Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области)




НазваниеВостребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области)
страница1/5
Дата публикации25.02.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5


Московский государственный университет

имени М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра теории и экономики СМИ

Востребованность федеральных и региональных телеканалов

(на примере Липецкой области)

Диссертационная работа

магистранта программы

«Цифровые медиа и

межкультурная коммуникация»

А. Меркулова

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

А.В. Толоконникова

Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
Глава 1. Место и роль телевидения в информационном пространстве России…………………………………………………………………………10
1.1. Телевидение в жизни российского телезрителя……………….10

1.2. Основные функции современного российского

телевидения…………………………………………………………….23

1.3. Этапы развития отечественного телевидения………………….28
Глава 2. Принципы взаимодействия федеральных и региональных вещателей на российском телерынке………………………………………32
1.1. Особенности работы регионального телевидения…………….32

2.2. Структура современного российского телерынка…………….35

2.3. Перспективы развития телевизионного рынка России………..42
^ Глава 3. Позиции федеральных и региональных

вещателей на рынке телевидения Липецкой области………………53
3.1 История развития телевидения в Липецкой области…………..53

3.2. Текущее состояние телевизионной отрасли Липецкой

области………………………………………………………………...59

3.3. Вкусовые предпочтения телезрителей Липецкой

области………………………………………………………………...65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….76

ВВЕДЕНИЕ
Темой магистерской диссертации является востребованность федеральных и региональных телеканалов на примере Липецкой области.

^ Актуальность исследования. Местное телевидение является активным участником всех событий локального масштаба, оно информирует зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Региональное телевидение должно сформировать элиту региона на основе культурных ценностей и традиций, так как её отсутствие ведёт к маргинальности. Достаточно вспомнить программу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале», где народ всегда выглядит ущербно.

Существует множество проблем, которые мешают развитию региональных телеканалов: отношения с местной властью, плохое техническое оснащение и недостаточное количество профессионалов.

Дальнейшее развитие всероссийского и, в частности, регионального телевидения зависит от политического курса нашего государства, экономических и других реформ. В государстве, где нет устойчивых политических, социальных, экономических институтов, которые дают гарантии стабильности гражданам, да и средствам массовой информации, невозможно говорить о каких-либо долгосрочных планах или отчетливых перспективах развития в будущем.

На примере отдельного региона России мы можем пронаблюдать, что процесс регионализации на сегодняшний день указывает на приоритетность местного источника информации, и, как следствие, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному телевидению реальное преимущество. Людям хочется видеть свои улицы и обсуждать проблемы того города или поселка, где они живут.

Актуальность темы данного исследования определяется ее недостаточной научной разработанностью, что не соответствует той уникальной роли в жизни российского общества, которое занимает региональное телевидение в информационном пространстве России. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа.

^ Историография исследования. При написании данной магистерской диссертации были использованы следующие работы, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации: С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, Л. И. Московкина, В. Л. Цвика, Я. Н. Засурского В. В. Егорова, В. М. Вильчека, H. A. Лисичкиной, О. В. Быковой, И. Г. Хоменко, О. Ю. Сыпковой, Л. Ю. Шамановой.

В ряде работ по теории журналистики выявлены этапы эволюции российского телевидения. Так, Я. Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах ее развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами1.

В. В. Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» говорит о сложных процессах, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов2.

Сформировать представление о развитии российского телевидения помогли работы И. В. Кирия, В. М. Березина, И. И. Засурского, К. Д. Кирии.

Исследования таких авторов, как Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Вартанов, Е. Я. Дугин, В. В. Егоров, Я. Н. Засурский, Г. В. Кузнецов, Г. Н. Петров, В. В. Смирнов, А. Я. Юровский3 и других помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в информационном пространстве России.

Большой интерес представляют работы Е. А. Корнилова4, в которых концепция местной студии телевидения и ее трансляции определяется общими закономерностями функционирования массовых коммуникаций в обществе. Важнейшим для определения концепции, по мнению автора, является осознание субъектно-объектного характера взаимоотношений, в рамках которых функционирует телевизионная студия как общественный и профессиональный организм.

При обзоре существующих дефиниций "массовая информация" и "массовая коммуникация" мы опирались на труды Н.Н. Богомолова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, А. А. Коренного и др5.

Дж. Гербнер анализирует эффективность коммуникативной службы с учетом удовлетворения потребностей в информации. Эти вопросы затрагиваются в трудах Н. Конрада, Г. Лассуэлла и др6.

Ряд авторов анализирует проблему повышения эффективности телевидения: жанрово-тематическую структуру телепередач, изобразительно-выразительные средства телевизионного вещания, проблемы мастерства тележурналиста7.

^ Новизна исследования состоит в самой постановке темы данной магистерской диссертации: впервые предпринята попытка исследования восстребованности федеральных и региональных телеканалов сквозь призму процессов экспансии программ, их жанров и содержания, а также в выявлении на этом основании принципов формирования отношений между телеканалами с учетом их типологических характеристик и форм собственности.

^ Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является федеральное и региональное телевидение, представленное основными вещательными каналами, а предметом – вкусовые предпочтения телезрителей Липецкой области.

^ Рабочая гипотеза исследования. Общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: как глобальной, представляющей всеобщий интерес, так и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, то всегда будет существовать потребность именно в региональных телеканалах.

^ Цель и задачи исследования. Цель работы – выявить и систематизировать особенности деятельности регионального телевидения в целом и региональных телеканалов Липецкой области в частности. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

  1. определить роль и место телевидения в информационном пространстве России;

  2. проанализировать основные тенденции развития регионального телевидения;

  3. выявить проблемы развития регионального телевидения;

  4. рассмотреть особенности и специфику телевидения Липецкой области;

  5. выявить основные характеристики информационного вещания и сравнить их с требованиями аудитории.

^ Методологическая основа исследования. Методология данного исследования опирается на комплексный междисциплинарный подход, который был реализован на основе общенаучных принципов объективности и системности.

Принцип объективности с его опорой на фактический материал дает возможность проанализировать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

В соответствии с принципом системности Липецкое телевидение рассматривалось как составная часть единой общероссийской системы телевещания. На основе данных методологических принципов использовался комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) методов научного исследования.

Проблемно-хронологический метод позволяет исследовать разные стороны деятельности телевидения в их последовательном развитии. Логический метод обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Историко-системный метод способствовал созданию целостного представления об истории развития телевидения с 1990-2012 годов.

^ Эмпирической базой исследования служат информационные и развлекательные программы трех основных федеральных («ОРТ», «РТР», «НТВ») и региональных телевизионных каналов, вещающих на Липецкую область («Липецкое время», «Олимп», «ТВК», «ГТРК Липецк»), сравнительный анализ жанрового своеобразия и тематики однотипных программ которых позволил раскрыть принципы и охарактеризовать процессы экспансии на телевидении. В работе использованы результаты социологических исследований фонда «Общественное мнение», Центра экстремальной журналистики, НКО «Интерньюс», а также материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.

^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, то всегда будет существовать потребность именно в региональных телеканалах.

  2. Региональное телевидение должно сформировать элиту региона на основе культурных ценностей и традиций, так как её отсутствие ведёт к маргинальности.

  3. На примере отдельного региона России, Липецкой области, мы можем сделать вывод о том, что местные телеканалы, такие как «Липецкое время», «ТВК», «ГТРК Липецк», «Олимп», востребованы телезрителем.

  4. Существует ряд проблем, мешающих региональным телеканалам развиваться: недостаточное количество профессионалов, плохое техническое оснащение.

  5. Мультиплекс является реальной угрозой существования региональных телеканалов.

^ Хронологические рамки исследования. В данной диссертации анализируются предположения и гипотезы известных практиков и теоретиков журналистики, начиная с середины 70-х годов прошлого столетия и заканчивая мартом 2012 года. Также в рассмотрение входят новейшие социологические исследования и статистические данные.

^ Научно-практическая значимость исследования. Данная работа может быть использована как основа для разработки учебного курса по основам регионального телевидения, а также в практической деятельности журналистов региональных телевизионных каналов.

^ Структура работы. Работа состоит из трех частей. Первая посвящена изучению места и роли телевидения в информационном пространстве России в связи с появлением новых медиа. Во второй главе проанализировано взаимодействие региональных и федеральных телеканалов, выделены основные характеристики и проблемы региональных телеканалов. Третья глава посвящена истории образования телекомпаний в Липецкой области. Также на основе социологического исследования, проведенного в ходе данной работы, анализируются вкусовые предпочтения жителей Липецкой области.

Глава 1. Место и роль телевидения в информационном пространстве России
1.1. Телевидение в жизни российского телезрителя

Развитие новых технологий неизменно сопровождается изменением всего медийного пространства. Появление телевидения существенно снизило популярность печатных изданий и книг. На сегодняшний день мы являемся свидетелями преобразований, которые происходят в информационном пространстве. Невозможно отрицать тот факт, что развитие новых технологий, в частности всемирной сети Интернет, способствует перераспределению медийного потребления человека.

Место телевидения в жизни жителей российских городов остается значительным: более половины опрошенных считают, что, лишившись его на месяц, потеряют нечто жизненно важное; 83,7% частично или полностью согласны с тем, что утрата телевидения стала бы для них значительной потерей (для сравнения скажем, что, по данным АЦВИ, потеря Интернета станет существенной для 2/3 респондентов, газет – для 3/4)8.

В качестве единственного источника телевидение оставили бы более половины респондентов (54,6%)9. Интернет по этому показателю значительно уступает ведущему средству массовой информации в России: его выбрали 20,1% опрошенных респондентов, газеты, радио и журналы в качестве единственного источника информации указали менее 3% опрошенных.



^ Рис. 1. Пользование различными средствами коммуникации в зависимости от возраста.10
Представители разных возрастных групп по-разному оценивают роль традиционных и новых медиа в своей жизни, однако потеря телевидения представляется самой существенной потерей для большинства опрошенных во всех возрастных группах. Значимость потери журналов отметили почти в два раза меньше респондентов, показатель слабо отличается в разных возрастных группах. От газет и радио с большим трудом смогли бы отказаться представители старших возрастов, тогда как отказ от Интернета чаще видится как значимая потеря среди молодёжи. Интернет в качестве единственного источника оставили бы 37,8% респондентов в возрасте от 15 до 34 лет. Для сравнения, этот показатель составил 14,5% и 4,4% в возрастных группах 35-54 и 55 лет и старше соответственно11.

К телевидению обращаются 96,1% жителей российских городов. На втором месте по данному показателю находятся печатные СМИ (70,7%), на третьем – радио (54,0%). Интернет в этом списке занимает последнее место (41,3%). Использование мобильного телефона отмечает практически равное число респондентов в возрасте 15-34 и 35-54 лет. Данный показатель в этих группах составляет 95,7% и 95,0% соответственно, тогда как среди респондентов старше 55 лет мобильным телефоном пользуются трое из четырех. 12

Помимо изменения структуры информационного пространства, данный факт приводит к перераспределению финансовых средств между рекламными носителями, что отражается в рекламных долях.

Телевизионный сегмент рекламного рынка безоговорочно является самым значимым среди всех медиасегментов рекламного рынка России. По оценке АКАР, объем телерекламного сегмента в 2010 году составил 130,7 млрд. рублей (включая НДС), что на 15% больше, чем в 2009 году (табл. 1).13

^ Таблица 1. Динамика объемов рекламы в средствах ее распространения14


В течение всего времени существования российского рынка рекламы телевидение как рекламоноситель поступательно, из года в год укрепляло свои позиции, отвоевывая рыночную долю у остальных традиционных медиасегментов, и, прежде всего, у прессы. К 2008 году доля рекламных бюджетов, приходящихся на телевидение, подошла к отметке в 47%15 (рис. 2).



^ РИС. 2 Доля рекламных телебюджетов в общих бюджетах рекламных компаний.16
Десятилетием раньше она составляла около 40%.17 В период кризиса телевидение оказалось в ощутимом выигрыше по сравнению с другими традиционными медиа. Для крупных рекламодателей, к которым относятся, прежде всего, транснациональные компании, формирующие основные объемы денежных поступлений на рекламный рынок, телевидение обладает рядом важных преимуществ: максимальным охватом при относительно небольшой стоимости контента, прозрачной системой взаиморасчетов и отчетности между покупателем и продавцом рекламы. В результате плавный рост рыночной доли телевидения в предшествующие годы (если не брать во внимание экономические потрясения) сменился резким скачком в 2009 году до уровня 52.9%. Такая доля телевидения на рекламном рынке прогнозировалась экспертами лишь к 2012-2013 гг.

Таким образом, кризис не только обнаружил проблемы разных сегментов рынка, но и явился катализатором происходящих изменений.

Высокая степень влияния на рынок средств массовой информации проявляется не только через рынок рекламы, но и через аудиторию. Если телевидение и радио достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универсальный охват населения.

В основе работы отрасли СМИ (и телевидения, в частности) лежит аудитория с ее потребностями, ценностями и интересами. Однако существуют, по крайней мере, два теоретических подхода к институционализации зрителя. Один из них рассматривает аудиторию как публику, другой говорит об аудитории как о рынке. Первый подход основывается на идеях телевещания как общественной услуги, направленной на удовлетворение эстетических, информационных, образовательных потребностей, второй исходит из концепции коммерческого телевидения (который более распространен в России).

По результатам ежегодного исследования «Телевидение глазами телезрителей»18, лишь 5% населения не обращаются ни к одному из медиа, в то время как 62% респондентов используют более одного медиа. Очевидно, что происходит процесс диверсификации медианосителей и увеличения информационного пространства.

Таким образом, борьба за аудиторию, которую ведут телевизионные каналы, представляет собой борьбу и с внешними конкурентами — альтернативными источниками информации и способами организации досуга.

Каково же место телевидения в медиапространстве и жизни людей, и на что могут рассчитывать производители телевизионного контента с точки зрения внимания телезрителей?

В ходе исследования19 также было выявлено, что в среднем жители России тратят на медиапотребление около 6 часов в день (6 часов и 6 минут). Притом продолжительность медиапотребления в различных демографических группах неодинакова. Различия обусловлены набором медиа, используемым каждой из групп, характером медиапотребления и количеством свободного времени, которое может быть уделено процессам медиапотребления.

Существенных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения среднего времени просмотра телеканалов не наблюдается. В то же время, различия проявляются более ярко в зависимости от возраста респондентов. Наиболее активная группа с точки зрения объемов медиапотребления – люди в возрасте 55 лет и старше20. Существенная часть этой активности обеспечена интенсивным просмотром телевизионного контента. Возрастная аудитория составляет основную часть современного российского телевидения. Значимые различия в численности населения разных возрастных групп в общей численности телевизионной аудитории являются причиной изменения характера телесмотрения и отношений между телевиднием и зрителями в целом.

Как показывают исследования, рост медиапространства (например, числа доступных каналов) не сопровождается увеличением количества времени, которое население готово тратить на медиапотребление. Очевидно, что и в будущем увеличения времени, которое население готово тратить на потребление медиа, ожидать не приходится, следовательно, конкуренция между медиа будет развиваться на фоне ограниченного внимания аудитории.

Если оценивать медиа не как рабочий ресурс, то следует обратить внимание на то, что телесмотрение, несмотря на свое явное лидерство, в существенной степени подвержено воздействию со стороны развивающихся технологий, в частности распространению сети Интернет. На рис. 4 отображена продолжительность домашнего телесмотрения в зависимости от использования других медиа.



^ Рис. 4. Продолжительность домашнего телесмотрения в зависимости от использования других медиа21
Как видно на графике, время домашнего просмотра телевизора сокращает время пользования компьютером и сетью Интернет, а также чтения книг. Следует отметить, что наиболее существенное сокращение времени телесмотрения происходит на фоне использования сети Интернет. Люди, пользовавшиеся сетью Интернет, смотрят телевизор на 52 минуты (или на 21%) в день меньше, чем те, кто сетью не пользовался.



^ Рис. 5. Динамика смотрения телевидения.22
Если в 2009 году рост телесмотрения произошел во всех возрастных группах кроме молодежи (что объяснялось влиянием кризиса, сократившего возможности для другого досуга, а также тем, что часть зрителей просто оказались без работы), то в 2010 году падение времени телесмотрения произошло во всех демографических группах.23 Этому могут быть, по крайней мере, два объяснения. Первое – оптимистичное: кризис закончился. Второе – пессимистичное: на телеэкране демонстрировался контент, который был снят в кризисный период.

Ни для кого не секрет, что больше всего времени перед голубым экраном проводят люди старшего возраста, но и в этой аудитории наблюдается падение среднего времени телесмотрения.

Подобная динамика обусловлена двумя причинами: во-первых, аудитория сети Интернет традиционно более молодая, которая все меньше интересуется контентом, представленным на телевидении; во-вторых, Интернет в существенной степени способен заменить телевидение и как источник информации и как способ развлечения, поскольку способен предоставлять аналогичные форматы развлечений.

Стремительное развитие технологий и проникновение сети Интернет в дома россиян способствуют ожесточению борьбы между телевидением и Интернетом с точки зрения внимания аудитории. Наличие серьезного внешнего конкурента в условиях ограниченности времени человеческого медиапотребления, способствует ожесточению конкуренции между телеканалами в борьбе за аудиторию. Данные реалии вынуждают телеканалы активно взаимодействовать с телеаудиторией для выявления ее предпочтений и привлечения зрителя именно на свою частоту. Таким образом, главным фактором, обуславливающим снижение популярности телевидения, является диверсификация медиапространства, и, в частности, распространение сети Интернет.

Помимо обозначенных выше тенденций изменения медиапространства, влияющих на популярность телевидения, в определенной степени изменяется и характер "взаимоотношений" телезрителя и телевизора. Данный процесс обусловлен, на наш взгляд, двумя факторами: во-первых, изменяется роль телевидения в жизни человека; во-вторых, изменяется социально-демографическая структура телевизионной аудитории (притом, что существуют особенности телесмотрения, характерные для отдельных групп населения, это оказывает влияние на показатели аудитории в целом). Различия в характере просмотра телевизора были описаны П. Ковалевым в 2002 году в своей статье "Привычки телесмотрения, или Как мы смотрим телевизор". П. Ковалев исследует основные типы телесмотрения и их соотношение с социально-демографическими параметрами аудитории. Отмечая изменение роли телевидения в жизни населения, автор статьи выделяет тот факт, что эти изменения формируют новые типы телесмотрения. В частности, по мере того, как телевидение перестает быть основным окном в мир для зрителя, очагом культуры и развлечений, все большее развитие получает фоновое телесмотрение. Фоновое телесмотрение – процесс потребления телевизионного контента, сопровождаемый еще какой-либо деятельностью. То есть внимание респондента не уделено полностью просмотру телевидения. Ранее фоновый характер потребления являлся характерной чертой другого медиа – радио. Фоновое телесмотрение является противоположностью сосредоточенного смотрения. В то время как раньше в процессе телепотребления преобладало сосредоточенное телесмотрение, в последние годы процесс просмотра телевизора все чаще совмещается с другими делами. По результатам проведенного исследования, лишь 51% респондентов предпочитает смотреть телевизор не отвлекаясь, отложив все дела. Фоновое телесмотрение в наибольшей степени распространено среди аудитории в возрасте от 25 до 54 лет. Кроме описанных выше моделей телесмотрения, автором выделяются еще 4 типа просмотра телевизора: непрерывное и клиповое; планируемое и спонтанное. Непрерывным телесмотрением называется процесс медиапотребления, при котором зритель смотрит программу от начала и до конца. Альтернативой данной модели является клиповое телесмотрение, при котором телезритель постоянно переключает каналы, формируя собственный видеоряд из множества отрывков транслируемых программ. В случае, когда телезритель планирует свои дела и телепросмотр таким образом, чтобы иметь возможность увидеть интересующее его эфирное событие, имеет место планируемое телесмотрение. Просмотр телевизора в свободное время, независимо от контента и выбора программы из числа представленных, являет собой спонтанный просмотр телевидения.

Расположив описанные модели телесмотрения на плоскости, П. Ковалев формирует модель дифференциации телевизионного смотрения (рис. 6). Таким образом, в различных областях плоскости формируются группы телезрителей, однородные с точки зрения характера просмотра телевизора. В частности, автором выделяются традиционный тип телесмотрения, мужской, женский и молодежный. Описание характеристик аудитории образуется за счет совмещения привычек телевизионного смотрения с половозрастными характеристиками респондентов.


^ Рис. 6. Модель дифференциации телесмотрения
Одним из выводов является тот факт, что представители группы с традиционной моделью телепотребления (смотрят телевизор не отвлекаясь и не переключают с канала на канал) наиболее часто встречаются среди людей в возрасте 55 лет и старше. То есть это те люди, для которых специфика процесса присмотра телевидения сформировалась в период появления телевидения, в то время, когда процесс телесмотрения являлся сосредоточенным.

Помимо этого, в качестве отдельной модели телесмотрения была выделена "молодежная" модель (фоновое телесмотрение в сочетании с частым переключением каналов).

Результаты описанного исследования свидетельствуют о существующих различиях в характере телесмотрения различных групп населения и роли телевидения в их жизни.

Еще один аспект, обуславливающий различия между характером телепотребления у различных возрастных групп – различная вовлеченность и адаптация людей к медиа. В литературе встречается такое разделение общества с точки зрения медиапространства24, как люди, предпочитающие цифровые технологии и люди, которые менее привержены современным цифровым технологиям. Первая группа – это население, которое родилось в эпоху бурного развития новых технологий, для которых такое явление, как мобильный телефон или Интернет, а также различные электронные новшества последнего времени являются обыденностью и привычными атрибутами времени. Вторая группа – это те, кто в силу возраста, привык к другой структуре медиапространства, и с определенными сложностями воспринимает новинки медиа рынка. Вторая группа людей более лояльна к традиционным медиа (газетам, радио и телевидению) и уделяет данным СМИ большее количество времени. Согласно результатам исследования «Телевидение глазами телезрителей»25, подростки затрачивают меньшее количество времени на медиапотребление, чем взрослые (4 часа 47 минут и 6 часов 6 минут в сутки соответственно). В сумме с большей пользовательской активностью подростков в сети Интернет, данная тенденция распространяется и на телевидение: подростки в среднем затрачивают на телесмотрение около 3 часов в день (3 часа и 1 минут), в то время как взрослые смотрят телевизор около 3 часов и 35 минут (на 19% больше).

Подводя итоги анализа роли телевидения в современном медиапространстве и медиапотреблении, можно выделить ряд тенденций, обусловливающих изменение характера взаимоотношений аудитории и телевидения. ТВ остается лидером среди других медиа, как по объемам потребления и численности аудитории, так и по доходам от рекламы. В свою очередь, как мы видим, Интернет-журналистика претендует на все большее место в медиапространстве и способствует оттоку части аудитории от экранов.

Действительно, компьютер в его настольном или мобильном виде способен полностью заменить все другие носители информации: газету, экран телевизора, репродуктор. Но значит ли это что телевидение, пресса, радио исчезнут?

Сеть действительно является универсальным каналом передачи и распределения информации, однако основное отличие Интернет-журналистики от других видов журналистики определяется не этим. Суть различия в актуализации свойства интерактивности, то есть смены вещательной парадигмы СМИ диалоговой. Вместе с тем, трудно ожидать, что вещательность полностью уйдет в прошлое, поскольку интерактивное взаимодействие со СМИ предъявляет повышенные требования к участникам диалога, на которые далеко не все и не всегда способны. Однако вопрос здесь не только в интеллектуальных способностях, а скорее в наличии желания выбирать.

Как мы выяснили, телевидение как занимало, так и продолжает занимать центральное место в российской системе СМИ – и по охвату национальной аудитории, и по объему времени, уделяемому этому медиа.

^ 1.2. Основные функции современного российского телевидения

Как отмечают авторы книги «Новые аудиовизуальные технологии»26, XX век был ознаменован своеобразной «сменой парадигм» в системе культуры - и отечественной, и мировой. В течение 20 столетия происходило изменение базовых функций того, что общество называет культурой и искусством. Одним из главных механизмов такой трансформации явилось то, что в сфере культуры и коммуникации, распространения информации, в том числе и художественной, ведущая роль, наряду с письменным языком, печатным словом, стала все в большей степени принадлежать экрану. Экранная или аудиовизуальная («звукозрительная») культура - новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную).

^ Экранная культура становится основным механизмом в формировании и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей.

Сам термин «телевидение» был предложен инженером К.Д.Перским еще в 1890 году на международном конгрессе в Париже в докладе «Электрическое телевидение»27.

Большая советская энциклопедия дает такое определение: «Телевидение (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях. Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации- досуга населения».

По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», члена Совета по культуре и искусству при президенте РФ, социолога Даниила Дондурея, «Телевидение - не просто средство массовой информации, а система программирования сознания миллионов, инструмент жесткого контроля за их оценками и поведенческими практиками, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования человеческого капитала»28.

Телевидение уже многие десятилетия продолжает оставаться наиболее востребованным средством массовой информации в России, способным охватить широкие слои населения. Возможность сообщать в звукозрительной форме о действии в момент его свершения является уникальным свойством телевидения.

Именно от этих свойств зависят функциональные и структурные возможности телевидения, занявшего особое место в современной медиасистеме. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

Г.В. Кузнецов отмечает семь основных функций телевидения: информационную; образовательную; культурно-рекреативную; культурно- просветительскую; интегративную; социально-педагогическую; организаторскую29. Рассмотрим данные функции телевидения более подробно, так как представленная классификация по нашему мнению является очень подробной и разносторонней.

Информационная функция. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

Информационная функция телевидения заключается в осведомлении людей о событиях в стране и мире.

Особенно эта функция важна для людей сферы бизнеса, где всегда надо быть на пульсе событий. Поэтому для этой аудитории в России созданы специальные каналы новостей, или каналы бизнес новостей, где события обновляются каждые 20 минут, идет лента, ведется аналитика. Например, «Россия 24» является лидером новостных каналов в РФ, а «РБК» – лидером бизнес новостей.

Образовательная функция. Под образовательной функцией телевидения подразумевается трансляция учебных курсов телепередач. Например, на канале «Карусель» идет много просветительских телепередач: «Фанни Инглиш» – серия программ, обучающая английскому языку, «Бериляка» – серия передач по изучению чтения. Они помогают детям в изучении тех или иных предметов и навыков. Также хотелось бы отметить телевизионную программу для изучающих иностранные языки – «Полиглот» с Дмитрием Петровым, переводчиком-синхронистом, на канале «Культура».

 Культурно-просветительская функция. Формировать у зрителя эстетический вкус помогают трансляции концертов классической музыки и спектаклей, документальных и художественных фильмов. Говоря о приобщении зрителя к искусству посредством телевидения, нельзя не отметить огромный минус такого знакомства. Однако следует признать, что для многих людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства и обогатить свой интеллект.

Информационные программы тоже способны сформировать вкусы и предпочтения зрителей. Часто телеведущие программ становятся нашими кумирами, им подражают в одежде, в стиле общения, и хорошо, если телеведущие грамотны и этичны. Это тем более важно, учитывая количество телепередач различного уровня, и не всегда высокого, на нашем телевидении. Появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие недостаточно грамотных ведущих. Можно сделать вывод, что культурно-просветительскую функцию телевидения выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения – развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должно быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая функция. Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей.

Организаторская функция. Организаторская функция телевидения схожа с таким современным явлением, как флеш-моб.30 То есть ситуация, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции и собирает множество людей. Ярким примером осуществления этой функции служат, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, голосования в прямом эфире.  

Культурно-рекреативная функция. Эта функция напрямую связана с отдыхом. В настоящее время большое распространение получили развлекательные телепередачи. Например, известная передача на «Первом Канале» – «Поле чудес» – одна из первых развлекательных телепередач на российском телевидении, которая собирала колоссальные рейтинги и являлась чуть ли не одной из самых популярных развлечений в пятницу вечером. Сейчас подобных программ множество и они занимают значительное место в жизни людей. В настоящее время в таких телепрограммах огромную роль также играют интерактивные возможности телевидения, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, но и принимать активное участие, искать решения, отвечать на вопросы интерактивно. Таким образом, рекреативная функция заняла одну из ведущих позиций, наряду с информационной.

В результате сдвига основных функций телевидения в сторону приоритета развлекательной функции над многими другими, в современном телевидении появились гибридные передачи, которые сочетают различные функции. Например, на канале «Россия» идет передача про здоровье, сочетающая образовательную функцию (рассказывает о различных заболеваниях и методах борьбы с ними), а также развлекательную (так как проходит в формате ток шоу).

^ 1.3. Этапы развития отечественного телевидения
Можно выделить два важных этапа в истории отечественного телевидения: становление телевещания в СССР и постсоветский этап.

Первый этап (20-е – 90-е года XX века) включается в себя несколько подэтапов:

- 1 октября 1931 года – эту дату принято считать днем начала регулярного телевещания в России.

- 1950-1955 года – начинается дальнейшее распространение телевизионного вещания в различных регионах СССР. В это время вопрос о создании единой сети телевизионного вещания по всей стране еще не ставился – отсутствовали технические возможности. 15 сентября 1955 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 1689 «О мерах по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР».С этого момента начался этап бурного развития и совершенствования технических средств телерадиовещания. В 1955 году на территории СССР было 12 телецентров, а в 1958 году их стало уже 60. Появились телецентры в Новгороде, Куйбышеве (Самара), Кемерово, Ярославле, Горьком (Нижний Новгород), Пензе, Волгограде, Саратове, Мурманске, Смоленске, Туле, Калуге, Костроме, Перми, Челябинске, Норильске.

  • 1 октября 1967 года Московский телецентр начал проводить регулярные передачи в цветном изображении, а 5 ноября 1967 года был подписан акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства Останкинской башни.

  • В 1965 году в составе телерадиосети впервые появилась «космическая составляющая». 23 апреля 1965 года был запущен первый отечественный спутник связи серии «Молния-1» Состоялась прямая телевизионная передача из Владивостока в Москву. За несколько лет было сооружено более 20 станций. Центральное телевидение получило огромную дополнительную аудиторию – свыше 20 миллионов зрителей.

- К середине 80-х годов в стране сложилась мощная единая система телевизионного вещания, потенциальная аудитория достигла уже 240 миллионов зрителей. Число телевизоров составило около 90 миллионов, в том числе 18 миллионов цветных. Вещание обеспечивали 115 программных телецентров (все они вели передачи в цвете), 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, спутниковые системы «Орбита» (91 приемная станция), «Москва» (500 станций), «Экран» (4000 станций), разветвленная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи. Среднесуточный объем вещания в 1985 году вырос до 3700 часов. Центральное телевидение ежесуточно вело передачи общим объемом свыше 148 часов по 12 программам.

Телевидение в России претерпело много изменений за время перехода от плановой к рыночной экономике. Это и однообразие телевещания в советские времена, когда было всего несколько государственных каналов, которые в основном несли идеологическую нагрузку. Все телепрограммы подвергались жесткой цензуре.

С середины 80-х годов произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Во-первых, появилась коммерческая реклама. Во-вторых, была снята цензура, в-третьих, телевидение стало носить более развлекательный характер. Начали появляться ток-шоу, «Поле чудес», «Смак». В-третьих, увеличился объем зарубежных программ на российских телеканалах.

Изменению подверглось как содержание телевидения, так и его организационная структура. Во-первых, это переход от жесткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. Во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но абсолютно нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. В начале 90-х годов стали проявляться частные телекомпании.

Второй этап развития ТВ тесно связан с формированием нового государства – России. К началу 1990-х годов в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны.

В рамках этого этапа также можно выделить несколько подэтапов:

1. Появление системы национального и регионального вещания. Этот этап связан с бурным ростом количества местных локальных телекомпаний, при параллельном появлении и развитии группы национальных телевещателей («ОРТ», «Россия», «НТВ»). Этот этап охватывает 1991-1998 года. В это время также начинают появляться коммерческие телекомпании, не имеющие в своей структуре государственной составляющей. Также в этот период в российском эфире начинают появляться телекомпании, владельцами которых являются иностранные корпорации (например, «Дарьял ТВ», ставший впоследствии каналом «DTV Viasat», а после покупки холдингом «СТС-Медиа» в 2008 г. – «ДТВ»). В этот же период начинают появляться первые операторы кабельного и спутникового ТВ.

2. После кризиса 1998 года бурный рост телевещательного рынка замедлился. Вплоть до 2006 года происходит постепенная экспансия национальных сетевых телекомпаний в регионы, вытеснение тем самым местных небольших телекомпаний. В это же время на региональном уровне начинают появляться телевещатели, перешедшие на так называемое «собственное программирование». В новом тысячелетии также происходит бурный рост технологий доставки телесигнала до зрителей. Каждый дом или квартира имеют теперь возможность смотреть телевизионные программы из нескольких источников. Причем эти источники различаются по качеству предоставляемого сигнала, количеству принимаемых каналов, уровнем оплаты и объемом предоставляемых услуг.

Если рассматривать функционирование отрасли ТВ по типу телесигнала, то за последние десять лет аналоговое телевидение практически утратило свои позиции. Во всех странах мира идет замена аналогового телевещания на цифровое.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) icon2. Исследование рынка труда на примере Липецкой области 20
Целью курсовой работы является рассмотрение рынка труда на примере Липецкой области. Задачами исследования выступают
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconПорядок отнесения территории к индустриальному парку Липецкой области
В соответствии с законом Липецкой области от 14. 06. 2001 N 144-оз "О промышленной политике Липецкой области", администрация Липецкой...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconЗакон Липецкой области от 27. 10. 2010 n 425-оз
В целях эффективного развития инновационной системы, обеспечивающей опережающий рост инновационного сектора в экономике области,...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconАдминистрации липецкой области
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconЗакон Липецкой области от 29 сентября 2004 г. N 127-оз "О залоговом фонде Липецкой области"
О перечне объектов залогового фонда Липецкой области см постановление Липецкого областного Совета депутатов от 20 октября 2005 г....
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconРоссийская федерация закон липецкой области
Настоящий Закон Липецкой области определяет ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога, устанавливает налоговые льготы и...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconЛипецкой области
Инвестиционный меморандум Липецкой области (далее Меморандум) устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconРоссийская федерация закон липецкой области об охране окружающей среды липецкой области
Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconЗакон Липецкой области от 25 февраля 1997 г. N 59-оз "О поддержке...
Настоящий Закон устанавливает формы, условия и порядок оказания государственной поддержки инвесторам, осуществляющим инвестиции в...
Востребованность федеральных и региональных телеканалов (на примере Липецкой области) iconАдминистрации липецкой области
Фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница