Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура»




НазваниеУчебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура»
страница1/8
Дата публикации02.05.2013
Размер1.35 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
skachate.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Воспитание будущих педагогов как классных руководителей

средствами физической культуры и спорта

Учебно-методическое пособие
Наговицын Р.С.



Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура».

В работе подобран и систематизирован учебно-методический материал для подготовки будущих учителей к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной деятельности классного руководителя.

Издание предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, преподавателей кафедр физического воспитания, классных руководителей общеобразовательных учреждений и инструкторов по физической культуре и спорту детских оздоровительных лагерей и профилакториев.


Глазов 2011

Содержание

Введение

Цели и задачи курса

Содержание курса

1. Проведение физкультурных мероприятий

1.1. Подвижные игры

1.1.1. Удмуртские национальные игры

1.1.2. Татарские национальные игры

1.1.3. Игры народов России

1.2. Эстафеты

1.3. Веселые старты

1.4. Спортивные развлечения и праздники

2. Спортивные игры.

2.1. Футзал

2.2. Баскетбол

2.3. Волейбол

2.4. Лапта

3. Туристические походы

4. Посещение спортивных сооружений

4.1. Каток

4.2. Плавательный бассеин

5. Комплексы физических упражнений

5.1. Утренняя зарядка

5.2. Физкультминутки и физкультурные паузы.

5.3. Ежедневные занятия физическими упражнениями в группах продлённого дня

Литература

Введение

Социально-экономические условия нашей страны, процесс гуманизации и демократизации современного общества показали, что в современных условиях все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического развития и уровень здоровья каждого ребенка. Несмотря на многочисленные исследования в области решения проблемы здоровья и физического развития школьников, анализ деятельности в этих направлениях в учреждениях образования показывает, что положении дел оставляет желать лучшего. Общеобразовательная школа должна стать центром практической реализации идей здорового образа жизни и воспитания физической культуры подрастающего поколения. Классный руководитель непосредственный и основной организатор воспитательной работы, непрерывно взаимодействующий с воспитанниками, может систематически и наиболее эффективно заниматься физическим воспитанием и физическим развитием школьников. Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, в том числе и физической. Этот человек, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Современной школе нужен классный руководитель, способный не только воспитывать, но и оказать своевременную и квалифицированную помощь и поддержку. В связи с этим необходима модернизация профессиональной подготовки учителя как классного руководителя, при помощи разработки учебно-методического материала по использованию средств физической культуры и спорта. Важной задачей профессионально-методической подготовки студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей, является их подготовка к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта, как важнейших средств укрепления уровня здоровья, физического развития, что в конечном итоге должно привести к всестороннему и гармоничному развитию личности.

^ Цель и задачи курса

Цель курса:

- подготовить будущих учителей, независимо от того, какой предмет они будут преподавать, к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной деятельности классного руководителя.

^ Задачи курса:

Обучить:

- проведению физкультурных мероприятий в классе и школе: подвижных игр, веселых стартов и спортивных развлечений, включая национальные удмуртские и татарские игры для проведения во внеклассное время;

- основам проведения и организации спортивных игр;

- подготовке и организации туристских походов, прогулок, экскурсий;

- организации посещения спортивных сооружений: катка и плавательного бассейна.

- комплексу физических упражнений для проведения зарядки до уроков, физкультурных пауз и минуток на уроке и во время перемен для снятия у учеников накопившееся утомления.

^ Содержание курса

1. Проведение физкультурных мероприятий.

Физкультурные мероприятия проводятся с целью укрепления здоровья учащихся, развития их физических способностей, а также для пропаганды занятий физической культурой и спортом и ведения здорового образа жизни.

^ 1.1. Подвижные игры

1.1.1. Удмуртские национальные игры.

«Удмуртские горелки» («Плипуры»)

Эта самобытная игра описана еще в 1887 г. Е.А. Покровским. Он опубликовал ее под названием «Вотские горелки», что может служить свидетельством ее широкого распространения среди удмуртов (устаревшее название - «вотяки». «Удмуртские горелки» и до сих пор бытуют в Удмуртии. Играют в нее девочки и мальчики подростки или юноши и девушки, собравшись на небольшой поляне или на широкой улице села. Обычно играющих бывает не менее 7-9 человек. Для игры требуется платок или пояс. Несколько пар становятся одна за другой вереницей; впереди — один из играющих, который держит над головой платок или пояс. Составляющие заднюю пару разделяются и бегут один с правой, другой с левой стороны стоящих пар к игроку с платком. Каждый, подбежав, старается взять этот платок. Держащий платок отдает его без сопротивления. Взявший платок заменяет державшего его, но переходит примерно на 1 м назад, чтобы освободить место впереди себя для новой пары. Ее образуют, взявшись за руки, игрок, державший до этого платок, и тот, кто подбежал к нему вторым. Если оба бежавших возьмутся за платок одновременно, то он остается у державшего его, а прибежавшие становятся первой парой. Потом бежит другая пара с конца вереницы и т.д. Строй играющих постепенно перемещается вперед. Раньше, если играли на улице, то проходили ее за время игры из конца в конец, а порой еще и в обратную сторону. Бежать последняя пара начинает сразу же после разъединения рук (без специального сигнала). Вырывать друг у друга платок не разрешается.

«Мяч и ямка» («Тупен гопен»)

В «Мяч и ямку» обычно играют дошкольники и младшие школьники, собравшись по 3-5 человек, на небольшой ровной площадке (примерно 5х10 м). Для игры требуется мячик (лучше маленький). На земле чертят круг (диаметр 1,5 - 2 м.). В нем в произвольном порядке делают небольшие ямки (для каждого игрока — своя), чтобы мяч, закатившись в одну из них, мог остановиться. Желательно, чтобы все ямки были одинакового размера. Каждый играющий кладет цветное стеклышко или камешек в свою ямку, чтобы поместить ее. После этого один из играющих отходит от круга в любую сторону на 3-5 м. (как договорятся) и катит по земле мяч в круг. В чью ямку он закатится, тот катает следующим. Так играют, пока не надоест. Победителей в этой игре обычно не выделяют, но можно подсчитывать, сколько раз кто катал мяч, и в соответствии с этим начислять очки. Если мяч не закатился ни в одну из ямок, игрок катит его повторно. 2. Если мяч попал в ямку, но выкатился из нее, то считается, что он не закатился.

«Стой!» («Сыл!»)

Играть в нее можно летом на большой открытой площадке или в зале. Играют и мальчики, и девочки (чаще всего подросткового возраста), обычно от 3 до 30 человек. Специальных организаторов для игры не требуется. Все участники, кроме водящего, образуют круг, а водящий становится в середину. В руках игроков — мяч, который они перебрасывают друг другу через круг, мимо водящего. Водящий же старается поймать его или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, то водящим становится тот, от кого летел задетый или пойманный мяч, прежний же водящий встает в круг. Если мяч упадет, то все игроки разбегаются в разные стороны, а водящий бежит за мячом. Подняв его, кричит: «Стой!». Тогда все играющие замирают на том месте, где застал их возглас, а водящий, тоже не сходя с места, бросает мяч в любого из игроков. Если попадет, то запятнанный становится новым водящим; если же промахнется, то снова водит. При перебрасывании мяча по кругу он не должен лететь выше поднятых рук водящего. Игроки могут перекатывать мяч по полу, никому не разрешается бегать с мячом.

«Роняя полено» («Пуклё бекмыльтыса»).

Проводят эту игру на лужайке или во дворе в любое время года. Играют обычно ребята-подростки или младшие школьники (чаще всего ровесники). Количество участников—5-10 человек (можно и больше). Для игры требуется полено (одно или несколько). Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено (мяч, бутылку и т.п.). Если играющих больше пяти, то можно использовать несколько прдмтов. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу остается только один человек. Он считается победителем. После этого начинают игру сначала. Начинать втягивать соседних игроков в круг можно только после условленного сигнала. При разъединении рук выбывает тот, чья из разъединившихся рук была правой.

«Поляна-жердь» («Кырен-пучен»)

Эта игра проводится на лужайке, поляне — там, где сравнительно мягкая, мало утоптанная почва. Участвуют в ней обычно подростки и юноши, 5-10 человек, иногда больше. Чертят или отмечают другим способом (палочками, камешками и т.п.) круг диаметром 20-30 м. Играющие становятся за кругом, в центре которого втыкают или слабо вбивают в землю толстую палку высотой 1,5 — 2м. Выбранный по жребию становится рядом с палкой. По его сигналу любой из играющих подбегает к палке и на бегу ударами руки или ноги старается свалить ее. Если это ему удалось, он бежит от водящего, который стремится догнать его и «осалить» (затронуть) в пределах круга. «Осаленный» становится водящим, а если «осалить» не удалось, водящий остается прежним. Палку устанавливают снова, и начинается новый кон игры. Водящий не имеет права удерживать палку или преграждать путь игроку, который пытается ее свалить. 2. Ударять палку бегущий может не больше 1 раза и только рукой или ногой, не не туловищем. 3. Если палка начнет падать, но не упадет, водящий остается прежним.

«Жаворонок» («Тюрага»)

Количество участников обычно 3-10 человек. Для игры нужно вбить в землю с небольшим наклоном кол (высотой от земли около 1 м). Изготавливается также небольшая (высотой 10-12 см) конусообразная пешка с зарубкой на тупом конце. Для игры требуются еще палки-биты длиной около 60 см (по количеству участников). Когда кол вбит и пешка надета на него, играющие берут по палке-бите и с установленного расстояния бросают их так, чтобы сбить пешку. От чьей палки пешка улетит дальше, того назначают водящим. Он становится у кола, а другие расходятся в стороны, куда, как они ожидают, должна упасть пешка. Бьющий ударяет палкой по пешке снизу вверх, и пешка высоко летит. Остальные ловят ее в руки или в шапку. Кто поймает, тот становится следующим водящим. Если же никто не поймает пешку, то находящийся ближе всех к месту ее падения игрок, подняв ее, бросает с того же места в кол. Если попадет в него, то получает право бить. В противном случае бьет прежний водящий. Ловящим не разрешается становиться ближе 1,5-2 м от кола. Запрещается отнимать уже пойманную пешку.

^ 1.1.2. Татарские национальные игры

«Маляр и краски» («Буяну-буяну»)

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек. На расстоянии 20-30 м. чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м. - «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками». «Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими каски: красную, зеленую, желтую и т.д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:

«Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?»

«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра возвращается. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли. Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

«Хромая лиса» («Аксак телке»).

В игре участвуют в основном дети младшего школьного возраста, от 5 до 30 человек. Одного из играющих выбирают «хромой лисой», другого- «хозяином дома» по имени Бикчантай. Остальные участники - «курочки». «Хромая лиса» располагается на одной стороне площадки — за чертой, в своей «норе». На другой стороне чертится круг диаметром 5-10 м - «курятник». В нем размещаются «курочки». Сбоку от большого круга чертится круг диаметром 1-2 м. - «дом хозяина». «Хромая лиса» прыгает на одной ноге от своей «норы», приближаясь к «дому хозяина». Ее встречает «хозяин дома». Между ними происходит такой диалог (во время разговора «лиса» может стоять на обеих ногах):

«Лиса, лисонька хромая, куда ночью ковыляешь?

- Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.

- а зачем к ней торопиться?

- моя шуба там за печкой.

- а если шуба загорится?

- окуну я шубу в речку.

- вдруг умчит ее течение?

- я заплачу с огорчения?

- лиса, лисонька хромая, как без шубы ты пойдешь?

- Бакчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь».

После такого разговора «хозяин дома» укладывается «спать». «Лиса» же, прыгая на одной ноге, заходит в «курятник». «Куры», «проснувшись», начинают бегать в кругу в разных направлениях. «Хромая лиса» старается кого-либо «осалить». Сделать это не так легко, так как «куры» убегают от нее на двух ногах, а «лиса» гонится за ними, прыгая на одной ноге. «Осаленный» меняется ролью с «хромой лисой». Затем все становятся на свои места и игра начинается снова. Если «хромая лиса», находясь в «курятнике», нечаянно станет на обе ноги или сменить ногу (если по договоренности это запрещено), то «хозяин дома» «просыпается» и направляется в «курятник». «Хромая лиса», испугавшись, бежит к своей «норе». «Хозяин дома старается поймать ее: т.е. «осалить». Если ему это удается, «осаленная» остается «хромой лисой», в противном случае назначают другую «лису». Можно предварительно разрешить «лисе» прыгать то на одной, то на другой ноге.

«Бег по следу» («Эздэн йегеру»)

Играют подростки и старшие школьники, 20-30 человек. Играющие разбиваются на две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры. Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего. 2. При беге надо строго придерживаться линии дистанции.

«В узелок» («Тесычек уены»)

В игре принимают участие дети младшего и среднего возраста, 20-30 человек. Для нее нужен платок, завязанный узлом. Один из игроков — водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю (или становятся на колени) на расстоянии не более 2 м друг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, и отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто он лети по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconEnglish Culture Английская культура Учебно-методическое пособие по английскому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения I и II курсов гуманитарных специальностей высших учебных...
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconМетодические указания к контрольной работе с заданием (для студентов...
Методическое пособие соответствуют государственному образовательному стандарту направления подготовки бакалавров 190701. 62 «Технология...
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconС. А. Казанцев Спортивное ориентирование
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению 032100 (62) 'физическая культура', специализирующихся...
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconУчебники, содержание которых соответствует федеральному государственному...

Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconЗадачи по курсу «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов старших курсов экономических специальностей высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2008
Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconЛабораторная работа № 
Данное учебно-методическое пособие позволит студентам более подробно ознакомиться с некоторыми моментами при изучении курса информационных...
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconФорма для проведения педагогической общественной экспертизы культурно-просветительских...
На предмет их соответствия федеральному государственному образовательному стандарту общего образования
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методическое пособие. Мн., 2006 Оглавление
Процко Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. Мн.,...
Учебно-методическое пособие Наговицын Р. С. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методическое пособие предназначено для оказания необходимой...
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Управление качеством»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница