Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05.




Скачать 202.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05.
Дата публикации28.01.2014
Размер202.75 Kb.
ТипРабочая программа
skachate.ru > Информатика > Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего обра­зования ») Примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5 класса и примерной программой курса информатики и ИКТ в 5-7 классах изданной в сборнике Л.А. Бачуриной, Н.В. Ярчиковой «Преподавание информатики в 5-7 классах общеобразовательных учреждений Воронежской области. Учебная программа. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. – 76 с.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 97 для изучения информатики и ИКТ в 5 классах (базовый уровень) отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 14;

проверочные работы – 3;

творческая работа – 1.
Основные цели программы:


  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи программы:


  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


^ Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 5 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

  • Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В 5классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 10-20 минут).
^ Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
^ Содержание программы




Название темы

Количество часов

1.

Информация и способы ее обработки

8

2.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Компьютер как система

6

3.

Информационные технологии

19

4.

Итоговой контроль

1

5.

Итоговое повторение

1




Итого:

35

1. Информация и способы ее обработки – 8 ч

Предмет изучения информатики. Роль информации и информационных процессов в жизни людей и в окружающем мире. Понятия «информация», «информационный объект».

Способы восприятия информации человеком. Формы представления информации на материальных носителях. Процессы передачи, хранения и обработки информации.

Кодирование текстовой, графической информации. Способы кодирования. Метод координат. Систематизация информации. Преобразование информации. Понятие «системы счисления». Двоичная и десятичная системы счисления. Перевод целых чисел из десятичной в двоичную систему счисления и наоборот.

Единицы измерения информации.
^ 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Компьютер как система – 6 ч

Основы безопасности работы за компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера и их назначение. История вычислительной техники. Основные приемы работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».

Организация индивидуального информационного пространства.

Назначение и интерфейс операционной системы. Файловая система персонального компьютера – создание, переименование, копирование, перемещение, удаление объектов. Форматы файлов.

Понятие рабочего стола, главное меню, контекстное меню. Компьютерное меню и его элементы. Запуск программ, структура окна программы и его основные элементы, диалоговые окна.

Обмен информацией между компьютером и внешними устройствами (сканер, принтер, фотоаппарат).

Поиск документов в памяти компьютера. Использование справочной информации.

Объекты и их имена. Признаки и отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

^ 3. Информационные технологии – 19 ч

Форматы текстовых, графических, табличных файлов. Форматы аудио, видео файлов и мультимедийных презентаций.

Работа с буфером обмена.

Текст как форма представления информации. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки текстового документа на компьютере, набор, редактирование, форматирование. Подготовка текстового документа к печати. Требования к дизайну текстового документа. Вставка символов. Нумерованные и маркированные списки. Многоуровневые списки. Таблицы. Вставка и редактирование диаграмм, схем, рисунков в текстовые документы. Структурирование текста с использованием нумерации страниц, ссылок, оглавлений. Проверка написаний.

Получение и обработка цифровых изображений. Сканирование изображений. Понятие графического редактора. Инструменты графического редактора. Понятие пиксела, графические примитивы. Работа с фрагментами изображения: перемещение, копирование, удаление, изменение размера, отражение и поворот, растяжение и наклон. Работа с текстом. Печать рисунка.

Презентация – один из видов информационных объектов. Презентация как форма представления результатов деятельности. Редактор мультимедийных презентаций. Слайд – основной элемент презентации. Вставка и удаление слайдов. Оформление слайдов. Вставка текстов и рисунков на слайды в презентацию. Требования к дизайну презентации. Создание анимированных объектов.

Создание комплексного документа с использованием графического редактора и редактора презентаций.

Навигация в сети Интернет, интернет-браузеры. Поиск изображений в сети Интернет, сохранение изображений в памяти компьютера. Поиск текстовой информации в сети Интернет, сохранение текстовой информации в памяти компьютера. Приемы безопасной работы в сети Интернет. Правила сетевого общения.

^ 4. Итоговый контроль – 1 ч
Проводится в форме подготовки и защиты индивидуального или группового творческого проекта, тестирования.
5. Итоговое повторение – 1 ч
Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

  2. Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

  3. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

  4. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

  5. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

  6. Практическая работа №6. Вводим текст.

  7. Практическая работа №7. Редактируем текст.

  8. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

  9. Практическая работа №9. Форматируем текст.

  10. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

  11. Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

  12. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

  13. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

  14. Практическая работа №14. Практическая работа № Создаем анимацию на заданную тему.

  15. Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему.


В учебнике 5 класса Босова Л.Л..  представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ в 5 классе
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:


  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;

  • - виды информации и ее свойства;

  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);

  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;

  • - историю развития вычислительной техники;

  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;

  • - операционную Windows 95;

  • - операционную оболочку;

  • - приводить примеры информационных носителей;

  • - представление о способах кодирования информации;

  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • - запуск программы из меню Пуск;

  • - назначение основных элементов окна графического редактора;

  • - приемы создания и редактирования изображения;

  • - основные элементы текста;

  • - приемы редактирования и форматирования текста;

  • - проверку орфографии;

  • - технологию вставки различных объектов;

  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

  • - правило создания анимации.

уметь:

  • - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • - классифицировать информацию по видам;

  • - раскрывать свойства информации на примерах;

  • - представлять принципы кодирования информации;

  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;

  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • - соблюдать правила ТБ;

  • - различать устройства ввода и вывода;

  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;

  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;

  • - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);

  • - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;

  • - выделять элементы текста;

  • - проверять орфографию в документе;

  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;

  • - создавать простейшие анимации.

^ Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов на тему

Домашнее задание

По плану

По факту



02.09-07.09




Вводный инструктаж по ТБ. Информатика. Компьютер. Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой.

1

§ 1.1, 2.1, 2.2

РТ ч.1, упр. 1-2

ч.2, упр. 1-4



09.09-14.09




Информация об объектах Что можно делать с информацией? Практическая работа № 2. Осваиваем мышь.


1

§ 1.2, 2.3

РТ ч.2, упр. 6-12



16.09-21.09




Хранение информации. Носители информации.

Практическая работа № 7. Редактирование текста

1

§ 1.3, 1.4, 2.3

РТ ч.1, упр.3

ч.2, упр. 6-12, 45, 49



23.09-28-09




Передача информации. Практическая работа № 9. Форматирование текста

1

§ 1.5, 2.3

РТ ч.1, упр. 6-7, 9

ч.2, упр. 6-12



30.09-05.10




Ввод информации различных видов в память компьютера. Периферийные устройства.

1

§ 2.3

РТ ч.2, упр. 5



07.09-12.10




Программы. Назначение операционной системы. Файлы и папки.

1

§ 2.4



14.10-19.10




Интерфейс операционной системы. Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

1

§ 2.5, 2.6, 2.7

РТ ч.2 упр.13-21



21.10-26.10




Компьютерное меню и его элементы.

Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню.

1

§ 2.8

РТ ч.2, упр.22-28



28.10-02.11




Наглядные формы представления информации. Игра-экскурсия «В мире информации. Проверочная работа по теме Информация и способы ее обработки

1

§ 1.11

РТ ч.1, упр. 41-42



11.11-16.11




В мире кодов. Разгадывание и составление ребусов и т.д., с использованием электронных ресурсов.

1

§ 1.6

РТ ч.1, упр.13, 15-30



18.11-23.11




Способы кодирования. Метод координат.

1

§ 1.7, 1.8

РТ ч.1, упр.31-33,34



25.11-30.11




Текст как форма представления информации. Практическая работа № 8. Работа с буфером обмена

1

§ 1.9, 2.9

РТ ч.1, упр. 10-12, 35

ч.2, упр.38-43, 46-48



02.12-07.12




Работа с текстовым редактором. Нумерованные и маркированные списки.

1

РТ ч1, упр.36-40



09.12-14.12




Таблицы. Преобразование текста в таблицу и наоборот.

1

§ 1.10

РТ ч.1, упр.36-40



16.12-21.12




Таблицы. Решение задач с помощью таблиц. Вставка и удаление строк и столбцов.

1

§ 1.10

РТ ч.1, упр.36-40



23.12-28.12




Подготовка текстового документа к печати. Требования к дизайну текстового документа. Проверочная работа по теме Информационные технологии

1

§ 2.9

РТ ч.2, упр.50



13.01-18.01




Компьютерная графика. Интерфейс и основные инструменты графического редактора Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора (задания 1,5).

1

§ 2.10

РТ ч.2, упр.51-53



20.01-25.01




Инструменты графического редактора Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора (задания 2-4, 6-7).

1

§ 2.10



27.01-01.02




Работа с элементами изображения. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать (задания 1-5).

1

§ 2.10

РТ ч.2, упр.56-57



03.02-08.02




Использование буфера обмена в графическом редакторе. Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами (задание 1).

1

§ 2.10



10.02-15.02




Вставка графических изображений в текстовые документы. Создание комплексного текстового документа с использованием таблиц и рисунков Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами (задание 2-4)..

1

Практическое задание в тетради



17.02-22.02




Решение информационных задач – обработка информации, изменение формы представления информации. Работа с диаграммами.

1

§1.12, 1.13 с.50-51

РТ ч.1, упр14



24.02-01.03




Систематизация информации. Систематизация автофигур и рисунков. Сортировка информации в таблице.

1

§1.13 с.48-49

РТ ч.1, упр.43-48



03.03-08.03




Поиск информации в различных источниках. Поиск информации в текстовом документе, в памяти компьютера.

1

§1.13 с.49-50




10.03-15.03




Основы работы в сети Интернет. Информационные источники сети Интернет, поиск информации в сети. Освоение браузера. Поисковые сайты.

1

Подготовить сообщения по теме



17.03-22.03




Правила безопасной работы в сети Интернет. Проверочная работа по теме Информационные технологии

1

Подготовить сообщения по теме



01.04-05.04




Культура сетевого общения.

1

Подготовить сообщения по теме



07.04-12.04




Преобразование информации.

1

§1.14 с.55-59

РТ ч.1, упр.39-40,49



14.04-19.04




Разработка плана действий и его запись.

1

§1.14 с.59-60

РТ ч.1, упр.50-54



21.04-26.04




Мультимедийная презентация. Подготовка презентаций с помощью компьютера.

1

Создание презентации на выбранную тему



28.04-03.05




Требование к дизайну презентаций. Вставка текстов и рисунков на слайды презентации. Форматирование текстовых объектов.

1

Создание презентации на выбранную тему



05.05-10.05




Создание анимированных объектов. Практическая работа на анимацию вставленных объектов.

1

§2.11



12.05-17.05




Создание комплексного документа в редакторе презентаций.

Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему.

1

Создание презентации на выбранную тему



19.05-24.05




Творческая работа по созданию комплексного документа в редакторе презентаций.


1






26.05-31.05




Итоговое повторение

1





Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1. Л. Босова «Информатика 5 класс», - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

  2. Л. Босова «Информатика 5 класс». Рабочая тетрадь- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012год

  3. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Дополнительная литература


  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год

  2. Газеты по информатике. Приложение к 1 сентября.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

Аппаратные средства

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер.

Программные средства:


  • операционная система Windows 7;

  • полный пакт офисных приложений Microsoft Office;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор Winrar;

  • клавиатурный тренажер.

Похожие:

Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального...
«Информатики и икт в 8-11 классах» под редакцией Л. А. Бачуриной, Л. В. Листровой, В. Н. Нестеровой и др. – 2009 года
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программой основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом авторских программ Л. Босовой по информатике...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального...
Л. Л. «Информатика и икт» для 6 класса и примерной программой курса информатики и икт в 5-7 классах изданной в сборнике Л. А. Бачуриной,...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального...
Л. Л. «Информатика и икт» для 7 класса и примерной программой курса информатики и икт в 5-7 классах изданной в сборнике Л. А. Бачуриной,...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт 10 класс
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт 11 класс
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт для 11-1 11-6 класса Срок...
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего,...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая программа по информатике и икт для 10-1 класса Срок реализации...
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего,...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования (Приказ Минобразования России от 05. iconРабочая учебная программа курса «Информатика и икт»
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница