Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»




Скачать 400.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»
страница1/3
Дата публикации18.04.2013
Размер400.92 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Журналистика > Пояснительная записка
  1   2   3
Утверждаю»

и.о. Президента АО «Институт

экономических исследований»

Ж.К. Бопиева

26 мая 2011 г.

 

Заключение

научной экономической экспертизы законопроекта

 

1. Общие положения

Государственный орган-разработчик

Министерство связи и информации Республики Казахстан

Наименование законопроекта

О телерадиовещании

Полученные документы

1. Проект Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»;

2. Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»;

3. Паспорт по оценке социально-экономических последствий действия проекта Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»;

4. Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании».

Основание проведения экспертизы

Письмо Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан от 06.05.2011 г. № 25-1/4463

^ Информация об экспертной организации

Акционерное общество «Институт экономических исследований»

Эксперты: эксперт-отраслевик Шалахметов Г.М., старший эксперт, магистр математики Аубакирова Ж., старший эксперт, магистр экономики Белоусов А., старший эксперт, магистр юриспруденции Габдуллаева Э., старший эксперт Гафятуллина Д., старший эксперт Солтыбаева С.

^ Общая характеристика законопроекта

Отрасль законодательства

Законодательство о государственном регулировании хозяйственной деятельности

^ Предмет правового регулирования

Общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области телерадиовещания

^ Назначение законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» направлен на регулирование деятельности между субъектами в сфере телерадиовещания, обеспечение соблюдения конституционных прав граждан на доступ к информации, распространяемой посредством телерадиовещания, развитие отечественного телерадиовещания, внедрение эфирного цифрового телерадиовещания

^ Структура законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»

Целевая группа

Физические и юридические лица, отечественные и иностранные субъекты предпринимательской деятельности в области телерадиовещания на территории Республики Казахстан

^ Обоснованность проведения научной экономической экспертизы

1. Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213;

2. Постановление Правительства Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» от 30 мая 2002 года № 598;

3. Порядок документооборота по научной экономической экспертизе законопроектов Республики Казахстан, утвержденный приказом Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 3 мая 2011 года № 120;

4. Методические рекомендации по оценке социально-экономических последствий действия принимаемых законопроектов, утвержденные приказом Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 3 мая 2011 года № 122.

^ Принятые законы (количество) по вопросам рассматриваемого законопроекта в текущем году на момент проведения экспертизы

Проект Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» является первым законом

^ Количество подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных

законопроектом

В целях реализации норм проекта Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании», согласно статье 6 законопроекта, предусматривается 12 подзаконных нормативных правовых актов, также могут приниматься иные подзаконные нормативные правовые акты

^ Новизна исследуемого законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» является первым законом, регулирующим общественные правовые отношения в сфере телерадиовещания

^ 2. Описание проблемных вопросов, на решение которых направлен законопроект

Ввод в действие проекта Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» (далее - Законопроект), позволит решить следующие проблемные вопросы, возникающие, во-первых, в результате взаимоотношений между субъектами телерадиовещания, во-вторых, в соответствии с современными требованиями в сфере новых технологий:

- правовое регулирование на законодательном уровне вопросов взаимоотношений в сфере телерадиовещания. Для эффективного функционирования отрасли телерадиовещания требуется усовершенствовать нормативно правовую базу с определением ответственности субъектов рынка (теле-, радиокомпаний, операторов телерадиовещания, производителей теле-, радиопрограмм), с последующей разработкой новых подходов к лицензированию соответствующей деятельности. Сформировать правовые нормы регулирования следующих направлений вещания: кабельного, спутникового, эфирного цифрового, проводного телевидения (IP-TV);

- переход на эфирное цифровое телерадиовещание. В соответствии с мировыми тенденциями развития информационного общества, с целью улучшения социально-экономического уровня развития, от национальных государств требуется своевременный переход отрасли на цифровое телерадиовещание, что позволит в долгосрочной перспективе поднять уровень конкурентоспособности отрасли и сохранить информационную безопасность государства;

- создание условий для развития отечественного телерадиовещания. Законопроектом предусматриваются мероприятия по защите интересов национального телерадиовещания и ввод иностранных теле-, радиоканалов, транслируемых на территории Казахстана, в зону правового поля страны.

3. Описание всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлено принятие законопроекта, в том числе применявшихся на разных исторических этапах, зарубежной практике

Необходимость принятия Законопроекта в Казахстане вызвана требованиями современного времени, когда в отрасли телерадиовещания происходят фундаментальные трансформации, выраженные, прежде всего происходящими в глобальном мире процессами цифровизации и конвергенции, также существующим ограниченным правовым регулированием в республике деятельности теле,- радиокомпаний.

^ Международный опыт законодательного регулирования телерадиовещания. Правовое регулирование сферы деятельности телерадиовещания во многих странах мира закреплено на законодательном уровне. Так, в США действует Закон «О телекоммуникациях», введенный в 1996 г., в странах Европы, в частности в Великобритании Закон «О телерадиовещании», в Германии - Закон «О телекоммуникациях», во Франции - Закон «О вещании».

В странах СНГ как Армения, Грузия, Украина, Таджикистан, Молдова, Азербайджан, Кыргызская Республика регулирование сферы телерадиовещания закреплено законодательно, за исключением Казахстана и России.

Так, к примеру, в Армении закон «О телевидении и радио» был принят 20 ноября 2000 года, в который в последующие годы вносились девять поправок, одна из последних касалась перехода страны на цифровое телевидение, В частности, поправки касались сроков выдачи лицензий в период с 2008 по 2010 гг. - их сокращения с семи до двух лет и отмены объявления конкурсов на замещение частот до 2010 года. Данная норма, введенная правительством страны, преследовала цель предоставления определенного «временного лага» для телекомпаний при подготовке к переходу к цифровому вещанию, поскольку стоимость перехода к оцифровыванию высока.

Для планомерного перехода к цифровому телерадиовещанию в Армении планируется 2-х-летний период подготовки, требующий технического переоснащения, а также серьезных знаний и профессиональных навыков.

Структура и содержание Закона Армении «О телевидении и радио» четко отражают зоны ответственности каждого участника сферы телерадиовещания. Касательно лицензирования - в законе отчетливо прописаны порядок выдачи лицензии, документы для подачи заявления на лицензии, критерии отбора обладателя лицензии, основания в отказе выдачи лицензии, сроки действия лицензии, случаи признания лицензии, утратившей силу. Республика Армения планирует полный переход на цифровое телерадиовещание в 2015 году.

В ^ Кыргызской Республике Закон «О телерадиовещании» был введен 2 июня 2008 года, Данный закон предусматривал ограничительные механизмы приостановления и отзыва лицензий, гражданского контроля в деятельности национальных теле-, радиокомпаний, также необходимость вещания более половины всех программ собственного производства и на государственном языке,

Основной проблемой ввода статьи о соблюдении пропорций в части программ на государственном языке или собственного производства было то, что у большинства теле-, радиокомпаний не было достаточных экономических, технических и кадровых ресурсов для реализации данной нормы закона. На территории государства, выпускаемые в эфир продукты в основном являются ретрансляционными продуктами зарубежных теле-, радиокомпаний, что ограничивает мгновенный переход на отечественную телепродукцию и способствует «вымиранию» части теле-, радиокомпаний.

В законе также прописываются особенности порядка лицензирования: контентную часть телерадиовещания будет лицензировать Министерство культуры и информации Кыргызской Республики, техническую часть - Национальное агентство связи Кыргызской Республики.

Важными положениями являются защита отечественных производителей теле,- радиопродукции, разумные ограничения иностранных инвесторов при получении лицензии, установление обязанностей теле,- радиокомпаний в области распространения культурных, образовательных, духовных программ, ограничение распространения эротических программ, регулирование осуществления рекламной деятельности в области телерадиовещания.

В ^ Российской Федерации сфера телерадиовещания регулируется только нормативно-правовыми актами, несмотря на попытки разработки и принятия федерального закона о телерадиовещании, он пока не принят.

Действующие законы РФ «О средствах массовой информации» и «О связи» не в достаточной степени учитывают специфику электронных средств массовой информации.

Понятие «телерадиовещание» зафиксировано только в Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг., основной целью которой является обеспечение всего населения РФ многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества.

В общедоступный пакет будут включены 5-6 общероссийских каналов различного назначения, региональный телеканал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации и 4 радиоканала. Перечень теле-, радиоканалов, включенных в общедоступный пакет, будет определяться Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания, и утверждаться в соответствии с законодательством.

Каналы общедоступного пакета будут предоставляться населению в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не включает деятельность по телерадиовещанию. В этой связи лицензирование телерадиовещания регулируется постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации».

Затраты вещателя обязательных общедоступных каналов на параллельную трансляцию в аналоговом и цифровом форматах сигналов будут компенсироваться из средств федерального и региональных бюджетов. Оставшиеся пакеты будут распространяться на платной основе.

^ Международный опыт перехода на цифровое вещание. Процесс перехода на цифровое вещание является процессом не только чисто техническим, но и влияющим на экономические, социальные и политические процессы национальных экономик, носит мировой глобальный характер: по данным Международного союза электросвязи отключение аналогового телевещания произойдет в странах Европы и Центральной Азии не позднее 2015 года.

В США впервые о цифровизации упоминали в 1981 году, и только к 1999 году был определен единый стандарт вещания. В 2009 году США полностью перешли на цифровое, отказавшись от аналогового вещания. Опыт США показал, что цифровое телевидение представляет собой дорогостоящий инвестиционный проект с низким уровнем окупаемости, что делает проект малопривлекательным для частных инвесторов. Поэтому ключевым вопросом в переходном процессе является готовность государства финансировать до конца строительство сетей и инфраструктуры в труднодоступных и нерентабельных районах страны.

Во Франции начало перехода на цифровое вещание было положено на территории г. Куломье и окружающих его коммун. Для этого местное население территории использовало цифровые декодеры и телеприемники, а местными властями были предусмотрены определенные финансовые дотации населению. Полный переход на цифровое эфирное вещание запланирован на ноябрь 2011 г.

Германия является одной из первых стран, где переход с аналогового на цифровое наземное телевещание был завершен в конце 2008 года, ранее запланированного 2010 года. В настоящее время цифровое телевидение используют порядка 90% населения.

В Швеции переход на цифровое вещание началось в 1999 году, и занял два года, за этот период параллельно вещались аналоговые и цифровые каналы. В настоящее время в стране функционируют пять цифровых мультиплексов, один с бесплатными государственными каналами и четыре - с коммерческими. Для включения канала в коммерческий мультиплекс необходимо подать вещателю заявку на лицензию и Государственный комитет по радио и ТВ. После получения лицензии вещатель самостоятельно определяет платность канала. Государство единолично определяет контент пакетов теле-, радиопрограмм.

В ^ Южной Корее полный переход на цифровой формат телевидения планируется к 2012 году. По расчетам Министерства информации и связи стоимость отказа от аналогового вещания в пользу цифрового составит порядка 2,5 млрд. долларов за счет средств самих телекомпаний. В стране был выбран американский формат цифрового телевидения ATSC, используемый в США, Канаде и Мексике.

В настоящее время вся территория Эстонии покрыта цифровым эфирным вещанием. Особенностью распространения цифрового вещания является возможность приема всех свободных (бесплатных) телеканалов без подключения ни к одному из операторов и оплаты ежемесячной абонентской платы. Имеется дополнительная опция к подключению к платным международным и местным телеканалам. Также имеется возможность просмотра иностранных телеканалов посредством обычных антенн, путем заключения договора с операторами платных услуг цифрового вещания с оплатой абонентской платы.

В России работы по созданию средств цифрового телевизионного вещания начались в конце 1998 года в рамках Федеральной комплексной целевой программы «Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания». Окончательный переход на цифровое телерадиовещание планируется к 2015 году.

Отключение аналогового телевидения и полный переход на цифровое вещание произойдет при условии 100%-ного доступа населения к сигналам цифрового телевещания и обеспеченностью 95% населения цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.

Поскольку отказ от аналогового телевидения в пользу цифрового требует больших финансовых затрат, в России в переходный период сеть цифрового телевещания будет основываться на комбинации эфирного, кабельного и спутникового вариантов доставки сигналов телезрителям. К населению России, не охваченному цифровым наземным телевещанием, будут применяться системы коллективного приема, которые позволят в кратчайшие сроки реализовать сеть цифрового телевещания со 100%-ным охватом населения.

На основе мирового опыта в России планируется принятие подхода по переходу с аналогового к цифровому телерадиовещанию по региональному принципу. При этом должны быть выработаны механизмы бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения при обеспечении их цифровым телеприемным оборудованием. Рассматриваются следующие варианты: бесплатное предоставление цифрового телеприемного оборудования; продажа телеоборудования по льготным ценам; выделение краткосрочных и долгосрочных кредитов под льготные проценты и под гарантии государства для приобретения цифрового телеприемного оборудования и др.

Также предполагается сохранение в переходный период существующей инфраструктуры аналогового вещания с целью недопущения ущемления прав граждан на доступ к информации.

На основе опыта ведущих страна мира с 2009 года ограничено отечественное производство и ввоз в Российскую Федерацию телевизионных приемников без встроенных цифровых тюнеров, позволяющих непосредственно принимать цифровой сигнал из эфира.

Анализ мирового опыта по переходу на цифровое вещание показал:

- цифровое телевидение должно принести преимущества информационного общества (больше каналов, лучшее качество изображения и звука, электронная программа передач, выбор языка субтитров, высвобождение части электромагнитного спектра частот, которые впоследствии могут быть использованы для других потребностей и др. преимуществ в каждую семью;

- необходимость установки населением устройств, принимающих сигналы, вещателями - нового передающего оборудования могут привести к ограничению выбора программ в переходном периоде, для решения данного вопроса следует выбрать единый способ распространения оборудования в стране, которое должно быть взаимозаменяемым. Стандарты по оборудованию устанавливаются рынком, но под надзором регулирующего органа;

- возникает необходимость разработки механизма поддержки государством социально уязвимых слоев населения, в частности обеспечения необходимым оборудованием;

- в процессе перехода на цифровое телерадиовещание органам государственной власти следует защищать законные права граждан, интересы несовершеннолетних, не допускать трансляцию насилия и разжигания вражды;

- до полного перехода к цифровому вещанию необходимо параллельное существование и аналогового, отключение которого должно произойти при условии что ни одна группа населения не осталась без цифрового телерадиовещания;

- мораторий на выдачу лицензий на вещание является необходимым условием в процессе перехода с аналогового к цифровому вещанию, так как позволяет регулирующим органам планировать и эффективно использовать радиочастотный спектр. Существует риск использования моратория в политических целях и как следствие ограничение вещания независимых теле-, радиоканалов;

- процесс получения лицензий должен обеспечивать гарантии защиты от произвольных решений, включающее обоснованное объяснение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии заявителю, то есть процесс лицензирования должен быть максимально транспарентным с соблюдением условий универсального бесплатного доступа населения к цифровым услугам;

- способ отбора вещателей в состав цифровых мультиплексов, особенно отбор каналов бесплатного пакета, должен оставаться прозрачным и открытым для общественного контроля;

- в распределении возможностей выхода вещателей в цифровой эфир должны широко применяться конкурсные процедуры, а не аукционы, которые скорее допустимы при распределении радиочастотного спектра для предоставления телекоммуникационных услуг. В любом случае право на передачу каналов цифрового наземного телевидения на эфирные приёмники должно предоставляться по строгим правилам;

- для предотвращения перекладывания расходов на конечного пользователя по переходу от аналогового к цифровому вещанию необходим государственный контроль за тарифами на оказываемые услуги в данной сфере;

- возможны негативные последствия перехода к цифровому вещанию в виде дальнейшей монополизации рынка СМИ государством или бизнесом, сужения плюрализма средств массовой информации, возведения новых барьеров на пути культурного и языкового разнообразия, а также свободного потока информации, независимого от государственных границ;

- возникает риск невозможности самостоятельного перехода местных, региональных теле-, радиоканалов на цифровое вещание из-за дороговизны данной процедуры, решением вопроса могут быть различные правовые способы по гарантированию доступа к цифровым сетям вещателей и производителей теле-, радиопрограмм;

- при переходе на цифровое телерадиовещание целесообразным является максимальное использование существующей инфраструктуры, также совместное использование различными компаниями, что является одним из способов снижения расходов;

- как один из способов финансирования перехода к цифровому вещанию рассматривается партнерство между государством и субъектами предпринимательской деятельности.

При переходе на цифровое телерадиовещание планируется построение сети телерадиовещания за счет средств участников рынка связи, основная роль государства - создание оптимальной нормативно-правовой базы, учитывающей интересы вещателей, операторов и потребителей услуг телерадиовещания. Процесс перехода от аналогового к цифровому вещанию обуславливает необходимость развития государственно-частного партнерства.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка n 20/4689 к проекту Закона Республики Казахстан...
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 21...
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту Закона рк
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан
Целью законопроекта является совершенствование законодательства Республики Казахстан путем исключения противоречий, пробелов, коллизий...
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту закона кыргызской республики
О внесении изменений в закон кыргызской республики о республиканском бюджете кыргызской республики на 2011 год и прогнозе
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях»
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту Закона Приднестровской Молдавской Республики
О бюджете Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на 2014 2016 годы
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 22. 1 Федерального закона «О государственной регистрации...
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту закона Чувашской республики «Об Общественной...
В целом законопроект не плохой и в большей степени дублирует законопроект который был «зарублен» профильным комитетом государственного...
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» iconПояснительная записка к проекту федерального закона
О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница