Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1




Скачать 341.51 Kb.
НазваниеПутешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1
страница1/5
Дата публикации20.05.2013
Размер341.51 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5



Путешествия Павла

Путешествующий между Европой и Азией
Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий1
Вольфгангу Шенку по случаю его 70-летия
Восстановление последовательности путешествий ап. Павла – попытка совершить невозможное

Без малого 25 лет назад, Герд Людеман потребовал восстановления хронологии служения ап. Павла, основанного исключительно на собственных посланиях апостола.2 Новейшая немецкая монография о Павле, наоборот, снова пытается сопоставить данные, предоставленные книгой Деяний, с данными из посланий ап. Павла.3 Общеизвестно, что события в Деяниях и в посланиях различаются хронологическим порядком и характером. Во многих случаях они даже несопоставимы. Однако, очерк служения Павла, данный в Деяниях, стал определяющим для многих попыток реконструировать служение Павла и историю ранней Церкви.4 Как будет выглядеть такой очерк, если действительно использовать в качестве источника исключительно послания ап. Павла – это трудно понять. По нескольким причинам: Во-первых, послания ап. Павла написаны не с исторической точки зрения. Историческая и биографическая информация фрагментарна и разбросана по всему тексту5, так как она дается лишь в поддержку аргументации Павла. Датировка и – в зависимости от нее – хронологический порядок наших первичных источников – в некоей мере являются гипотетическими. То же самое можно сказать касательно их аутентичности и литературного единства. И, не в последнюю очередь, найдется лишь малое число доподлинно известных дат, к которым можно привязать абсолютную хронологию. Так что составление очерка служения Павла или хотя бы его путешествий исключительно на основе его посланий кажется невозможным. И все же здесь я сделаю такую попытку.

^

Дохристианский период Павла


Послания Павла не предоставляют много информации о дохристианском периоде жизни Павла. Павел произошел из еврейской семьи6, восходившей к колену Вениамина7. Воспитанный в рамках Иудаизма8 – скорее всего иудаизма диаспоры9 – Павел, по его собственному описанию, был многообещающим молодым человеком10. Он принадлежал к партии фарисеев11 и описывал себя как «ревнителя отеческих преданий».12 Преследование13 Павлом ранней Церкви было тесно связано с этим мировоззрением.14 Его деятельность обычно была направлена против Церкви в целом15, и он пытался16 «опустошить» ее. И все же, на деле преследование было направлено на конкретные общины, и Гал 1:22-23 рассказывает нам, что эти общины были расположены вне Иудеи.17 Павел не упоминает конкретного места этих преследований, но из Гал 1:17 можно делать вывод, что этим местом был Дамаск.18 Датировку преследований Павлом дамаскинской церкви мы можем пока еще произвести только приблизительно: это было в середине тридцатых годов первого века.19
^ Самые ранние путешествия Павла

По Гал 1:17, первое миссионерское путешествие20 Павла повело его в Набатею.

Начальной и конечной точкой этого путешествия, длившегося два или три года21, был Дамаск. Мы ничего не знаем о результатах деятельности Павла, но кажется, что приключение, описанное в 2Кор 11:32, тесно связано с экспедицией Павла в Набатею.22

Если эти два события действительно связаны друг с другом, то мы получаем несколько намеков на точное время всех этих происшествий. Арета IV, e˙qna¿rchß которого упоминается в 2Кор, был царем Набатеи с 9 года до х.э. по 3923 или 40/4124 г. х.э. Дамаск, вероятно, находился под набатейским контролем в 36 и 37 годах25, после войны Ареты с Иродом Антипой.26 Эта обстановка была новой для Павла, так как Дамаск еще не находился под набатейским влиянием в то время, когда он отлучился в Аравию.27 Дата этого происшествия представляет собой единственную возможность построить абсолютную хронологию служения Павла на основе бесспорно аутентичных из его посланий.28 Исходя из того, что 36/37 год – правильная дата, мы можем предположить, что служение Павла в Набатее имело место с 33/34 по 36/37 гг. х.э., а преследования в 33/34 гг. х.э.

Из Дамаска Павел направился прямиком29 в Иерусалим. Его целью, согласно Гал 1:18б было познакомиться30 с Кифой, первым свидетелем воскресения Иисуса (1Кор 15:5).

^

Павел в Сирии и Киликии


Павел рассказывает читателям-Галатам о своем служении в Сирии и Киликии так же кратко, как и о служении в Набатее. Четырнадцать лет он покрывает одним единственным предложением (Гал 1:21). Видимо, немаловажным для дальнейшего служения Павла является тот факт, что он географически перешел в регионы, состоявшие в Римской империи.31 Центром провинции Сирия32 была ее столица Антиохия, которая, вероятнее всего, имеется в виду в Гал 2:1133. Киликия также была римской провинцией со стабильной политической обстановкой34 и с процветающим центром – городом Тарс35. Кроме длительности этого периода мы ничего не знаем о тамошней миссионерской деятельности Павла. Послания не содержат никакой конкретной информации – вероятно, исключая происшествие в Антиохии. Несмотря на то, что это происшествие обычно датируют после36 апостольского собора, я встану на сторону другого решения.

Прежде всего, происшествие в Антиохии и собор в Иерусалиме тесно связаны друг с другом. В некоторой мере, дискуссия шла об одних и тех же вопросах в Антиохии и в Иерусалиме: о значимости ритуальных законов для христиан из язычников. Кроме того, теологические точки зрения, которые мы наблюдаем в обоих случаях, тоже в некоторой мере совпадают. Одна из сторон отрицает необходимость соблюдения закона и обрезания для христиан из язычников. В Антиохии эту позицию отстоял только Павел, но в начале ее разделяли и антиохские христиане из иудеев, и Варнава тоже. Только под влиянием Петра они изменили свою точку зрения; при этом Варнава был последним из этой группы.37 В общем, Петр раньше тоже разделял позицию Павла,38 но сдал назад в этой особой ситуации в Антиохии, где присутствовала третья, очевидно консервативная группа, каким-то образом связанная с Иаковом. В Гал 2:12 Павел называет эту группу своими словами «oi˚ e˙k peritomhvß»39. Подобные фракции и похожие теологические позиции можно найти на иерусалимском Соборе. Консервативная фракция упоминается в предложном обороте в Гал 2:4 dia» de« tou\ß pareisa¿ktouß yeudade÷lfouß; этот оборот либо обозначает ту самую «группу Иакова» в Антиохе, либо указывает на то, что и в Иерусалиме существовала группа, державшаяся подобной позиции. Противоположную позицию, отрицание необходимости соблюдения ритуального закона касательно христиан из язычников, снова представлял Павел – и Варнава. Против консервативной фракции, Иаков, Петр и Иоанн согласились с позицией Павла и Варнавы. На тесную взаимосвязь темы дискуссии в Антиохии и в Иерусалиме указывает и использование Павлом особого выражения, встречающегося исключительно в Гал 2:5 и 2:14. Это выражение собственными словами Павла характеризует итог теологического содержания этих двух событий, принимая во внимание галатийских адресатов: hJ aÓlh/qeia touv eujaggeli÷ou, - «логика Евангелия»40. Использование этого выражения тесно связывает оба события. Но говорит ли оно что-нибудь об их хронологическом порядке?

Здесь важным становится третье наблюдение. Происшествие в Антиохии поставлено в конце повествования Павла скорее по аргументативным, чем по хронологическим причинам.41 Речь Павла к Петру, переданная в Гал 1:15-21, очевидно является переходом к главной теме послания к Галатам, к вопросу необходимости обрезания и соблюдения Торы. Хронологический порядок событий ясно устанавливается с помощью наречий времени eujqe÷wß в Гал 1:16 и последующего троекратного e¶peita в Гал 1:18,21 и 2:1. Но эта цепь событий распространяется только до Гал 2:10 и не продолжается в 2:11. Вместо этого, повествование начинается заново в Гал 2:11, с тех же слов o¢te de, которые мы находили и в начале повествования в Гал 1:15. Очевидно, эта перемена является сигналом выхода из хронологического порядка событий.42 Так что вероятнее всего, антиохское событие произошло до апостольского Собора, и очевидно оно – по крайней мере отчасти – стало причиной для иерусалимского собора.

С иерусалимского собора, кажется, кончилось служение Павла в окрестностях Сирии, и это последняя дата нашей хронологии, конструированная на основе бегства Павла из Дамаска. Напрашивается впечатление, что Павел окончательно покинул этот регион, без дальнейшего контакта. Возможно, Варнава сделал тот же шаг.43 Было ли отбытие Павла и Варнавы последствием иерусалимского собора, на котором поле миссионерской деятельности было разделено между иерусалимскими апостолами с одной стороны и Павлом и Варнавой с другой? Результаты иерусалимского собора можно восстановить с помощью Гал 2:9-10:

  • продолжение миссионерства Павла среди язычников в том виде, в котором они с Варнавой практиковали его раньше;

  • продолжение миссионерства среди иудеев в том виде, в котором иерусалимские апостолы практиковали его раньше;

  • сбор подаяний для Иерусалима.44

Хотя эти результаты ясны, нам все же не ясно, какие выводы следовали из них. Если считать происшествие в Антиохии образцом консервативной иудео-христианской позиции, а географический переход Павла в Европу – прямой реакцией на иерусалимский собор, мы с некоторой осторожностью можем заключить, что главным результатом иерусалимского собора было разделение иудейской и языческой миссии.45 С этой точки зрения, сбор подаяний кажется средством скрепить вместе эти два крыла христианства.

Этот результат сочетается с некоторыми тенденциями в развитии палестинского иудаизма во время пятидесятых годов первого века. Что касается даты иерусалимского собора, то у нас получается 50/51 г. х.э., если отсчитать 14 лет, упомянутые в Гал 2:1, с момента бегства Павла из Дамаска и его первого посещения Иерусалима. Это было примерно за 15 лет до Иудейской войны. К этому времени Палестина находилась полностью под римской властью, и Вентидий Куман был правителем Иудеи. Иосиф Флавий упоминает о трудных обстоятельствах этого времени.46 Было ли это одним из факторов, приведших к разделению миссионерского поля и усиливших давление необходимой самоидентификации на общины христиан из язычников в окружении иудейских группировок?47 В специфическом иудейском и палестинском контексте пятидесятых годов, возможно, разделение миссионерского поля было скорее географическим48, чем этническим49.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconНа Международном семинаре «Интермодальный транспорт между Европой и Азией»
Международного семинара «Интермодальный транспорт между Европой и Азией: возможности и актуальные проблемы» и выразить признательность...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconВ отличие от царствования Екатерины II (1762-1796) в политическом...
Павла I. Преподаватели часто испытывают затруднения с приведением разрозненных и непоследовательных мероприятий Павла I в определенную...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconПродолжение второго путешествия Павла. Деяния 17: 1-9
Нем в иудаизме, но увидели Его в учении Христа, которое нес Павел, поэтому они так быстро последовали за ним. В этой главе мы трижды...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconЭтот урок третий в нашем цикле занятий по «тюремным посланиям Павла»....
У каждого народа свои обычаи, законы и ценности. И то, что в одной культуре считается приемлемым, не обязательно уместно в другой....
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconДорогие молодые люди!
Стране, представляющей водораздел между Европой и Азией: миссию связи между двумя континентами, между соответствующими культурами...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconСтоянки страны абаза, где мы останавливались во [время] азовского похода
Эвлия Челеби. Книга путешествия (1640-1641 гг). Извлечения из путешествия турецкого путешественника. Выпуск Земли Закавказья и сопредельных...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconЭпоха Павла I в русской исторической науке
Может быть, поэтому именно в конце XX века столь пристальное внимание привлекают события конца XVIII столетия царствование Павла...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconРон Мэн
Во втором послании апостола Павла к коринфянам, с самых первых нот звучит мысль, которая затем углубляется и развивается в тему искупления...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconПлан Введение. 2 Александр I. Человек и государь 6 переворот 6
Наиболее важным в истории царствования Павла I был 1799 год. Чарторыйский свидетельствовал в своих записках: “Именно с этой поры...
Путешествия Павла Путешествующий между Европой и Азией Путешествия апостола Павла по сведениям его собственных посланий 1 iconПрограмма международной конференции по вопросам развития автомобильных...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница