Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»




Скачать 261.83 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»
страница1/3
Дата публикации25.02.2013
Размер261.83 Kb.
ТипМетодические указания
skachate.ru > Право > Методические указания
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Методические указания по выполнению контрольной работы

для студентов – заочников направления подготовки бакалавров

270800 «Строительство»




Тверь 2012


УДК 331.45:624:69:504(075.8)

ББК 65.247:38:68.9я7


Данные методические указания предназначены для студентов-заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»


^

Составитель - старший преподаватель А.Б.Волков





Методические указания обсуждены на заседании кафедры БЖЭ ТГТУ

Мая 2012 г. (протокол № ) и рекомендованы к применению в учебном процессе.

© Тв.гос.тех.ун., 2012
© Волков А.Б., 2012

^ 1. Цели и задачи дисциплины.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

^ Предметная область дисциплины включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа».

^ Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

^ Основными обобщенными задачами дисциплины являются:

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование:

  • культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

  • культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности в строительстве;

  • готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности в строительстве;

  • мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

  • способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 структуры ООП. Для изучения курса требуются знания физических, химических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровья человека и техносферы.

В свою очередь, дисциплина, помимо самостоятельного значения предполагает владение основами техники безопасности, необходимыми при прохождении производственной практики. Кроме того, одним из видов учебной работы по освоению дисциплины является разработка обязательного раздела «Безопасность жизнедеятельности» в выпускной квалификационной работе.

^ 3. Требования к уровню освоения дисциплины.

3.1 Требования к уровню освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и ООП.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность (ОК-4);

- умения использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2);

- владения основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК- 8);

- знания правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием (ПК - 20);

- способности использовать основные технические и организационные меры ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствия и других чрезвычайных ситуаций (ПКД-5).

^ 3.2 Требования к уровню освоения дисциплины, устанавливаемые дополнительно.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций дисциплины:

- готовности применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшений условий труда в сфере своей профессиональной деятельности в строительстве (КД-1).

^ 3.3 Проектируемые результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, принципы, методы и средства защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности в строительстве (ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-20, ПКД-5, КД-1);

- уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности в строительстве и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности (ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-20, ПКД-5, КД-1);

- владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности в строительстве (ПК-5); способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях (ПК-8, ПКД-5); понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды (КД-1).
^ 4. Структура и содержание дисциплины.

Структура и содержание дисциплины построены по модульному принципу. Под модулем (разделом, темой) дисциплины понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью использованного понятийно-терминологического аппарата.

^ 4.1 Структура дисциплины.

Таблица 2. Модули (разделы) дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы.



Наименование

модуля

Трудоём-кость,

часы

Лекции

Лабора-

торные

занятия

Самостоя-

тельная

работа

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

2,5

1




1+0,5(экз.)

2

Человек и техносфера

6

3




2+1,5(экз.)

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

12

3




6+6(экз.)

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

36

3

8

10+9(экз.)

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

21,5

2

7

5+5(экз.)

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

4

1




2+2(экз.)

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

16

3

2

6+6(экз.)

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

10

1




6+6(экз.)

Всего на дисциплину (курс) «Безопасность жизнедеятельности»

108

17

17

38+36(экз.)

4.2 Содержание учебно-образовательных модулей.

^ МОДУЛЬ 1 «ВВЕДЕНИЕ В БЕЗОПАСНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» (ОК-5, КД-1)

Характерные системы «человек - среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятие «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины появления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. Основные опасности и риски в строительстве. Отраслевые особенности по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

^ МОДУЛЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА» (ОК-5, КД-1)

Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов. Задачи и вклад области знаний и вида профессиональной деятельности в обеспечении безопасности в техносфере.

^ МОДУЛЬ 3 «ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА И СРЕДУ ОБИТАНИЯ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ» (ПК-20, КД-1)

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.

Опасные и вредные факторы в строительстве, их возможные уровни. Примеры реализации опасных и вредных факторов в процессе трудовой деятельности в строительстве. Оценка современного состояния отраслевой безопасности и уровня вредных факторов.

^ МОДУЛЬ 4 «ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРИРОДНОГО, АНТРОПОГЕННОГО И ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» (ОК-4, ПК-20, КД-1)

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Типовые методы защиты от негативных факторов в сфере профессиональной деятельности в строительстве. Примеры выполнения и реализации методов и средств защиты человека в профессиональной сфере деятельности. Оценка современного обеспечения средствами защиты в строительной отрасли и сфере профессиональной деятельности.

^ МОДУЛЬ 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА» (ОК-5, КД-1)

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности

труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

Оптимальная световая среда и ее организация при выполнении работ, связанных со сферой профессиональной деятельности. Комфортные климатические условия для выполнения определенных видов работ в сфере профессиональной деятельности. Конкретные примеры расчетов и выбора систем вентиляции, кондиционирования и освещения, создание цветового интерьера.

^ МОДУЛЬ 6 «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ» (ОК-4, КД-1)

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биотехническая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.

Психофизиологические особенности труда в строительстве. Оценка тяжести и напряженности труда в профессиональной области, их характеристика и особенности. Роль профессиональной области знаний в совершенствовании и организации условий труда. Особенности организации рабочих мест в строительстве.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов-...
Методические указания предназначены для студентов-заочников направления подготовкибакалавров 270800 «Строительство»
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 1 -го курса по направлению подготовки 270800 «Строительство»...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению контрольной...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 080100. 62, 080200. 62
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания и задания по выполнению контрольной работы...
Методические указания и задания по выполнению контрольной работы для студентов – заочников
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров...
Методические указания к выполнению контрольной работы для бакалавров направления 080100 Экономика заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Обязательным...
Варианты контрольных заданий для студентов-заочников лнт (филиал) фгбоу впо «югу»
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 по дисциплине «Микроэкономика»
Для студентов вечернего факультета, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров)
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению...
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство» iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены для студентов-заочников всех специальностей, содержат программу курса эконометрики, указания к выполнению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница