Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка»




Скачать 63.24 Kb.
НазваниеМетодическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка»
Дата публикации16.11.2013
Размер63.24 Kb.
ТипМетодическая разработка
skachate.ru > Информатика > Методическая разработка
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка»

Тема занятия: «Использование информационных технологий при решении нестандартных задач по математике в 5 классе».

Составили: учитель математики и информатики А.Б.Звегинцева,

учитель информатики И.В.Фёдорова.

Цели занятия:

  1. Формирование познавательного интереса обучающихся к предметам математики и информатики.

  2. Развитие творческих способностей;

  3. Развитие логического мышления, памяти и внимания;

  4. Воспитание уважения к сопернику, стойкости воли к победе, умению работать в команде.


Необходимое оборудование и материалы – компьютерный класс, проектор, операционная среда Linux.

^ Время реализации занятия – 45 минут.

Авторский медиапродукт – презентация 33 слайда (среда Microsoft Windows XP, Power Point),

презентация 8 слайда (ОС Linux),

образовательный комплекс (обучающая презентация по работе в среде Linux), технологический сценарий урока.

^ План занятия:


Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете ИВТ

5 минут

Решение логических задач (презентация)

15 минут

Обучающая презентация по работе в среде Linux.

5 минут

Работа за компьютером

15 минут

Подведение итогов урока. Награждение.

5 минут


^ Форма занятия: урок - игра

Ход урока:
I. Организационный момент.

До начала занятия класс должен быть приготовлен: поставлены 2 стола (стол объединяется из двух парт) по числу команд. В центре класса стоит одна парта, на которой установлен таймер с кнопкой и два стула. В классе открыта выставка творческих работ учащихся.

Каждая команда рассаживается вокруг своего стола.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Жюри состоит из 3 учащихся старших классов.
^ II. Проведение игры

Учитель математики: Сегодня у нас занятие спецкурса будут вести два учителя: преподаватель информатики и математики. Тема нашего занятия: « Использование информационных технологий при решении нестандартных задач по математики в 5 классе». При изучении этой темы мы будем использовать информационные технологии. Вам сейчас понадобится быстрота мысли, находчи­вость, смекалка, сообразительность. Занятие будет в форме игры, и все задания конкурсов будут выведены на экран. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. За нарушение дисциплины и правил техники безопасности с команды будет вычтен 1 балл. Желаю всем победы!

^ Учитель информатики: Какие основные правила по технике безопасности в компьютерном классе вы знаете?

1 раунд: «Математическая смекалка» (2-15 слайд)

Командам нужно в течение 1 минуты дать ответ на поставленный в презентации вопрос. Та команда, которая первой нажмет на таймер и будет победителем. За правильный ответ даётся один балл.

Например: Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик (Нуль)

  1. Как называется графический знак числа? (Цифра)

  2. Что на Руси раньше называли «ломаными числами»? (Дроби)

  3. У папы Карло было бревно длиной 8 метров. Каждый день он отпиливает от него полено для работы длиной 2 метра. Через сколько дней он отпилил последний кусок? (Через три дня)

  4. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? (Три яблока)

  5. Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше – сахар или конфеты? (Сахар)

^ 2 раунд «Составь слово» (16 слайд)

Командам раздаются карточки и нужно составить слово, связанное с информатикой в течении 2 минут. За каждое составленное слово даётся 1 балл.

А

М

Ь

П

Я

Т



(память)


А

Р

Ь

П

О

Л



(пароль)

Р

К

У

О

С

Р



(курсор)



Н

К

А

О

П

К



(кнопка)


3 раунд «Математическая логика» (17 – 26 слайд)

Командам нужно по данным определениям отгадать математический термин или понятие, которое является многозначным словом. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается победителем. За правильный ответ даётся один балл.

1.Солидная, контрольная, значащая, арабская, римская, двоичная, десятичная … (ЦИФРА)

2.Свинцовая, барабанная, многоэтажная, правильная, обыкновенная, десятичная, периодическая… (ДРОБЬ)

3. Несгораемая, кругленькая, крупная, контрольная, денежная, полученная …(Сумма)

4.Развернутый, краткий, положительный, отрицательный, правильный, неправильный …(ОТВЕТ)

5.Боевая, жесткая, научная, сложная, простая, заковыристая, шахматная, арифметическая, алгебраическая, неразрешимая, олимпиадная … (Задача)

^ 4 раунд «Продолжи последовательность» (27 -30 слайд )

Командам раздаётся бумага и карандаши, в течение 1 минуты нужно продолжить ряд и сдать жюри.

Внимательно посмотрите, как построен каждый ряд чисел. Продолжите каждый ряд так, чтобы в нем было не менее 8 чисел:

1, 3, 5, 7 …

Ответ:

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 …

Задания на слайде:

а) 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 21 …

б) 40, 38, 36, 34, 32, 30, 28, 26 …

в) 21, 25, 19, 23, 17, 21, 15, 19 …
Учитель информатики:

(Лекция о танграме. Презентация работы в среде Linux с обучающей программой по сборке танграма.)

Занимательных задач на разрезание квадрата множество. Если разрезать квадрат, как показано на рисунке, то получится китайская головоломка танграм, «ши-чао-тю», что означает семь хитроумных фигур. (2 слайд)



Танграм – самый известный и популярный из «геометрических конструкторов» (3 слайд)

Я расскажу вам легенду возникновения Танграма. (4 слайд)

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши – Чао - Тю" -  квадрат, разрезаннный на семь частей.


(5 слайд) Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры-силуэты предметов по образцу или замыслу.

Танграм легко создать самому, используя при этом цветной картон, бумагу и ножницы. На выставке представлены работы, сделанные таким образом.



(6 слайд) Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость».

Составлять фигуры можно и на компьютере. Посмотрите как можно составить прямоугольник, трапецию, параллелограмм и треугольник из частей квадрата. (Просмотр Media Player Classik).
(7 слайд) В следующем туре соревнования предлагается составить как можно больше фигур с помощью обучающей программы на компьютере в среде ОС Linux. Время на выполнение задания 10 минут. За каждую правильно собранную фигуру участник получает фишку, затем суммируется общий результат команды.

III. Работа за компьютером

Необходимо собрать фигуры и за каждую фигуру даётся жетон, равный 1 баллу.
IV. Подведение итогов. Награждение.

V. Уборка рабочих мест.
Список литературы:

1. Я.И. Перельман, Занимательная геометрия. Гостехиздат, 1951г.

2. В.Ф. Каган, О преобразовании многогранников. Гостехиздат,1933г.

3. Б. А. Кордемский, Удивительный квадрат. ГИ-ТТЛ, 1952г.

4. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика,1989.





Похожие:

Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconИгра как нестандартная форма организации деятельности обучающихся Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, осуществляющих предпрофильную подготовку обучающихся...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка интегрированного урока по дисциплине «Основы дизайна и композиции»
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №24 г. Сибай...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка занятия по теме: Структура силикатов
Значительно облегчает процесс усвоения материала, если воспитанники познакомятся со структурными особенностями силикатов на самых...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка интегрированного урока развития речи и изо...
...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодические разработки: рекомендуемая структура оформления Методическая разработка
Методическая разработка комплексная форма, включающая рекомендации по организации и проведению отдельных занятий, дел и мероприятий,...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconПланирование изученной темы 2 Учебно-техническая документация 3 Методические...
«Экономика отрасли» для специальности 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 2809 «Технология швейных изделий»...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка интегрированного урока Учителя Дмитриевой...
Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать...
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка урока по предмету: «специальное рисование...
Цель методическая: закрепление и углубление специальных профессиональных знаний, умений и навыков
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconФгоу спо «Алатырский сельскохозяйственный техникум»
Систематизировать методическое обеспечение по технологии проведения интегрированного занятия
Методическая разработка интегрированного занятия спецкурса «Математическая смекалка» iconМетодическая разработка учебного занятия по предмету «специальное рисование и лепка»
Наряду с другими учебными дисциплинами изучение курса способствует познанию закономерностей расположения предметов в пространстве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница