Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои




Скачать 51.69 Kb.
НазваниеУрока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои
Дата публикации24.06.2013
Размер51.69 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Литература > Урок
урок литературы в 6 классе

тип урока: обобщение и закрепление материала

Тема урока :

Былины. Былинные герои.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Цели:

  1. обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях;

  2. закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказке;

  3. совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  4. воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска (или экран).
Ход урока:

1. Актуализация

побудит.

мотивац. Звучит отрывок из былины в песенном исполнении, слайд «Гусляры», «Баян» Васнецова.

- какое произведение вы услышали? БЫЛИНЫ

- кого вы увидели на слайдах? Исполнители былин, гусляры, т.к. былины исполняли на гуслях - пели.

-что необычного в этих песнях? напевность, особенный ритм, повторение отдельных слов.

-Что же называется « былиной»? (определение в интерактивном режиме)
Алёша Попович, Илья Муромец…. (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор)

-кто это? продолжите ряд Кто вам известен еще?

учитель зачитывает строки из былин

«Узнай героя»

  1. И он вез-то Соловья да в чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову. (Илья Муромец)


  1. На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул. (Микула Селянинович)


  1. Как ухватит он за колпак да земли греческой,

Он шибнет во Змею да во проклятую –

Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. (Добрыня Никитич)

-В одной из былин говорится :
Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

- Сегодня заключительный урок по изученным были нам, как бы вы предложили озаглавить урок, сформулируйте его тему:

«Былинные богатыри», «Могучие богатыри славной Руси».

Учитель предлагает проблемный вопрос:

« Кому из былинных богатырей вы бы поставили памятник?»

сообщение темы и целей урока
^ 2. Применение знаний в стандартной ситуации

-Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри», кого вы увидели ? Что можете о них рассказать? - -Соотнесите характерные черты героев и их имена.

на экране интерактивное задание на соответствие (характ.черты - имя богатыря)
Какие же черты вобрали в себя былинные герои?

обобщение:

Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость , выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.

- Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (со сказкой)
- Что общего былины и сказки, а в чем отличие?

на слайде после высказываний детей появляются записи о различиях и сходствах.


сказка

былина

1. Сказка- художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

1. описание подвигов богатырей

2. главная черта-вымысел, фантастика.

2. былина отражает историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов.

3. сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали»

3. былины – песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли.

4. сказка-произведение развлекательного и поучительного характера.

4. былина-возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого.

Общее

  1. и былина, и сказка существовали в устной форме.

  2. оба жанра существуют с древнейших времен.

  3. оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места.

  4. язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи ( постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику)


интерактивное задание на определение постоянных эпитетов
слайд с текстами 1и 2 вариантов на определение средств выразительности речи:

-Прочитайте выразительно, о ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?

Тут оратай-оратаюшко Да берет –то он свой тугой лук разрывчатый,

На своей ли кобылке соловенькой Во свои берет во белы он ручушки.

Приехал ко сошке кленовенькой. Он тетивочку шелковеньку натягивал,

Он брал-то ведь сошку одной рукой, А он стрелочку калёную накладывал,

Сошку из земли он повыдернул… То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею…

дети отмечают эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.

проверяем на слайдах.

обобщение:

-С какой целью используются данные ср-ва выразительности?

(показать богатырскую силу героев, высказывается отношение народа к героям).

^ 3. Творческое задание (применение знаний в незнакомой ситуации)

картина «Богатыри»

дифференцированное задание.

1.Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук разрывчатый, срелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.).

2. Придумать небольшой диалог с «богатырской» лексикой*

проверка устно
Так какому былинному герою вы бы поставили памятник?

(дети высказывают свое отношение к былинным героям)

^ Учитель обобщает:

-Наверное, поставить памятник одному былинному герою –умалять достоинства других, не уступающим в силе доблести и славе. Памятник нужно поставить русскому слову в честь русской былины, который запечатлел образы всех былинных героев, защищавших родную землю от врагов, пахавших пашню, совершавших самые разные подвиги.
^ 4. Проверка усвоения материала

интерактивный кроссворд

  1. древнее название былины (старины)

  2. вступление, где обозначаются время и место действия : «Как во славном городе во Киеве…»(зачин)

  3. художественный приём : «с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать…»(гипербола)

  4. средства выразительности: «старыя казак», «дороженька окольная» (эпитеты)

  5. устаревшее название пахаря (оратай)

  6. имя богатыря, сразившегося со Змеем. (Добрыня)

  7. средство выразительности: «У оратая кобыла ступью пошла…у оратая кобыла грудью пошла…» (повторы)

ученики записывают правильные ответы в тетрадь, проверяем с зкрана.
итог урока: оценивание детей друг друга о работе на уроке.

R (рефлексия): Какие надписи вы бы оставили на придорожном камне?

Читайте былины: в них народ учит быть любить и защищать Родину.

Изучение былин помогает понять историю русского народа.

Былинные богатыри учат нас быть добрыми, сильными , смелыми.

Язык былин помогает услышать живую народную речь.
д.з написать былину, используя былинную лексику.

Похожие:

Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconТема урока. Закрепление и обобщение темы «Сложноподчиненные предложения...

Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconТема урока: «Показательные уравнения»
Основная часть урока- объяснение нового материала Диагностика уровня формирования
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconУрока : Закрепление пройденного материала по теме «Умножение суммы на однозначное число»
Тема урока: Закрепление пройденного материала по теме «Умножение суммы на однозначное число»
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconУрока Тема урока: Вычитание
Закрепить изученный материал, вырабатывать навыки сложения чисел, проверить степень усвоения учащимися материала
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconКонспекта урока Тема четверти
Цель урока: развитие речевых умений по теме урока, совершенствование навыков поискового чтения
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Научить делать изображения методом прищипывания; развивать моторику рук; воспитывать аккуратность
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconУрока: урок-эксперимент Цели урока
Учебная обобщение и систематизация знаний по созданию информационных моделей в базах данных
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconКонспект урока по теме: «Программирование циклических алгоритмов»
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры
Урока: обобщение и закрепление материала Тема урока : Былины. Былинные герои iconТема урока: Вспомогательные построения Цель урока
Цель урока: Научить учащихся пользоваться вспомогательными построениями для достижения точности создания рисунка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница