Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации




НазваниеИнститут Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации
страница1/5
Дата публикации22.02.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Памятники материальной культуры, как инструмент

строительства русской нации (на материалах Восточной Балтии)
Гапоненко Александр, д.э.н.

Институт Европейских исследований, Латвия.
1.0. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации
В конце апреля 2007 года эстонские власти демонтировали памятник освободителям Таллина от нацистской оккупации, получившего известность как «Бронзовый солдат», и перенесли его на воинское кладбище, расположенное на окраине города. Местными русскими демонстративные действия властей по принижению общественного статуса этого, на первый взгляд, типично советского по своей форме, монумента были однозначно расценены, как оскорбляющие национальное достоинство. Начались массовые выступления русского населения в защиту «Бронзового Солдата». Протест был жестоко подавлены силами полиции: сотни избитых и арестованных, пролитая кровь, смерть Дмитрия Ганина.
Борьбу эстонских русских за сохранение национальных символов сразу же поддержали русские в Латвии и Литве, поскольку опасались распространения «бронзового» синдрома и в своих собственных странах. Российское руководство сначала выразило властям Эстонии публичный протест, а затем ввело против нее негласные экономические санкции, которые продолжают действовать до настоящего времени.
События вокруг «Бронзового солдата» в Таллине разыгрались после почти двух десятков лет последовательного уничтожения правящими элитами стран Балтии многочисленных памятников революционерам, видным коммунистическим и советским деятелям. Все эти действия сколько-нибудь заметных протестов со стороны местного русского населения и России до апреля 2007 года не вызывали.
Превращение типично советского монумента в русский символ стало важным проявлением глубинных сдвигов, которые до этого подспудно развивались внутри русской нации, как в самой России, так и в русском рассеянии. Суть этих сдвигов большая часть властной российской элиты до сих пор не поняла. Во всяком случае, вывод напрашивается из того факта, что культурная и политическая элита фактически не поддержала инициативу российского президента по защите «Бронзового Солдата» в Таллине, а вместе с ним и других памятников советским воинам в Восточной Европе. Разнонаправленные же действия российской правящей элиты неизбежно вызвали желание геополитических конкурентов вновь использовать такой инструмент ослабления русской нации, как уничтожение или унижение ее памятников материальной культуры за пределами России.
В опубликованной научной литературе существует большое количество серьезных теоретических работ по национальной проблематике, в том числе есть интересные труды, посвященные вопросам строительства русской нации (1-8). Сложилось целое научное направление исследующее инструменты национального строительства, включая различного рода знаки, символы и памятники (9-12). Однако крайне мало общетеоретических работ посвященных памятникам русской материальной культуры вообще и зарубежным памятникам в частности (13-15).
Опираясь на уже существующие теоретические наработки и практический материал, накопленный проживающими в странах Балтии исследователями, автор в настоящей статье ставит цель уточнить место и роль памятников материальной культуры в процессе формирования русской нации, а также сформулировать на этой основе практические рекомендации по использованию этих памятников в качестве инструмента укрепления позиций балтийских русских общин в частности и русской нации в целом. Страны Балтии выбраны в качестве объекта анализа в связи с тем, что русские общины в них, с одной стороны, являются давно укорененными и способными к самовоспроизводству. С другой стороны, они подвергаются крайне сильному дискриминационному и ассимиляционному давлению со стороны правящих элит титульных наций, и потому нуждаются в эффективном инструментарии противостояния этому давлению.
^ 2.0. Памятники материальной культуры и формирование нации
2.1. Место и роль памятников материальной культуры в социальном процессе.
Жизнедеятельность людей в социуме протекает в двух основных подразделениях: экономическом, в котором создаются материальные средства существования человека, и в социальном, в котором происходит формирование способностей самого человека. Над этими, базовыми, подразделениями общественного воспроизводства, возвышается политическая надстройка, которая выполняет функции принуждения людей к соблюдению определенного порядка действий внутри социума, а также обеспечивает защиту последнего от разрушительного воздействия внешних сил.
Происходящие в экономическом подразделении общественной жизни процессы достаточно адекватно описываются с помощью теории трудовой деятельности и вытекающей из нее теории стоимости (16- 18).
Мы, вслед за некоторыми другими исследователями, полагаем, что трудовая теория имеет общеметодологическое значение и вполне может быть применена к описанию социальной сферы (19, 20). Остальные исследователи описывают эту сферу, иногда называя ее сферой культуры или быта, исключительно как неупорядоченный набор разнонаправленно действующих факторов, ресурсов и эффектов (21,22).
Применяя научный аппарат теории трудовой деятельности к анализу социальной сферы, можно рассматривать последнюю, как сферу специфической волевой и целенаправленной деятельности людей по формированию своих собственных способностей или способностей других людей. В социальной сфере человек выступает, одновременно, предметом, субъектом и продуктом этой специфической трудовой деятельности. Своеобразными же средствами труда в ней являются материальные средства существования человека: продукты питания, одежда и обувь, жилье, транспортные средства, здания и многое другое. Каждый вид материальных средств существования позволяет, тем или иным образом, формировать определенные социальные характеристики людей.
Социальный процесс всегда носит общественный характер, то есть в нем участвует множество людей, каждый из которых выполняет свою, частичную, трудовую функцию и потом обменивается результатами ее осуществления с другими людьми. Обычно производимый в социальной сфере внешний эффект деятельности описывается как услуга (23).
Основная часть трудовых затрат по формированию способностей человека и потребление основной части материальных средств существования в настоящее время осуществляется человеком в рамках первичной общественной ячейки – семьи (24,25).
На известном этапе развития разделения и кооперации общественного труда в рамках социального процесса возникают специализированные подразделения – социальные институты. Они представляют собой относительно обособленные группы людей, связанных между собой отношениями внутренней кооперации и обмена труда и использующих обособленные комплексы материальных средств воздействия на других людей. Такого рода социальными институтами являются церкви, школы, университеты, театры, филармонии, средства массовой информации и т.д.
Всю совокупность материальных средств существования используемых в семье и в рамках социальных институтов для формирования способностей человека можно определить как предметы материальной культуры в широком смысле этого слова.
Совместная социальная деятельность предполагает выработку и поддержание всеми членами общества единых целей и норм поведения. Они формулируются в религиозных верованиях, в передаваемых изусно или в письменной форме наборах художественных образов, воспроизводятся в спектаклях, фильмах, воплощаются в идеологических концепциях, отображаются в картинах, скульптурах, архитектурных произведениях и т.д. Все эти, артикулированные вербально или с помощью образов, движений и знаков цели и нормы социального поведения представляют собой духовные (нематериальные) ценности или, иначе, духовную культуру общества.
Часть материальных средств существования используется преимущественно для выработки и поддержания духовных ценностей общества. Эту часть материальных средств существования человека следует определить, как предметы материальной культуры в узком смысле этого слова.
Предметы материальной культуры в узком смысле этого слова двойственны по своей природе: они выполняют и чисто утилитарные, и символические функции. Храм, например, это и место укрытия людей от непогоды, и вместилище сакральных ценностей. Символические функции в этом классе предметов всегда превалируют над утилитарными. Символические функции могут отделяться от своих основных материальных носителей и переносятся на их заместителей, и жить самостоятельной жизнью, которая также имеет реальное воплощение. Например, здание храма, даже если его превращают в атеистический музей, остается сакральным символом и воздействует на людей одним своим внешним видом. С помощью знаков можно отображать очень сложные духовные ценности: образование социальной общности, ее победу над врагами и т.д. Таким образом, возникают стеллы с надписями, триумфальные арки, изображения сказочных животных, монументы реальным или мифическим героям.
В том случае, когда предметы материальной культуры в утилитарном или символическом виде выполняют функции носителей духовных ценостей, «напоминают» о них, они становятся памятниками культуры.
^ 2.2.Формы памятников материальной культуры.
К памятникам материальной культуры, в первую очередь, относятся предметы, связанные с деятельностью такого важного социального института как церковь. Священник общается с прихожанами, используя особый набор средств воздействия. Архитектурные и изобразительные средства – внутреннее устройство храма (зал, иконостас, алтарь, приделы), иконы с изображением ипостасей Бога, апостолов, святых и мучеников за веру, картины, изображающие сцены из Священной истории, изображения священных символов (распятий, крестов), и т.д. Материальные средства – ритуальные предметы (мощи святых, одеяния, светильники, чаши, хоругви, и т.д.), священное миро, воздействующее на кожу человека, ладан, воздействующий на обоняние. Вербальные средства – от проповеди, чтения Евангелий и трудов церковных деятелей, коллективной молитвы и произнесения вслух символа веры до служебных песнопений, исполняемых специальным хором, и колокольного звона. Мистические средства – претворение хлеба и вина в плоть и кровь Христову. Все эти материальные объекты приобретают особое значение для верующих и через них для всего общества становятся сакральными.
Поскольку предки являют первоначальные образцы поведения для своих потомков, то все предметы, связанные с жизнью предков, места их захоронений и возводимые над этими местами памятные знаки, также приобретают сакральный характер.
Светские правители укрепляют власть за счет придания ей сакрального характера. Власть либо присваивает сложившиеся и общепринятые сакральные символы, либо разрабатывает собственную символику и соответствующий ей ритуал. Эта символика создается в виде корон, скипетров, мечей, держав, гербов, девизов. Властная символика украшает здания, в которых живут властители и в которых они отправляют властные полномочия (дворцы, государственные институты, суды, воинские штабы и казармы). Правители распространяют на подвластно территории собственные изображения в скульптуре, на монетах и картинах, сооружают различные монументы, в память важных событий, связанных с властью.
Сакральная и властная символика имеют тенденцию к взаимопроникновению и смешению. Таким образом под эгидой правителей и церкви появляется символика определенной социальной общности, пронизывающая социальную сферу от государственного официоза до частной жизни.
К памятникам материальной культуры в узком смысле этого слова относятся также все те предметы, которые имели особое значение для формирования светских духовных ценностей. Это рукописи мыслителей, писателей, композиторов, государственных и общественных деятелей, оригиналы творений художников, скульпторов, архитекторов, личные вещи которые принадлежали всем этим общественно значимым личностям, а также здания, в которых они жили или трудились. В честь этих общественно значимых личностей также возводят специальные монументальные сооружения, которые несут в себе в определенный набор духовных ценностей.
К памятникам материальной культуры следует отнести также все то, что является материальным свидетельством истории жизнедеятельности социума – типичные для его членов жилые дома, общественные здания, производственные и инженерные сооружения, равно как и предметы быта, одежда и обувь, украшения, оружие, средства транспорта, книги и т.д. Общественную значимость имеют и потерявшие свою первоначальную форму останки памятников материальной культуры, места их нахождения в прошлом, места связанные с важными общественными событиями, даже если они не отмечены памятными знаками.
По своему материально-вещественному составу памятники материальной культуры делятся на движимые и недвижимые. Памятниками культуры они становятся тогда, когда соответствующим образом собраны, систематизированы, описаны, помещены на ответственное хранение и в силу этого становятся публичными, т.е. вводятся в научный, культурный и социальный оборот.
Движимые памятники могут перемещаться в пространстве без причинения вреда их социальной природе. Это картины, скульптуры малых и средних форм, одежда, посуда, оружие, книги, архивные документы и т.д. Будучи извлеченными из социального контекста, такие памятники, как правило, не утрачивают своего значения, хотя оно и может быть значительно принижено при перемещении. Так, место человеческих останков и принадлежащей им погребальной утвари в могиле, но в случаях, когда недвижимый памятник может быть безвозвратно утрачен, перемещение таких предметов в музеи вполне обосновано.
Недвижимые памятники материальной культуры это архитектурные или ландшафтные объекты – здания, сооружения, монументы, парки, места сражений, кладбища. Такие объекты постоянно открыты обозрению окружающих людей, однако собственно памятниками они становятся лишь тогда, когда зрителям известно заключенное в них духовное, историческое или культурное содержание. Для этого распространяют информацию о духовном содержании памятников в средствах массовой информации, выпускают популярные книги, фотоальбомы, почтовые открытки, марки, сувениры, и т.д. Внутри или рядом проводят регулярные собрания, конференции, устраивают массовые гуляния или балы. В дни социальных потрясений в таких местах собираются на массовые митинги.
Недвижимые памятники при перемещении в пространстве получают непоправимый ущерб, который выражается не только в утрате физических характеристик, но и в разрыве связи с окружающим культурным пространством
^ 2.3.Конкуренция наций и памятники материальной культуры.
В зависимости от уровня развития разделения и кооперации общественного труда, а также характера используемых материальных «средств производства» социальный процесс принимает различные общественные формы. Наиболее простыми, органическими по своей природе, являются семья, род, племя. Более сложными, институциональными, являются народность, народ, нация (26, 27, 28).
Зрелая нация предполагает наличие таких социальных институтов, как школы и университеты, газеты, журналы и другие средства массовых коммуникаций. Именно с их помощью происходит формирование основной части духовных ценностей национальной общности, обеспечивается единство действий всех ее членов. Неотъемлемой составной частью системы воспроизводства нации является максимально доступный набор памятников материальной культуры, несущих в себе национальные духовные ценности.
В современном мире одновременно сосуществует большое количество наций и других, более простых, этно-социальных образований. Все они постоянно конкурируют между собой в экономическом, социальном и политическом плане.
Нации в экономической сфере борются между собой за территории проживания и находящиеся на них естественные ресурсы, за рынки сбыта производимой продукции, места приложения капиталов, рабочую силу. В социальной сфере идет борьба за души людей, которая принимает форму борьбы систем национальных духовных ценностей. Более привлекательные духовные ценности позволяют создавшей их нации легко вовлекать в свой состав представителей других народов и народностей, укрепляться за их счет. В политической сфере нации применяют насилие по отношению к своим конкурентам. Делается это для того, чтобы их ослабить, или даже уничтожить, присвоить принадлежащие конкурентам экономические блага. Одной из форм политической борьбы является присвоение, уничтожение или умаление значимости чужих памятников материальной культуры.
По различным причинам не все члены нации живут в одной стране, под защитой собственных государств. Те члены нации, которые оказываются в чужих странах на положении инородцев могут быть понуждаемы к выезду за пределы страны своего проживания, либо подвергаться физическому уничтожению - геноциду. Давление на инородцев со стороны господствующей нации может осуществляться также в форме экономической и социальной дискриминации. Лишенным защиты своего государства инородцам могут насильно навязывать господствующую веру и светскую культуру, чужой язык, устанавливать для них запреты на деятельность их социальных институтов. Все это затрудняет социальное воспроизводство инородцев, облегчает их ассимиляцию.
Одной из основных форм подавления инородцев является принижение общественного значения или даже уничтожение памятников их материальной культуры, изменение (корректировка) или даже придание ложного смысла.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации icon-
Рузвельта (Рузвельт – символ американского антифашизма) и почему я особо отмечаю встречу европейских и американских солдат в дни...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconНаиболее значимый символ у древних египтян, известный также как
В этом кресте объединяются два символа крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconКонцепция устойчивого развития
Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ифиас), Римский клуб (с его знаменитым докладом...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconА. В. Гапоненко Институт европейких исследований(Латвия)
В статье рассматривается роль русской общины в жизни современного латвийского общества, раскрываются механизмы дискриминации русского...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconОснование Монгольской империи
Прежний символ (или онгон) Темучина как вождя рода – знамя – теперь стало онгоном Темучина как правителя монгольской нации. В него...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconLuxembourg Institute for European
Парламента Люксембурга Лорана Мозара, исполнительного директора правления фонда «Русский мир», депутата Государственной Думы фс РФ...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации icon1. Основные показатели оценки благосостояния нации. Проблемы их измерения
Индекс человеческого развития как показатель благосостояния нации и альтернатива ввп
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconБенчмаркинг как функция маркетинговых исследований
Бенчмаркинг (Benchmarking) давно завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западно-европейских...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconПрактическая программа лдпр русский вопрос за русских!
За русских! Придать русскому народу статус государствообразующей нации. Не будет русских — не будет и России. Хорошо русским — хорошо...
Институт Европейских исследований, Латвия. «Бронзовый Солдат», как символ русский нации iconИнститут Европейских Исследований Латвийский профсоюз железнодорожников...
Эта книга публикуется в рамках проекта «Укрепление социального диалога на предприятиях железнодорожного транспорта стран Балтии посредством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница