Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “




Скачать 328.57 Kb.
НазваниеУчебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер328.57 Kb.
ТипПрограмма
skachate.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3
НЬЮС-ОМБУДСМАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ
Учебная программа для магистратуры
Омбудсман - человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены

(первоначальное значение слова “ombudsman” на староскандинавском)

Целью данной программы является овладение студентами системой знаний о саморегулировании СМИ, формах и функциях этического регламентирования журналисткой деятельности, роли и задачах ньюс-омбудсманов.
По окончании курса обучающиеся должны иметь представление о таких аспектах, как:
^ I. ЭТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

II. Этическая ответственность журналистов и СМИ

III. Этическая ПОЛИТИКА РЕДАКЦИИ И СИСТЕМЫ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ

IV. Органы саморегулирования СМИ

V. независимые советы прессы

VI. профессиональные этические кодексы

VII. институт омбудсмана

^ VIII. НЬЮС-ОМБУДСМАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ

IX. Общая ситуация в области саморегулирования СМИ Армении и возможные формы внедрения механизмов саморегулирования

^ I. ЭТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Понятие этическая журналистика:
а. Нравственные ценности как необходимый компонент профессионального поведения журналиста. Исходные составляющие журналистской этики: общественные требования к журналистике как к социальному институту; требования, обусловленные внутренними функционально-сущностными свойствами журналистики; “кодексы профессиональной морали” - этические правила, нормы, стандарты, установившиеся в процессе журналистской практики.
б. Два уровня этической журналистики: 1. теоретический - систематизированные научные знания о сущности и специфике профессиональной морали, нравственных аспектах журналистского труда; 2. нормативный - свод норм и правил профессиональной морали, практических рекомендаций, выражаемых посредством журналистских этических кодексов и прочих форм ответственности.
в. Три кита этической журналистики: точность, объективность, достоверность. Основные правила и нормы этической журналистики: полный учет деталей и обстоятельств, при которых происходят события; свобода журналиста от односторонности, предубежденности; честность в изложении фактов, объективность в комментариях; соблюдение правил анонимности источников информации; участие в общественных и политических событиях только согласно установленным правилам редакции; беспристрастное соотношение всех “за” и “против”, возникающих по мере знакомства с ситуацией; особая осторожность в использовании материалов и данных, связанных с личной жизнью человека.

г. Изменение профессиональных стандартов в зависимости от общества, культуры, времени. (На примере западной журналистики: вчерашний стандарт “журналист не должен освещать события, в развитии которых он лично заинтересован” сегодня сочетается с “журналист-представитель данного меньшинства пишет о проблемах этого меньшинства”.) Применение правил и норм журналистской этики в повседневной практике как необходимое условие их эффективности. Ответственность журналиста и знание профессиональных норм при возникновении этических дилемм.
^ II. Этическая ответственность журналистов и СМИ

Понятие этическая ответственность:
а. Независимость и социальная ответственность журналистики как общественного института. Информация как инструмент понимания проблем, вопросов, процессов, происходящих в обществе. Свободные СМИ как источник надежной и внушающей доверие информации. Ответственность СМИ за своих журналистов (собирающих, обрабатывающих и распространяющих информацию) как проводников этических норм. Этическая составляющая в отношениях: журналист-аудитория; журналист-его материал/герой(-и); журналист-профессиональная среда.
б. Объекты этической ответственности СМИ и журналистов: 1. Ответственность перед аудиторией (обществом); 2. Ответственность за соблюдение профессиональных правил деятельности (ответственность перед коллегами по цеху); 3. Ответственность перед источниками информации.
1. Ответственность перед аудиторией (обществом): обязательство служить правде; объективность журналистов и СМИ; точность, тщательность, достоверность;

принцип беспристрастности; право на ответ; методы сбора информации; предотвращение столкновения (конфликта) интересов; недопустимость манипулирования общественным мнением; требование хорошего вкуса и благопристойности; требование компетентности.
2. Ответственность за соблюдение профессиональных правил деятельности (ответственность перед коллегами по цеху): коллеги как инстанция, оценивающая профессиональную деятельность; поддержание авторитета профессии; выполнение профессиональных обязанностей на высоком уровне. (На примере Комитета заинтересованных журналистов, The Committee of Concerned Journalists - американского консорциума журналистов, издателей, владельцев, студентов и преподавателей журналистики, которым небезразлично будущее профессии.)
3. Ответственность перед источниками информации: конфиденциальность источника информации; перепроверка фактов и надежности источника информации; проблема согласования материала с источником информации; недопустимость манипулирования источниками информации (сфабрикованные интервью, фальсификация оригинальных аудио- и видеозаписей, искажение информации, полученной от источника, плагиат и пр.); принцип невмешательства в частную жизнь (баланс между интересом к общественному деятелю и правом на неприкосновенность его личной жизни, честные способы получения информации о частной жизни и пр.); положения о защите человека и человеческого достоинства; соблюдение права на анонимность (защищенность жертв преступлений, использование имен, фотографий, иных средств конкретного опознания подозреваемых, обвиняемых или преступников в репортажах из зала суда и криминальной хронике, в статьях о делах, находящихся на стадии расследования, упоминание дополнительных сведений о человеке - род занятий, национальность, этническая принадлежность и т.д. - только если эта информация непосредственно связана с преступлением и может способствовать его раскрытию, и пр.); антидискриминационные положения (недопустимость дискриминации, пренебрежительного отношения к национальным, этническим и другим меньшинствам, проявления неуважения к религиозным, национальным, культурным традициям и чувствам меньшинств).
в. Основные принципы профессиональной этики в журналистике на примере Общества профессиональных журналистов (Society of Professional Journalists, США) как одной из самых старейших (основана в 1909 как Sigma Delta Chi), крупных, представительных и разветвленных журналистских организаций в мире. Четыре принципа SPJ при решении сложных этических проблем: ищите истину и сообщайте о ней; будьте независимы; не навредите другим; будьте подотчетны аудитории и друг другу.
г. Профессиональная этика и освещение многообразия. Справедливое, точное, глубокое, сопереживающее освещение меньшинств и социально уязвимых групп общества как способ преодоления предрассудков, защиты прав человека и меньшинств, преодоления конфликтов, уменьшения напряжения между группами. (На примере деятельности базирующегося в Лондоне Института многообразия СМИ и его “Руководства по освещению многообразия”.)
д. 14 универсальных рекомендаций журналистам по Дэвиду Рэндаллу (выпускник Кембриджского университета, бывший заместитель главного редактора лондонской газеты “Обсервер”): журналисты должны служить только своей газете и своим читателям; работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды; нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь; нельзя позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты; не надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции; нельзя позволять властям навязывать себе программу; цитируйте всегда точно; не используйте свое положение для угроз или для получения привилегий; не обещайте “снять” статью в обмен на дружбу или услуги; не обманывайте людей ради получения от них информации; не придумывайте и не улучшайте информацию; никогда не раскрывайте свои источники; всегда исправляйте свои ошибки; не получайте личную выгоду от своих статей.
е. “Серые зоны” журналистской этики - этические дилеммы, требующие от журналиста морального выбора между двумя равно неприятными возможностями или между тем, что ему дороже. “Серые зоны” между некоторыми наиболее распространенными категориями: 1. цели и средства - можно ли нарушить профессиональные нормы в интересах читателей; 2. личное благо и профессиональный долг - можно ли подавить личные чувства и интересы ради служения журналистике; 3. жизнь и смерть - как должен поступить журналист, оказавшись перед подобным выбором (на примере Анны Политковской, обозревателя российской “Новой газеты”, убитой 7 октября 2006 в связи со своей профессиональной деятельностью); 4. работа и безработица - должен ли журналист писать в угоду начальству ради сохранения своего места; 5. сытость и голод - может ли малооплачиваемый журналист поступаться принципами ради зарабатывания денег на пропитание семьи. Некоторые примеры “серых зон”: требование идентификации журналиста и скрывание за псевдонимом несуществующего человека; принцип защиты частной жизни и оправданность вторжения в нее; принцип честного сбора информации и оправданность средств ее получения путем перевоплощения, незаконных правовых и нравственных действий; требование беспристрастного освещения и собственные убеждения, эмоции.

^ III. Этическая ПОЛИТИКА РЕДАКЦИИ И СИСТЕМЫ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ
а. Понятие этическая политика редакции:
Внутренние редакционные кодексы профессионального поведения; законы и правила, установленные самими сотрудниками средства массовой информации; практический опыт журналистов редакции, омбудсмана и редакторов по решению этических конфликтов; случаи исключений из профессиональных норм, служащие ценным материалом для формирования этической политики редакции.
б. Понятие системы подотчетности СМИ (M*A*S, Media accountability systems):
Негосударственные методы соблюдения СМИ и журналистами этических профессиональных норм как необходимый компонент свободной, качественной и ответственной прессы. Виды M*A*S: документы (к примеру, этические кодексы); люди (к примеру, омбудсман) или организации (к примеру, журналистские НПО); процессы - долгосрочные (к примеру, научные исследования) или краткосрочные (к примеру, этический аудит). Формы M*A*S: внутренние для редакции газеты или вещательной компании (к примеру, колонка исправлений); внешние, неподконтрольные СМИ (к примеру, журналистские обзоры); смешанные - внутренние и внешние (к примеру, совет прессы).
Классификация систем подотчетности СМИ:
^ 1. M*A*S, содержащиеся в текстах и вещательных программах:
этический кодекс, обсужденный и принятый представителями СМИ и, предпочтительно, обнародованный;
памятки для внутреннего пользования, поясняющие этические принципы и служащие руководством для сотрудников редакции;
легкодоступные почтовые ящики для жалоб и предложений;
письма редактору” и прочие общественно доступные средства -

такие, как:
доска объявлений и дискуссии в режиме “он-лайн” - для обеспечения моментальных откликов от аудитории;
опросники для выявления достоверности и беспристрастности, посылаемые лицам, чьи имена упоминаются в новостях, либо публикуемые для всей аудитории;
регулярные медиа-разделы, публикуемые в газетах и журналах, радио- и телепрограммах, в которых дается развернутая информация (а не просто перечисление) об изменениях в составе редакции и владельцев;
альтернативные СМИ, публикующие факты и точки зрения, которые игнорируются периодическими СМИ;
журналистские обзоры, посвященные, главным образом, критике СМИ и комментирующие искажение или перевирание фактов, допущенных в СМИ;
обнародование решений, принятых представителями властей в отношении СМИ.
2. M*A*S, основывающиеся на контроле со стороны отдельных групп и лиц:

домашняя критика”, осуществляемая “группами проверки штатных сотрудников” (ежемесячно обновляющееся жюри журналистов, обсуждающих работу новостной службы) либо “комиссиями по улучшению содержания информации” с целью предотвращения возможных нарушений норм этического кодекса в их СМИ;
медиа-наблюдатели, не сводящие критического взгляда со всего сектора медиа-индустрии и доносящие свои оценки до общественности, а также, если обстоятельства того требуют, отважные “свистуны” (которые предают огласке нарушения со стороны владельцев СМИ);
ньюс-омбудсман, нанимаемый газетой или вещательной компанией для рассмотрения жалоб со стороны потребителей;
тренер по этике, работающий в новостной службе на постоянной или временной основе;
дисциплинарные комитеты, учреждаемые союзами либо другими профессиональными объединениями;
комитеты по связям, учреждаемые СМИ для контактов с теми группами (т.е. полицией, другими правоохранительными органами, национальными, иными меньшинствами), с которыми СМИ время от времени вступают в конфликты;
встречи аудитории СМИ с редакционной коллегией;
местные советы по прессе, проводящие регулярные встречи между представителями местных СМИ и местными общественными деятелями;
особый “контроль за качеством”, осуществляемый организациями, связанными со СМИ, - такими, как профсоюзы, профессиональные объединения, НПО;
ассоциации потребителей, особенно ассоциации пользователей СМИ, прибегающие к таким средствам воздействия, как предупредительные забастовки, заваливание письмами, опросы мнения, заявления, лоббирование, бойкоты;
общество редакторов” - ассоциация представителей СМИ, зачастую являющихся владельцами акций компании, на которую они работают, и, таким образом, имеющих право голоса при определении редакционной политики. (Первая, кто привлекла внимание к подобному опыту, была французская ежедневная газета “Монд” - в 1951.)
общество читателей” - ассоциация читателей, покупающих акции конкретного СМИ и желающих быть в курсе, пусть даже и отчасти, генеральной политической линии компании.
^ 3. M*A*S, представляющие собой процессы:
высшее образование - СМИ нанимает на работу только людей, окончивших вуз, предпочтительно факультет журналистики;
курсы повышения квалификации журналистов-практиков - посредством организации однодневных практических занятий, однонедельных семинаров, предоставления шестимесячной или годовой стипендии для переподготовки в университетах;
внутренние программы бдительности - для повышения внимания работников СМИ к нуждам и проблемам граждан;
регулярные опросы мнения или опросы отобранных граждан, с которыми эксперты провели краткие беседы и которые участвовали в дебатах по данному вопросу;
регулярные встречи работников СМИ с гражданами в пресс-клубах или на собраниях городской общественности;
этический аудит экспертов со стороны, оценивающих соблюдение газетой или вещательной станцией этических норм профессионального поведения;
СМИ в школе - программы, обучающие школьников пользоваться СМИ;
некоммерческие исследования, проводимые сотрудниками местных университетов по таким проблемам, как восприятие аудиторией информации, публикуемой СМИ, либо содержание СМИ или отсутствие такового.
  1   2   3

Похожие:

Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ icon§ Деловая беседа как основная форма делового общения
Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ iconСамым заметным признаком наступления весны в неживой природе является...
Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них тепленеет, потом во льду появляются трещины...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ iconArtificial Intelligence, экспертный советник для Forex, использует...
Функция перцепции использует осцилляторы ускорения/замедления Билла Вильямса, которые взвешиваются в соответствии с параметрами....
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ icon11: разработка техпроцессов производства
На фабрике будущего будут заняты только двое служащих: человек и собака. Человек будет нужен для того, чтобы кормить собаку. Собака...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ icon11: разработка техпроцессов производства
На фабрике будущего будут заняты только двое служащих: человек и собака. Человек будет нужен для того, чтобы кормить собаку. Собака...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ iconРазвлекательно-познавательная программа для младших школьников Подготовка
Затем необходимо позаботиться о том, чтобы были сформированы 2 команды по 7 человек. Еще желательно приготовить заранее карточки...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ icon14. аппроксимация сигналов и функций
На фабрике будущего будут заняты только двое служащих: человек и собака. Человек будет нужен для того, чтобы кормить собаку. Собака...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ iconЕще семь стран мобилизуются, чтобы планета стала чище
В предстоящие выходные еще 7 стран присоединятся к гражданской акции «Сделаем! Всемирная уборка» (Let’s do it! World Cleanup), чтобы...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ icon12 Обзор ветхозаветных историй
«Чем больше пруд, тем тоньше лед» это первое, что нужно запомнить начинающим любителям фигурного катания. Чем большую площадь покрывает...
Учебная программа для магистратуры Омбудсман человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены первоначальное значение слова “ iconХарьковский институт
Предприятия, для того чтобы выжить, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница