Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза




Скачать 399.69 Kb.
НазваниеРазвитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза
страница1/4
Дата публикации15.07.2013
Размер399.69 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

померанцева Юлия константиновна
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной

среде физкультурного вуза

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 – теория и методика профессионального образования


автореферат


диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Челябинск 2009

Работа выполнена в научно-образовательном Центре профессиональной

подготовки кадров ФГОУ ВПО «Уральский государственный

университет физической культуры»

^ Научные руководители:

доктор педагогических наук, профессор

Найн Александр Альбертович;

кандидат педагогических наук, доцент

Усманов Венер Фасхетдинович
Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

^ Назарова Ольга Леонидовна;
кандидат педагогических наук, доцент

Алексеева Любовь Петровна

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»
Защита состоится 10 июня 2009 года в 10-00 часов в зале заседания диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещен на официальном сайте университета: www.uralgufk.ac.ru.
Автореферат разослан 4 мая 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор А.М. Кузьмин

общая характеристика исследования
Актуальность проблемы и темы исследования. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза определяется рядом факторов:

а) процессами, происходящими в образовательном сообществе, обусловленными изменениями его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к образовательной специфике молодежи;

б) регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими местный, региональный, национальный компоненты;

в) потребностями общества в формировании личности рыночного типа, способной осуществлять культурологические коммуникации в сложных условиях современного социума.

Динамичные социокультурные и экономические процессы, смена ценностных ориентиров в современном российском обществе обострили проблему несформированности профессионально-педагогической культуры выпускника физкультурного вуза. Вступление России в Болонский процесс инициирует подготовку педагога, культуросообразно действующего, работающего не только на уровне действий и операций (когда цель задана и рефлексии не подлежит), но и на уровне деятельности (когда цель освещается смыслом и у педагога возникает возможность выбора).

В программе развития образования до 2010 года подчеркивается роль профессионально-педагогической культуры обучающихся как условия его модернизации, указывается на подготовку студента как соискателя, автора предположений, гипотез; исследователя, сталкивающегося в своих пробах с ошибками, вынужденного постоянно корректировать, проверять самого себя.

Однако результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень профессионально-педагогической культуры выпускников вуза физической культуры не в полной мере соответствует современным требованиям. Значительная часть молодых специалистов испытывает сложности в педагогической деятельности. Наше изыскание, проведенное на репрезентативной выборке (n = 216 респондентов) показывает, что 69,3% педагогов и студентов физкультурного вуза затрудняются в определении целей педагогической деятельности; ценность рефлексии понимают 29,6% респондентов; взаимодействуют со студентом с опорой на современные теории диалога культур лишь 26,8%; осуществляют рефлексию – 3,4% опрошенных.

Подготовка учителя (тренера, методиста) физической культуры в большинстве случаев традиционно протекает в информирующей образовательной среде, затрудняющей творчество, толерантность, диалог. В то же время потребности будущих выпускников вуза физической культуры в культуросообразной деятельности возросли: более 83,7% опрошенных студентов хотят стать «культурными деятелями», говорят о «самосознании», «самосовершенствовании».

^ Степень научной разработанности проблемы исследования. Педагогическая наука нуждается в знаниях, современных подходах, поиске новых средств формирования профессионально-педагогической культуры. В последние годы в научных публикациях:

а) изучены разнообразные аспекты культуры как пространства становления человека: А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, К. Беннет (содержание и способы развития культуры), А.Г. Асмолов, М. Вебер, В.М. Межуев, Д. Садкер (нравственные проблемы культуры) и др.;

б) разработан культурологический подход, основанный на понимании профессионально-педагогической культуры как результата рефлексии человеческого опыта (Л.А. Вербицкая, Л.А. Волович, Н.Б. Крылова, А.А. Найн);

в) осуществлен философский (А.О. Зоткин, Г. Жиру, В.Н. Сагатовский, М. Эпала, и др.) и психолого-педагогический (А.А. Бодалев, Дж. Дженкинс, В.Л. Зинченко, А.Н. Леонтьев, и др.) анализ феномена профессионально-педагогической культуры;

г) созданы основы концепции профессионально-педагогической культуры как рефлексивного профессионализма (В.И. Кондрух, Д. Луизбет, О.Л. Назарова; В.Т. Стоцкий).

Несмотря на это, сегодня не сложилось единых представлений в трактовке понятия «профессионально-педагогическая культура»: она рассматривается как часть общечеловеческой культуры (М.В. Богуславский, М.М. Кольцова, Р.Г. Натадзе, Ф.А. Сохин, Е.Н. Шиянов); как характеристика особенностей межпоколенного и педагогического взаимодействия (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, С.М. Матрос); как сущностная характеристика среды (М.Н. Волин, Е.Ю. Захарченко, С. Ньето); как направление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя (Д. Голник, В.Н. Удотова, Е.В. Шорохова).

Проведенное исследование позволяет утверждать, что профессионально-педагогическая культура объединяет две общественные системы – трансляцию социального опыта и общечеловеческую культуру. Поэтому она занимает «пограничное положение» как в системе культур, так и в системе педагогики, представляя собой часть общей культуры человека (А.А. Бодалев, И.О. Загашев, М.К. Мамардашвили, Н.П. Чупахин).

В педагогической науке достаточно глубоко разработаны основы развития личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Маликова, А.К. Маркова, Н.Я. Сайгушев, Г.Г. Эрнет); особое значение имеют: личностно ориентированное образование (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концепции ориентации на ценности личности (Т.К. Ахаян, Е.Н. Шиянов, Ю.А. Шрейдер, В.А. Ядов); современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, О.С. Газман, А.Г. Гостев, Ю.Н. Кулюткин); поиск новых подходов в подготовке учителя (О.А. Абдуллина, В.Г. Смолин, А.П. Тряпицына); охарактеризованы роль деятельности и особенности развития личности в образовательном процессе (В.В. Давыдов, Е.С. Заир-Бек, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, С.А. Расчетина, М.Н. Туманов, Н.Р. Юров), сущность учебно-воспитательного и образовательного процессов (А.Г. Гостев, В.С. Ильин, А.Н. Чиж).

Сравнение и анализ понятий «профессиональная культура» (совокупность специальных знаний и опыта, их реализация в деятельности), «педагогическое мастерство» (синтез качеств и свойств личности, определяющий эффективность педагогического процесса) и «педагогическая культура» позволили нам сформулировать содержание изучаемой дефиниции.

^ Профессионально-педагогическая культура студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза, это интегративное качество личности, представленное в мотивах, ценностных ориентациях, содержании, технологиях и продуктах труда субъекта, базирующееся на способности индивида определять границы значимого и незначимого в процессе жизнедеятельности. Её культуроформирующим фактором служит способность субъекта понять новое в педагогической культуре и умение вписать это новое в свою деятельность.

Стратегическое направление модернизации системы образования в плане повышения компетентности будущего специалиста физической культуры, воспитание его профессионально-педагогической культуры естественно обостряет реально существующие противоречия между:

а) востребованностью обществом педагогов с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и реальным уровнем ее воспитания у выпускников физкультурных вузов;

б) потребностью студенческой молодежи в овладении профессионально-педагогической культурой и преобладанием традиционной организации образовательного процесса в вузе, не позволяющей использовать в полной мере возможности образовательно-рефлексивной среды.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования: каковы педагогические условия развития профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза.

Актуальность и недостаточная изученность исследуемой проблемы, обусловили выбор темы: «Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза».

^ Цель исследования – разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающий развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза.

^ Объект исследования – учебно-воспитательный процесс вуза физкультурного профиля.

Предмет исследования – развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде как средство подготовки конкурентоспособного специалиста.

^ Гипотеза исследования. Образовательный процесс вуза физкультурного профиля обеспечит развитие профессионально-педагогической культуры студентов при реализации следующего комплекса педагогических условий:

а) создания образовательно-рефлексивной среды, в которой студент и преподаватель взаимодействуют как субъекты деятельности в диалоге культур, механизмом которого выступает коммуникативность и рефлексия;

б) формирования положительной мотивации у студентов на развитие профессионально-педагогической культуры в образовательно-рефлексивной среде;

в) актуализация у студента субъектной позиции на ценностное отношение к профессионально-педагогической культуре.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а так же выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих
задач.

  1. Выявить сущностные характеристики профессионально-педагоги-ческой культуры студентов.

  2. Раскрыть возможности образовательно-рефлексивной среды в развитии профессионально-педагогической культуры обучающихся.

  3. Разработать и реализовать модель и комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде.

  4. Определить эффективность модели и разработать научно-методичес-кие рекомендации по развитию профессионально-педагогической культуры обучающихся.

^ Методологическую основу исследования составляют:

- на философском уровне – принципы единства исторического и логического; движения мысли от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, аналогии; диалектический метод познания, заключающийся в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их динамике, взаимодействии и взаимообусловленности; положения философии, социологии и психологии о ведущей роли деятельности в развитии человека, его творческой сущности (Г. Гегель, Дж. Дьюи, И. Кант, Дж. Локк, И. Фихте);

- на общенаучном уровне – философские идеи о сущности и механизме рефлексии (А.Г. Асмолов, К.Я. Вазина, М.С. Каган, В.В. Сериков); отечественные и зарубежные теории и концепции культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Р. Вник (диалог культур), Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян (деятельностная концепция), Н.З. Чавчавадзе, П.Т. де Шарден, А. Швейцер (ценностная концепция); антропологический (Б.М. Бим-Бад, D. Lade) и культурологический подходы как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация образовательной деятельности на человека (И.Е. Видт, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили); системный подход (В.Г. Афнасьев, И.В. Блауберг, В.Ю. Садовский); интегративно-развивающий (К.Я. Вазина, А.Г. Гостев, А.Я. Найн, Л.А. Шипилина, P. Herzberg, M. Lipmen); общая теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- на конкретно-научном уровне – теория гуманизации образовательного процесса (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, А. Маслоу, Р. Мей, К.Р. Роджерс); теория рефлексивной природы сознания и мышления (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Г.П. Щедровицкий), доминанты творческих исканий (А.А. Ухтомский, K. Farren, E. Hoyle).

Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Уральский государственный университет физической культуры, дополнительной базой исследования – Челябинский государственный педагогический университет (факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности). Число респондентов составило 216 студентов 2-3 курсов и 18 преподавателей.

Исследование проводилось в течение 2004-2009 гг. и включало три этапа.

^ На первом, поисковом этапе (2004-2005 гг.) исследовалось состояние изучаемой проблемы в педагогической теории и практике высшего образования. Изучалась философская и психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования, научные статьи по проблеме изыскания. Была сформулирована рабочая гипотеза и определены задачи исследования. Разработана методика изыскания. Проведен констатирующий эксперимент.

^ Основные методы исследования: анализ литературных источников, анализ исследования изучаемой проблемы, педагогические наблюдения, изучение учебной документации и продуктов учебной деятельности студентов, тестирование.

^ На втором, опытно-аналитическом этапе (2005-2007 гг.) продолжалось изучение процесса развития профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде. Определялась экспериментальная база. Подготовлен и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась и уточнялась гипотеза. Разрабатывалась модель развития профессионально-педагогической культуры студентов.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование. Для сравнения и оценки результатов эксперимента использовались статистические методы обработки продуктов учебной деятельности обучающихся.

^ На третьем, заключительно-оценочном этапе (2007-2009 гг.) был проведен повторный эксперимент. Полученные данные при проведении эксперимента обрабатывались и обобщались. Анализировались качественные и количественные результаты. Уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов изыскания.

Основные методы, используемые на этом этапе: анализ, обобщение и систематизация материала, методы математической обработки результатов исследования.
  1   2   3   4

Похожие:

Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconБурнаев зуфар русланович профессионально-прикладная физическая подготовка...
Состояние проблемы профессионально-прикладной физической подготовки студентов военной кафедры гражданского вуза
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconУчебной дисциплины «Инженерная педагогика» Дисциплина учебного плана...
Ины (модуля) является повышение общей педагогической культуры магистрантов, формирование целостного представления о профессионально-педагогической...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconФормирование аналитических умений у иностранных студентов в процессе...
Аналитические умения, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности: сущность и особенности формирования...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза icon«Дидактические условия профессионально-педагогической направленности...
Отд 3 доцента и 6 старших преподавателей осуществляют подготовку студентов специальности «Технология и предпринимательство» (29 дисциплин),...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconФгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»...
Приглашаем вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Современные проблемы физкультурного образования и...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconРазвитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе
Гипотеза исследования: развитие профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе профессионального образования будет...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconПедагогические условия личностно-профессионального становления специалистов...
Работа выполнена в фгоу впо «Воронежский государственный институт физической культуры»
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconРеферата на тему «Развитие педагогической мысли в области физической культуры и спорта»
Написание реферата на тему «Развитие педагогической мысли в области физической культуры и спорта» 6ч
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconРабочая программа и методические указания по организации и проведению...
Рабочая программа и методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики. Екатеринбург, фгаоу впо «Российский...
Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза iconРабочая программа и методические указания по организации и проведению...
Рабочая программа и методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики. Екатеринбург, фгаоу впо «Российский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница