Русский язык и культура речи




Скачать 228.25 Kb.
НазваниеРусский язык и культура речи
Дата публикации10.03.2013
Размер228.25 Kb.
ТипЗадача
skachate.ru > Культура > Задача
МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ



Г.И.Денисенко



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Задания и методические указания

для выполнения контрольных работ

Санкт-Петербург - 2012

Рецензенты:

Н.Т.Свидинская,

кандидат филологических наук, профессор

(Университет технологии и дизайна );

А.Г.Матвеева

преподаватель

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Денисенко Г.И. Русский язык и культура речи Задания и методические указания для выполнения контрольных работ для слушателей заочной формы обучения по специальности 080225.65-«Тыловое обеспечение»/ Под общей редакцией В.С. Артамонова.- СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012. с.
Данные задания предназначены для слушателей заочной формы обучения по специальности 080225.65-«Тыловое обеспечение»

Основной задачей заданий и методических указаний является совершенствование практических навыков во всех аспектах русского языка и культуры речи.


© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Особенностью усвоения норм русского языка и культуры речи при за­очном обучении является то, что объем самостоятельной работы студента по выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. На дисциплину «Рус­ский язык и культура речи» для слушателей заочной формы обучения (срок обучения 4 года) отводится 72 часа: из которых 8 часов отводится на ра­боту с преподавателем и 64 часа на самостоятельную работу.

Задача курса «Русский язык и культура речи» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания о языке и привить им определенные практические навыки. На заочном отделении учебным планом на изучение русского языка отводится ограниченное количество часов.

Усвоение практических навыков здесь сопряжено с определенными трудностями. И в этом плане важное значение имеет выполнение студента­ми в межсессионный период контрольных работ.

Материал строится и располагается следующим образом: дается ряд заданий (с учетом прохождения материала в соответствии с учебным пла­ном и программой) по важнейшим разделам вузовского курса по русскому языку и культуре речи для студентов неязыковых специальностей; фактиче­ский материал организуется по вариантам, одинаковым по объему и степе­ни трудности.

При выполнении контрольных заданий рекомендуется использовать справочники и словари.

^ I. Выполнение контрольных заданий и оформление контрольной работы

Количество контрольных заданий, выполняемых слушателями, уста­навливается учебным планом института.

Каждое контрольное задание предлагается в пяти вариантах. Выпол­нять письменные контрольные задания следует в отдельной тетради. На об­ложке тетради необходимо написать свою фамилию, номер контрольной работы (вариант) и название учебника, по которому вы занимаетесь.

Контрольные задания должны выполняться ручкой, аккуратно, четким по­черком. При выполнении работы в тетради следует оставлять поля для замеча­ний, объяснений и методических указаний рецензента. Контрольные задания должны быть выполнены в той последовательности, в которой они даны.

В каждом варианте выделяются задания по следующим разделам рус­ского языка и культуры речи:

  • орфографические и пунктуационные нормы;

  • акцентологические нормы;

  • лексические нормы;

  • морфологические нормы;

  • синтаксические нормы;

  • нормы научного стиля речи.

Выполненные контрольные задания следует направлять для проверки и рецензирования в институт в установленные сроки. Если контрольные зада­ния выполнены без соблюдения указаний или не полностью, они возвра­щаются без проверки.

^ II. Исправление работы на основе рецензий

При получении от рецензента проверенной контрольной работы следу­ет внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями рецен­зента и проанализировать отмеченные в работе ошибки. Затем необходимо еще раз проработать учебный материал. Все слова и предложения, в кото­рых были допущены ошибки или неточности, следует переписать начисто в исправленном виде в конце данной контрольной работы.

Отрецензированные контрольные задания являются учебными доку­ментами, которые необходимо сохранять. При этом необходимо помнить о том, что во время зачета производится проверка усвоения материала, во­шедшего в контрольную работу.

^ III. Подготовка к зачету

В процессе подготовки к зачету рекомендуется:

а) просмотреть материал отрецензированных контрольных заданий;

б) выполнить выборочно отдельные упражнения из учебника для самопро-
верки;

в) повторить материал для устных упражнений.

Вариант I


  1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Агент, алфавит, хвоя, нефтепровод, индустрия, арбуз, материальное обеспечение, анализ крови, много отраслей, мизерный, давнишний, языковая норма, красивее, втридорога, маркировать, грузите, быстрее, отняла, звонит, ворота, дремота, договор, продал, приведены, хозяйствовать.


  1. ^ Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…крытие стоявшее подле пушек Тушина ушло по чьему(то) пр…казанию в середине дела батарея продолжала стрелять и (не, ни) была взята французами только потому что (не, ни) приятель (не, ни) мог пр…дпол…гать дерзости стрельбы четырех (не, ни) кем (не,ни) защище…ых пушек.
^ 3. Определите род имен существительных и согласуйте с

прилагательными.

Цвет… тюль, вкусн… рагу,итальянск… джакузи, чист… купе, черн… кофе, заказн… такси, знаком… конферансье, интересн… интервью, нов… кепи, безупречн… алиби.



  1. ^ Допишите окончания существительных.

К землянк…, в галере…, о Мари…, в отделени…, о знани…, со свеч…, на батаре…, по приезд…, в несчасть…, к полынь…, при секретар…, к ненавист…, по гаван…, по прибыти…, в ожидани…, от лини…, о геро… .


  1. ^ Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Память (зрительная, зрительская)

Поведение (дипломатичное, дипломатическое)

Просьба (единая, единственная)

Чувство (безответное, безответственное)

Яблоки (отборные, отборочные)


  1. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

  • Журнал «Смена» (опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя.

  • Никто из сестер, даже старшая, (не знал, не знали) о случившемся.

  • Отчитаться по (возвращению, возвращении) из отпуска.

  • Он удостоен заслуженной (награды, наградой).


^ 7. Раскройте скобки.

(На)всегда, (из)вне, (по)сейчас, (до)нельзя, (до)нельзя, (до)ныне, (на)завтра, (на)миг, (с)маху, (на)часах, (по)памяти, (не)(в)домек, далеко (не)случайно, никому (не)приятно, (не)(по)детски, (на)удалую, (в)пятых, (в)первые, (ис)(под)тишка, (по)латыни, (по)ровну, (по)прежнему, как (ни) как, (по)добру (по)здорову.


  1. Расставьте знаки препинания.

1. Отчаяние горечь ревность к вечной природе и чувство жалости к людям и самому себе это слилось у меня в один горловой комок. 2. Я медленно уходил от грозы преодолел густой совсем молоденький ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 3. Я любил эту тихую деревушку насквозь пропахшую молодым ячменем развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. 4. Это был по всей видимости типичный курортный городок куда на лето выезжали наверно берлинцы. 5. Увязнув по колено в снегу нагнувшись к окошку увидел мать при тусклом свете привернутой лампы она собирала ужинать.

^ 9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Автор книги, автор конструкции, автор пректа, автор станка, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения.
^ 10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа упавляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

1. По окончанию работы мы пошли в театр. 2. Андрей Болконский способен к глубокому чувству. 3. Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. 4. Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 5. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызвать наших негодований. 6. В цехе производится уход и ремонт оборудования.


  1. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста.

Комета века

Появление на земном небе яркой, большой кометы – сравнительно редкое явление, которое случается не чаще 6-7 раз в столетие. Однако кометы, которые наблюдают уже много веков, таят в себе немало загадок.

Сейчас яркая комета Когоутека, которая сблизилась с Солнцем в декабре 1973 года и обогнула его, снова удаляется к границам Солнечной системы. В прошлом столетии, например, в 1812 году, наблюдались кометы еще более грандиозные, которые подлетали к Солнцу еще ближе, чем комета Когоутека.

Но и этот неожиданный визит новой, неизвестной до сих пор кометы оказался очень полезным для астрономии. Современные средства исследования позволили получить о комете обширную информацию, которая добавляет много ценного к нашим знаниям о процессах, которые происходят в Солнечной системе.

Всякая комета состоит из твердой части, которую называют ядром, и газово-пылевой атмосферы, которая постоянно меняется.

Вдалеке от солнца, где-нибудь за орбитами Нептуна и Плутона, ядро кометы не имеет атмосферной оболочки, и в этой космической дали обнаружить комету невозможно.

Зато с приближением к Солнцу кометное ядро получает атмосферу, которая, правда, совершенно отличается от атмосферы Земли или других планет.

Головы кометы, которые по размерам можно сравнить с Солнцем, по космическим масштабам невелики, а их хвосты вытягиваются на десятки и сотни миллионов километров. Но средняя плотность кометных атмосфер в миллиарды раз меньше плотности комнатного воздуха.

Поэтому при столкновении с кометными хвостами, что кстати было уже не один раз, Земля проходила сквозь них так же легко, как пуля, которая проходит сквозь облако табачного дыма.

Именно поэтому кометы получили шутливое название «видимое ничто»!
Вариант II


  1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Дремота, видение мира, танцовщица, приговор, каталог, какими судьбами, меткая острота, ассиметрия, клубы дыма, избалованный, задолго, усугубить, нормировать, дозвониться, задал, раздала, отняли, пальто мало, добыча, заголовок, инструмент, квартал, кладовая, корысть, кремень, фольга.


  1. ^ Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

У нас соб…рались оф…церы студенты почему(то) пр…имущественно медики чиновники нач…ная от надворного советника и к…нчая простым канц…лярским служащим сем…наристы словом то пестрое смеша…ое общество какое можно встретить в столицах где давно все перем…шалось в одной общей сутолоке.
^ 3. Определите род имен существительных и согласуйте с

прилагательными.

Пестр… какаду, модн… каре, мощн… секьюрити, ночн… рандеву, огромн… мозоль, молот… кофе, бедн… сирота, разрушительн… торнадо, пропущенн… пенальти, маленьк… шимпанзе.
^ 4. Допишите окончания существительных.

В перестрелк…, на взморь…, к Марь…, в ущель…, к знамен…, с плащ…, о прибыти…, по дорог…, о спектакл…, в постел…, к бандерол…, в повест…, по дивизи…, по окончан…, после возвращени…, в оцеплени…, с врач…, в безветри…, о гени… .


  1. ^ Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Рассказ (исторический, историчный)

Обед (сытный, сытый)

Значение (воспитательное, воспитательское)

Удостоверение (командированное, командировочное)

Соревнования (отборные, отборочные)


  1. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

  • «Известия» (поместила, поместили) рецензию на премьеру в театре.

  • Никто, даже опытные хирурги уже (не мог, не могли) спасти больного.

  • Решить вопрос (по приезду, по приезде) из командировки.

  • Тренер удивлен (результатом, результату) игры.




  1. Раскройте скобки.

(По)сейчас, (за)даром, (по)пусту, (на)память, (без)умолку, (до)отказа, (на)лету, (на)ощупь, (не)(в)моготу, (не)(по)детски, (честь)честью, мало (по)малу, рука(об)руку, (по)видимому, точь(в)точь, совсем(не)интересно, вовсе(не)интересно, встретил(не)приветливо, ехали (не)быстро, но весело, костюм (в)пору юности.


  1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Музыка торжественно гремела над городом глушила разрывы снарядов гул самолётов треск и шорох горящих деревьев. 2. Мне давно уже хотелось найти такой уголок где бы всё было под рукой и охота и рыбалка и грибы и ягоды. 3. Руки человека раздвинули дремучие леса заставили расступиться горы наполнили влагой сухие пустыни перегородили реки освободили сокрушительную и всемогучую энергию атома создали удивительной красоты картины и статуи. 4. Шуми шуми зеленый лес. Знаком мне шум твой величавый И твой покой и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 5. Людям хотелось всё сохранить и розы и снег.


  1. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

География нефтедобычи, география туризма, география достижений, география гастролей, география рекордов.


  1. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов и укажите грамматико-стилистические ошибки: неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

  1. В настоящее время наши усилия направлены к усвоению основных вопросов программы. 2. В книге дается характеристика современному очерку. 3. Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. 4. Была выражена благодарность в адрес тем, кто помог шефам. 5. Можно сказать, что только часть молодежи любила и начинала идти за этими поэтами. 6. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее вовсе нет.




  1. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста.

О Шостаковиче

Все жанры музыкального искусства обогатил этот удивительный художник, обогатил своей темой, своим взглядом на мир, своей неповторимой индивидуальностью, новаторскими открытиями.

В его музыке – пульс нашей жизни, хотите познать время – слушайте ее, проникните в мир глубоких и емких мыслей ее создателя, мир удивительной гармонии сердца и ума, она полна страстного протеста против жестокости, мещанского благодушия, и в то же время эта музыка – всегда гимн человеку, гимн вере в него; гуманизм и гражданственность – вот тот фундамент, на котором воздвигнуто здание «стиля Шостаковича».

Музыка Дмитрия Шостаковича никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Тем, кто ищет в музыке лишь ласки для слуха и отдыха от забот, чуждо будет это искусство.

Музыку Шостаковича нельзя слушать на ходу, случайно включив на лужайке транзистор или впопыхах забежав в Большой зал консерватории по тому случаю, что не было билетов в кино, но, доверившись ей, можно многое понять, ощутить вновь и красоту родного пейзажа, и невозместимость потери близкого человека, и благоговение перед человеческим разумом. Музыка Шостаковича – это исповедь художника, сильная своей откровенностью, иногда даже трагичная в своей беспощадной правдивости, она не оставляет слушателей равнодушными.
^ Вариант III


  1. В данных словах поставьте ударения.

Заговор, празднество, зевота, колосс, маркетинг, каталог, трубопровод, выговор, увеличение мощностей, цветущий ирис, приобретение, единство, занятой человек, включена, пломбированный, полны идей, продала, отнял, перезвонит, медикамент, изобретение, мышление, убранство, единство, портфель.


  1. ^ Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Анал…зируя образ главного героя романа В.Г.Белинский высказыва…т свое ярко поз…тивное отношение к человеку (не, ни) пр…н…маемому многими. Светская жизнь (не, ни) убила в Онегине чу…ства а только охл…дила к бе…пло…ным страстям и мелочным развл…чениям.
^ 3. Определите род имен существительных и согласуйте с

прилагательными.

Ловк… шимпанзе, крепк… бренди, яблочн… повидло, ароматн… какао, финск… салями, опытн… крупье, совместн… коммюнике, свеж… филе, просторн… фойе, сложн… реле.
^ 4. Допишите окончания существительных.

В лазур…, в Закавказь…, вдоль алле…, о счасть…, с имен…, в сиянь…, по платформ…, на корабл…, в шинел…, в радост…, близ станци…, об ответвлени…, о Клавди…, в управлени…, плющ…м, в отчаяни…, об ине…, с товарищ…м.


  1. ^ Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Нагрузка (динамическая, динамичная)

Кампания (избирательская, избирательная)

Система (коренная, корневая)

Интересы (мужественные, мужские)

Положение (бедственное, бедное)


  1. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

  • Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережил, пережили).

  • Часть книг (лежали, лежала) на столе.

  • Он действовал вопреки ( предписания, предписанию) врачей.

  • Мать беспокоилась (о состоянии, за состояние) здоровья сына.




  1. Раскройте скобки.

(На)попятную, (по)многу, (после)завтра, (на)двое, (на)скоро, (по)немногу, (в)ручную, (на)мировую, (по)утру, (не)(по)дружески, (на)пропалую, (на)виду, (в)одиночку, (по)одиночке (во)время, весьма (не)удачно, ничуть (не)занимательно, отнюдь (не)обдуманно, ни для кого (не)интересно, (на)зубок, выучить, говорит (не)громко, но отчетливо.


  1. Расставьте знаки препинания.

1. Заставив себя встать Тамара Иннокентьевна забралась в теплый халат и плотно запахнувшись зябко придерживая ворот у горла подошла к окну раздвинула шторы. 2. Все почернело все сникло набухло водой картофельная трава ячмень овес. 3. Удивительная прозрачность воды целительный воздух соснового леса богатые рыбные уловы сделали озеро Нарочь любимым местом отдыха трудящихся. 4. Через стол на него неотрывно смотрели девичьи глаза и столько в них было горячей невысказанной любви ожидания надежды и покорности что Давыдов на миг растерялся.


  1. ^ Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Тяжелая индустрия, индустрия сувениров, строительная индустрия, индустрия бытового обслуживания.


  1. ^ Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

1. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движения транспорта. 2. Нельзя не принимать во внимание этого факта. 3. Цель смотра – устранить все причины, тормозящие подъему производительности труда. 4. Лежащая книга на столе прочитана. 5. Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 6. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.


  1. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста.

Биологические шумы моря

Изучая морские глубины, ученые столкнулись с интересным явлением. Оказалось, что большинство рыб (из 20 тысяч известных науке), а также все млекопитающие, живущие в воде, и многие беспозвоночные способы издавать звуки и порождать шумы, причем в широком диапазоне – от низких, доступных человеческому слуху, до инфразвуковых, улавливаемых только специальными приборами.

Выходит, что выражение «нем как рыба» не соответствует действительности.

Среди многих других аспектов освоения Мирового океана большое внимание уделяется его биологическим ресурсам и их использованию в интересах человечества. Вот почему так возрастает за последнее время роль морской биоакустики при подводных исследованиях и особенно в рыбном промысле.

За последнее время на судах появились приборы «подслушивания разговоров» среди морских жителей. На глубину 20-30 метров опускается гидрофон акустического прибора, улавливающий «голоса» обитателей подводного мира. По характеру звуков определяют тип рыб, а по мощности их количество.

Какие же «голоса» морских животных и рыб уже известны науке? Сардинела, например «чирикает, как воробей, тунец производит стук наподобие дятла. Голоса одних рыб напоминают шорох ветвей в лесу при сильном ветре, других – морской прибой в тихую погоду, третьих – потрескивание горящих сучьев. Более «оживленный разговор» ведут дельфины. Они свистят, тарахтят и даже лают.

А вот каждый вид китов имеет свой язык. Стадо белух производит звуки, напоминающие щебет птиц, кашалот трещит, как радист-морзист на ключе, синий усатый кит издает вздохи и мычание. Есть и рыба-барабанщик. Звуки, которые она издает, похожи на барабанную дробь.
Вариант IV


  1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Упрочение, апокалипсис, диспансер, сосредоточение, жалюзи, разноцветные кружки, увеличение прибылей, жизнеобеспечение, призывной клич, оптовые поставки, занятый дом, мельком увидеть, полны и неповоротливы, приведено в действие, роясь в архиве, созвониться, премировать, включить, вычитать рукопись, вероисповедание, газопровод, досуг, начатый, принять, собралась, прибыли.


  1. ^ Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…казания прокуратора были исполнены быстро и точно и со…нце с какою(то) (не, ни) обыкновенною яростью сж…гавшее в эти дни Ершалаим (не, ни) успело еще пр…близи…ся к своей наивысшей точке когда на верхней те(р, рр)а(с, сс)е сада у двух мраморных белых львов стор…живших ле…ницу встрет…лись прокуратор и исполняющий обязанности пр…з…дента Синедриона.
^ 3. Определите род имен существительных и согласуйте с

прилагательными.

Интересн… резюме, изысканн… бра, вкусн… кольраби, быстр… кенгуру, приближающ…ся цунами, вкусн…желе, нов… жалюзи, кругл… сирота, широк… шоссе, прекрасн… отель.
^ 4. Допишите окончания существительных.

По отмел…, в ущель…, в Сибир…, о гени…, к дочер…, в тетрад…, в вестибюл…, в должност…, о бюллетен…, на фестивал…, на территори…, в туннел…, по завершени…, камыш…м, к лини…, к позици…, в отчаяни… .

  1. ^ Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Голос (желательный, желанный)

Режим (деспотический, деспотичный)

Обстрел (методичный, методический)

Союз, блок (демократический, демократичный)

(Вдох, вздох) облегчения


  1. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

  • На лекции (присутствовал, присутствовали) сорок один студент.

  • Оплатить (проезд, за проезд).

  • Любовь к родине, стремление к справедливости особенно (дорога, дороги) мне в произведениях поэта.

  • Работы выполняются согласно (плана, плану).




  1. Раскройте скобки.

Один (на), (по)русски, (по)чище, видимо(не)видимо, (не)(сегодня) завтра, (из)далека, (в)далеке, (на)чистую, (в)рукопашную, (во)свояси, (под)час, (не)(в)терпеж, (не)(по)детски, (ни)(на)йоту, (без)устали, (из)(за)границы, (не)(под)силу, (до)поздна, (по)сему, бок(о)бок, (не)(при)чем, (ни)(по)чем, (в)(пол)глаза, перво(на)перво, (в)накидку, (с)просонок, (из)(под)лобья, (в)обхват, (в)обрез, живет (не)богато и (не)бедно, крайне (не)обдуманно, (в)(пол)стены.


  1. Расставьте знаки препинания.

1. А.П.Чехов сам неустанно работал над собой обогащал свой прелестный разнообразный язык отовсюду из разговоров из словарей из каталогов из ученых сочинений из священных книг. 2. Приходилось спускаться в овраги взбираться по крутым глинистым склонам делать большие обходы набрасывать примерные карты. 3. Уже попрощавшись остановилась на минутку в прихожей оглянулась толкнула дверь и вышла. 4. Избушка не касалась полом земли а была построена на сваях. 5. Густой черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш приплюснутых к земле и лениво поднимался вверх. 6. Где-то горят леса и дымная пелена весь день клубившаяся на горизонте стелется по небу как бы отяжелев от сырости.


  1. ^ Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить спрос, повысить качество продукции, повысить дисциплину, повысить интерес.


  1. ^ Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

1. На данное устройство не оказывает влияние и космическое излучение. 2. Данные факты говорят за возможность широкого и разнообразного использования водорослей. 3. Заведующий фермы т. Зайцева возражает против этого предложения. 4. В романе «Евгений Онегин» меня привлекает Татьяна и Онегин. 5. Деревья создавали тень, уже покрытые довольно густой листвой. 6. Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах города и какой вред наносит.


  1. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста.

Диагноз ставит атом

С помощью «меченого» атома уже открыто немало тайн в медицине, биологии. Для того, чтобы пользоваться этим методом, нужны новейшие радиоэлектронные приборы. Они позволяют непосредственно следить за включением радиоактивной «метки» в биохимические процессы, развивающиеся в организме. Исследователи создали оригинальный комплекс клинических методик и аппаратуры для радиоизотопной диагностики. Совместный поиск приборостроителей и медиков оказался полезным: в сравнительно короткие сроки разработан и внедрен комплекс, позволяющий быстро исследовать организм, распознать болезнь.

В основе большинства методик лежит регистрация изотопа в ткани изучаемого органа. Радиоактивная «метка» четко рисует картину важнейших физиологических процессов. Выявляются особенности органов, трудно поддающихся рентгеновскому обследованию. Радиоизотопная диагностика характерна и тем, что дает возможность быстро и с высокой точностью получить нужную информацию. Чтобы, например, оценить состояние легких с помощью клинических тестов, надо несколько дней вести исследование пациента. Радиоизотопы же делают это всего за несколько минут.

Исследование с помощью «меченых» атомов не беспокоит больных, вполне безопасно для здоровья.

Освоение серийного производства и внедрение их в практику позволили применить ряд оригинальных способов диагностики. Сейчас приступили к созданию электронной аппаратуры, которая позволит совершенствовать диагностику сердечно-сосудистых заболеваний. Врачи смогут быстро оценить такие важные показатели, как кровоток через сердце и легкие, объем циркулирующей в организме крови.

Выпуск этой аппаратуры позволит шире использовать радиоэлектронику в медицине.
Вариант V


  1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Агрономия, аристократия, жалюзи, заголовок, изобретение, искра, километр, кредитор, приговор, приобретение, сантиметр, статуя, созыв, сосредоточение, средства, эксперт, валовой, оптовый рынок, портовый город, менеджмент, отнял, поднялась, изогнутый, погруженный в воду, современная молодежь, вы правы.


  1. ^ Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Один…адцатый час на исходе. (По)прежнему тяжело дыш…т июльский полдень. (Не, ни)человек (не, ни) мелкая травяная тварь (не, ни)кто уж (не, ни)чуть (не)бор…тся с истомой все сдались кажется ее (не, ни)о чем думать. Что(бы) такое пр…дпр…нять что(бы) освежит…ся? В лесу (также, так же) душно как и в открытом поле.
^ 3. Определите род имен существительных и согласуйте с

прилагательными.

Быстр… газель, нов… кашне, пожил… рантье, главн… авеню, экзотическ… манго, нов… джинсы, наложенн… эмбарго, американск… атташе, юн… леди, свеж… филе.
^ 4. Допишите окончания существительных.

По алле…, на перепуть…, в санатори…, на фабрик…, в радост…, к ноч…, с любов…, по лини…, в сентябр…, на пристан…, на батаре…, в шинел…, по истечени…, об Анастаси…, румянц…м, под плащ…м, о прибыти…, в забыть… .

  1. ^ Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Встреча (дружественная, дружеская)

Намерение (скрытое, скрытное)

Задача (логичная, логическая)

Полет (испытательный, испытательский)

Письмо (благодарственное, благодарное)


  1. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

  • Большинство (проголосовало, проголосовали) за данное предложение.

  • Немало выпусков нового журнала (вышла, вышли) с большим опозданием.

  • Автор подчеркивает, что подобные явления говорят (о том, за то), что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизма.

  • Нам не удалось получить в банке (кредита, кредит).




  1. Раскройте скобки.

(На)выворот, (в)пух и (в)прах, (без)устали, (до)низу, (на)веки, (без)толку, (до)зарезу, (в)упор, (не)трудно, несколько (не)трудно, (не)(в)зачет, (не)(по)вкусу, (без)оглядки, (опять)таки, (не)спроста, (на)днях, (на)часах, (на)цыпочках, (в)(пол)накала, (из)(под) низу, (не)(к)добру, (не)вполне, (за)даром, (на)редкость, (на)распашку, читает (не)плохо, но медленно, (на)смерть, не на живот, а (на)смерть.


  1. Расставьте знаки препинания.

1. Мы ходим по земле но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю. 2. Несмотря на это Тимошка самозабвенно любил обитателей светлого дома окруженного садом и лесом да еще с чудесным озером в березках. 3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стоном и свистом. 4. Мягкое и серебристое море сливается там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. 5. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные веселой рыбой. 6. Кажется прост а придет суровая беда и поднимется в нем великая сила человеческая красота.


  1. ^ Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Литературная критика, острая критика, монопольная критика, уничтожающая критика, важная критика, объективная критика.


  1. ^ Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. В поэме описывается о похождениях Чичикова. 4. С каждым днем отец все яснее понимает сына, радуется за его успехи. 5. Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией. 6. Вахтангов опирался и развивал в своей работе с актерами систему Станиславского.


  1. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея – музей русского национального и советского изобразительного искусства. В ней собрана коллекция русской иконописи, живописи, графики и скульптуры с ХI века до наших дней. В экспозиции советского отдела представлены произведения художников многих республик Советского Союза.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX века. Крупный фабрикант П.М.Третьяков принадлежал к прогрессивным слоям общества. В 50-е годы он начал собирать произведения русской живописи.

П.М.Третьяков стремился создать в Москве музей русского национального искусства, доступный всем слоям общества. П.М.Третьяков был не просто собиратель, охваченный страстью коллекционирования, он следил за развитием русского искусства, заботился о том, чтобы все, отмеченное талантом, все, правдиво отражающее русскую жизнь, попало в его собрание. П.М.Третьяков собирал произведения, отличавшиеся демократической направленностью и реализмом. В 1881 г. галерея была открыта для всеобщего обозрения.

В 1892 г. П.М.Третьяков передал собрание своих картин и коллекцию картин своего брата С.М.Третьякова (3500) в дар городу Москве. Галерея стала называться Московской городской галереей Павла и Сергея Третьяковых.

В наши дни Государственная Третьяковская галерея стала одним из крупнейших научных и культурных центров страны. Фонды ее постоянно пополняются. Количество посещающих достигает 1600000 ежегодно.

12. Напишите аннотацию текста.
^


Под общей редакцией


Владимира Сергеевича Артамонова

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии Правительства Российской Федерации

в области науки и техники

Галина Ивановна Денисенко

Русский язык и культура речи

Задания и методические указания

для выполнения контрольных работ

для слушателей заочной формы обучения

по специальности 080225.65-«Тыловое обеспечение»


Печатается в авторской редакции

Ответственный за выпуск О.Н.Кольцова
Подписано в печать 00.00.2012 Формат 60×84 1/16

Печать трафаретная Объем п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149

Похожие:

Русский язык и культура речи iconПрактикум: русский язык и культура речи практикум: русский язык и культура речи
Пользуясь орфоэпическим словарем, выпишите только те слова, в которых сохраняется безударный [о]
Русский язык и культура речи iconМетодические рекомендации и варианты контрольных работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Русский язык и культура речи iconКонтрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
«Русский язык и культура речи» состоит из шести разделов, которые отражают языковые явления на уровне орфографии и пунктуации, акцентологии...
Русский язык и культура речи iconМетодические указания и задания для выполнения контрольной работы...
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно в межсессионный...
Русский язык и культура речи iconМетодические указания и задания для выполнения контрольной работы...
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно в межсессионный...
Русский язык и культура речи iconКонтрольная работа является важным этапом самостоятельной работы...
В соответствии с учебными планами студенты заочного отделения всех специальностей и направлений ргтэу, выполняют письменную контрольную...
Русский язык и культура речи iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы контрольная...
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и...
Русский язык и культура речи iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по курсу «русский...
Содержание контрольной работы продиктовано действующей программой по курсу «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы по...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического...
Русский язык и культура речи iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
«Русский язык в деловой и процессуальной документации» («Русский язык и культура речи»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница