Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии




Скачать 107.1 Kb.
НазваниеБбк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии
Дата публикации27.02.2013
Размер107.1 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы

Проскурин В.П., PVP Consulting Center, 87052012013, e-mail: info@pvpcenter.org



ББК 65.292

М 20
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС.

ФРАНЧАЙЗИНГ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
SME. PROPOSALS TO STIMULATE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

Редакторы-составители: Казиева Р.К., Сидельников В.В.
ISBN 9965-763-95-Х
Сборник составлен на основе:

1. Материалов Международной конференции «Возможности франчайзинга. Малое и среднее предпринимательство: техно­логия старта и развития»;

2. Материалов Международного Круглого стола «Малое и среднее предпринимательство: инструменты конкурентных преимуществ на глобальном рынке образования (управление знаниями, франчайзинг);

3. Материалов Казахстанского агентства франчайзинга.
При поддержке фонда Фридриха Эберта
ББК 65.292
М 0605010204

00(05) 08
ISBN 9965-763-95-Х

© Фонд Фридриха Эберта

© Казиева Р.К.

© Сидельников В. В.


----------------------------
Публикация в ноябре 2008 г. в брошюре (данные выше)

Автор – Проскурин Владимир Петрович

E-mail: rc-kct@rambler.ru

Управление знаниями или интеллектуальными активами компании
Уровни менеджмента
В наш обиход прочно вошло слово «менеджмент». Слово «менеджмент» пришло к нам из английского языка и переводится, как «управление, заведование, руководство». Более широко менеджмент – это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

Очень часто люди понимают менеджмент, оперируя только словом «управление». Вместе с тем, это далеко не так. Принято считать, что менеджмент, как процесс управления имеет три уровня (адаптировано: «Педагогика XXI века», пр. Жайтапова А.А. пр. Рудик Г.А., Проскурин В.П., 2008):

- нулевой (Этот уровень характеризуется постановкой перед персоналом компании только цели в виде достижения определенного результата или результатов. Менеджеров, работающих на этом уровне менеджмента, называют администраторами);

первый (Уровень, на котором перед персоналом ставится цели в виде изменения процесса, внедрения технологии. Как правило, изменение процесса, технологии меняет результативность работы компании, поэтому этот уровень считается более высоким в сравнении с нулевым. Менеджеров, работающих на этом уровне менеджмента, называют управленцами);

второй (Этот уровень характеризуется управлением компании через внедрение новых знаний на основе прогресса, а также организации процесса управления знаниями. Внедрение новых знаний и управление знаниями ведет к изменению процессов и технологий, изменению результативности компании. Поэтому этот уровень, с точки зрения эффективности – более высокий).

Говоря об уровнях менеджмента нельзя не вспомнить об эволюции базовых концепций менеджмента (см. таблицу ниже, адаптировано из «Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний» / В.В. Лабоцкий. - Минск: Соврем, шк., 2006). Они нам будут нужны в той части этой статьи, где мы будем говорить о менеджменте знаний.


^ Парадигма менеджмента

Комментарий

Финансово-ориентированный менеджмент

Стал актуален для предприятий СНГ в начальный период перехода к рыночной экономике, придя на смену чисто производственным задачам

Маркетинг-менеджмент

Пришел на смену предыдущей парадигме при переходе от рынка производителя к рынку покупателя. Управление на основе маркетинга как определяющей идеологии

Менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент)

Как концепция менеджмента, не сводится к функциональной задаче управления качеством (задаче ОТК), а предполагает выстраивание бизнеса, на основе идеологии качества организации и совершенствования процессов деятельности, ориентированной на удовлетворение правильно идентифицированных требований клиентов

Менеджмент знаний

Тесно связан с концепцией нематериальной экономики, экономики знаний, лежащими в основе оптимальной организации процессов компании


^ Обычная деятельность организации и проектная деятельность
Работа любой организации может включать в себя два вида деятельности: это обычные работы (или бизнес-процессы) и проекты. Оба этих вида могут взаимодействовать между собой, пересекаться и даже частично совпадать по причине того, что они имеют некоторые общие черты. Например, они выполняются людьми, ограничены в ресурсах, могут быть спланированы, выполнены, проверены. Но обычная работа организации и проекты имеют значительные отличия. Самое главное отличие между ними в том, что обычная работа организации идет постоянно и может повторяться, тогда как проекты - это нечто уникальное и временное, т.е. для проекта обязательно должны быть определены начало и конец проекта в виде даты или результата. Таким образом, проекты и работы по их реализации в жизнь, называемые управлением проектами, имеют значительные отличия от обычных работ именно благодаря временности и уникальности каждого проекта. (Источник: www.caseclub.ru). По мере эволюционного развития менеджмента роль проектов в жизни организаций значительно выросла и, особенно, в организациях, использующих 2-й уровень менеджемента. В защиту проектов, как эффективного метода строительства успешной организации, необходимо сказать о КПД ряда форм обучения персонала организации:

  • лекции - где есть возможность, в основном, просто услышать новое;

  • семинары - где можно услышать, увидеть и обсудить новые принципы действий;

  • тренинги - где, в первую очередь, можно и нужно отработать предлагаемые действия в условиях, приближенных к реальным ситуациям;

  • проекты - где формируются новые профессиональные навыки;

  • обучение путем организации портфолио-процесса, создания личного или корпоративного хранилища знаний (внедрение системы менеджмента знаний).


^ Двойная петля менеджмента
С момента образования и на протяжении жизни организация развивается эволюционно от простого к сложному. В первую очередь это относится к персоналу компании, который в начале жизни компании выполняет ограниченное число процессов и в эволюционном развитии приходит к их усложнению, овладению новыми технологиями, достижению новых результатов. Наиболее эффективно развитие компании происходит с использование метода проектов. Ключевыми составляющими этого метода является организация работ с использование двойной петли менеджмента (см. рисунок).


(адаптировано: «Педагогика XXI века», пр. Жайтапова А.А. пр. Рудик Г.А., Проскурин В.П., 2008):
Как видим на рисунке начальной и конечной точкой развития (строительства) организации – является период приобретения знаний их хранения и использования. Насколько эффективно будет организован этот процесс (процесс управления знаниями), настолько результативными (качественные и количественные индикаторы результативности) будут проекты и в целом развитие организации.
В мировой экономике успешность бизнеса начала опреде­ляться нематериальными факторами - их принято обозна­чать термином «знания». Если раньше стоимость компаний составляли финансовый капитал, здания, оборудование и другие материальные ценности, то в новой, постиндустри­альной, эпохе главным источником богатства становится ин­теллектуальный капитал (систематизированные и уникаль­ные знания).

Знание - единственный вид ресурса, существенно отлича­ющий один бизнес от другого, ресурс, который не поддается быстрому воспроизводству конкурентами, что позволяет компаниям, умеющим им управлять, получить уникальные и устойчивые преимущества.

Понимание того, что отличает компанию от ее конкурен­тов и последующее применение этой информации является ключом к созданию успешной бизнес-политики. Прежде все­го данные должны быть превращены в пригодную для ис­пользования информацию, в случае необходимости, объеди­ненную с информацией, взятой из различных неструктури­рованных источников, таких, как Интернет, электронная почта, документы и т.д. Стратегия предполагает максималь­ную объективизацию знаний, извлечение их из традицион­ных источников, каковыми являются отдельные сотрудни­ки компании, с соответствующей системой мотивации. Нуж­ные знания должны быть извлечены и предоставлены нуж­ным сотрудникам, в нужное время и в нужном месте. Таким образом должно быть организовано совместное использова­ние знаний, их защита и интеграция в цепочку бизнес-про­цессов. Только тогда могут быть достигнуты эффективные преимущества перед конкурентами и минимизированы за­траты. Подобная технология известна как управление зна­ниями (Knowledge Management, KM).

^ Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний) / В.В. Лабоц­кий. - Минск: Соврем, шк., 2006

Сколько стоит интеллектуальный капитал компании?
А= B - C

B - рыночная стоимость компании

С - балансовая стоимость компании

А - ин­теллектуальный капитал
Другой способ оценки: стоимость интеллектуального капитала по меньшей мере равна человеческому капиталу (затраты на воссоздание знаний), плюс, потребительский капитал (затраты на привлечение новых клиентов), плюс, структурный капитал (способность компании воплощать человеческий и потребительский капитал в товары/услуги)…

Корпоративные знания невозможно поставить на баланс. Однако конкурентные преимущества и прибыль, которые предприятия получают при правильном использовании этих невидимых, но весьма ценных активов, вполне осязаемы. Превратить накопленный интеллектуальный багаж в коммерческую выгоду помогают концепции управления знаниями.
^ Управление знаниями и менеджмент знаний…
Термины «управление знаниями» и «менеджмент знаний» часто отождествляют, хотя между ними есть различия. Управление знаниями относится к чисто функциональной задаче - управления систематизированной информа­цией, а менеджмент знаний или менеджмент, основанный на знаниях, - целенаправленная организация деятельности всей компании, где «знания» рассматриваются, как главный стратегический фактор успеха. Таким образом, управление знаниями - лишь составная часть этой глобальной задачи.

Управлять знаниями так, как управляют, например, фи­нансовыми ресурсами, нельзя. Однако можно управлять вза­имодействиями между явными и скрытыми знаниями, спо­собствовать обмену знаниями на уровне групп, на индивиду­альном и корпоративном уровне, управлять переходом зна­ний из одной формы в другую. Перечисленные процедуры следует отнести к взаимодействиям. В связи с этим, наиболее трудной задачей в списке задач по внедрению менеджмента знаний и систем управления знаниями, является формирование у сотрудников компании (организации) культуры совместной работы и общего доступа к данным, выбор лидера КМ, назначение его на специальную должность СКО (Chief Knowledge Officer), приданием ему необхо­димых распорядительных функций в рамках установлен­ных полномочий.. Культура доверия и обмена знаниями - важнейший фактор успешного управления знаниями. Создать культуру доверия возможно при помощи организационных инструментов. Например, если ясны процедуры обмена знаниями, соблюдаются авторские права, оценивается вклад каждого в сохранение опыта компании и создание новых идей, то такая атмосфера сама по себе мотивирует сотрудников к обмену знаниями и опытом. Тем более, что такая процедура, как правило, складывается в компаниях стихийно в курилках...
^ Персональная и корпоративная система управления знаниями…
Схематично систему управления знаниями можно представить следующим образом:

СКО


При этом отличие персональной системы управления знаниями от корпоративной, будет в части количества пользователей, наличии сервера для организации сетевого обмена информацией, менеджера по управлению знаниями в компании, подключению к системе приложений (например – бухгалтерского; по работе с клиентами и т.п.).

Как видно на схеме для создания системы управления знаниями необходим софт – компьютерная программа, реализующая основные принципы менеджмента знаний и соответствующая организационная структура компании.

Основные принципы работы с КМ:

  • необходимо «видеть» все ресурсы, которые могут оказаться полезными для решения той или иной задачи;

  • все имеющиеся ресурсы должны быть структурированы и занесены в соответствующие директории (каталоги);

  • кастомизация (разграничение доступа) ресурсов для отдельных категорий пользователей или для решения различных задач;

  • руководить процессом должен СКО (Chief Knowledge Officer).

Основные результаты управления знаниями:

  • сохранение и использование в новых условиях при постановке новых задач и для решения новых проблем настоящего и прошлого профессионального опыта и знаний сотрудников, даже если они уже не работают в данной компании;

  • наличие постоянного доступа к необходимой информации (знаниям);

  • исключение возможности «информационной перегрузки» сотрудников, т.е. слишкомбольшого потока информации (знаний);

  • своевременное получения новостей, «критичных» для данного бизнеса;

  • предотвращение дублирования одних и тех же информационных потоков, циркулирующих в различных подразделениях компании;

  • сокращение рабочего времени, затраченного на поиск информации;

  • кастомизация знаний и информации;

  • сокращение (исключение) неоправданных затрат на дополнительные информационные ресурсы путем их центра­лизации;

  • получение необходимой профессиональной информационной поддержки бизнеса;

  • повышение общего уровня информированности сотрудников.


Рекомендуемый софт
На рынке программного обеспечения можно найти следующие версии программных продуктов:

  • по управлению корпоративными знаниями:

  • программы серии IT Advisor (корпорация Microsoft);

  • по управлению персональными знаниями:

Зарубежные:

  • Convea 5.1 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).

  • Monkey 1.0 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).

  • Owl Intranet Engine 0.72 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).

  • General Knowledge Base 1.0 (специализированное ПО для работы с базами знаний).

  • HYPER CLIP 1.1 (специализированное ПО для работы со статьями в формате HTML и XML).

  • True-Knowledge 3.1 (специализированное ПО для рабо­ты с базами знаний).

  • Correlate Personal 2.5 (специализированное ПО для ра­боты с базами знаний).

  • The Brain (специализированное ПО для работы с база­ми знаний).

  • MindManager (специализированное ПО для работы с базами знаний).

  • PlanBee (специализированное ПО для работы с базами знаний);

  • Microsoft OneNote 2003 (специализированное ПО для Работы с базами знаний);

  • КБ 908 (специализированное ПО для работы с базами знаний).

Отечественные:

  • PVP Lingvo System v.1.347 (средство как индивидуальной, так и коллективной работы) - полную информацию о продукте можно получить на сайте www.pvpcenter.org


Отличие зарубежных и отечественных программ существенны лишь в цене, зарубежный софт в разы дороже отечественного и имеется проблема технической поддержки.



Похожие:

Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Малый...
«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconТема 39. Малый бизнес: основные тенденции развития
Тема 39. Малый бизнес: основные тенденции развития Цель раскрыть понятие «малый бизнес», рассмотреть его роль и значение для экономики...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconПроект «Малый бизнес рф», далее «Проект», включает вопросы не только...
Ость проекта «Малый бизнес рф», далее «Проект», связана с тем, что уже длительный период более 10 лет развитие малого бизнеса идет...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconМалый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Малый бизнес, рыночная экономика, зарубежный опыт, поддержка, эффективность, развитие
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconФормы использования проектной технологии в процессе обучения иностранным языкам
Выступление с докладом на учебно-методическом практико-ориентированном семинаре «Современные образовательные технологии в рамках...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconКурсовая работа по дисциплине "Макроэкономика" на тему: Малый бизнес в России
В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности. Такое заявление сделал Владимир Путин, выступая...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconСовременные образовательные технологии: кейс-технологии на уроках истории и обществознания
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как способ реализации системно-деятельностного подхода
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconТехрегулирования за последние три года
Надо полагать, что операторы рынка бад, представляющие в основном малый и средний бизнес, хорошо знакомы с такими препятствиями,...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconМалый и средний бизнес в условиях современной экономики
Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем продаж,...
Ббк 65. 292 М 20 малый и средний бизнес. Франчайзинг и современные образовательные технологии iconХроника Московской Хельсинкской группы ежемесячный информационный...
Юбилей малого бизнеса (правильнее сказать – возрождения предпринимательства) отмечает московский малый и средний бизнес, многочисленные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница