- и внесемейных контактов. Наиболее тяжелым является искажение представлений о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Степень дезадаптации семьи рассматривается автором как переменная, зависящая не только от «генетического груза», понимаемого как ин­тегральная оценка медико-социальных последствий данного заболевания и времени, в течение которого эти последствия развиваются, но и от ценностных ориента­ции родителей, от их отношения к настоящему заболе­ванию и субъективно оцениваемым последствиям.

Особое значение в плане освещения потребности в реализации специальной помощи семьям, воспитываю­щим ребенка с аномалиями в развитии, имеют работы Е.М. Мастюковой. В своих исследованиях, освещающих проблемы аномального развития детей, Мастюкова не­однократно указывала на необходимость научного изу­чения семей данной категории. Рекомендации по се­мейному воспитанию детей с отклонениями в развитии изложены.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Семьям детей с отклонениями в развитии iconОрганизация коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии
Нормативные основы обучения детей с отклонениями в развитии, интегрированных в общеобразовательную среду
Семьям детей с отклонениями в развитии iconВ. В. Ткачева технологии психологического изучения семей, воспитывающих...
Нностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы,...
Семьям детей с отклонениями в развитии iconРоль воспитателя в развитии речи детей с онр
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии....
Семьям детей с отклонениями в развитии iconТема : Психологическая характеристика детей с отклонениями в поведении
Необходимо обосновать место и роль биологического и социального факторов в развитии личности ребенка
Семьям детей с отклонениями в развитии iconСписок литературы по воспитанию и обучению незрячих детей
А. Лекотека дом игрушек: [О работе лекотеки б-ки игрушек для детей-инвалидов дошкол возраста, открытой при Респ науч произв центре...
Семьям детей с отклонениями в развитии iconОтветить на вопросы
Дайте определение понятиям «социальная реабилитация», «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «обучение детей с отклонениями...
Семьям детей с отклонениями в развитии iconЛитература введение
Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии
Семьям детей с отклонениями в развитии iconВопросы к экзамену
Методы изучения детей с отклонениями в развитии.(наблюдение; беседа; эксперименте; изучение документации ребенка; метод изучения...
Семьям детей с отклонениями в развитии iconО специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,...
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии...
Семьям детей с отклонениями в развитии iconАнализ изучения проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии
Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависи­мости от состояния здоровья и наличия особенностей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница