Терминологический словарь по методике литературного чтения




Скачать 236.4 Kb.
НазваниеТерминологический словарь по методике литературного чтения
Дата публикации03.03.2013
Размер236.4 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Литература > Документы
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО МЕТОДИКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Материалы к практическим и лабораторным занятиям для студентов

факультета педагогики и методики начального образования

Глазов 2008

Утверждено на совете факультета ПиМНО

Протокол № 2 от 31 октября 2007
Составитель: доцент кафедры МНО ГГПИ Каландарова Н.Н.

В словаре раскрыты важнейшие понятия методики литературного чтения. Он поможет студентам организовать самостоятельную работу по овладению методикой литературного чтения, подготовиться к практическим и лабораторным занятиям, зачёту и экзамену.

А

Абзац - компонент текста, состоящий из одной фразы или нескольких фраз, соответствующий микротеме (подтеме), обладающий относительной самостоятельностью, единством содержания, законченностью и внутренними логическими и грамматическими связями.

^ Автор – создатель какого-либо произведения, в том числе и школьного сочинения.

Активизация словаря учащегося – работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося. См. понятие Активный словарь учащегося.

^ Активный словарь учащегося – та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного и пр.

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления дей­ствительности при помощи конкретного жизненного образа с целью наглядно показать его существенные черты. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость ино­сказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. п. Часто аллегория лежит в основе загадки: “Красна девица сидит в темнице, а коса на улице”, пословицы: “Чем дальше в лес, тем больше дров”.

Аллитерация – повторение в стихах одних и тех же звуков, похожих на изображаемое явление. В стихотворении “Шуточка про Шурочку” А. Л. Барто произношение слов со звуком [ш] передаёт шуршание листьев осенью.

Амфибрахий — трехсложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.

- / - - / - - / - - / -

Последняя туча рассеянной бури,

- / - - / - - / - - / -

Одна ты несешься по ясной лазури...(М. Ю. Лермонтов)
Анапест — трехсложная стопа, в которой ударение падает на третий слог.

- - / - - / - - / - - /

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

- - / - - / - - / - - /

Одержимый холопским недугом...(Н. А. Некрасов)

Аннотация – резюме, краткое изложение содержания книги, статьи.

Антонимы – слова с противоположным значением. Антонимы в художественных произведениях передают резкое противопоставление предметов, настроений, явлений, подчеркивают их противоположность – контраст и помогают ярче их представить и понять. Например, низко-высоко, слабый-сильный.

Архаизм - устаревшее слово, или словосочетание или грамматическая форма.(«Очи» - глаза, «чело» - лоб.)

Ассонанс – многократное повторение гласных звуков или группы гласных.(С.Есенин «Нивы сжаты…».Повторяются звуки «а» , «о» в словах сжаты, рощи, голы, от воды, туманы, колесом, горы)

Б

Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и другие. В баснях обычно действуют животные, вещи, в которых эти черты характера людей ярко проявляются и высмеиваются. Часто басня заканчивается или начинается моралью, где разъясняется поучительный смысл произведения. Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. Авторы басен: Эзоп, И. А. Крылов, Л. Н.Толстой, С. В.Михалков.

Беседа – метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися, преимущественно по вопросам учителя (виды бесед: вступительная, эмоционально-оценочного характера, сопутствующая, обобщающая).

Былина – русская народная героико-эпическая песнь-сказание о богатырях. Элементы былины: нет рифмы, напевность, ритмичность, употребление А и И в начале строк, повторы слов в соседних строках. (Былины: « Ильины 3 поездочки», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

^ Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии в отличие от небылицы. (Были: Л. Н.Толстой « Косточка», « Филипок»).

В

Внеклассное чтение – это раздел обучения чтению, цель которого - сформировать у младшего школьника знание детских книг из доступного круга чтения и личностный , соответствующий возрастным особенностям ребенка избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.

^ Выборочный пересказ – вид устного пересказа. В в.п. воспроизводится какая-то одна из частных тем (микротем) излагаемого текста.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Под выразительным чтением в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы. Признаки В.ч. : 1) хорошая дикция, ясное , четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп; 2) умение соблюдать паузы и логическое ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски – радостную и грустную, восторженную и ироническую и пр.

^ Высота голоса (мелодика) – это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение.

Г

Гипербола — образное выражение, состоящее в размерном преувеличении свойств изображаемого предмета. («В сорок солнц закат пылал»).

Д

Дактиль - трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трех

слогов.

/ - - / - - / - - / -

Труд этот, Ваня, был страшно громаден...(Н. А. Некрасов)

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами в произведении. Весь остальной текст, где рассказывается о том, что делают говорящие и что находится вокруг, называется словами автора или авторской речью.

Дикция - произношение; умение ясно, отчетливо произносить звуки, слоги, слова в процессе речи, чтения, декламации. Хорошая Д. достигается путем упражнений в артикулировании звуков, в чтении скороговорок, трудных звукосочетаний, в изменении громкости, трудных звукосочетаний, в изменении громкости и быстроты произнесения и пр.

Драма – произведение, написанное для постановки на сцене. Один из 3-х основных родов художественной литературы (на­ряду с лирикой и эпосом). Драматические произведения имеют ряд особенностей: в них отсутствует авторское пове­ствование, характеры героев раскрываются через речь героев, их поступки.(Драматическое произведение : С. Я. Маршак « Двенадцать месяцев»).

Драматизация – методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию. Виды Д.: чтение по ролям с отработкой интонаций; составление «живых групп», картин; постановка небольших сцен – с декорациями, гримом или без них и др.

^ Дума — украинская народная песня об исторических событиях и народных героях. Думы возникли в XVI—XVII в. (К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»).

Ж

Жаргонизм - слово из жаргона (искусственного языка), понятного лишь определенному кругу людей. В речи учащихся Ж. – отклонения от литературной нормы, речевые (стилистические) ошибки, состоящие в неоправданном использовании жаргонных слов и оборотов речи. ( «Физра» - физкультура»)

Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово “житие” в церковно-славянском языке означает “жизнь”. Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. ( «Житие Сергия Радонежского» создано в 15 веке Епифанием Премудрым).

З

Завязка — начало конфликта, событие, с которого начинается действие в худо­жественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Загадка – это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека. Загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть. Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов. Три типа загадок: 1.Перечисление признаков загаданного предмета.

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет.(Кошка).

2.Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда « далеких» предметов. Особый вид – отрицательное сравнение.

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а будит.(Петух).

3.Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.

Золотое решето

Черных домиков полно.(Подсолнух).

^ И

Идея произведения — основная мысль художественного произведения, отражаю­щая отношение автора к действительности, воплощенная в системе образов. (Например, идея сказки « Морозко» - неизбежность торжества добра над злом; идея рассказа М.М.Пришвина « Ребята и утята» - воспитание бережного отношения к природе).

Интервью – беседы журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Интонация складывается из следующих элементов: логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. См. определения логического ударения, паузы, темпа, силы и высоты голоса.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка. В иронии слова употребляются в обратном противоположном смысле. Например, когда говорят “Умная ты голова”, то подразумевают другое, считая того, к кому обращаются, глупым.

К

Каламбур – игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов; шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих , но разных по значению слов.Слово “каламбур” составлено из итальянских слов kalamo – “перо” и burlare – “шутить”. То есть “шутить пером”. (Это одна из догадок о происхождении слова “каламбур”. Существуют и другие.)

Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг, документов.( речевая ошибка : « Девочка, ты по какому вопросу плачешь?»).

Классика – классическое произведение, созданное выдающимся деятелем литературы. (А. С .Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. П. Чехов «Мальчики», Л. Н. Толстой «Детство»).

^ Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.

Книга для чтения в начальных классах школы - учебник или учебное пособие, хрестоматия, используемая для формирования навыка чтения у младших школьников, для знакомства с произведениями художественной литературы, для воспитательной работы на основе прочитанного, для развития речи учащегося, для сообщения школьникам знаний о жизни природы и человеческого общества.

Контраст – резкое противопоставление картин природы, героев, настроения в произведениях. Контраст помогает лучше представить то, о чём говорится в произведении.

Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.

Кульминация – наивысшая точка развития действия, после которого идёт развязка.

^ Культура речи учащихся – владение нормами устного и письменного литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Имеет две ступени: а) правильности, то есть нормативность речи ; б) мастерство речи, то есть умение выбрать наиболее точный по значению, стилистически уместный, выразительный, яркий вариант высказывания.

^ Л

Лексические упражнения - поиск в тексте новых слов или новых значений ранее встречавшихся слов, новых их сочетаний, объяснение значений и целесообразности употребления, использование различных учебных словарей, анализ состава слов и способов их образования; работа с синонимами, антонимами, омонимами; составление собственных словариков и работа с учебными словарями; объяснение правописания трудных слов в соответствии с их образованием; активизация усвоенных слов – включение их в предложения, словосочетания и связные тексты.

Летоисчисление – система определения времени по годам от какого-нибудь условного момента.

Летописание – составление летописей. См. определение Летопись.

Летописец – составитель летописи. См. определение Летопись.

Летопись – жанр древнерусской литературы. Летопись – это запись важнейших событий из года в год, их лета в лето. Это запись по годам исторических событий, производимая современником. Слово “летопись” произошло от двух слов – “лето”, то есть “год”, и “писать”.

Лингвист – знаток языков, от греческого lingva – “язык”.

^ Лингвистический анализ текста – вид языкового анализа; его цель – выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения.

Лирика — один из 3-х родов художественной литературы (наряду с эпо­сом и драмой). Рисует отдельные состояния души человека в определенные моменты жизни, отражает собственное “я” поэта. Охватывает множество жанров.

^ Лирическое стихотворение. В л.с. предметом изображения становятся переживания, чувства человека. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся с пейзажной и социально-политической лирикой. Например, И. А. Бунин « Листопад», И. С.Никитин « Русь», С. А. Есенин «Черемуха».

^ Литературная (авторская) сказка – сказка, которая обработана или переведена автором. Например, А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке», В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке», Г. Х. Андерсен « Гадкий утенок».

^ Литературоведческий принцип – находит свое выражение в том, что охватывает все области литературного творчества – фольклор, русскую классику, современную, отечественную и зарубежную литературу, а также основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

^ Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе.

М

Метафора – скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще – человека, животного, переносятся на другой, неживой предмет. Метафора подчёркивает черты сходства предметов, делают их изображение более точным и ярким. Например, метафора в загадке: «Золотое решето черных домиков полно»; «Два ушка, четыре брюшка».

^ Метод чтения-рассматривания – это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, затем , исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение содержания, выбирая подходящий способ прочтения.

^ Методика внеклассного чтения – это раздел науки, вооружающий учителя знанием понятий, закономерностей и практическими умениями, без которых невозможна экономная и эффективная педагогическая организация самостоятельного детского чтения.

^ Методика обучения чтению – отрасль методики начального обучения русскому языку. Изучает методы формирования умений и навыков по чтению – сознательному, беглому, правильному и выразительному.

Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, в мифах рассказывается о происхождении мира и человека, а также о дея­ниях древних богов и героев. (Мифы Древней Греции).

Мораль – поучение в басне. Поучение, высказанное в басне, – это её главная мысль.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов « Лебедь, щука и рак»).

^ Н

Научно-познавательная литература. Н.-п. л. подразделяется на научно-популярную и научно-художественную. Научно-популярная статья прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность: произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.

Научный стиль. Признаки научного стиля:

1. Сфера применения – научная деятельность.

2. Назначение – сообщение строго научных сведений, фактов.

3. Форма существования – письменная (реже устная).

4. Тип речи, характерный для научного стиля – монологический.

5. Лексические особенности – употребление слов в прямом значении.

6. Синтаксические особенности – употребление распространённых простых и сложных предложений.

Небылица – вымысел, лживое сообщение; в народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например, комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика).

О

Олицетворение – один из художественных приёмов в литературе, когда неодушевлённые предметы, явления природы и жизни изображаются как живые, наделяются человеческими чертами, чувствами, действиями, мыслями, отчего изображение делается более живым, ярким, а иногда и более взволнованным. Олицетворения: « сосны и ели…спят», « лес проснулся, встрепенулся».

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Омонимы (греч.) – “омос” – одинаковый, “онима” – имя. Например, коса1 – вид причёски, коса2 – сельскохозяйственное орудие, коса3 – мыс, отмель.

Официально-деловой стиль. Признаки:

1. Сфера употребления – деловые бумаги.

2. Цель высказывания – в форме документа сообщить сведения или рекомендовать что-либо к исполнению.

3. Стандарт в оформлении.

4. Лексика: нейтральная, канцеляризмы.

П

Пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике.

Паронимы (смешиваемые слова) – слова, сходные в морфологическом составе и, следовательно, в звучании. Их значения различны, но близки. Например: злобный, злостный; человечный, человеческий.

Пауза – остановка между речевыми звеньями (логические, психологические, ритмические паузы).

Песня — одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, пред­назначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с рефреном — припевом. (Песни М. В. Исаковского, А. А. Суркова, В. С. Высоцкого).

Побасенка – короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, байка.

- Ты пирог съел?

- Нет! Не я!

- А вкусный был?

- Очень…

Повесть – произведение, в котором действуют не один или два героя, как обычно бывает в рассказе, а много героев, и где изображается не одно событие, а ряд событий из жизни главного героя. В повести может быть и два главных героя. Остальных называют действующими лицами. (А.Гайдар «Тимур и его команда», Н.Носов «Веселая семейка»).

Поговорка – это, обычно, часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, “стучать зубами” – замерзать, “заморить червячка” – перекусить.

Подробный пересказ – вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки. П.п. – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Пословицы обычно состоят из двух частей. Часто эти части рифмуются. Например, “Землю красит солнце, а человека – труд”, “Делаешь наспех – сделаешь на смех”.

Потешка – жанр устного народного творчества. Задача жанра - весело учить малыша жестам, навыкам.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Поэма — большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэма от­личается особенным субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям. Нередко в поэме изображаются судьбы людей с возвышенными, сильными ха­рактерами, сложные картины жизни. (Н. А. Некрасов “Мороз, Красный нос”).

^ Публицистический стиль – название стиля происходит от латинского слова, что в переводе означает – общественный (в нашем языке есть слово “публика”, одно из значений которого – “люди”, “народ”)

Признаки публицистического стиля:

1. Сфера применения – газетные и журнальные статьи, устные выступления на митингах, собраниях, по телевидению и по радио.

2. Функция – воздействия на читателя, призыв к чему-то, убеждение в чём-то.

3. Форма существования – письменная и устная.

4. Тип речи – монологический, но может быть и диалог.

5. Употребление возвышенной лексики, слов в переносном значении, сравнений, эпитетов, антонимов, фразеологических оборотов.

6. Синтаксические особенности связаны с функцией воздействия – употребление побудительных и восклицательных предложений, обращений, постановка вопросов, не требующих ответа.

Пьеса, или драма, – это особый жанр художественной литературы, литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.( С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»).

^ Р

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей.

Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, заключитель­ная сцена.

Рассказ – это небольшое художественное произведение, в котором обычно изображается какое-нибудь отдельное важное событие в жизни человека, без подробного описания его прошлой и будущей жизни; вид повествовательного сочинения учащихся, устного или письменного. (М. М. Пришвин «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб»).

Репортаж – от английского report – “сообщать” – жанр журналистики, оперативно-сообщающий о каком-либо событии, очевидцем которого является сам корреспондент.

^ Ритм — повторение однородных явлений через соизмеримые промежутки, чере­дование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма – это созвучие слов в окончании стихотворных строк. Рифма придаёт благозвучие стихотворению, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм. Рифмы бывают парные или смежные, которые связывают две стихотворные строки, стоящие рядом – 1-2, 3-4; бывают перекрёстные, которые связывают 1-3, 2-4 строки; а бывают опоясывающие, в которых связываются 1-4 и 2-3 строки.

Романс — небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также неболь­шое певучее лирическое стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроени­ям, любовным переживаниям и т. п. (И. С. Тургенев «Утро туманное, утро седое»).

^ С

Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя или другого лица общение ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет, во-первых, осознанный выбор книги для себя (нужная, полезная, интересная, посильная сейчас), во-вторых, прочтение избранной книги по всем правилам, освоенным к моменту встречи к ней.

Сатира – произведение, в котором автор высмеивает героев и резко осуждает различные их пороки, называется сатирическим, а сам смех, резкий и беспощадный, называется сатирой.( А.С.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде»).

^ Связная речь – термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях: С.р. – 1) Деятельность говорящего, процесс выражения мысли.2)С.р. – текст, высказывание, продукт речевой деятельности. 3)Название раздела методики развития речи.

^ Сила голоса – это степень работы речевого аппарата. Лучше всего читать голосом средней силы, чтобы было легко усиливать и ослаблять его в соответствующих местах текста. Сила голоса всегда должна быть логически обоснована, психологически мотивирована.

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Задача жанра – весело учить чистоте произношения. народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. Скорговорки: «Купила бабуся бусы Марусе», « Горошинка с червоточинкой», «Проворонила ворона вороненка».

^ Словарная работа в школе - область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов. Система словарной работы предполагает ежедневное усвоение 3-10 новых слов, выяснению их выразительных возможностей, по их активизации.

Сказка — произведение устного народного творчества, повествующее о фантасти­ческих, вымышленных событиях. Сюжеты народных сказок обычно основаны на ми­фологических представлениях. Герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), как пра­вило, обладают волшебной силой или пользуются помощью магических существ (старичок-лесовичок, Баба-Яга) или предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы). (Присказка - короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки; зачин – начало сказки; концовка – заключительная часть сказка ).(«Лиса и журавль», «Снегурочка»).

Сравнение – такое выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим. Например, «И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной»; « Их тощая зелень, как иглы ежа». Сравнение помогает автору точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему.

Стихотворение — лирическое произведение, написанное в согласии с законами стихотворной речи. Для стихотворной речи присущи несколько признаков: ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, повторением ударных и безударных слогов в строке; рифма, что обозначает созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма не характерна); повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.(С. А. Есенин «Береза», А.А.Фет «Ласточки пропали…»).

^ Стихотворение в прозе — небольшое произведение лирического характера, напи­санное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразию ритма к сти­хотворной речи. (И. С. Тургенев “Воробей”, “Русский язык”, “Как хороши, как свежи были розы” и др.)

^ Стихотворный размер — число и порядок чередования ударных и безударных слогов. В русском стихосложении различают двухсложные размеры (хорей, ямб) и трех­сложные (дактиль, анапест, амфибрахий). См. определения Анапест, Амфибрахий, Дактиль, Хорей, Ямб.

Считалка – в детских играх : произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним пи­сателя.

^ Т

Творческий пересказ – вид устного пересказа, характеризующийся, изменениями и дополнениями в тексте.

Тема — круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в худо­жественном произведении; то, о чем говорится в произведении; то, о чем повествуется , что описывается в ученическом сочинении( « Наша Родина», «Семья и дети», « Человек и природа» и др.).

^ Тематический принцип предполагает группировку и чтение литературных произведений на определенную тему

Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение.

Трагедия — один из драматических жанров, в котором характер героя раскрыва­ется в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, нередко обрекающей его на гибель. Трагедия — один из самых древних жанров. Она возникла в древней Греции. До наших дней сохранились древнегреческие трагедии Эсхила, Софокла, Эв­рипида. Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира (“Ромео и Джу­льетта”, “Король Лир”, “Гамлет” и др.). К жанру трагедии обращались и многие русские авторы, например А. С. Пушкин (трагедия “Борис Годунов”, маленькие трагедии: “Мо­царт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”).

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета. (Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).

Троп – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле; слово или оборот речи в переносном , иносказательном значении. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление. Простейший вид тропа - сравнение.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя. ( А.С. Пушкин).

^ У

Урок чтения в начальных классах – вид уроков русского языка; его главные задачи; воспитание учащихся, приобщение их к образцам литературы, образцам русского языка; формирование навыка достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения; обучение анализу и пониманию идейно-художественных особенностей произведения; обогащение словаря, развитие речи учащихся. Разновидности У.ч.: урок чтения разных жанров – рассказов, басен, лирических стихотворений и пр.; обобщающий урок; кино- и теле- урок; урок-экскурсия; урок внеклассного чтения; (комбинированный , обобщающий, интегрированный).

Ф

Фантазия – по происхождению слово греческое и обозначает воображение.

Фольклор – народное искусство слова – песни, сказки, легенды, былины (в переводе с английского языка это слово означает “народная мудрость, знание”).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Они употребляются в переносном смысле, в них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова, иначе устойчивый оборот уже не будет устойчивым, нарушается смысл. Например, знать назубок, дело в шляпе.

Х

Хокку или хайку – так называют японские трёхстишия. Это древняя национальная форма японской поэзии в виде трехстрочного лирического стихотворения.

Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

Хорей — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечетные слоги.

/ — / — / — /

Ветер, ветер, ты могуч,

/ — / — / — /

Ты гоняешь стаи туч...(А. С. Пушкин)

^ Художественный образ - картина, нарисованная в красках, форме, звуках и запахах; образ героя с его мыслями и чувствами, поступками; изображение какого-либо предмета; слово.

^ Художественно – эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений, вводит в круг чтения младших школьников преимущественно художественные тексты, которые раскрывают богатство окружающего мира, человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни. Этот принцип предполагает связь между всеми видами искусства.

Ц

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста: художественного, публицистического, научного,- или точно передаваемые чьи-либо слова.

Ч

Чистоговорка – упражнение, развивающее артикуляционные навыки, тренирующее речевой аппарат, устраняющее недочеты устной речи детей. Например: « Ша-ша-ша - мама моет малыша», «Да-да-да - в чайнике вода».

Чтение.1. Процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание ( при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления ( при чтении про себя). Ч.- вид речевой деятельности. 2. Учебный предмет в начальных классах, часть предмета « русский язык».

Э

Экспозиция — вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их харак­теров.

^ Эпилог — заключительная часть художественного произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц, после изображенных событий.

Эпитет – определения, которые в художественном тексте дают яркое, образное представление о предмете и передают чувства автора. Например, в выражениях: “Кроет уж лист золотой”, “Грудой кудрявых груздей”, “Ясность прозрачных небес”. Эпитет, как образное слово, незаменим другими словами в произведениях. Не всякое определение в тексте является эпитетом. Эпитет – это не простое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, событие, предмет. Эпитет показывает авторское отношение к этому герою, предмету, событию. В народном творчестве встречаются эпитеты особого рода – постоянные: красно солнышко, ясный месяц, добрый молодец.

^ Эпическое стихотворение. Для э.с.характерно наличие сюжета , то есть системы событий в их развитии. В центре э.с. – образы-персонажи. Все это роднит э.с. с рассказом, повестью. (С.В.Михалков « Мой щенок»).

^ Эпос – произведения в прозе: рассказ, повесть.

Ю

Юмор – смех бывает разный – добродушный и злой. Когда писатель не зло, а добродушно смеётся над героем – это называется юмором. (В.В.Голявкин « Никакой горчицы я не ел», В.Ю.Драгунский « Что любит Мишка»).

Я

Ямб — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие четные слоги.

— / — / — / — / —

Мороз и солнце; день чудесный.

— / — / — / — / —

Еще ты дремлешь, друг прелестный...(А. С. Пушкин)


Литература

1. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Чтение. Справочник для начальной школы.- М., 1997.

2. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка.- М.: Просвещение,1988.

3. Мали Л. Д. и др. Развитие речи младших школьников. -Пенза,1995.

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/Российская АН - М.,1996.

5. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя /под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1990.

Похожие:

Терминологический словарь по методике литературного чтения iconС. И. Абакумов творческое чтение
Вопросам же методики, обучения чтению, приобретения детьми первоначальных навыков чтения (беглости, правильности, сознательности...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «финансовая математика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Он содержит рабочую программу, учебно-методические...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconРоль и место дисциплины в образовательном процессе
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconТема: «Обучение, развитие и исправление недостатков чтения»
Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Только таким способом мы можем обеспечить...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconФакультет начальных классов Кафедра русского языка и методики его...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconУроках литературного чтения в начальной школе
В механической памяти может сработать противоположный случай, когда ребенок запоминает все им прочитанное, но усвоить не может, т...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconПродуктивное задание №2 «Функциональные стили русского литературного языка»
Цель – знание, понимание, анализ текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям литературного языка
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconРазвитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного...
«раскрыться», проявив свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребёнок просто не может существовать, без чего...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconСамым большим словарем в мире является Deutsches Wortetbuch, начатый...
Якобом и Вильгельмом Гриммами в 1854 г. Он был закончен в 1971 году. Словарь, объем которого составил 34519 страниц, был издан в...
Терминологический словарь по методике литературного чтения iconОдним из главных признаков литературного языка является его нормированность,...
Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница