Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств




Скачать 375.65 Kb.
НазваниеСодружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств
страница1/2
Дата публикации28.02.2013
Размер375.65 Kb.
ТипРешение
skachate.ru > Право > Решение
  1   2
СТРАТЕГИЯ
экономического развития Содружества Независимых Государств
на период до 2020 года


Утверждена

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств

от 14 ноября 2008 года

Введение

Настоящая Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с положениями Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года.

Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах – участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений на период до 2020 года.

Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.

Реализация Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства – участника СНГ, является для них приоритетом и призвана содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни.

Развитие экономического сотрудничества в рамках СНГ не противоречит развитию отношений с другими государствами, не ограничивает и не ущемляет их взаимодействие.

Основой Стратегии являются добровольность и самостоятельность государств – участников СНГ в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.

^ О месте СНГ в мировой хозяйственной системе

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств – участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.

^ Общая оценка экономической ситуации в СНГ

Государства – участники СНГ при подготовке Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств пришли к выводу, что одним из главных итогов их совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово-экономических отношений.

В настоящее время главы государств – участников СНГ провозгласили взаимное экономическое сотрудничество своим приоритетом, определив полноценное торгово-экономическое взаимодействие необходимым условием устойчивого развития.

Результаты социально-экономического развития государств – участников СНГ в текущем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду динамичного роста.

В 2007 году экономическая ситуация в государствах – участниках СНГ складывалась благоприятно, сохранялись довольно высокие темпы экономического роста. В большинстве государств темпы роста основных макроэкономических показателей превышали уровень 2006 года. В среднем производство валового внутреннего продукта (ВВП) увеличилось на 9 %, промышленной продукции – на 7 %, инвестиции в основной капитал – на 20 %, перевозки грузов – на 5 %, розничный товарооборот – на 16 %.

Рост ВВП в значительной мере был обусловлен положительной динамикой промышленного производства. В ряде государств высокими темпами, наряду с добывающей промышленностью, развивались машиностроение, химическое производство, обработка древесины, производство пищевых продуктов. Опережающий рост ВВП по сравнению с численностью занятых в экономике свидетельствовал об увеличении производительности труда. Во многих отраслях наблюдались рост рентабельности и сокращение числа убыточных предприятий.

Экономический рост способствовал увеличению реальной заработной платы, реальных располагаемых доходов населения. Стабильно развивался потребительский рынок. В большинстве государств – участников СНГ постепенно снижается уровень безработицы.

Укрепились государственные финансы и денежное обращение. В большинстве государств – участников СНГ стабилизировались валютные рынки, возросло доверие к национальным валютам. Увеличиваются объемы золотовалютных резервов, снижается размер государственного внешнего долга.

К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств – участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.

Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств – участников СНГ.В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.

^ Факторы, влияющие на развитие экономического взаимодействия государств – участников СНГ

На развитие экономического взаимодействия государств – участников СНГ влияют факторы общего характера:

– различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и благосостояния населения;

– различия в характере и масштабах рыночных преобразований;

– разноскоростной характер интеграционных процессов;

– невыполнение государствами отдельных принятых в рамках СНГ обязательств.

Кроме того, на экономическое взаимодействие оказывают влияние:

– высокий уровень энерго- и материалоемкости производства;

– критический износ основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;

– большая доля транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;

– наличие значительной доли теневой экономики;

– сложившаяся товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам – участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта.

Роль и место государств – участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста и достижения заявленных при образовании Содружества Независимых Государств стратегических целей. Промышленный потенциал государств – участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.

Поступательное динамичное развитие производственного и торгового сотрудничества позволит государствам – участникам СНГ получить основные стратегические эффекты: экономический, социальный, экологический, инновационно-технологический.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государства – участники СНГ, объединенные пространственно-временными связями, имеют все возможности для максимально эффективного использования природно-ресурсного и научно-технического потенциалов, топливно-энергетического, промышленного и агропромышленного комплексов. Заинтересованность государств – участников СНГ в сотрудничестве определяется совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития. В Содружестве могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать экономику каждого государства и СНГ в целом. Это должно стать краеугольным камнем экономического развития Содружества.

Дальнейшему движению по пути создания совместного экономического пространства в рамках Содружества Независимых Государств способствуют:

– наличие емкого регионального рынка (280 млн потребителей);

– самодостаточность и взаимодополняемость по основным видам топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

– имеющийся значительный промышленный потенциал и его технологическая общность;

– осознание необходимости повышения конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ и ускорения их социально-экономического развития на основе инноваций.

Государства – участники СНГ, исходя из понимания важности и необходимости долгосрочного экономического сотрудничества, намерены развивать взаимовыгодные торговые отношения и осуществлять совместные инвестиционно-инновационные проекты и программы, что обеспечит согласование между заинтересованными государствами конечных целей социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, наиболее полное использование совокупного ресурсного и инновационного потенциала с учетом международного опыта.

^ Цели, задачи и этапы экономического развития

Для достижения общих стратегических целей государств – участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.

Общими целями государств – участников СНГ являются:

– формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

– повышение благосостояния населения;

– развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;

– обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

– создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

– создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств – участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;

– обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;

– создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;

– взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

– осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;

– сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам – участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств – участников СНГ являются:

– эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;

– развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;

– повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;

– диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

– развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;

– взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств – участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

– завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

– создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

– развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

– взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

– углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

– формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

– создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

– развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств – участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств – участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами – участниками СНГ.Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Этапы реализации Стратегии:

первый этап – 2009–2011 годы;

второй этап – 2012–2015 годы;

третий этап – 2016–2020 годы.

На первом этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования в соответствии с нормами и правилами ВТО.Будут приниматься меры по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Планируется осуществить переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой регулирования доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.

Предполагается реализация и расширение конкурентных преимуществ, которыми обладает национальное хозяйство государств – участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.

С этой целью будет осуществляться содействие повышению конкурентоспособности промышленности; расширение взаимных инвестиций для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей, повышения трансграничной мобильности факторов производства; развитие устойчивых кооперационных связей в целях осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки; структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность для населения качественных социальных услуг; развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования в государствах – участниках СНГ.

На втором этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств – участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.

На третьем этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технического и образовательного потенциала государств – участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции. Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.
  1   2

Похожие:

Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconПравила процедуры совета глав государств, Совета глав правительств,...
Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconРешением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств в целях координации деятельности национальных статистических служб, содействия организации информационного...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconСоглашение о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных...
Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconО плане совместных работ по созданию единой системы
В целях создания Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconО сотрудничестве государств участников содружества независимых государств...
Государства участники Содружества Независимых Государств в лице правительств, далее Стороны
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconО правилах определения страны происхождения товаров
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях развития внешнеэкономической деятельности государств
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconОрганов содружества независимых государств
Государства участники Содружества Независимых Государств в лице правительств, именуемые в дальнейшем Сторонами
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconЗадачами и функциями Комиссии являются
Содружества Независимых Государств в области здравоохранения (далее Комиссия), образованной решением девятнадцатого заседания Совета...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconСодружество независимых государств
«О придании Совету дорожников статуса межправительственного органа Содру­жества Независимых Государств» от имени Совета глав правительств...
Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств iconСоглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой...
Государства – участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница