План протокола наблюдаемого занятия: Дата




Скачать 167.44 Kb.
НазваниеПлан протокола наблюдаемого занятия: Дата
Дата публикации01.10.2013
Размер167.44 Kb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Психология > Методические рекомендации
В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ

1.Подготовка отчетных документов

    1. План протокола наблюдаемого занятия:

  1. Дата.

  2. Класс.

  3. Учебная дисциплина.

  4. Ф.И.О. учителя.

  5. Тема занятия.

  6. Организация учащихся в начале занятия.

  7. Этапы занятия, активность учащихся, методы организации деятельности, соответствие общей цели.

  8. Способы осуществления связи содержания о занятия с практикой.

  9. Общие выводы по организации занятия.




  1. Методические рекомендации.

    1. Методические рекомендации по использованию основных форм работы психолога




  1. Консультация – одна из форм психологической службы, когда профессиональные психологи в процессе личного общения помогают обратившимся к ним за помощью преодолеть неприятные психические состояния, затруднения, чувство безысходности, наметить пути выхода из кризисных ситуаций. (Коджаспирова ГМ. Педагогический словарь. С.63)


^ Алгоритм консультирования

(по Р.В.Овчаровой)

1.Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

  1. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

  2. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

  3. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

  4. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

  5. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

  6. Психологический диагноз ребенка.

  7. Психолого-педагогическое назначение.

  8. Контроль, повторное консультирование.


Схема психологического диагноза

(по Р.В.Овчаровой)

  1. Уровень актуального развития:

  1. возрастно-психологическая характеристика;

  2. социальная ситуация развития;

  3. уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

  4. новообразования возраста, их развитие;

  5. трудности и отклонения, их причины.

  1. Условно-вариативный прогноз развития (зона ближайшего развития):

  1. раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

  2. показ условий для оптимального развития.


2.Консилиум – совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании. (Коджаспирова ГМ. Педагогический словарь. С.63)
^ Алгоритм проведения консилиума:

Первый этап – подготовительный:

  1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе.

  2. Психолого-педагогическое изучение проблемы с помощью бесед, анкетирования, наблюдения.

  3. Наблюдение за классом (ребенком) по специальной программе, беседа с классным руководителем и учителями.

  4. Подготовка карты класса (ребенка) с предварительными характеристиками и рекомендациями (педагог, школьный врач, психолог).

  5. Согласование хода педконсилиума и условий его проведения.

Второй этап – проведение заседания.

  1. Психологическая и целевая установка.

  2. Выслушивание характеристик.

  3. Дополнение характеристики членами консилиума.

  4. Собеседование с родителями и учащимися.

  5. Подготовка педпрогноза.

  6. Обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся.

  7. Выработка рекомендаций.




  1. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. (Коджаспирова ГМ. Педагогический словарь. С.153)


^ Программа обучения в Т-группе:

Первая часть – вводная лекция по проблеме общения, знакомство с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения.

^ Вторая часть – собственно тренировочная с использованием системы упражнений, направленных на развитие социального интеллекта и коммуникативных умений.

Третья часть – анализ тренировочной части.
^ 2.2. Методические рекомендации по организации студентом психодиагностической работы
Этапы психодиагностической работы:

  • Определение степени обоснованности жалоб родителей или учителей.




^ Детерминанты жалобы

Вид помощи

Психологическая неграмотность родителей

Информирование, разъяснение

Искажение родительского отношения

Психокоррекционная работа

Психопоталогия родителей

Направление на лечение

Дисгармония психического развития ребенка

II этап диагностики, психокоррекция ребенка и родителей

Нарушения личностного развития ребенка

Консультации, направление к дефектологу

Психологическое недоразвитие ребенка

Направление к психиатру

Повреждение психического развития

Направление к психиатру

Искаженное психическое развитие

Направление к психиатру




  • Оценка характера имеющихся у ребенка проблем развития и поведения.

^ 1 этап. Диагностика аномалий психического развития ребенка


Направление диагностики

Психодиагностические процедуры

1. Обследование познавательной сферы

Память

Запоминание интерферирующих рядов, фраз, числовых рядов, пиктограммы

Внимание

Таблицы Шульте, методика Когана, кодирование знаков по Векслеру, таблица Бурдона

Мыслительная деятельность

Тест Векслера, классификации, простые и сложные аналогии, установление сходства и различий, составление фигур

Умственная работоспособность

Счет по Креполину, наблюдение за выполнением методик, требующих много времени, метод ассоциаций

2.Особенности функциональной асимметрии мозга, недостатки анализаторов, логопедические нарушения




Методики оценки леворукости (В.А. Айрапетянц), нейропсихологические и дефектологические пробы, тест Вендера

3.Диагностика эмоционально-волевой сферы




Тест Розенцвейга, САТ. Тест Роршаха, метод ассоциаций, метод незаконченных предложений

^ 2 этап. Диагностика развития личностной сферы ребенка


Направление диагностики

Психодиагностические процедуры

Степень мотивационной зрелости

Мотивационные анкеты, проективные рисуночные тесты, выявление системы ценностей

Структура личностных свойств

Опросник Кэтелла, тест Айзенка, тест Люшера

Эмоциональная сфера

Тест на тревожность, опросник Филлипса, проективные рисуночные тесты, исследование самооценки и самоотношения

Психологический конфликт

Проективные рисуночные тесты, тест Рене Жиля, тест Розенцвейга, метод незаконченных предложений, социометрия




  • Формулировка дальнейших диагностических целей.

  • Определение направления помощи родителям и коррекционной работы с детьми (См. Таблицу).


^ 2.3.Методические рекомендации по работе психолога с родителями

Формы работы:

  1. Родительский семинар.

Цель – расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологических закономерностях воспитания и развития ребенка.

Содержание – реконструкция когнитивных и поведенческих аспектов семейных отношений и семейного воспитания ходе прослушивания лекций, участия родителей в групповых дискуссиях, групповая психотерапия (библиотерапия и пр.)
2. ^ Когнетивно-поведенческий тренинг.

Цель-изменение неадекватных установок родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье.

Содержание – обсуждение тем и их проигрывание в ходе тренинга.

Примерная тематика тренингов:

  • Мы и наши дети: конфликты и отношения.

  • Роль родительских ожиданий. Что они могут спроецировать и породить в детях?

  • Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок мешает нам жить?

  • Оптимальная дистанция в общении с детьми.

  • Наши конфликты с детьми (с использование приемов психодрамы).


^ 2.4.Необходимая документация практического психолога образовательного учреждения

  1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (фор­ма 1).

  2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического ис­следования (форма 2).

  3. Журнал консультаций психолога (форма 3).

  4. Журнал учета групповых форм работы (форма 4).

  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (формы 5, 5А, 5Б,5В).

  6. Программа работы педагога-психолога с группой (формы 6, 6А).

  7. Коррекционная работа (форма 7).

  8. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма 8).

  9. Требования к авторским программам (форма 9).

  10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (форма 10).

Форма 1 (обязательна). Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования

1. При составлении плана необходимо учитывать:

  • цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заве­дения;

  • приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федера­ции «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;

  • нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы
    коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 мар­та 1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).

  1. План работы должен включать следующие графы:

№ п/п

  • Название работы

  • Условия проведения

  • Ответственный

  • Срок проведения

  • Предполагаемый результат

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (со­брание, консультация, беседа, урок...), так и название программы дея­тельности по определенному направлению (например: проведение диагно­стического обследования, сопровождение класса коррекции и т.п.). Во
втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых
имеет свой срок и результат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов,
допускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между
несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответ­ственности (например: оформление помещения, подбор участников, про­
ведение тренинга и т.д.).

3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении (например: на неделю, месяц, квар­тал и т.д. или на учебную четверть).

Перспективный план работы, включающий цели и направления ра­боты психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Форма 2 (обязательна). ^ Заключение по результатам проведенного психодиагностического иссле­дования (структура и основы содержания)

  1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

  2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснова­ние выбора методик психодиагностического исследования (разработчик:
    Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

  3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

  4. Сроки проведения исследования.

  5. Применение методики описать по следующей схеме:



Название школы

Автор теста, название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

  1. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном ис­следовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понят­ливость, речевое развитие, общая оценка).

  2. Результаты исследования:

  1. количественные данные представлены в таблицах на каждый класс
    (группу) (см. схему учета результатов тестирования);

  2. обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание по­
    лученных результатов и выводы по результатам;

  3. рекомендации по результатам исследования.
    ^ Схема учета результатов тестирования



Ф. И. О. тестируемого

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

Дата

Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.

Форма 3 (обязательна). ^ Журнал консультаций психолога

Полное наименование учреждения образования

Дата

Время проведения

Консультируемый

возраст

пол

имя

Повод обращения

Проблема

Результат консультирования

Консультант

Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в единицу времени и, следова­тельно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

Форма 4 (обязательна). ^ Журнал учета групповых форм работы

Список участников (№ п/п, Ф.И.О.)

Тема или название тренинга

Даты встреч

Отметки о посещениях

Ведущий

Примечание

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

  • тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);

  • коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;

  • семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Форма 5 (обязательна). ^ Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку

Карта №

Обследование проводит

Дата

Фамилия

Имя

Дата рождения

Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)

Класс (группа)

Адрес

Телефон

Фамилия, имя, отчество родителей

Кем направлен

Причина обращения

Анамнестические сведения

Семья

Условия проживания

Биологические факторы

леворукость

Особенности раннего развития

Воспитание до учреждения образования

Наблюдение специалистов

Жалобы в настоящий момент

Проблемы, связанные с учреждением образования

Перемена учреждения образования

Повторение класса

Сфера нарушения школьной адаптации

Сложности в обучении, воспитании

Итоговые оценки по основным предметам

Трудности в освоении норм поведения

Особенности социальных контактов

Заключение

Рекомендации

Форма 5А (продолжение).

Психосоциальная ситуация развития

Актуальный конфликт, время его возникновения

Оценка социальной ситуации в учреждении образования

Оценка семейной ситуации

Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, кон­такты)

Самооценка

^ Ситуация в семье

Совместные занятия дома с ребенком

Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками

Взаимоотношения родителей с учреждением образования

Отношения в семье

Тип семейного воспитания

Форма 5Б (продолжение).

Психологические данные

Интеллектуальные особенности

Личностные характеристики

Зона ближайшего развития

Мотивация

Интересы, представления о будущем

^ Медицинские данные

Психологическое заключение

Рекомендации

Форма 5В (продолжение).

На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:

Посещение коррекционных занятий

Специалист

За прошедший период произошли следующие изменения:

Рекомендации педагогу:

С рекомендациями ознакомлен

Педагог

Рекомендации родителям:

С рекомендациями ознакомлены

мать

отец

Форма 6 (обязательна). Программа работ, педагога-психолога с группой (какой)

  1. Составлена педагогом (Ф.И.О.).

  2. Описание класса (группы):



  • психологическая характеристика детей;

  • общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).



  1. Цели программы (сформулировать конкретные цели и задачи работы с детьми; если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то сформулировать и эти задачи).

  2. Этапы реализации программы по месяцам.

  3. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку:

Дата составления

Подпись психолога

Форма 6А (продолжение). Результаты психологической работы в классе (группе) в учебном году

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические ис­
следования:

Время проведения

Тест

Название исследуемой тестом характеристики

2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе
(группе).

Время проведения

Название тренинга

Темы занятий

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
Время проведения

Темы занятий

Цели занятий

Участники

4. Названия форм индивидуальной работы с детьми.
Время проведения

Темы занятий

Цель занятий

Ф.И.О. ребенка (если это была работа с отдельными детьми)

Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.

Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).

Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата

Подпись психолога

Форма 7 (обязательна для учреждений специального образования). ^ Коррекционная работа

Год

Фамилия

Имя

Учреждение образования

Класс (группа)

Мнение специалиста

(индивидуальная коррекция)

Сильные стороны ребенка

Слабые стороны ребенка

^ Динамика коррекционного обучения

За прошедший период произошли следующие изменения:

Рекомендовано:

Форма 8 (обязательна для учреждений специального образования). Программа коррекционно-развивающих занятий

I. Пояснительная записка

  1. Актуальность, цель программы

  2. Задачи

3Адресат

4.Содержание в виде, позволяющем определить ее значимость для
работы с данным контингентом (в учреждении образования), в виде,
определяющем пути достижения цели участниками занятий, с кем бу­дут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.), в
виде, раскрывающем содержание разделов.

II. Тематический план занятий по следующей схеме:
Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

III. Список литературы (указывается литература, которую могут ис­пользовать участники группы)

Ведущий (Ф.И.О., должность)

Форма 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализую­щих авторские, инновационные программы).

Требования к авторским программам Критерии оценки авторских программ:

  1. Научно-практическая новизна

  2. Научная обоснованность

  3. Актуальность и перспективность

  4. Практическая направленность

  5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей

  6. Представленность результатов апробации

Перечень представляемых документов:

I. Программа:

  1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуаль­ности, целей и задач курса, определяющая его продолжительность, воз­растные категории обучающихся, ожидаемые результаты.

  2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными
    темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.

  3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

  4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обу­чаемые и которую использовал автор.

^ II. Примерный тематический план. Направления защиты программы:

  1. Обоснование выбора курса.

  2. Цели и задачи курса.

  3. Содержание курса.

  4. Ожидаемые результаты.

  5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими
    курсами).

Форма 10 (рекомендована). Аналитический отчет о работе педагога-психолога

  1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор
    психодиагностических методик. Разработчик, диагност.

  2. Представление результатов исследования.

  3. Анализ полученных данных.

  4. Выводы и рекомендации.

Похожие:

План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconПлан-конспект лечебной гимнастики при неврозах План конспект занятия...
Иванова А. А., 26 лет Резидуальная энцефалопатия, астено невротический синдром
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconМетодический план проведения занятия по дисциплине Пожарно-тактическая...
Цель занятия: Обучение приемам и способам действий при тушении пожаров данных конструкций
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconДата проведения заседания (составления протокола): 17 мая 2007 года
Совета директоров 14. 05. 2007 г с просьбой об их предоставлении до 17. 05. 2007 г. На дату составления протокола поступили опросные...
План протокола наблюдаемого занятия: Дата icon4. Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям План практических...
Множество. Операции над множествами и их свойства. Декартово произведение множеств. Отношения и бинарные отношения и их основные...
План протокола наблюдаемого занятия: Дата icon4. Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям План практических...
Множество. Операции над множествами и их свойства. Декартово произведение множеств. Отношения и бинарные отношения и их основные...
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconМетодические рекомендации по проведению лабораторных занятий для преподавателей
До проведения лабораторных занятий студенты получают от преподавателя план лабораторного занятия, куда включены тема занятия, список...
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconПлан введение объективные признаки организации и содержания притона...
Проблемы квалификации и отграничения организации и содержания притона для занятия проституцией от смежных составов
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconПояснительная записка 4 Уровень подготовки обучающихся третьего года...
Эти занятия требуют усидчивости, сосредоточенности, ясности ума. Освоив навыки кройки и шитья, вязания и вышивки, лепки ребенок может...
План протокола наблюдаемого занятия: Дата iconПояснительная записка 4 Уровень подготовки обучающихся первого года...
Эти занятия требуют усидчивости, сосредоточенности, ясности ума. Освоив навыки кройки и шитья, вязания и вышивки, лепки ребенок может...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница