Криминалистическое моделирование как метод научного познания




Скачать 260.31 Kb.
НазваниеКриминалистическое моделирование как метод научного познания
страница1/3
Дата публикации13.10.2013
Размер260.31 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
  1   2   3

Криминалистическое моделирование как метод научного познания
В процессе расследования конкретного уголовного дела следователь: а) мысленно поэтапно "воссоздает" (реконструирует) ситуацию совершения преступления (криминальную ситуацию); б) периодически осмысливает и анализирует возникающую ситуацию расследования (следственную ситуацию), поскольку на основе ее оценки принимает соответствующие процессуальные и тактические решения. Следователю, как в аналогичных ситуациях и другим субъектам расследования, постоянно приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, которые нужно адекватно воспринимать, профессионально анализировать, а при необходимости и правильно разрешать.

Для этой цели можно использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуаций, таких как, например, анализ, синтез, абстрагирование. Метод моделирования охватывает различные уровни познания, позволяет осуществить связь между эмпирическим и рациональным. Он органически связан с другими методами познания - наблюдением, экспериментом, описанием и т.д. Вместе с тем применение названных методов в комплексе с моделированием приобретает и определенную специфику.

К примеру, метод наблюдения предполагает непосредственное восприятие объекта, при котором между субъектом и объектом познания нет промежуточных звеньев. При моделировании также используется наблюдение, но в качестве наблюдаемого объекта выступает модель, а не сам реальный объект.

Эксперимент, проводимый в реальности, требует определенной затраты существенного времени, сил и средств. В этом отношении эксперимент на модели проводится гораздо проще, а результаты исследования с полным основанием могут быть перенесены на реальный объект.

Есть основания полагать, что моделирование, отчасти "вплетающее" в свою конструкцию вышеперечисленные методы, является оптимальным средством познания ситуаций, имеет богатые потенциальные возможности и широкие перспективы.

Рассмотрим основное понятие и сущность этого метода, а также специфику его использования для решения разнообразных криминалистических задач. В последнее время метод моделирования постепенно становится одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступает в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности. В этом плане можно констатировать, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно-эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический.

Этот эффективный метод познания используется абсолютно различными науками и отраслями знаний1, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается уже целесообразным и, более того - перспективным.

Особо следует отметить проникновение моделирования в науки юридического цикла, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Пожалуй, наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой к настоящему времени уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения самых разнообразных криминалистических задач1.

Выделяя исторический аспект рассматриваемой проблемы, отметим, что основы рекомендаций по использованию моделирования в следственной практике заложены в работах основателя криминалистики Г.Гросса и содержатся также в трудах основоположников российской криминалистики В. Громова и И.Якимова. Они, еще не используя в своих трудах терминов "модель", "моделирование", рекомендовали следователям воссоздавать при расследовании мысленную картину произошедшего события и использовать ее для поисков виновного.

Сам же термин "модель" вошел в обиход криминалистов в начале 80-х годов благодаря работам И.М.Лузгина, получив широкое распространение в дальнейшем в связи с развитием криминалистической методологии и кибернетики. Различные аспекты использования моделирования в криминалистике разрабатывались Г.А.Густовым, В.Я. Колдиным, Н.С.Полевым, А.И. Баяновым, М.Н. Хлынцовым. В их работах рассматривались актуальные для своего времени вопросы: делались попытки определения сущности моделирования, были рассмотрены специфические особенности использования отдельных его видов, устанавливались правовые основания и условия реализации этого метода в уголовном судопроизводстве. Однако по мере усиления интереса ученых к проблеме моделирования понятие моделирования в криминалистике стало расплывчатым, неопределенным и многосмысленным. В связи с чем появилась необходимость в определении понятия, сущности моделирования и критериев использования этого метода в уголовном судопроизводстве.

Любая наука, которая так или иначе сталкивается с моделированием, обязательно вторгается в область философских исследований. В силу этого целесообразно начать анализ сущности и определения понятия "модель" с рассмотрения некоторых общефилософских позиций по исследуемому вопросу.

Моделированию как методу научного познания посвящен целый ряд философских исследований, в которых исследована его эволюция, логические, гносеологические и частнонаучные аспекты1. В то же время, несмотря на возросшую интенсивность исследований в этой области, проблематика, связанная с выявлением сущности моделирования, пределов и возможностей его использования, далеко еще не исчерпана. Так, наверное, каждый исследователь при анализе обширного круга научной литературы по проблеме моделирования открывает для себя целый спектр значений термина «модель». В арсенале современной науки едва ли можно найти еще такое понятие, которое встречалось бы на страницах печати столь часто и в столь разных значениях.

«Мы будем называть моделью всякую материальную вещь, в которой заключена копия того или иного оригинала»

«Модель - физическая система или математическое описание, отображающее существенные свойства или характеристики изучаемых объектов, процессов или явлений».

«Все наше миросозерцание от своего наиболее обыденного до наиболее возвышенного представляет собой собрание моделей»

Анализ многочисленных определений модели позволил нам выделить три основные концепции.

Так, ряд авторов определяет модель чрезмерно узко, ограничивая ее действие одной или несколькими функциями из множества у модели имеющихся2. Такого рода определения дают, как правило, представители частных наук применительно к проблемам и в соответствии с задачами своей отрасли знаний, поскольку в каждой из них используются конкретные типы и виды моделей, выполняющие строго определенные функции.

Другие ученые несколько преувеличивают гносеологическое значение моделирования, наделяя модель гораздо большей ролью, в соответствии с которой она выступает в качестве чуть ли не единственного средства познания3.

Более предпочтительной нам видится третья концепция, авторы которой предлагают обобщенное, синтезированное, а посему и универсальное понятие модели, претендующее на общефилософский характер4.

«Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте»

Отмеченная концепция позволяет выделить: а) основные виды процесса моделирования: материальное и мысленное перспективное и ретроспективное; б) возможность в процессе использования моделей воспроизводить либо сам объект (явление) в целом, либо только отдельные его свойства; в) возможность опосредованного получения необходимой информации об исследуемом объекте, явлении, процессе.

Существующие в науке определения «моделирования» тоже в своей основе неоднозначны. Можно констатировать, что в них прослеживаются две крайние позиции: расширительное толкование моделирования, иногда слияние его с познавательной деятельностью человека вообще2; и - узкое, вплоть до ограничения его рамками одного из видов моделирования, сведения к описанию объекта или явления3.

Детальный анализ основных имеющихся определений позволяет заключить, что моделирование может объединять в себе несколько различных процессов. Это: 1) создание, конструирование моделей путем отбора информации соответствующего направления; 2) их использование; 3) проведение различного рода модельных экспериментов; 4) формирование суждений об изучаемом реальном объекте; 5) получение нового знания.

Итак, согласно целому ряду определений моделирования, этот метод объединяет все пять вышеперечисленных функций в совокупности. В другой группе определений моделирование сводится к выполнению хотя бы одной из названных функций, в третьем - к сочетанию двух - трех.

Так что же представляет собой моделирование: все частные случаи использования моделей, или же это сугубо познавательный метод? Скорее всего, с научных позиций нецелесообразно рассматривать в качестве моделирования любой акт моделирования. Так, нет смысла в употреблении термина «модель» для обозначения какого-либо типа конструкции или «идеального варианта» - образца, с которого копируется другой подобный объект. В научном понимании моделирование есть сугубо познавательный метод, в этом его смысл и назначение.

При определении сущности моделирования предлагаем исходить из следующих посылок.

* Не следует переоценивать роли моделирования, не стоит сводить его к познанию, поскольку это лишь один из общенаучных методов познания.

* Любое мысленное представление следователя (как, впрочем, и иного любого субъекта моделирования) далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а точнее - процесс опосредованного получения нового знания.

* Этот метод весьма эффективно может быть использован в следственной практике для решения целого ряда самых разнообразных криминалистических задач. Однако его применение целесообразно лишь в строго определенных случаях, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем. А именно:

1) когда объект познания существовал в прошлом, и его уже нет на момент исследования (например, преступное событие, криминальные ситуации);

2) когда объект познания, возможно, будет существовать в будущем (возможная следственная ситуация в ходе предстоящего допроса, моделируемая в процессе подготовки к нему);

3) когда объект существует реально на момент исследования, однако он либо чрезмерно сложен, либо вовсе недоступен для познания;

4) в тех случаях, когда познаваемый процесс протекает или слишком быстро или же, наоборот, слишком медленно (отдельные виды следственных экспериментов).

Обнаружившаяся "путаница с моделями" в криминалистике1 как раз и происходит в силу неучета отдельными авторами одной из главных характеристик моделирования - его опосредованности. Модель в процессе познания выступает в качестве "среднего звена" между объектом познания, существующим в реальности, и субъектом, его познающим. Модель - всего лишь инструмент исследования (а не сама реальность), одно из возможных средств познания.

Как образно отметил М. Вартофский: «Модели не есть полноценные «граждане» (представители. - Т.В.) реального мира. Их функция: репрезентативность, их задача - представление, замещение какого-либо объекта в ходе его исследования и познания"2.

С учетом особенностей использования этого метода в практике расследования преступлений, можно заключить, что используемое в криминалистике моделирование - это метод, заключающийся в создании мысленной или материальной модели, (обладающей необходимым для исследования сходством с находящимся в сфере уголовного судопроизводства оригиналом), а также в последующем исследовании этой модели в качестве средства получения криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.

В свою очередь, под используемой в криминалистике моделью мы понимаем искусственно созданную материальную или идеальную систему, воспроизводящую и заменяющую исследуемое криминальное событие или отдельные ситуации и обстоятельства его совершения, а также ситуации и обстоятельства его расследования так, что ее изучение позволит получить об оригинале информацию, необходимую для успешного решения практических, научных и дидактических криминалистических задач.

Как мы отметили, понятие "модель" охватывает собой объекты с весьма широким спектром признаков, свойств и характеристик. Именно этим обстоятельством и обусловлены существенные трудности, возникающие при попытках рационального упорядочивания элементов модельного множества в форме определенной классификационной схемы.

Несмотря на ряд предложений по этому вопросу (В.А.Веников, И.В.Новик, В.А. Штофф, Я.Г.Неуймин), в настоящее время в философии пока еще не разработано достаточно развитой, обоснованной, а главное, общепринятой классификации, учитывающей все разновидности используемых человеком моделей. В силу широкомасштабности охвата, с общефилософских позиций это, скорее всего, является задачей трудноразрешимой, хотя в отдельных областях науки создание такой классификационной схемы представляется вполне реальным.

В криминалистике указанный вопрос находится в стадии начальной разработки, на данный момент имеются лишь отдельные попытки систематизации криминалистических моделей по различным основаниям1.

Большинство криминалистов, опираясь на философские исследования, единодушны в том, что первостепенным основанием классификации моделей является способ их построения. Так, разнообразные способы реализации моделирования позволяют выделить следующие его виды (а следовательно, и соответствующие классы моделей):

- материальное (предметное);

- мысленное (идеальное, умозрительное);

- логико-математическое и кибернетическое;

- информационно-компьютерное.

Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, вместе с тем подчеркнем и их тесную взаимосвязь. Так, например, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала, человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно. "И самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале процесса имелся в представлениях человека, т.е. идеально"1.

Материальные модели используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Этот вид моделирования является наиболее разработанным и в теоретическом аспекте. Среди материальных моделей можно выделить также и основные подгруппы:

а) геометрически подобные модели (пространственно-подобные), среди которых в криминалистике наиболее часто называют макет и муляж;

б) физически подобные модели, к числу которых можно, к примеру, отнести видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмму голоса человека, используемую в процессе опознания по голосу.

Использование в следственной практике логико-математического, кибернетического, информационно-компьютерного моделирования связано с возможностью широкого внедрения ЭВМ и компьютерной техники в деятельность органов предварительного расследования. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством средств математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

«В расследовании можно выявить массу однотипных ситуаций и соответствующих им действий следователя, которые могут быть использованы для создания алгоритма расследования в типичных следственных ситуациях (а в перспективе и алгоритма расследования отдельного вида преступления)». Разработка и внедрение таких моделей в следственную практику - важнейшая насущная задача криминалистической науки.
  1   2   3

Похожие:

Криминалистическое моделирование как метод научного познания icon1. Моделирование как метод научного познания
Для дальнейшего усвоения, например, финансовых моделей и экономической интерпретации результатов, детально рассматривается экономическое...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания icon1. Государственный образовательный стандарт
Моделирование как основной метод научного познания. Различные виды моделей. Дискретный характер ЭВМ. Алгоритмы оптимизации на сетях...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания iconГенезис научного познания гасан гасанов
Суть проблемы генезиса научного познания предстает как проб­лема предпосылок возникновения собственно научного способа исследования,...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания icon«Исследование как метод познания…»
Октябрьский Республики Башкортостан сообщает, что 11 января 2013 года в городе Бирске пройдет очередная республиканская научно-практическая...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания iconГосударственный стандарт по специальности в части содержания дисциплины
Понятие "модель". Моделирование как метод познания. Натурные и абстрактные модели. Виды моделирования в естественных и технических...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания iconПлан: Специфика научного познания. Уровни научного познания
Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире
Криминалистическое моделирование как метод научного познания icon1. Моделирование как метод познания
В своей деятельности – научной, практической, художественной – человек очень часто использует модели, т е создает образ того объекта...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания icon«Моделирование территориальных систем»
Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства: сравнительно-географический метод, статистический метод,...
Криминалистическое моделирование как метод научного познания iconПрограмма конференции предусматривает: Работу секций:      Современные...
Философский факультет сгоа(Н) приглашает к участию в научной конференции «Философия и методологии науки: современный взгляд»
Криминалистическое моделирование как метод научного познания iconПри изучении стиля уд мы придерживаемся системного подхода как направления...
При изучении стиля уд мы придерживаемся системного подхода как направления методологии научного познания и практики. В основе этого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница