Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес




НазваниеПроект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
страница1/6
Дата публикации24.02.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6

Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ЕС

Тренинг для потенциальных авторов учебников



Проект

«Содействие модернизации системы образования

в Туркменистане»

при финансовой поддержке ЕС


Тренинг

для потенциальных авторов учебников

по языковым предметам

(иностранные / вторые языки)

Фасилитаторы:

Лилиана Николаеску-Онофрей, Гульбахар Атадурдыева


16-19 апреля 2012 г., Ашгабат, НИО

темы тренинга





  1. Идеальный современный учебниК

  2. Функции современного учебника

  3. Качество современного учебника

  4. Концепция учебника

  5. Учебная единица. структура учебной единицы

  6. Тексты. Критерии выбора текстов

  7. ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ УРОКОВ


1. Идеальный современный учебник
Задание:

Представьте себе идеальный школьный учебник. Опишите его (как выглядит, что включает, что обеспечивает для ученика, что обеспечивает для учителя). Метафорически изобразите его, не используя изображение книги.

^ 2. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА
2А. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА. ПЕРЕЧЕНЬ
Источники:

  • Франсуа-Мари Жерар, Ксавье Рожье. «Разработка и анализ школьных учебников». Издательство «АВ OVO», 1998

  • Jaan Mikk, Textbook: Research and Writing, P. Lang, 2000

  • Э.Г. Гельфман, М.А.Холодная, «Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся», Издательство «Питер», 2006 г.


1. Мотивационная функция.

Мотивационная функция заключается в том, что учебник должен вызывать интерес к изложенному в нем материалу и создавать стимулы для его изучения и применения.
2. Информативная функция, или функция передачи знаний

Данная функция традиционна и общепризнанна. Она объясняет часто встречающуюся в отношении школьных учебников критику: они являются лишь инструментами для передачи знаний и выполняют свою роль в директивной и закрытой форме, не принимая в расчет реальные интересы учашихся. Учебник — это средство передачи каждому молодому члену общества под контролем взрослого наставника системы знаний, способов деятельности и ценностей, соответствующих уровню и типу развития данного общества.
3. Функция закрепления материала

Эта функция проявляется в том, что учебник представляет возможность повторного изучения, После получения какого-либо нового знания или навыка необходимо несколько раз применить его к различным ситуациям с целью обеспечения его закрепления. Эту роль выполняют упражнения на примснсние , практичсские задания ...
4. Управляющая функция, или функция организации учебно- познавательной деятельности

Это одна из первичных функций учебника. Учебник, будучи средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, тем самым становится моделью процесса обучения, которую учитель перерабатывает в сценарий, более или менее близкий к модели, но всегда адекватный ей.
5. Развивающая функция.

Развивающая функция, или функция развития способностей, навыков и, в конечном счете, компетенций должна содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, творческих способностей, системы ценностных отношений и т. д., то есть обеспечивать условия для формирования всей совокупности компетенций, которые лежат в основе активной, продуктивной и самостоятельной жизнедеятельности в условиях все более усложняющейся социальной действительности.

6. Коммуникативная функция.

Учебник является средством передачи информации другому человеку — ученику, который выступает, взаимодействуя с учебной книгой, в качестве реципиента (то есть, получающего). В традиционном учебнике акты коммуникации, как правило, представлены в предельно свернутом виде либо вообще отсутствуют (например, в том случае, если знание дается в готовом виде без учета особенностей его восприятия и воспроизведения в сознании читателя в режиме диалога).
7. Функция социального и культурного воспитания.

Данная функция касается различных знаний, связанных с воспитанием, с жизнью в обществе. Чтобы учебник сыграл свою воспитательную роль, он, несомненно, должен быть интересен ученику. Духовно-ценностное содержание учебника должно влиять на учащихся, формируя в процессе работы с ним такие качества, как трудолюбие, мыслительную активность, способность к творчеству, интерес к сотрудничеству с другими, понимание и уважение мнения и ценностей других и т.д. Школьный учебник должен быть не только направлен на получение знаний и формирование навыков и компетенций, но и играть существенную роль в формировании моделей поведения, позволяюших учащемуся наилучшим образом определить свое место в социальной, семейной, культурной, национальной и интернациональной структурах.
8. Функция дифференциации обучения.

Средствами учебника необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний и т. д.
9. Функция индивидуализации обучения.

Одна из важнейших целей образования — это формирование индивидуальности. Основной путь к этому — давать учащимся возможность выбора (заданий, темы эссе или реферата, литературы, дополнительных лабораторных работ и т. д.). Однако при традиционном обучении учет индивидуальных особенностей учащихся осуществляется в лучшем случае в самой простой форме — составлении учителем индивидуализированных учебных заданий.
10. Функция систематизации.

Эта функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
11. Функция интеграции.

Эта функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из области того же предмета или других наук. Можно различить вертикальную интеграцию - связь знаний и навыков, находящихся на разных уровнях одной дисциплины, а также горизонтальную интеграциию - комбинирование способностей и компетенций, приобретенных в процессе изучения различных дисциплин.
12. Координирующая функция.

Координирующая функция реализуется тем, что способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур, реальных предметов).
^ 13. РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.

Школьный учебник может быть расценен как справочное пособие, к которому учащийся может обращаться для поиска краткой и точной информации, будь то химическая формула, дата какото-либо события, правило орфографии, объяснение климатического феномена и т.д. Также, учебник должен способствовать развитию общего кругозора учащегося.
14. Обучающая функция.

Обучающая функция проявляется в том, что работа с учебником должна развивать умения и навыки, необходимые для обучения и самообучения: нахождение и отбор информации, обобщение, выводы, выделение главного, логическое запоминание, исследовательские навыки, работа с справочными материалами и т.д.
15. Функция оценки знаний и осуществления детьми самоконтроля.

Учебник предоставляет возможность проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Оценка, возможная в рамках школьного учебника - это оценка конструктивного типа. Она должна, например, определять направления корректировки знаний, оптимальные для каждого учашегося, с целью совершенствования его познаний, или же с целью помощи ему в учебе путем выявления причин его ошибок через их анализ.

^ 2б. Уровень реализации функций в туркменских учебниках
Задание:

В паре, обсудите и обобщите ваше мнение об учебниках с которыми вы работаете или с которыми знакомы. Какие из функций хорошо реализованы, а какие нужно улучшить?

Знаки: +


Функции

эта функция

Хорошо реализована

Нужно улучшить реализацию этой функции


^ 1. МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ.







2.ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, ИЛИ ФУНКЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ







^ 3. ФУНКЦИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА







4. УПРАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ, ИЛИ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







^ 5. РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.







6. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.







^ 7. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.







8. ФУНКЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.







^ 9.ФУНКЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.







10. ФУНКЦИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ.







^ 11. ФУНКЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ.







12. Координирующая функция







^ 13. РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.







14. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.







^ 15. ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕТЬМИ САМОКОНТРОЛЯ.








Ваши комментарии (объясните свое мнение):

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

^ 3. КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКОВ / ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНИКОВ

(кЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

Задание:

Рассмотрите данные критерии качества современного учебника и их индикаторы. Выберите учебник, разработанный вами, или учебник с которым вы работаете. Проанализируйте его: Какие из критериев хорошо реализованы, а какие нужно улучшить?


  1. Гражданственность

Реализуется через воспитание творческой активности, сознательности, свободы и ответственности, солидарности, духовности, национальных ценностей.

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1.Нацеленность учебных материалов на общественно значимые явления, актуальные проблемы.

2.Достаточность и обоснованность включения информации о стране.

3. Вопросы и задания, направленные на формирование гражданской позиции.






  1. Права человека

Реализует права ребенка на получение информации, т.е. предлагает многоаспектные подходы к материалу, давая возможность ребенку сформулировать и обосновать собственное мнение

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Вопросы и задания на возможность выражения и обоснования собственного мнения.

2. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, предполагающей выбор формы, содержания, способов выражения личного мнения

3.Наличие в учебнике системы заданий разного уровня сложности.







  1. Светский характер интерпретации материалов

Реализуется через доступ к различным видам и уровням образования, предоставляется гражданам независимо от отношения к религии.

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1.Отсутствие религиозной проповеди и атеистической пропаганды.

2. Представление религиозных текстов как явлений культуры.

3. Религиозный плюрализм. Отсутствие односторонности, тенденциозности.

4. Соблюдение сбалансированного представления религиозных перспектив










  1. Политкорректность

Реализуется в уважении прав меньшинств и большинства, недопущении высказываний и действий, способных оскорбить людей, государства, сообщества, нации

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1. По необходимости использование историко-культурного комментария к текстам, понятиям, реалиям, фактам с учетом контекста.

2. Отсутствие тенденциозности и односторонности в учебных материалах.

3. Корректная формулировка понятий, оценочных суждений.

4.Целесообразность и обоснованность адаптации учебных текстов.









  1. Мультикультурность

Реализуется через принцип, способствующий, во-первых, сохранению и умножению всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения и форм деятельности в образовательных системах; во-вторых, помогающий становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1. Вербальное и визуальное отражение культурного плюрализма

2.Обращение к культуре разных групп (представителям разных возрастных категорий, жителям из разных географических сред: горожанам, сельчанам, северянам, южанам и т.д.)

3.Включение вербальных и визуальных материалов, несущих многоэтническую информацию и дружественный настрой по отношению к иным народам

4.Отражение в текстах – когда это возможно и оправданно – некоторых элементов культуры различных групп общества страны и других материалов, раскрывающих национальные, этнические особенности народов, уважение к традициям разных народов, населяющих страну

5. Вопросы и задания, которые учат мыслить и действовать с позиций мультикультурности, анализировать собственные предубеждения, предпочтения, отличать специфическое от общечеловеческого в поведении людей

6. Вопросы и задания на выработку собственных критериев мультикультурного поведения










  1. Гендерная чувствительность

Реализуется через понимание и принятие во внимание социокультурных факторов, лежащих в основе дискриминации по признаку пола.

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Отражение по возможности гендерного равенства в текстах и иллюстрациях. Сбалансированное вербальное и визуальное текстовое отражение мужчин и женщин.

2.Справедливое представление полов.

3.Отсутствие стереотипов и дискриминации в представлении полов

4.Представление информации, вопросов и заданий, направленных на разрушение стереотипов ролей










  1. Развитие мышления

Реализуется в отборе учебного материала, вопросах и заданиях

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Наличие вопросов на разные уровни понимания информации (от простого воспроизведения до творчества, использование таксономий учебных целей по Блуму и др.)

2. Наличие вопросов и заданий на развитие навыков высокого порядка (применение, анализ, синтез, оценка)










  1. Развитие творческого воображения

Реализуется через тексты и задания, направленные на развитие воображения.

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

  1. Наличие вопросов и заданий на стимуляцию воображения.

  2. Наличие вопросов на прогнозирование и моделирование, постановку учебных целей

  3. Насыщение учебной информации наглядным материалом: красочными репродукциями, картинами, моделями.

  4. Задания на наблюдение за «живой жизнью», на создание образов и оперирование ими










  1. Стимулирование учебно-познавательной деятельности

Реализуется в формировании у детей обобщенных способов учебной деятельности (общих умений и навыков), конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам, обобщённых способов познания коммуникативной, практической и творческой деятельности, которые призваны обеспечивать формирование умения учиться, самостоятельно ставить задачи и находить способы их решения.

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

  1. Использование текстов проблемного и дискуссионного характера для организации работы

  2. Соответствие вопросов и заданий познавательным интересам учащихся

  3. Наличие вопросов и заданий, стимулирующих поисковую деятельность учащихся

4.Выраженность мотивационного компонента в текстах, заданиях.

5. Наличие учебных материалов, предназначенных для обучения учащихся с различными познавательными возможностями и интересами.










  1. Развитие навыков самооценки

Реализуется в вопросах и заданиях на размышление и для самоконтроля

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1.Задания на разработку и использование критериев оценки и взаимооценки

2. Задания рефлексивного характера

3. Вопросы и задания на оценку и рецензирование осуществленной деятельности










  1. Ориентация на жизненные навыки

Реализуется в формировании навыков жизнеобеспечения

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Использование социально и личностно значимого учебного материала

2. Вопросы и задания на работу в парах и группах








  1. Направленность на достижение, реализацию целей образования

Реализуется в соответствии общим принципам развития образования в стране.

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1. Соответствие содержания учебника государственным образовательным стандартам, программам

2. Достаточность и сбалансированность учебного материала в разделах, главах, темах курса

3. Использование элементов интеграции дисциплин










  1. Доступность учебного материала

Реализуется в соответствии возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1.Соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся

2.Яркость и образность изложения на принципах научности

3.Познавательность, значимость материала, мотивация к познанию

4. Эргономичность – соответствие учебника психофизиологическим возможностям учащихся соответствующего возраста, согласованность зрительного восприятия информации и работы оперативной памяти.








  1. Соответствие учебных материалов заявленным концептуальным педагогическим подходам (методологическим основаниям)

Реализуется в авторской концепции курса, соответствующей общим целям образования

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1. Соответствие учебной книги заявленным целям

2. Соответствие текста типу учебной книги

3. Соответствие содержания, языковых средств и лексики типу учебной книги










  1. Достоверность учебного материала

Реализуется в достоверности, фактов, теорий, мнений

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Обоснованность использования предложенного в учебной книге научно-методического аппарата (текстов, фактологического, понятийного аппарата, обоснований, аргументации, рассуждений, пояснений и т.п.) современным научным трактовкам и подходам

2. Аккуратность в изложении материала (наличие/отсутствие фактических, смысловых, логических ошибок, небрежности в изложении, неточности формулировок)







  1. Связь теории и практики

Реализуется в применении теоретических знаний на практике

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1. Нацеленность теоретического учебного материала на практическое применение

2.Достаточность теоретического материала







  1. Учебное структурирование материала

Реализуется в следующей структуре учебника: текст (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты (иллюстрации, графики, таблицы и т.д.), аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1. Сбалансированность основного, дополнительного и пояснительного материалов

2. Обоснованность и целесообразность включения внетекстовых компонентов

3. Наличие аппарата ориентировки и организации усвоения

4. Использование структуры познания в подаче учебного материала: первичный опыт – информация – обновленный опыт










  1. Представление учебных материалов в эстетических категориях

Реализуется в стиле изложения, красоте языка; в целостности и гармонии текстового и внетекстового компонентов учебника

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

  1. Отсутствие наукообразия (большое количество терминов, не объяснённых в тексте)

  2. Соответствие содержания и формы










  1. Наличие справочного материала

Реализуется для расширения и углубления понимания школьником основного и вспомогательного текстов.

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1. Достаточность справочного материала для решения основных педагогических задач

2. Обоснованность его введения и использования.










  1. Система вопросов и заданий

Реализуется через соответствие возрастным особенностям учащихся. и сбалансированное соотношение заданий репродуктивного и продуктивного характера

Индикаторы

Что очень хорошо?

Что можно улучшить?

1. Достаточность предлагаемых в учебнике вопросов и заданий для:

  • отработки и закрепления материала;

  • углубления и обобщения материала;

  • работы с информацией;

  • организации деятельности практического характера;

  • организации самостоятельной работы;

  • организации проектной деятельности;

  • самоконтроля, самооценки.

2. Вопросы и задания на постановку проблем и их обсуждение

3. Сбалансированность, соотнесенность заданий репродуктивного и продуктивного характера (1:3).

4.Соответствие текстов, вопросов и заданий учебным целям и представленным в учебной книге материалам

5. Корректность формулирования заданий










  1. Наглядная информация, способствующая формированию разных типов мышления

Реализуется через рисунки, таблицы, графики, схемы, способствующие развитию логического мышления, а также иллюстрации, работающие на подкрепление и создание образа.

Индикаторы

Что очень хорошо?

^ Что можно улучшить?

1.Сбалансированное чередование текста и иллюстративного ряда с учетом возрастных особенностей

2.Отсутствие ошибок, неточностей, небрежности в оформлении

3. Композиционное единство иллюстративного и текстового материала.

4.Учет особенностей двуполушарного развития мозга: логика и ассоциации

5. Включение в вопросы и задания для учащихся иллюстраций в качестве стимульного материала

6. Целесообразность и продуктивный характер работы с иллюстрациями, графическими организаторами и наглядным материалом






  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес icon1 Создание специализированной инфраструктуры в сфере развития и модернизации...
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconУчебно-методический комплекс учебник
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconПроект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
Комплексный тренинг для разработчиков школьного куррикулума по языковым дисциплинам. Модуль 2
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconПроект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
Комплексный тренинг для разработчиков школьного куррикулума по языковым дисциплинам. Модуль 2
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconМетодические рекомендации по преподаванию обучению оцениванию; Методологические...
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconПравильная фасилитация со стороны учителя (направляющие вопросы,...
Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане» Проект финансируется Европейским Союзом
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconАктивное/интерактивное обучение: сущность и значение зульфия вейсова, Международный эксперт
Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане» Проект финансируется Европейским Союзом
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconПроект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане»
Комплексный тренинг для разработчиков школьного куррикулума по языковым
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconНазвание проекта Содействие модернизации системы образования в Туркменuстане
Способствовать развитию человеческого капитала соответствующего современному обществу, интегрированному в мировую экономику, посредством...
Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» при финансовой поддержке ес iconОтчет реализации проекта «Лосось требует чистые реки»
Проект реализован при финансовой поддержке ано «Сахалинская лососевая инициатива»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница