Образовательная программа «Ритмическая гимнастика»




Скачать 186.5 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Ритмическая гимнастика»
Дата публикации03.06.2013
Размер186.5 Kb.
ТипОбразовательная программа
skachate.ru > Культура > Образовательная программа
Образовательная программа « Ритмическая гимнастика»

Спортивно-оздоровительное направление
Пояснительная записка
Ритмическая гимнастика - это система приобретения и сохранения культуры красоты движений, стройности фигуры. В результате занятий активизируются физиологические и психические функции организма: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, улучшается обмен веществ. Эмоциональная, ритмичная музыка, танцевальный стиль выполнения упражнений делают занятия ритмической гимнастики привлекательными. Это неред­ко побуждает их заниматься в платных группах аэробики. Но многие девушки не могут оплачивать такие занятия, и их желание остается нереализованным.
Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат, эндокринную систему, ССС, обмен веществ и эмоциональную сферу делает РГ одним из направлений в оздоровительно-профилактической работе. РГ является эффективным средством психоэмоционального пе­реключения на другой ритм двигательной деятельности и оказывает бла­готворное влияние на ЦНС, что в свою очередь положительно влияет на работоспособность человека. Поэтому РГ справедливо рассматривают как одно из средств восстановления сил, повышения устойчивости организ­ма к утомлению. РГ отличается неограниченным выбором движений, способствующих развитию основных физических качеств: ловкости, гиб­кости, выносливости, силы. Занятия РГ оттачивают красоту, легкость и высокую координацию движений. Важным моментом в организации РГ является составление комплексов упражнений. Задача подготовитель­ной части комплекса - общая активизация организма. Упражнения спо­собствуют не только разогреванию мышц и суставов, но и совершенствованию физических качеств - скоростных и скоростно-силовых, а также координации движений. Предусматривают минимальное количество упражнений, выполняемых при фиксированном положении нижней части туловища. ЧСС по окончании первой части занятий программы должна находиться в пределах 120-130 уд/мин. Основная часть занятий насыщается более сложными упражнениями. Это движения в положе­нии стоя, сидя и лежа. Большая часть упражнений выполняется с учас­тием коленного, тазобедренного, плечевого суставов, позвоночника, а также нескольких суставов. В основной части занятий имеют место не­сколько пиков нагрузки (т.е. увеличение ее), приближающихся к пульсу 220 минус возраст. В зависимости от степени подготовленности занима­ющихся таких пиков может быть от 1 до 6 в одном занятии. Достичь та­кого увеличения нагрузки можно различными способами, чаще всего путем включения упражнений аэробного характера: бега трусцой и обык­новенного бега в сочетании с невысокими прыжками, подскоками, по­воротами, а также некоторых сугубо гимнастических упражнений (раз­личные перекаты, отжимания, разнообразные наклоны, махи ногами и круговые движения туловища). В заключительной части занятия выпол­няют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, а также сочетающие напряжение с расслаблением. В занятия включают ряд уп­ражнений, выполняемых с закрытыми глазами, что помогает снять на­пряжение, способствует полному расслаблению. Группы комплектуют­ся с учетом состояния здоровья и возраста занимающихся.
^ Задачи первого года обучения

1. Знакомство с различными видами РГ; построение урока РГ, знание частей урока, их назначение и продолжительность; разучива­ние базовых шагов и базовых движений (в том числе и руками), согласо­ванность в работе рук и ног, умение выполнять движения под музыку.

2. Приобретение знаний в области анатомии человека (скелет и мышеч­ная система человека). Умение определять, на развитие какой мышечной группы направлено то или иное упражнение.

3. Знакомство с различными видами упражнений силового характера для развития и тренировки основных мышечных групп с учетом типа телосло­жения.

4. Приобретение знаний в области контроля и самоконтроля на занятиях РГ (умение контролировать свое физическое состояние во время тренировок по частоте сердечных сокращений).
Ритмическая гимнастика – прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания. Сила, выносливость, гибкость плюс красота и здоровье – вот формула ритмической гимнастики.

В программе общеобразовательных учреждений «Физическая культура и здоровье» аэробика изучается за счет вариативного компонента с V по IX класс, и базового и вариативного в X и XI классах. Факультативные занятия по аэробике, основанные на добровольным выборе учеников, позволят повысить мотивацию к занятиям физической культурой, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности средствами аэробики.

Целью программы является: формирование физической культуры личности с учетом возрастных особенностей и оздоровление учащихся средствами аэробики. Содержание факультативных занятий по аэробике позволяют решать триединые задачи физического воспитания:

образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий по аэробике, освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных занятий аэробикой;

воспитательные – содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружаю­щих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплини­рованное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели; воспитание координационных и кондиционных способностей;

оздоровительные – содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия; профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами РГ ; повышение умственной работоспособности; освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами аэробики.

^ Учащиеся должны знать: о современных системах соревнований по аэробике; о влиянии аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений РГ ; требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания.

^ Учащиеся должны уметь: постоянно поддерживать правильную осанку; применять полученные знания в ходе занятий аэробикой: выполнять базовые элементы аэробики и их разновидности, с предметами, специальным оборудованием, шаги различных танцевальных направлений, связывать между собой перечисленные элементы в блоки и комбинации, подбирать музыкальное сопровождение в соответствии со стилем движений и в целом с композицией; провести разминку и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные) соревнования по РГ , выступать в показательных выступлениях.

Типы факультативных занятий, рекомендованных к использованию педагогам – практические: учебно-тренировочные, контрольные, хореографические, методические и соревновательные занятия. Организация занимающихся на занятиях аэробикой предусматривает использование методов: фронтальный, групповой, индивидуальный. Методы освоения и регламентации двигательных действий, используемые в занятиях аэробикойпеременный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и соревновательный методы.    Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется также как фактор обучения – легче запоминаются движения.

^ Примерное распределение учебного материала факультатива

« Ритмическая гимнастика»

Учебно-тематический план


^ Разделы, темы

учебного материала

Количество часов в неделю




7

класс

8

класс

9

класс







^ Теоретический раздел

Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам

Х

Х

Х







Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики

Х

Х

Х







Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания

Х

Х

Х







Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных направлений

Х

Х

Х







Определение музыкальных стилей, подбор движений в соответствии с музыкальным стилем. Составление соревновательной композиции

Х

Х

Х







^ Всего часов:

5

5

5









^ Практический раздел

Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях РГ

2

2

2




Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их разновидностей

3

3

3




Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей

2

2

2




Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых элементов РГ

3

3

3




Закрепление и совершенствование от одной до четырех связок из базовых элементов

2

2

2




Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из базовых элементов РГ

3

3

3




Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов РГ

7

7

7




Ознакомление и разучивание упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой

3

3

3




Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную часть занятия а РГ

4

4

4




Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)

+

+

+




Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)

+

+

+




Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)

+

+

+




Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)

+

+

+




Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более)

5

5

5




Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более)


7

6

3




Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более)

2

3

3




Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более)

5

5

5




Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более)

5

5

5




Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более)

5

5

8




Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей (два и более)

5

5

5




Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей (два и более)

2

2

2




Комплексное тестирование

2

2

2




Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике

3

3

3




Всего

76

76

76





Содержание программы факультатива

« Ритмическая гимнастика»

^ Теоретический раздел

Правила безопасного поведения на занятиях РГ, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.

Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).

^ Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных направлений

Использование элементов танцевальных направлений в аэробике: латина, русский стиль, хип-хоп и др. Особенности техники выполнения движений.

^ Практический раздел

Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой

Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

^ Закрепление и совершенствование запрещенных

элементов и упражнений

Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.

^ Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей

Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.

^ Закрепление и совершенствование

от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики

Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.

^ Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики

Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.

^ Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)

Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп

^ Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)

Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.

^ Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия РГ аэробикой (партер)

Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

^ Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)

Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.

^ Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более)

Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки, активизирующие кровообраще­ние и дыхание, вызывающие более значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные процессы – разновидности бега в рав­номерном темпе, ходьбы, повторные прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом воздухе). (Приложение 3).

^ Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более)

Аналитические гимнастические упражнения избирательного воз­действия на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).

^ Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более)

Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: увеличить растяжимость мышц и эластичность синовиальных образований, увеличить подвижность в суставах, усилить кровенаполнение мышц.   Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений (приложение 5).

^ Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более)

Выполнение упражнений динамического, статического, стато-динамического характера, преимущественно для мышц ног и поясницы. Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты (приложение 5).

^ Комплексное тестирование

Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).

Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях РГ

Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка.

Похожие:

Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconКонсультация для родителей
Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику,...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconЗаведующая мадоу црр д/с №50
Утренняя гимнастика, музыкально-ритмические упражнения, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа муниципального казенного общеобразовательного...
Образовательная программа школы – документ, который разрабатывается школой в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа муниципального казенного общеобразовательного...
Образовательная программа школы – документ, который разрабатывается школой в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа библиотеки «Основы информационной культуры»
Инновационная образовательная программа 2007-2008 учебный год / Под ред. Н. С. Доценко. – Асино: асош №2, 2007
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
«Отдел образовании» Дубовская средняя Администрации Дубовского район общеобразовательная школа №1
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина на 2010 2015 учебный год
Образовательная программа это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...
Настоящая образовательная программа определяет основные направления и принципы функционирования и развития моу «Средняя общеобразовательная...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОсновная образовательная программа начальной школы гкоу ло «Юкковская...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Образовательная программа «Ритмическая гимнастика» iconОбразовательная программа духовно-нравственного воспитания в начальных...
На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница