Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета




Скачать 83.82 Kb.
НазваниеМетодические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета
Дата публикации24.01.2014
Размер83.82 Kb.
ТипМетодические указания
skachate.ru > Литература > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУМинздравсоцразвития России)

Методические указания



по предмету « Патология» для студентов 4 курса заочного
отделения фармацевтического факультета.

(программа, контрольные задания, литература)
Вариант №3

Томск - 2012

Правила выполнения и оформления контрольных работ
Контрольные работы – это обязательная составная часть курса патологии для студентов заочного отделения фармацевтического отделения. Они позволяют определить степень усвоения студентом учебного материала и предусматривают самостоятельную работу с учебной литературой.

Работы выполняются рукописным или машинописным способом. В рукописном исполнении текст должен быть написан аккуратным разборчивым почерком с соблюдением интервала между строчками и полей справа. Почерк не должен создавать затруднений при прочтении работы.

Машинописный текст печатается полуторным междустрочным интервалом и полями. Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа.

На титульном листе обязательно указывается ФИО полностью, название предмета (Патология), шифр и соответствующий ему вариант контрольной работы.

Номер и формулировка вопроса, условия ситуационной задачи (обязательно) фиксируются в работе. Ответ должен точно соответствовать поставленному вопросу. Ответы на вопросы ситуационных задач должны быть обоснованы.

В конце контрольной работы помещается список использованной литературы.

На контрольную работу преподаватель дает рецензию с указанием ошибок и недочётов при их наличии. Если контрольная работа не зачтена, она возвращается студенту на доработку. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к экзаменационной сессии.
Вариант 3
Контрольная работа №1
1. Современное представление о сущности болезни (определение). Перечислить основные критерии здоровья и болезни, дать им характеристику. Привести примеры функциональных проб.

2. Дать определение понятия патогенез. Привести пример причинно – следственных отношений в патогенезе кессонной болезни. Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия, их роль в лечении болезней.

3. Перечислить основные механизмы повреждения биологических мембран при патологии. Роль перекисного окисления липидов (ПОЛ) в повреждении клеточной мембраны и способы её защиты.

4. Общая реакция организма на повреждение – шок (определение). Дать схему общего патогенеза шока.

5. Роль возраста в формировании реактивности и резистентности. Охарактеризовать физиологическую и патологическую реактивность и привести примеры.

6. Дать определение понятия аллергия. Классификация аллергенов (экзо – и эндоаллергены), пути поступления их в организм. Этиология ( главный, предрасполагающий и способствующий факторы ) и общий патогенез аллергических реакций.

7. Охарактеризовать расстройства микроциркуляции (4 стадии) в очаге воспаления, клинические проявления сосудистой реакции и последствия. Перечислить основные принципы терапии при воспалении.

8. Охарактеризовать нарушения обмена веществ (основной, углеводный, белковый, жировой и водный) при лихорадке. Классификация лихорадки по степени повышения температуры тела и типу температурных кривых. Клиническое значение этих данных.

9. Перечислить компоненты и функции микроциркуляторного русла. Артериальная гиперемии (определение). Причины, виды, механизм развития артериальной гиперемии, нарушение микроциркуляции при этом процессе. Значение артериальной гиперемии для организма.

10. Дать характеристику разновидностям атипизма (морфологический, биохимический, иммунологический, функциональный) при опухолевом росте. Показать взаимоотношения опухоли и организма. Противоопухолевый иммунитет. Паранеопластический синдром.

11. Дать определение понятия обезвоживание. Охарактеризовать виды обезвоживания. Представить в виде схемы патогенез сердечных отеков.

12. Перечислить причины и последствия гипо - и гипермагниемии, гипо- и гиперсидероза. Указать пути фармакокоррекции этих состояний.

13. Дать определение понятия сахарный диабет. Классификация СД (согласно рекомендациям ВОЗ). Охарактеризовать виды и механизм развития нарушений обмена веществ при СД.

14. Причины, механизм развития и последствия различных видов гипер - и дислипопротеинемий.

15. Виды белкового синтеза - стабилизирующий, синтез роста, функциональный, регенерационный Причины и последствия нарушения синтеза белка.
Контрольная работа №2
1. Анемии вследствие кровопотери – ОПГА и ХПГА: охарактеризовать анемию по всем показателям, показать этиологию, патогенез, морфологическую картину крови и основные клинические проявления. Основные принципы лечения постгеморрагических анемий.

2. Дать определение понятия лейкоцитоз. Причины, виды и механизм развития лейкоцитозов.

3. Охарактеризовать основные клинические проявления (тахикардия, одышка, акроцианоз, отеки, трофические язвы) сердечной недостаточности и обосновать механизмы их развития. Показать особенности гемодинамики при перегрузочной (объёмом) форме сердечной недостаточности.

4. Причины, механизм развития, электрографические проявления и последствия при нарушении возбудимости (пароксизмальная тахикардия) миокарда.

5. Перечислить виды острой сосудистой недостаточности. Дать определение понятия коллапс. Этиология, основное звено патогенеза и клинические проявления коллапса.

6. Причины и последствия нарушения кровотока в легких. Перечислить патогенетические факторы, играющие роль в развитии легочной гипертензии и отека легких.

7. Определение понятия гипоксия. Классификация гипоксий (экзогенная и эндогенная гипоксии; острые и хронические). Перечислить компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксии.

8. Дать определение понятия недостаточность пищеварения. Этиология, общий патогенез и проявления расстройств пищеварения. Перечислить виды расстройства аппетита. Показать роль желчи в кишечном пищеварении: причины и последствия ахолии.

9. Охарактеризовать клиническую картину и лабораторные данные, указывающие на развитие цирроза. Объяснить механизм развития асцита. Перечислить последствия гиперспленизма и спленомегалии при портальной гипертензии.

10.Острая почечная недостаточность (определение). Охарактеризовать причины, стадии развития, клинико-лабораторные проявления и исходы ОПН.
Контрольная работа №3
Cитуационные задачи
Задача 1. Больная Г., 46 лет, предъявляла жалобы на резкое похудание, раздражительность, плаксивость, плохой сон, «чувство жара», постоянное сердцебиение, дрожание рук и губ, субфебрильную температуру, увеличение щитовидной железы. При обследовании обнаружено: больная немногословна, истощена, отмечается тремор рук, губ, артериальное давление – 160/65 мм рт. ст., пульс – 128 ударов/мин. Температура – 37,6°С. Отмечается выраженный зоб, блеск глаз, экзофтальм. Основной обмен увеличен на 60%. Уровень глюкозы в крови – 7,2 ммоль/л, уровень тироксина (Т4) (общего) – 200 нмоль/л (норма: 51-154 нмоль/л), Т4 (свободного) – 32 нмоль/л (норма: 7,7-25,7 нмоль/л), трийодтиронина (Т3) – 4,5 нмоль/л (норма: 1,2-3,5 нмоль/л), тиреотропного гормона (ТТГ) – 0,1 МЕ/л (норма: 0,5-10 МЕ/л).

Какая патология эндокринной системы имеется у больной? Назовите возможные причины этого заболевания. Объясните патогенез клинических симптомов (тахикардия, гипертензию, повышение основного обмена, субфебрилитет, снижение веса). Объясните механизм развития тиреоидного диабета.

Задача 2. Больная К., 42 года, поступила в клинику с жалобами на головную боль, общую слабость. В моче – белок, эритроциты. Остаточный азот крови – 30 ммоль/л. Артериальное давление (АД) – 200/100 мм рт. ст.

Охарактеризуйте состояние сосудистого тонуса. Объясните патогенез повышенного артериального давления у больной. Обоснуйте принципы лечения.

Задача 3. Больной 60 лет жалуется на боли в суставах рук и ног. При осмотре в области суставов пальцев рук и коленных суставов обнаружены утолщения. Из анамнеза выяснилось, что боли в суставах возникают на фоне предшествующей лихорадки и сопровождаются недомоганием, суставы в этот период болезненны, гиперемированы. При обследовании в крови выявлено наличие мочевой кислоты в количестве 520 мкмоль/л.

Патология какого обмена имеется у больного? Поставьте диагноз.Объясните механизм клинических проявлений. Дайте определение понятия гиперурикемия и назовите её виды. Обоснуйте пути профилактики заболевания.

Задача 4. Больной Н., 47 лет, во время операции по поводу рака молочной железы удалили лимфатические узлы подмышечной впадины. В послеоперационном периоде развился отек руки.

Обоснуйте необходимость удаления лимфатических узлов при опухолевом росте.. Какой вид отека развился у больной ? Объясните механизм развития отека.

Задача 5. Больной А., 51 год, находится в стационаре по поводу язвенной болезни желудка, состояние после профузного желудочного кровотечения. Больной ощущает слабость, головокружение, тошноту. При осмотре больного выявлены бледность кожи и слизистых, акроцианоз. Тоны сердца приглушены, артериальное давление снижено.

^ Общий анализ крови:

Содержание гемоглобина – 80 г/л

Количество эритроцитов – 2,5×1012

Количество ретикулоцитов – 11‰

Общее количество лейкоцитов (ОКЛ) – 12,0×109

Количество тромбоцитов – 400×109

^ В мазке крови: подавляющее число эритроцитов имеет нормальные размеры, степень гемоглобинизации эритроцитов в пределах нормы.

Какой вид анемии имеет место у больного? Какой фазе компенсаторных реакций соответствует данная картина крови? Объясните механизм снижения давления у больного. Обоснуйте комплекс лечебных мероприятий в данном случае.

Задача 6. Больному С., 55 лет, был поставлен диагноз мелкоклеточного рака легкого. При очередном обследовании в организме у него была выявлена повышенная концентрация антидиуретического гормона.

Объясните возможный механизм нарастания уровня гормона в организме у данного больного. Назовите место выработки гормона. Какие клинические проявления у этого пациента могут быть обусловлены избытком антидиуретического гормона (АДГ)?
Список литературы для самостоятельного изучения курса.

Основная литература:

  1. Патологическая физиология /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга . – Томск: Изд-во ТГУ. 2001.

  2. Патофизиология: учебник в 2 т. / Под ред. В.В Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  3. Федорович Т.В., Бармина С.Э., Шилько Т.А. Руководство к практическим занятиям по патологии для студентов фармацевтического факультета. Томск: Изд-во ТГУ. 2005.


Дополнительная литература:

  1. Абрамов М.Г. Гематологический атлас. – М., 1985.

  2. Вильям М. Кэттайл, Рональд А. Арки. Патофизиология эндокринной системы /пер. с англ. – Санкт-Петербург, 2001.

  3. Джеймс А. Шейман. Патофизиология почки /пер. с англ. – М.: Бином, 1999.

  4. Джозеф М. Хендерсон. Патофизиология пищеварения /пер. с англ. – М.: Бином, 1999.

  5. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2002. – 507 с.

  6. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П., Утехин В.И. и др. Введение в экспериментальную патологию. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. – 384 с.

  7. Козловская Л.В., Николаев Ю.А. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования. – М.: Медицина, 1984

  8. Майкл А. Гриппи. Патофизиология легких /пер. с англ. – М.: Бином, 2000.

  9. Методическое пособие к практическому курсу патологической физиологии / под. ред. Э.Н. Барковой. – Тюмень, 2007.

  10. Крыжановский Г.Н. Дизрегуляционная патология // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. – 2002. – №3. – С. 2-19.

  11. Литвинов А.В. Норма в медицинской практике. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 144 с.

  12. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: 4-е изд., перераб. и допол. – М.: Патология. Курс лекций: Общий курс / Под ред. М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2007. – Т.1. – 280 с.

  13. ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 496 с.

  14. Патология. Курс лекций: Общий курс / Под ред. М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2007. – Т.1. – 280 с.

Похожие:

Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса...
Методические указания по предмету «Патология» предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения фармацевтического...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета....
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета....
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconУчебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Пособие...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconУчебное пособие по фармацевтической химии для студентов 4 курса заочного...
Авторы учебного пособия для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета «Общие и частные методы анализа лекарственных...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по курсу медицинской и биологической физики...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки студентов заочного отделения фармацевтического факультета при...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов 4 курса
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета....
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания по общей гигиене для студентов 3 курса заочного...
В процессе самостоятельного изучения курса общей гигиены студент должен выполнить две контрольные работы и выслать их в деканат фармацевтического...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические указания к самостоятельной работе по фармакогнозии для...
В процессе самостоятельного изучения курса фармакогнозии каждый студент должен выполнить пять контрольных работ и выслать их в деканат...
Методические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов 4 курса...
«Патология» каждый студент должен выполнить две контрольные работы и представить их в деканат фармацевтического факультета. График...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница