Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры»




НазваниеКурс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры»
страница1/14
Дата публикации08.03.2013
Размер1.89 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
КУРС ЛЕКЦИИ

Модуль 1

I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности

1. Определение понятия «история физической культуры».

2. Предмет, задачи, методы познания в истории физической культуры.

3. Закономерности истории физической культуры и спорта и ее место в жизни общества и личности.

1. Определение понятия «история физической культуры».

Термин физическая культура был впервые использован в Англии и США в 1890-х гг. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Начать рассмотрение курса следует, прежде всего, с определения понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «система физической культуры и спорта» и др. Данные понятия содержательно изложены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» (2007 г.): физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития; физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры; спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним; система физической культуры и спорта – совокупности государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России – составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности; физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик; массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан по средством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях; профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату; спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях. Исходя из вышеизложенного можно определить историю физической культуры как науку о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; дающую научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.

2. Предмет, задачи, методы познания в истории физической культуры.

Предмет изучения истории физической культуры и спорта – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества. Основные задачи истории физической культуры и спорта: показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества; раскрыть значимость, место и роль физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития; способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления; формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта; способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта – исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика истории физической культуры и спорта заключается в том, что она находится на стыке двух наук – истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.

3. Закономерности истории физической культуры и спорта и ее место в жизни общества и личности.

Область физической культуры точно так же, как архитектура, наука, искусство и прочие общественные явления, имеет свои специфические закономерности. В связи с этим она, с одной стороны, развивается самостоятельно: ее содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируются и дифференцируются, с другой, определяющую роль в ее развитии играет цепь взаимосвязей таких видов социальной деятельности как техника, военное искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, равно как и уровень культурных потребностей, местные обычаи и возможности.

Таким образом, если мы хотим комплексно исследовать вопросы развития фи-зической культуры и спорта, то необходимо постоянно иметь в виду:

а) как складывалась историческая практика физического воспитания и спорта в отдельных странах и у отдельных народов;

б) как проявлялись специфические законы развития физической культуры

в условиях определяющего влияния общественных потребностей; каким образом общественные отношения, связанные с физической культурой в целом, формируют цели, задачи, систему институтов физического воспитания и спортивной деятельности, систему средств, изменяющуюся по мере изменения целей; через какие механизмы физическая культура оказывала свое воздействие на развитие общественных отношений и на формирование облика человека определенной эпохи;

в) когда и под влиянием, каких факторов появляются, а также воплощаются в жизнь (либо не претворяются) теории и научные открытия, связанные с развитием физической культуры.

Таким образом, в характере физической культуры отражаются потребности, стиль жизни, менталитет, этнические особенности физической культуры той или иной страны либо народа.

Проблема развития содержания физической культуры тесно связана с вопросом ее возникновения и распространения. Значительная часть спортивных историографов рассматривают содержание и институты физической культуры той или иной эпохи как нечто данное. Другие же занимаются поисками того единственного места на земле, откуда все пошло. Действительно, элементы физических упражнений – и это хорошо заметно в отношении подвижных игр и различных видов спортивной борьбы – присутствуют в культурах многих народов земного шара.

Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем простого заимствования. Новые системы всегда создаются как наследие прошлого. Заим-ствованные элементы приспосабливаются к существующим жизнеспособным формам. В процессе развития они освобождаются от своей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся органической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение общественной формы физической культуры в редких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человек овладевает физическими упражнениями и играми только как член более или менее замкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохраняться и традиционные обычаи.

В то же время заслуживает внимания тот факт, что в области физической культуры – так же, как и в некоторых других областях человеческой деятельности, - иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностью изолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввиду аналогичных общественных потребностей. В подобных случаях спортивно-игровая фантазия данных народов создает в зависимости от географических условий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы физической культуры, служащие целям боевой подготовки, здравоохранения, воспитания и развлечения.

Формальная сторона развития физической культуры весьма изменчива. Время от времени определяющее положение начинают занимать одни системы движений, виды физической подготовки, состязания, виды спорта, типы занятий по физическому воспитанию, системы тренировок, другие же оттесняются на второй план. Однако опыт, полученный от них, продолжает существовать, развиваться и подчас проявляется в совершенно иных областях. История физической культуры современности свидетельствует о том, что будущее может создать такие «виды спорта», о которых мы сейчас и не подозреваем. Однако многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление закономерностей развития с физической культуры. Формы движения, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно отмирают со временем.

Изучение прошлого физической культуры происходит не только для того, чтобы понять возникновение актуального настоящего. Познание прошедших периодов позволяет уяснить единство, равно как и многообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры. Заметив в истории физической культуры повторение, происходящее на все более высоком, уровне встречаясь с одними и теми же потребностями, проявлениями человека, мы можем глубже понять структуру, функционирование, законы движения общества. Когда видимость, насколько различны и многообразны формы человеческого бытия, определяющие физическую культуру проявляются достаточно ясно можно понять свои собственные особенности, свое место в мировом историческом процессе.

В конечном счете, историческое познание одновременно всегда есть и самопознание, поскольку тот, кто изучает историю сменяющихся эпох, обязательно сопоставляет их одну с другой и со своей эпохой. В то же время есть опасность того, что при проведении параллели между физической культурой определенной эпохи, ее противоречиями и тем, что характерно для нашего века, мы подходим к вопросу лишь с взглядами, оценками сегодняшнего дня. Однако в определенной мере это неизбежно. То, что современный человек относит к основополагающим ценностям, возможно, не было таковым в глазах человека другой эпохи, иной культуры. По этой причине при аналитическом подходе к культуре прошлого необходимо показывать и границы систем ценностей соот-ветствующих периодов.

В различные исторические периоды и в различных культурах люди по-разному воспринимают и осознают окружающий мир, по-разному получают впечатления и знания, то есть формируют исторически определенную картину мира. В связи с этим возникает проблема идеала физической культуры той либо иной эпохи. Понятно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он четко показывает доминирующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает систему ценностей определенного общества. В этом случае следует обратиться к причинам и внутренним побудительным мотивам, которые делали и делают людей активными участниками или ниспровергателями творческой деятельности, причисляемой к сфере физической культуры. Только в этом плане становится понятным, что физическая культура не содержит ни плохого, ни хорошего, ни прогрессивного, ни регрессивного и может воплотить в себе устремления социальных групп и общества в целом.

Значение истории физической культуры и спорта очень важно при подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание истории физической культуры и спорта помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

^ II. Физическая культура и спорт в Древнем мире. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

1. Физическая культура первобытного общества. Истоки физической культуры.

2. Развитие физической культуры в Древней Греции.

А. Физическая культура в Спарте.

Б. Физическая культура в Афинах.

В. Олимпийские игры античности.

Г. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания.

3. Физическая культура в Древнем Риме.

1. Физическая культура первобытного общества. Истоки физической культуры.

Формирование физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от других видов деятельности, необходимых для существования, произошло 80 000-8000 гг. до н.э.

Предыстория физической культуры начинается с того, что вся физическая и умственная деятельность человека первоначально ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования.

Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры мы можем проследить за развитием человека со 150 000 г. до н.э. В этот период на арену истории вышел неандерталец. Его скелет, строение тела, размеры черепа и черты лица, воссозданные учеными, почти не отличались от современного человека. Он мог изготавливать и использовать орудия из дерева, камня, кости.

В общественном смысле он мог разрабатывать модели действий. В ходе этого при добывании пищи с помощью огня возросла роль охоты. Произошло начальное разделение труда между мужчинами и женщинами. Главным источником существования стала охота на крупных животных. Однако мамонты, пещерные медведи и туры оказались опасными противниками. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы: палку, пращу, острогу, копье. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения.

На основе сменявших друг друга успехов и неудач человек обнаружил, что одни действия ведут к успешным результатам, а другие – к неудачам. В то же время он осознал значение потенциала, заключенного в рациональном владении оружием, атакующим и оборонительным движениям и возможности заимствовать эти способы у других. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшиеся при охоте на дичь или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия в рамках магических действий начали самостоятельное разви-тие. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.

Наступивший в конце этой эпохи скачок в развитии человечества был вызван изобретением лука приблизительно в 12000 г. до н.э. Стрела, выпущенная из нового механического «стрелкового оружия», давала возможность добывать много мелкой дичи, птицы и рыбы. В образе жизни племен, владевших луком, наступили значительные изменения. В богатых дичью низинах и долинах рек возникали относительно постоянные поселения. В арсенал движений, которым обучалась молодежь, стала входить военная подготовка. Вероятно, в связи с возросшими в этой области задачами получили развитие формы подготовки к вступлению в зрелый возраст, а точнее, в ее заключительный акт – обряд посвящения. Формировались организованные формы воспитания и начальные формы воспитательной деятельности.

Физическое развитие человека сопровождалось своеобразными магическими действиями. Магию древних веков еще нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы. Она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Все признаки указывают на то, что она выполняла исключительно экономическую, самозащитную функцию, а также функцию общественного регулятора, то есть в более широком смысле символизировала собой познание отдельных явлений природы, компенсировала зависимость человека от природы. С точки зрения физической культуры суеверный смысл здесь заключался в том, что если человек на рисунке или в барельефе, изображающем «схватку», «связал» и «победил» пре-

следуемое животное или своего врага, то, значит, он якобы в действительности одержал над ним верх. Это означало, что если вокруг изображения животного отплясывались имитирующие охоту движения, бросались копья, пускались стрелы, то, «победив» воплощающую противника личность, достигалась истинная цель. Следовательно, здесь использовались не символические замещающие функции, а реальные целенаправленные действия. Не идея, не вера творит чудеса, а реальный поступок, то, что на сегодняшнем профессиональном языке спорта толкуется как упражнение, «выполняющееся в стрессе реального соревнования».

В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя, который осмеливается вступать в борьбу с потусторонними силами и добывает для человечества тайны, тщательно скрытые от него и охраняемые этими силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев, Кешар у тибетцев, Рустем у персов – все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камня или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы.

В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого – охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно совершенствующуюся систему движении и ее перенос на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. В ходе же второго скачка – в эпоху разложения первобытнообщинного строя – возникли те институированные нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения.

В своей жизнедеятельности наши предки в той либо иной мере использовали перечисленные выше основы, однако же, труд являлся определяющим фактором в развитии физической культуры. Самая примитивная человеческая деятельность не может вытекать лишь из инстинктивных биологических факторов. Трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства. Цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего:

совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и т.д., но и физически развивать самого себя.

Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

2. Развитие физической культуры в Древней Греции.

Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные черты ее развития в этом регионе мира.

Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано. Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI-IX вв. до н.э.). Поскольку Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях искали культурные нормы и модели для людей, занимающих любое общественное положение. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов.

Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла не сводилось к физической подготовке, которая была необходима ему в сражениях, а включало в себя также музыку и ораторское мастерство. Всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода. В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона (состязания) проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества:

духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.

В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI-V вв. до н.э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческих государств целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как Спарта и Афины.

А. Физическая культура в Спарте.

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н.э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства. Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раз-доры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30-40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые. Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обу-чение продолжалось до 30 лет. До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности.

Б. Физическая культура в Афинах.

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические – где мальчиков 7-15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» - борьба) – где мальчики 12-16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями. Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное – беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов. Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство. Античная гимнастика включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику. Игры для детей 1-7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость. В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с гальтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (около 190 м), бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с гальтерами в руках, которые выполняли роль оружия. Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска – на дальность. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже – из металла. Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине. Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к

основным при занятиях палестрикой.

Наиболее важную, роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств.

В. Олимпийские игры античности.

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. На 14-х играх в 724 г. до н.э. В программу включается диаулос – бег на 2 стадия, на 15-х играх (720 г. до н.э.) – долиходром – бег на выносливость (от 7 до 24 стадий). История оставила память о том, что якобы во время состязаний в беге один из участников потерял свою набедренную повязку, но одержал победу. С 720 г. до н.э. атлеты стали выступать на состязаниях обнаженными. Состязания бегунов проводились внесколько этапов, до тех пор, пока не оставались 4 быстрейших, которые и разыгрывали первое место. На играх в 520 г. до н.э. впервые проводился бег атлетов в полном вооружении. В разное время в программу состязаний входили: бег на 1 стадий (длина стадия была сокращена примерно до 160 м), борьба, пентатлон, кулачный бой, бег на стадий с оружием (вес оружия достигал 33 кг). Таким образом, атлетическое содержание игр приобретает все большую значимость. В общественной жизни рабовладельческой Греции VI-IV вв. до н.э. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили, таким образом, делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.

К концу V в. до н.э. наметился кризис классических форм древнегреческой физической культуры. Появление наемной армии не замедлило сказаться на состоянии физического воспитания. Начиная с IV в. до н.э. пришел в упадок институт эфебии. Бремя ведения войны лежало в основном на плечах профессионалов-наемников. Состоятельные слои населения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий физической культурой, более популярными, наоборот, стали музыка, танцы, песни и др. Агоны стали заметно утрачивать свою основную функцию – демонстрации военно-физических умений. Среди участников агон стали появляться иностранцы, вольноотпущенные, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на состязаниях становятся профессией. Такие атлеты готовились к выступлению в каком-либо одном виде, рассчитывая занять первое место с целью получения вознаграждения. Вследствие этого из программы игр исчезло пятиборье. Игры начали превращаться в чисто зрелищное мероприятие, а вместо почетного венка победителю стали вручать крупные денежные суммы.

Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр.

Г. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания.

Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе. Однако методы воздействия на физические возможности человека достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (макроциклы) 4 года и малые (микроциклы) 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий снижа-лась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка. Огромный след в развитии медицины и описании влияния физических упражнений на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460-375 гг. до н.э.). В проявлении болезни он видел естественную причину, а не воздействие незримого бога. Он начинает лечить переломы костей, вывихи, растяжения. Приемы его лечения базировались на знании анатомии человека. Гиппократ большое значение придавал закаливанию, представлял физическое воспитание как разностороннее занятие различными упражнениями, которые должны более эффективно способствовать развитию человека. Изучение древнегреческой культуры, и физической в том числе, дает новые данные о сравнительной этнологии и обычаях других наций. На основании этого формируется убеждение, что элемент соперничества (и в двигательной деятельности в том числе) является универсальным компонентом антропологии человека. Это не только характерная и привилегированная черта древних греков. Соревнование в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеет универсальный характер и служит одним из наиболее важных социальных принципов развития человеческого общества. Более того, существует мнение, что соревнование (соперничество) должно быть признано в качестве одной из основных черт, присущих человечеству. И действительно двигательная деятельность это естественная потребность человека, элемент соревнования, соперничества при выполнении физических упражнений (особенно у детей), который должен быть неотъемлемой ее составляющей. Подобная форма проявления двигательной активности следствие возникающего интереса к тем или иным физическим упражнениям.

3. Физическая культура Древнего Рима.

Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. И в тоже время в Риме не было организованного школьного физического воспитания. Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка юношей до 16-17-летнего возраста, т.е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. В III веке до н.э. подготовка воинов была сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения. В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения. Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом. Военная подготовка в лагерях была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в обнаженном виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 10-25 кг устраивались переходы на 30-40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения оставались для них привычным делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне. Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться. Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу. Наряду с представлениями в цирках в III веке до н.э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усоп- шим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть. Бои гладиаторов времен республики были намного более жестокими, чем во времена империи. Гладиаторами были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т.д.

В «императорский период» (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) со сменой политической формы правления, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступила новая глава. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н.э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.

В период упадка Римской империи стадионы и цирки стали местом, где начинались народные восстания. В 529 г. на стадионе Неаполя возникла целая серия восстаний, которые формально были направлены против засилья христианской церкви и новых форм угнетения. Юстиниан, чтобы предотвратить дальнейшее распространение волнений, закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома, и среди них – наиболее авторитетный в ту пору афинский гимнасий.

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс. В эпоху республики она превратилась в арену политической борьбы. Стала фактором, с помощью которого можно было разобщить народные массы, столкнуть их между собой, т.е. служила буфером между рабами и господствующими классами. В начале эпохи Римской империи в качестве одной из разновидностей народных зрелищ помогала создавать божественный культ императоров. В конце эпохи империи существовала как средство наживы, а затем снова стала ареной политической борьбы, форумом классовой борьбы, неподвластным господствующим классом. Центральная власть – предвестник феодального общественного строя – положила ей конец как одному из институтов, который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для нее определенную опасность. У римских мыслителей, вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении «О воспитании оратора». Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он – сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обучения. Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима К. Гален (ок. 200 – ок. 130 г. до н.э.) одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XVXVI вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. Например, К. Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступает в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной ткани и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него крови.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconТехнология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности...
Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры фгоу впо "Национальный государственный Университет физической культуры,...
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconПрограммы развития физической культуры, спорта и туризма «Спартакиада...
В целях вовлечения в активные занятия физкультурой и спортом горожан, оздоровления населения средствами физической культуры и спорта,...
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» icon«Теория физической культуры и спорта»
Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconС. А. Полиевский Российский государственный университет физической...
Инфраструктура и материальная база физической культуры и спорта: перспективы инновационного развития
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconЗакон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года №490-i о физической культуре и спорте
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области физической культуры и спорта, определяет правовые, организационные, экономические...
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconГ. Н. Грец Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма – 80 лет!
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconВсероссийская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Ноября 2013 года в г. Архангельске состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы и развитие физической...
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconЗаконодательство РФ по физической культуре и спорту (ст. 14, ст. 21)
Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconПедагогическая система профильной подготовки школьников в области физической культуры
Работа выполнена в фгоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Курс лекции модуль 1 I. История физической культуры и спорта: предмет, задачи и место в жизни общества и личности Определение понятия «история физической культуры» iconПостановление от 21. 11. 2013 с. Аскиз №1790-п Об утверждении муниципальной...
Об утверждении муниципальной программы Развитие физической культуры и спорта, формирование

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница