Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры




Скачать 429.62 Kb.
НазваниеТехнология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры
страница1/4
Дата публикации11.08.2013
Размер429.62 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Усачев Николай Александрович


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

13.00.08.- теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Санкт-Петербург - 2010
Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры ФГОУ ВПО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург"

^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

заслуженный работник высшей школы

Курамшин Юрий Федорович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Криличевский Владимир Иванович

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы

Козлов Алексей Владимирович

Ведущая организация: ФГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


Защита состоится " 9 " " декабря "2010 г. в 13.00. часов на заседании диссертационного совета Д.311.010.01 при ФГОУ ВПО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", по адресу: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" и на сайте университета (http://www.lesgaft.spb.ru).

Автореферат разослан "__" ____________2010 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,

заслуженный работник физической культуры РФ

кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Направления обновления российского образования, в том числе развитие и выделение в отдельную образовательную область части содержания, касающейся безопасности жизнедеятельности, определяются насущными потребностями общества (Русак О.Н., 2000; Мошкин В.Н., 2004; Шершнев Л.И., 2004). Изучение вопросов безопасности в высших учебных заведениях предназначено для становления в среде специалистов и руководителей новой культуры безопасности, учитывающей специфику их профессиональной деятельности (Кайгородов П.И., 2002; Горина Л.Н., 2002; Воробьев Ю.Л., 2006).

Формирование у специалистов культуры безопасности должно способствовать переходу от приоритета защиты к приоритету предотвращения опасных ситуаций, к устранению причин угроз и, как следствие, снижению уровня бытового и производственного травматизма, тяжести профессиональных заболеваний, количества аварий и катастроф.

Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире только на производстве погибают 200 тысяч человек и более 120 млн. человек получают травмы (Аменд А.Ф., 1997). В настоящее время в мире насчитывается до 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

Спортивный травматизм составляет 2-5% от общего травматизма (бытового, уличного, производственного и др.). По данным Национальной Университетской Спортивной Ассоциации (NCAA), наибольшее количество травм зарегистрировано на соревнованиях - 13.8 повреждений на 1000 соревнований, тогда как на тренировках - 4.0 повреждений в 1000 тренировок (Hootman J.M., 2007). В современных российских учебниках по спортивной медицине 2000-2006 годов до сих пор приводятся сведения 60-х годов ХХ века. Данный факт говорит об отсутствии стандартизированных статистических сведений о количестве травм на занятиях по физической культуре и в ходе спортивной деятельности, несчастных случаев в оздоровительных лагерях и на отдыхе.

Вопросы обеспечения организационных, методических, правовых и иных мер профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи на учебных занятиях, тренировках, оздоровительных мероприятиях и соревнованиях уже давно находятся в центре внимания специалистов ( Elam R., 1986; Соломин В.П., 1998; Лукоянов В.В., 1999; Агеевец А.В., 2000; Грозовский Г.Л., 2002; Горелов А.А., 2004; Приешкина А.М., 2004). Однако проблема профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры в области обеспечения безопасности учащихся и воспитанников в современной литературе отражены недостаточно.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что сегодня среди ученых и практиков не существует однозначного понимания проблем специальной подготовки студентов высших учебных заведений в сфере безопасности профессиональной деятельности. Предлагается формировать "культуру безопасности деятельности" (Русак О.Н., 2000), "культуру безопасной жизнедеятельности" (Кайгородов П.И., 2002), "культуру безопасности жизнедеятельности" (Горина Л.Н., 2002; Воробьев Ю.Л., 2006). Представляется правомерным использование конструкта "культура безопасности профессиональной деятельности", так как основным системообразующим признаком высшего профессионального образования является не жизнедеятельность и не безопасность сама по себе, а именно подготовка к профессиональной деятельности во всей многоаспектности этого явления.

В настоящий момент в процессе подготовки студентов факультетов физической культуры вузов недостаточно только требовать соблюдения правил техники безопасности на практических занятиях, т.к. существует необходимость не только в знаниях, умениях и навыках профилактики спортивного травматизма, но и в осознании неразрывного единства эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. В системе высшего профессионального физкультурного образования требуется применение более совершенных форм, методов и средств подготовки квалифицированных специалистов. В этой связи обоснование сущности, структуры и содержания культуры безопасности профессиональной деятельности, а также разработка технологии ее формирования на различных этапах обучения студентов факультетов физической культуры представляет большой научный и практический интерес и свидетельствует об актуальности выбранного направления исследования.

^ Гипотеза исследования. Предполагалось, что формирование культуры безопасности профессиональной деятельности (КБПД) будет способствовать повышению уровня теоретической и практической подготовленности студентов факультетов физической культуры в области обеспечения безопасности их профессиональной деятель­ности, если: выявлены состав и структура КБПД; технологически реализованы операции, действия и функции обучающихся и обучающих, регламентирующие успешное усвоение системы знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности будущей профессии, способствующие формированию у студентов потребности и ценностных установок на личную и коллективную безопасность, нормативности поведения и готовности к профессиональному самосовершенствованию.

^ Объект исследования - профессионально-педагогическая подготовка студентов на факультетах физической культуры.

Предмет исследования: процесс формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры.

^ Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать технологию формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры.
^ Задачи исследования:

  1. Определить сущность и содержание культуры безопасности профессиональной деятельности, как составляющей базовой культуры личности специалиста.

  2. Выявить проблемы и противоречия педагогического процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры

  3. Определить структурно-компонентный состав, параметры и уровни сформированности культуры безопасности профессиональной деятельности.

  4. Разработать педагогическую технологию формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры и проверить ее эффективность.

^ Методологическими и теоретическими основами исследования служат идеи культурологического (Ю.К. Чернова) и культуроцентристского (Л.Н. Горина) подходов к проблеме формирования культуры безопасности; педагогические и психолого-педагогические концепции, касающиеся: содержания и специфики базовой культуры личности, различных функций, форм и направлений данного феномена (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.С. Злобин, И.А. Ильяева, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Э.С. Маркарян и др.); теории и методики физической культуры (В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев и др.); теории и практики профессиональной подготовки будущих специалистов (A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.И. Исаева, В.Ф. Костюченко, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, М.В. Прохорова, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, В.В. Щипанов и др.); теории проектирования технологий обучения (В.П.Беспалько, C.И. Змеев); непрерывного образования в области БЖД (С.В. Белов, Ю.Л. Воробьев, A.B. Генералов, Л.А.Михайлов, В.Н. Мошкин и др.).

^ Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; контент - анализ документальных материалов; опрос студентов и специалистов; педагогические наблюдения; тестирование; экспертная оценка; моделирование; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

1. Дана развернутая характеристика КБПД и обоснована возможность ее формирования у студентов факультетов физической культуры;

2.Определены и обоснованы недостатки профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры вузов, обуславливающие деятельность в области обеспечения безопасности учащихся и спортсменов.

3. Обоснована и реализована технология формирования КБПД на основе преемственности общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов факультетов физической культуры вузов с одной стороны, учета последовательности изучения отдельных учебных дисциплин, прохождения педагогической практики и работы над курсовым и дипломным проектами с другой;

4. Определены действия и функции обучающихся и обучающих по выполнению основных операций на каждом этапе организации и реализации технологии формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- обосновано понятие "культура безопасности профессиональной деятельности", определена его специфика и взаимосвязь с категориями "культура", "профессиональная культура", "культура безопасности жизнедеятельности";

- разработана технология формирования КБПД, которая представляется инвариантной, позволяющей определить операции, технические действия и функции обучающих и обучающихся конкретного образовательного учреждения;

- теоретически доказана необходимость структурирования содержания учебного материала дисциплин специального цикла, рассматривающих различные аспекты обеспечения безопасности, спецкурса "Безопасность профессиональной деятельности", педагогической практики и работы над курсовым (дипломным) проектом.

^ Практическая значимость исследования заключается в определении структурно-компонентного состава, параметров и уровней сформированности культуры безопасности профессиональной деятельности, разработке содержания технологии формирования КБПД на основе общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов, составлении программы спецкурса "Безопасность профессиональной деятельности" для студентов факультетов физической культуры. Элементы разработанной экспериментальной технологии могут быть использованы как в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на факультетах физической культуры вузов, так и в процессе преподавания курсов и программ по дисциплинам специальных циклов в обучении физкультурно-спортивной деятельности, в системе повышения квалификации на ФПК.

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут рассматриваться в качестве предпосылок дальнейших научных исследований в области специальных предметных дисциплин.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культура безопасности профессиональной деятельности представляет собой интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений по предотвращению опасных ситуаций, угроз и степени готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач.

2. Эффективная подготовка студентов факультетов физической культуры в области безопасности будущей профессиональной деятельности может быть осуществлена на основе целенаправленного развития мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов КБПД, позволяющих достичь необходимого уровня теоретических знаний (отражающих аспект безопасности профессии), практических умений прогнозирования, профилактики и преодоления опасных ситуаций, потребности и ценностных установок на личную и коллективную безопасность, нормативности поведения и готовности к профессиональному самосовершенствованию.

3. Разработанная технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности на основе последовательности и структурированности содержания учебного материала дисциплин специального цикла, рассматривающих различные аспекты обеспечения безопасности, спецкурса "Безопасность профессиональной деятельности", педагогической практики и работы над курсовым и дипломным проектами, позволяет определить задачи, технические действия и функции обучающихся и обучающих на каждом этапе процесса формирования КБПД для студентов конкретного образовательного учреждения.

^ Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2002 – 2005 гг.) - теоретический анализ, систематизация и изучение литературных источников и документальных материалов исследования. В ходе исследования выявлена проблемная ситуация, сформулирована тема диссертации и рабочая гипотеза, поставлены цель и задачи работы, выбраны методы исследования. Апробация фрагментов диссертации на заседаниях кафедры спортивных дисциплин ТГУ, конференциях, в публикациях;

Второй этап (2005-2007 гг.) - организация и проведение предварительных исследований: анкетирование студентов, преподавателей и специалистов (309 человек), тестирование студентов третьего, четвертого и пятого курсов факультета физической культуры и спорта ТГУ (145 человек), выявление реального уровня и характера травматизма на занятиях физической культурой. Материалы предварительного этапа исследований позволили определить структурно-компонентный состав КБПД. На основе анализа полученных данных разработана технология формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры;

На третьем этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась реализация и проверка разработанной технологии поэтапного формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры. Материалы исследований на этом этапе были изложены в ряде публикаций;

Четвертый этап (2009-2010 гг.): анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; оформление текста диссертации; публикации результатов исследования; апробация диссертации на кафедре "Теория и методика физической культуры и спорта" НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

^ Апробация исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет", ГОУ ВПО "Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств", АННОО СПО "Санкт-Петербургский техникум туризма и предпринимательства", НОУ СПО "Колледж управления и экономики". Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на всероссийской научно-практической конференции "Теоретическое и технологическое обеспечение образования по ФКиС в учебно-педагогическом комплексе" (2003); на региональной межвузовской научно-практической конференции "Современное Вузовское и школьное образование: состояние, проблемы, перспективы", ВЭГУ (2004); на научно-практической конференции кафедры педагогики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора А.А. Сидорова (2006); на ежегодных международных научно-практических конференциях "Физическая культура и здоровье студентов вузов" (2009, 2010).
  1   2   3   4

Похожие:

Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconФормирование готовности будущих специалистов физической культуры...
Д 311. 005. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13. 00. 08  теория и методика профессионального...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconАнализ работы районного методического объединения учителей физической...
«Обеспечение оптимальных условий для оздоровительного влияния физических упражнений на организм обучающихся через уроки физической...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconОздоровительная технология применения физических упражнений с отягощениями...
Диссертационная работа выполнена на кафедре теории физической культуры института физической культуры, социального сервиса и туризма...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconЗакон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года №490-i о физической культуре и спорте
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области физической культуры и спорта, определяет правовые, организационные, экономические...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры icon2 Технологии формирования корпоративной культуры 43 Глава Алгоритм...
Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии 7
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconТехнология формирования ритмической структуры барьерного бега у юных...
Фгоу впо «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconПрограммы развития физической культуры, спорта и туризма «Спартакиада...
В целях вовлечения в активные занятия физкультурой и спортом горожан, оздоровления населения средствами физической культуры и спорта,...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconЛ. И. Лубышева Начало 20-х годов ныне уходящего столетия ознаменовалось...
Уже в те далекие годы журнал "Теория и практика физической культуры" стал важнейшим инструментом профессиональной подготовки и совершенствования...
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconИнститут физической культуры кафедра теории и методики физической культуры
Теоретико-методологические и психолого-педагогические аспекты физического воспитания разных групп населения
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры iconПедагогическая система профильной подготовки школьников в области физической культуры
Работа выполнена в фгоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница