Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины маркетинг
страница1/24
Дата публикации02.03.2013
Размер3.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
skachate.ru > Маркетинг > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского
кафедра «Маркетинга и Форсайта»
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № 6 от 23 ноября 2011 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой _______________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Маркетинг

(название дисциплины)

Направление подготовки бакалавров: __080100 экономика __

(номер и название)

Профиль подготовки бакалавров: «все профили»

формы обучения: очная, очно-заочная и заочная сокращенные формы обучения

курс: _2-й_

Москва 201_ год


Структура УМК
В составе учебно - методического комплекса дисциплины «Маркетинг» подготовки бакалавров направления 100700 Торговое дело имеются следующие методические документы:








Стр.

1.

Рабочая учебная программа дисциплины

3

1.1.

Цели и задачи дисциплины

3

1.2.

Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

4

1.3.

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

9

1.4.

Содержание дисциплины

11

1.4.1.

Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы

11

1.4.2.

Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

12

1.4.3.

Рекомендуемое (примерное) содержание учебно - образовательных

модулей

14

1.4.4.

Практикум

27

1.4.5.

Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр

29

1.5.

Самостоятельная работа

31

1.6.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

35

1.7.

Материально–техническое обеспечение дисциплины

38

1.8.

Контроль и оценка результатов обучения

38

1.8.1.

Контроль знаний по дисциплине

38

1.8.2.

Рейтинговая оценка знаний по дисциплине

39

1.9.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

42

1.10.

Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Маркетинг»

43

2.

Практикум

47

3.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

54

4.

Методические рекомендации по проведению активных форм бучения

60

5.

Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)

64

6.

Вопросы для подготовки к экзамену или зачету

68

7.

Учебное пособие (краткий курс лекций)

71

8.

Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой

189

9.

Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения

192

10.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

196
































































1. Рабочая учебная программа дисциплины

^ 1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Маркетинг» - дисциплина базовой части профессионального цикла части государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 080100 Экономика, квалификация (степень) - бакалавр.

^ Основными целями учебной дисциплины «Маркетинг» являются:

  • освоения учебной дисциплины Маркетинг является приобретение знаний и умений по выявлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности;

  • изучение студентами: структур маркетинга, основных его принципов и концепций; ценовые особенности маркетинга; товара, его конкурентоспособности; объеме спроса и предложения; конкуренции с позиции маркетинга; сегментацию рынка; методах и порядке проведения маркетинговых исследований и используемая при этом информация;

  • иметь представление о рекламе и средствах ее распространения; типах и видах маркетинга; разработке маркетинговой программы и стратегии развития организации; представление о международном маркетинге; о средствах стимулировании сбыта; пропаганде и т.д.

Задачами дисциплины являются:

  • усвоение основных понятий в области маркетинга;

  • изучение содержания маркетинговой деятельности предприятия;

  • разработка и внедрение комплекса маркетинга;

  • приобретение умений и навыков использования теоретических знаний в практических ситуациях, а также формирования необходимых для профессиональной деятельности компетенций;

  • должны ориентироваться в маркетинговой терминологии;

  • реально оценивать значение маркетинга в рыночной экономике;

  • уметь анализировать конъюнктуру рынка, вести маркетинговые исследования;

  • разрабатывать программы маркетинга.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б.3.1.8 Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин –экономическая теория, менеджмент, макроэкономика, микроэкономика.

Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин – теория отраслевых рынков, мировая экономика и международные экономические отношения, бухгалтерский учет и анализ, экономика труда, экономика организаций.
^ 1.2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения, владения и профессиональные компетенции.

Знать:

  • основные экономические понятия, законы и теории, макро- и микроэкономические показатели, статистические методы оценки и прогнозирования;

  • принципы, функции и методы маркетинга, нормативно-правовую базу маркетинговой деятельности;

  • социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • потребности покупателей товаров, их формирование с помощью маркетинговых коммуникаций, изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию и конъюнктуру товарного рынка;

  • ассортимент и качество товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству.

Уметь:

  • применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин;

  • пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, соблюдать действующие законодательства и требования нормативных документов;

  • осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления маркетинговой деятельностью;

  • идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации;

  • организацию, проведение маркетинговых исследований и оценки их эффективности;

  • особенности проведения научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

  • разрабатывать инновационные методы, средства и технологии осуществления маркетинговой, или рекламной деятельности.

Владеть:

  • основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, статистическими, управленческими методами;

  • информационными технологиями, нормативно- правовой базой профессиональной деятельности;

  • навыками по выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка,

  • работой с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления;

  • навыками при обеспечении материально-технического снабжения предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлении товарными запасами.

Выпускник по направлению подготовки 080100 экономика в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины Маркетинг должен обладать и формировать следующими компетенциями:

общекультурных:


  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);


профессиональных:

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

^ В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: цели, принципы, функции, задачи маркетинга, основные инструменты комплекса маркетинга, маркетинговую среду и её анализ, стратегию целевого маркетинга, методы сбора и обработки информации, подходы к организации деятельности маркетинговых служб, организацию, управление и проектирование процессов в области маркетинга, рекламу, специфики материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посредническую деятельность.

Уметь: выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять инструменты маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и принимать маркетинговые решения.

  • проводить сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления маркетинговой деятельностью;

  • изучать и прогнозировать спрос с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

  • составлять документацию в области маркетинговой деятельности и проводить проверку правильности ее оформления;

  • соблюдать действующие законодательства и нормативные документы, а также требования, установленных техническими регламентами, стандартами, положениями договоров;

  • управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг;

  • специфику выбора и реализации стратегии ценообразования;

  • организацию и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать умениями и навыками:

  • организации и осуществлении маркетинговой деятельности и оценки ее эффективности;

  • проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

  • участии в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления маркетинговой деятельности;

  • анализа и оценки маркетинговой деятельности для разработки стратегии организации (предприятия).

^ Объектами изучения исследования является: явление, процессы, методика и специфика внедрения и осуществление маркетинговой деятельности и ее совершенствование на предприятии.

^ Предметом исследования данной дисциплины является:

  • изучение рыночной деятельности, как основы маркетинга, связанные с ним понятия и особенности его введения на Российских предприятиях,

  • товары потребительского и производственного назначения, услуги по торговому, логистическому и рекламному обслуживанию покупателей,

  • маркетинговые, процессы, выявляемые и формируемые потребности, средства рекламы, материальные потоки, логистические цепи и системы.

^ Главным изучаемым понятием дисциплины является Маркетинг – это процесс планирования и управления мероприятиями по разработке новых изделий и услуг, ценовой политики, продвижению товаров к потребителям и сбыту готовой продукции или услуг, направленных на наиболее полное удовлетворение потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.

^ При изучении дисциплины рассматриваются: такие экономические понятий как:

сегментация рынка;

товарная политика;

емкость и ниша рынка;

ценовая политика и стратегии ценообразования;

маркетинговые исследования;

сбыт, товародвижения;

конкуренция и конкурентоспособность;

конъюнктура рынка;

стимулирование сбыта и пропаганда;

реклама;

маркетинговое планирование;

международный маркетинг и т.д.

^ 1.3. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

^ Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*

Дневная сокращенная форма обучения

^ Вид учебной работы

Зачетных единиц

Академических

часов

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

Аудиторные занятия (всего)

1,5

54

В том числе:







Лекции




18

Практические занятия




36

Лабораторные работы (ЛР)







^ Самостоятельная работа (всего)

1,5

54

В том числе:







Самостоятельное изучение отдельных тем модулей




14

Подготовка и презентация курсовой работы




12

Подготовка к практическим занятиям




12

Изучение тем лекций




12

^ Контроль (всего)

1

36

Промежуточная аттестация (экзамен)**

1

36

* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы.

** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.
^ 1.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1. Учебно- образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины построена по модульно-блочному принципу.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Каждый модуль состоит из двух частей:

  • инвариантный блок – включает минимум (ядро) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

  • вариативный (профильный) блок – под которым следует понимать укрупненную группу знаний по направлению. Дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

Таблица 2.

^ Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы *

Дневная сокращенная Форма обучения



п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

^ МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачетные единицы/ академические часы

всего

лекции

практические

работы

самостоятельная

работа

в том числе

контроль




^ Модуль I. Развитие рынка и становление концепции маркетинга.

0,72/26

0,23/8

0,11/4

0,33/12




1

Тема 1. Развитие рынка и возникновение маркетинга

12

4

2

6




2

Тема 2. Ранние концепции маркетинга

14

4

2

6




3

^ Модуль II. Классическая концепция маркетингового управления

0,78/28

0,27/10

0,28/6

0,44/16




4

Тема 3. Экономическая основа классической маркетинговой системы управления.

6

2

1

3




5

Тема 4. Товар в маркетинге. Новый продукт на рынке

6

2

2

3




6

Тема 5. Цена в маркетинге.

4

2

2

3




7

Тема 6. Продвижение и каналы распределения

4

2

2

3




8

Тема 7. Маркетинговые исследования. Рыночная сегментация.

8

2

1

4




10

^ Модуль III. Маркетинг в деятельности компании

0,78//28

0,23/8

0,11/4

0,38/14




11

Тема 8. Конкурентоспособность фирмы и ее маркетинговые преимущества

10

3

2

4




12

Тема 9. Маркетинговые подразделения в компании

10

2

1

4




13

Тема10. Модели выработки стратегий компаниями

8

3

1

6




14

^ Модуль IV. Новые явления и концепции в маркетинге

0,72/26

0,17/10

0,11/4

0,33/12




15

Тема 1.1 Предпосылки трансформации классического маркетинга

12

6

2

6




16

Тема 12. Современные концепции маркетинга

14

4

2

6




17

^ Промежуточная аттестация (экзамен)

1/36










1/36

18

Всего на дисциплину «Маркетинг»

4/144

1/36

0,5/18

1,5/54

1/36
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методическим советом факультета мировой экономики и торговли...
Учебно-методический комплекс «Стратегический маркетинг в торговле» составлен в соответствии с Основной образовательной программой...
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «промышленный маркетинг»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Промышленный маркетинг»/Сост кандидат экономических наук, профессор А. И. Ковалев, гуу....
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины инвестиции (инвестирование) Для специальностей
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономики предприятия и предпринимательства
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социальная педагогика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной...
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс дисциплины «планирование на предприятии»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной...
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной...
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины маркетинг 080200...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг iconОдобрено учебно-методическим советом факультета управления Философия...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница