Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче




Скачать 286.54 Kb.
НазваниеН. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче
Дата публикации23.02.2013
Размер286.54 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
Парапсихология и психофизика. - 1999. - №1. - С.85-93.
Фрактально-централизованная модель и буквенный код в еврейской мистике
Н.Б.Заболотная
В последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографической модели, составляющей основу структурно-системной организации, управления и функционирования пространственно-организменных единств. Так, очевидна важность данной модели в новых подходах к описанию аппарата ДНКi, систематизации химических элементов и аминокислотных кодовii, описании общего ЭНИОкаркаса человека, структуры физического вакуумаiii и т.д. Описание сущности голографических процессов многомерного взаимоотображения объекта и его волновой модели содержится в целом ряде работ, что можно конкретизировать несколькими строками из монографии Гаряева, где также даётся существенное для данной статьи понятие фрактала, вытекающее из общего: “…для всех уровней материи принципа, что каждое сложное высокоорганизованное целое имеет такие структурные образования, которые берут на себя функции целого и играют ведущую роль в их структурно-функциональных проявлениях. Для Живого это положение находит… подтверждение в форме “голографичности” его информационных систем, в частности головного мозга”iv.

Нелинейность взаимодействия в рамках данной модели особенно ярко раскрывается, если её представить в виде “центриполярного” сегмента, в точке-“фокальном центре” которого в свёрнуто-спрессованной форме концентрируется вся основная информация о разворачивании и эволюции периферии, реализующих в линейном пространстве-времени порождающий импульс внепространственной сердцевины. О таких моделях в качестве “эфирного атома” Менделеева-Циолковского, “кардиоиды” Козырева, АНУ-мандалы Бэббита-Ледбитера-Безант, солитонной модели Полякова-т’Хофта, ячейки пространственной организации физического вакуума – аналога сети Индры Аватамсака сутры и др. в различных печатных работах и рукописях упоминает Иваненко К.И.v

В современной естественнонаучной практике, сделавшей значительные успехи в описании слабо-энергетических взаимодействий и психических феноменов, стало традицией согласно принципу эволюционной диалектики приводить параллели из области гуманитарной “эзотерики” к схемам, разработанным в условиях точно-измерительной и узко-терминологической методологии. Такая логика отражает априорное восприятие развития “от простого к сложному”, “от объективно существующего, осязаемого и измеряемого к спорному, непредсказуемому, мифологическому”. В данной работе мы представим обратный ход, что будет также соответствовать временному развитию логики автора. Приведённая выше фрактальная “центриполярная” модель была в начале нашего исследования выделена на уровне архетипического семантико-знакового паттерна с помощью внутренних глубинных пластов китайской иероглифики и терминологии иврита, а также среди базовых мифологем даосско-буддийского комплекса, индуизма, учения тибетской Калачакры и Каббалыvi. В настоящей статье мы рассмотрим голографико-концентрическую модель в качестве ключевого момента учения о буквах в еврейской мистике, а также в роли важного структурного элемента, соединяющего топологию внутреннего космоса в конкретном психотехническом опыте, космологические модели еврейской традиции и понятие знакового кода. Данная тема, на наш взгляд, представляет в настоящее время особый интерес, т.к. непосредственно связана с исследованиями информационного кода человека как психобиологического существа, ставшими в условиях новой парадигмы и технологических возможностей компьютерного моделирования предметом оживлённой научной активности.

Понятие букв в духовном наследии иудаизма всегда имело специфическое значение, раскрывающее их в аспектах макро-микрокосма в качестве формирующих информационно-системных ячеек, присутствующих на каждом иерархическом уровне всего Живого, находящихся в масштабно-числовом соотношении друг с другом и вступающих в обязательные качественно-преобразующие связи между собой. Из таких соединений и складываются все элементы тварных миров. Данная концепция в историческом времени пережила различную локальную акцентуацию, согласно тематической актуальности и духовному этапу в рамках каждого периода. Необходимо отметить, что означенный подход к букве не является приоритетом мистики как чего-то изолированного от общего духа традиции в целом, ибо именно особое внимание к соединению букв, членению слов и символической плотности смыслов стояло у истоков толкования и комментирования текста письменной Торы в его соотношении с устным учением. В кратком сообщении мы остановимся на нескольких исторических периодах, проследив т.о. концептуальное единство подходов к букве и его соотношение с современными тенденциями новой научной парадигмы.

Когда тема букв попадает в фокус внимания еврейской традиции, определить весьма затруднительно по вполне понятным и хорошо известным в иудаике причинам – параллельно письменному учению существует Устная Тора, закодированная в письменном тексте и неотъемлемая для понимания последнего. Поэтому, как это и принято, мы начнём с ранних мистических текстов, приблизительно датирующихся со времени Второго Храма до эпохи гаонов (посл.1/3 перв. тыс. до н. э. – перв. ? перв. тыс. н. э.) и принадлежащих к Литературе Покоев (сифрут hэйхалот) – части каббалистического раздела Маасэ меркаваvii. Данные источники, как это отмечено в науке, предоставляют уникальный материал для исследования внутреннего космоса человека, поскольку являются “отформатированным” визионерским опытом созерцательных практик “восхождения к Небесному Престолу” и одновременно “схематическим тренингом” для овладения этими практиками. Мы остановимся на двух тематических разделах данной литературы:

  1. восхождение адепта по небесным Дворцам до 7-го, встреча с архонтами, приобщение к тайнам;

  2. хвалительные гимны Всевышнему, огненное преображение адепта.

В первом разделе особый интерес для данной работы представляет путешествие адепта (в качестве которого часто выступает таннай раби Ишмаэль) к Престолу, венчающееся встречей с Князем Божественного Лика (сначала его место занимал Сурья, затем Митатрон), открывающим визионеру тайны небесных и земных иерархий, а также буквы, которыми они были сотворены. В то время как для преодоления врат каждого Небесного Дворца адепт обязан назвать ангелу-стражу кодовое слово-отмычку (тайное, правильно скомбинированное из букв Имя), когда цель достигнута, сокровенные тайны букв становятся достоянием медитатора, который созерцает “написанные перстом Всевышнего огненным стилом на короне <венчающей> голову Его” знаки, “…которыми сотворены небо и земля,.. моря и реки,.. горы и холмы,.. звёзды и планеты,.. молнии и ветры,.. голоса грома, снег и град,.. буря и шторм; буквы, которыми созданы все нужды мира и все иерархии <в другом списке – тайны> начала < зд. творения (берешит)>. Каждая буква расцветает то подобно молнии, то подобно факелу, то горящему огню, то восходу Солнца, Луны и звезд”viii. В данном отрывке важны две идеи: творение мира буквами – этот мотив ставится в центр концепции Творения основополагающим для еврейской мистики текстом “Сэфер Йецира” или “Книгой Творения”ix, и связь букв с “короной Всевышнего” (от которой происходит, по мнению Шолема, выражение “пользоваться короной”, т.е. правильно составлять Божественные имена)x, находящая широкое отражение в традиции Аггады, с чем можно ознакомиться на примере ряда мидрашей из сборников Ялкут Шимони, Оцар hа-мидрашим и др.xi, также специально этому посвящен мистический мидраш “Буквы раби Акивы” и его аггадические вариации. Интересен также термин мафрихот - “расцветают” (о буквах), за которым следуют образы свето-огненных конфигураций (молнии, факела, пламени etc), рисующий картину разворачивающихся из центра переплетающихся лепестков огненного цветка, что можно рассматривать символом концентрической сетчато-кольцевой структурыxii.

Теперь мы остановимся на тексте одного из гимнов восхваления, с помощью которого мы начнём реконструкцию означенной в названии модели в понятии “буквы”xiii. Гимн представляет собой описание процесса огненного перерождения адепта, ключевым моментом которого является созерцание внутренним зрением медитатора букв Тетрограмматона. Шолем констатирует, что эффект, фиксируемый в состоянии адепта, приравнивается в данном гимне к самому высшему результату обычных практик визуализации меркавы и Престола, когда цель постижения сокровенной тайны достигнута. Композиция молитвенно-поэтических текстов вообще, а мистико-поэтических в частности, как правило, выполняет важную смысловую функцию для восприятия содержания на логическом плане и играет существенную “формирующую” роль по отношению к организации внутреннего космоса адепта. В танахических псалмах (“Теhилим”) известно композиционное построение стиха в виде “кольцевой структуры”, что означает особую семантическую корреляцию слов первой и последней строфы, необходимую для адекватного усвоения информационного заряда псалма в целом, при этом в тексте присутствует центр, относительно которого отсчитывается симметрия в иерархии периферийных смыслов”xiv. Данная понятийная организация обеспечивает "голографическое” считывание – предварительно знаяющий содержание стиха адепт мгновенно, начиная произносить формулу и замыкая кольцо, с первого слова мысленно попадает внутрь очерченной этим кольцом объёмной территории (в сферу), и продвигаясь в концентрации на содержании, близится к смысловому центру. Мы предполагаем, что здесь работает тот же эффект, что и при “голографико-подобных принципах волнового самоуправления в живых системах”, известных в биологии как принцип “опережающего отражения”. Гаряев так описывает это явление: “Условием опережения является предварительная синхронизация – совпадение по времени компонентов внутреннего и внешнего ряда, на основе которого разворачивается вся остальная часть внутренней цепи… Суть опережения заключается в том, что внутренняя временная структура организма развёртывается быстрее, чем внешняя. Это и означает разрыв между макропространством-временем и его органической микропространственной моделью”, когда специфические моделирующие структуры оказываются в будущемxv. Причем, как замечает ученый-генетик, данный принцип срабатывает не только на уровне памяти головного мозга, но и на других уровнях биосистем (что также будет важно для нас, когда мы будем рассматривать мистическое понятие кодирования буквами всех “частей и принципов” человека).

Мы считаем, что данный методологический подход можно применить и к анализу нашего гимна, символически воплощающего в целом образ огненной сферы-глифа, скрытого тонкого аналога строения колесницы-меркавы (о чем будет сказано позже), проводящего кодирование-переплавку психофизиологической природы адепта. Текст состоит из 3-х смысловых частей, каждая из которых может быть подразделена ритмически на 7 строк (символика 7 Дней Творения, 7 Небес, 7-лучевого спектра и т.д.), при подробном разборе мы покажем, что на 11-й строке помещается скрытый центр, что зеркально разбивает гимн на 10 верхних и 10 нижних строк (10 Речений, которыми был сотворён мир, 10 Заповедей, 10 сфирот, появляющихся уже в “Сэфер Йецира”; 10 наверху и 10 внизу – аналогия верхних и нижних миров, материального явления и его обязательного прообраза на тонком плане). Вкратце, в первой части перечисляются атрибуты (мидот) Творца, связанные с аспектом силы или суда (дин), чем даётся своеобразная установка на вход в процесс психотехники, последние 3 строфы, максимально сконцентрировав внимание, ярко и точно вводят визуальный образ букв. Вторая часть описывает эффект видения, где шифруется сущность превращения, происходящего с адептом (смысловой центр), третья в терминологии Маасэ меркава даёт “объяснение” имевшему место акту преображения. Первая строфа начинается словами “мида шэль кдуша” – “качество святости (отделённости – то, что лежит " ту сторону”)”; последняя строка представляет собой кдуша, “интегральную часть общей еврейской литургии” - формулу троекратного освящения из Исайи (6; 3): “Свят, свят, свят Господь Воинств!”. В тексте Танаха кдуша предваряет огненное отверзание уст пророка перед восприятием важного профетического видения и также широко используется литературой hэйхалот. По мнению Шолема, при произнесении этой формулы экстаз мистика достигал кульминацииxvi. Вероятно, общим моментом для данной духовной практики является то, постепенно гармонизирующийся ЭНИОпаттерн оболочек тонких тел медитатора как бы синхронизируется с концентрически-сфероидной поэтическо-смысловой голограммой текста, которая в свою очередь синхронизируется с фрактальной ячейкой эфирной торсионной сети, когда “фокальный ЭНИОцентр тонкого макро пространства и внутреннего космоса мистика совмещаются. Чтобы выйти из области гипотез, обратимся к конкретной терминологии. В процессе обсуждения мы также будем пользоваться высказываниями периода классической Каббалы, т. к. с одной стороны, сюжеты Литературы Покоев стали своеобразными функциональными формулами для последующего развития мистики, а с другой – поздний опыт является развитием закодированных в ранних текстах смыслов.

Итак, в первой части текста читаем:

^ Качество святости, качество силы,

качество ужаса, качество страха,

качество трепета, качество дрожи,

качество устрашения, качество содрогания

облачения Зоhарариэль YHWH элокей исраэль,

увенчанного короной и являющегося на Престоле славы,

и выгравировано <облачение> и полно изнутри и снаружи YHWH, YHWH”

Перечисление качеств “дрожи и трепета”, символизируя традиционный “страх перед Всевышним”, отчётливо рисует особое состояние вибрации (нередко упоминаемое в аналогичных источниках), предшествующее переломному этапу в сеансе духовной практики – пророческому экстазу. Данные ощущения можно соотнести с опытом практик созерцания божественных имён (здесь имена воспринимаются в более широком смысле как определённые комбинации букв), характерным для Хасидей Ашкеназxvii и сходным с техниками выдающегося итальянского каббалиста XIII в. Авраама Абулафии: когда манипуляции с буквами имён доводят адепта до грани экстатического видения, “…тело испытывает сильную дрожь, освобождающую душу от зависимости от чувств и создающую новую форму сознания”xviii. Вероятно, произнесению этого гимна предшествовало нечто подобное построению комбинаций буквxix. Затем следует образ “облачения” Всевышнего при его открытии на Престоле (который обычно венчает Меркаву) согласно тайному имени Зоhарариэль YH элокей исраэль (прибл. “князь сияния” по смыслу одного из корней имени), при этом упоминается опять же “корона” и Престол Славы кисэ кавод, (данные две строки будут симметрично повторены как рефрен в третьей части), а затем уточняется, что “оно (одеяние ?) выгравировано” буквами Тетрограмматона. Наиболее загадочными здесь нам представляются идея “облачения”, а также термин "выгравировано”, непосредственно связанные с тайной образования и восприятия букв.

Наличие “облачения” как экрана, на котором должны проявиться огненные знаки, неразличимые без особо чувствительного преломления образующих их лучей, кажется вполне естественной при попытке осмыслить феномен образования букв. Идея завесы из света – покрова Всевышнего, в который Он был облачён в час Творения характерна и для письменнойxx и для устной традиции иудаизма, где существуют многочисленные аггадические толкования данного образа. Так, в сборнике мидрашей “Шмот рабба” упоминается явление этого покрова во время Синайского откровения. По версии Шолема, на нём было выгравировано 72-буквенное имя Творцаxxi. Среди терминов, обозначающих “покров” для Писания характерен лвуш – “одежда”, а для устной традиции халук – в современном языке “одежда, халат”. В нашем тексте мы имеем 2 варианта списков, использующих традиционный халук и более информативный хилук, отсылающий к глагольному корню хлк (дающему соответствующее нашему термину отглагольное существительное в биньяне пиэль) – “делить, различать”. Это позволяет нам интерпретировать “облачение” как специальное “устройство” для проявления букв, на котором они становятся различимыми для восприятия адепта в особом состоянии сознания. Следовательно, сами буквы обладают такими качествами, что их можно считать с помощью декодирующего объекта.

Как мы уже упоминали, параллельно в традиции существует сюжет о расположении букв на короне (более раннее атара, позднее кэтэр). Именно так с оформлением концепции сфирот будет называться первая сфира, которую большинство источников выносит за пределы тварного космоса или помещает в мир Эманации Ацилут. Естественно предположить, что тайна короны или более сокрыта или, по крайней мере, не предназначена специально для открытия тварным формам, в то время как хилук должно нести проекцию букв на более плотные уровни материального мира. Но каким образом воспринимается эта проекция? Здесь мы сталкиваемся с термином хакукин – “выгравированы, высечены”, который мистическим образом сопутствует появлению букв практически в каждом аналогичном контексте. Особое место сотворение букв в их связи с мировым творением занимает в “Сэфер Йецира”, где сказано: “выгравировал их и высек, взвешивал и переставлял, и присоединял, и оформил в них душу каждого творения и душу каждого, кто будет сотворён в будущем”xxii. “Все вещи в нашем мире содержат в себе… лингвистические элементы и существуют благодаря их силе. Основа этой силы – единственное Имя, то есть, Тетрограмматон. “Мировой процесс – это, по своей сути, процесс лингвистический, основанный на неограниченном количестве комбинаций букв”xxiii. Наиболее очевидная интерпретация хакук следует из самого языкового корня, поскольку от единого источника в иврите происходят и “высечь, выгравировать”, и “издать закон”, а также существует сближение с вариацией корня хэйк – “лоно”. Поэтому всё, что высечено, идет изнутри, из сокрытого центра, от сути и обретает вечную законодательную силу. Естественно, у исходного глагола присутствует коннотация “нарезания” чем-то более тонким по более грубой (“каменной”) стабилизированной основе, которая, благодаря своим качествам, будет длительный срок сохранять образовавшийся паттерн. Интересно, что в Торе практически повторяется данная деталь, когда говорится о скрижалях: “михтав… харут аль hалухот… мишней эврейhэм… мизэ умизэ” – “письмена… вырезанные на скрижалях… с обеих сторон… с той и с другой” (Шмот 32: 15-16). Хотя здесь употреблён другой лексический термин, идея воспроизведена в точности, как и другая существенная для данного контекста деталь – таинственная “объёмность”, голографичность видения. В нашем гимне мы имеем содержательную аналогию – “и выгравировано… изнутри и снаружи”. Таким образом, на данном этапе у нас сложилось следующее представление: “буква” имеет свето-огненную природу, она объёмна, её можно “нарезать”- записать в память, можно считать проявляющим устройством, она обладает законодательным принципом для процессов мироздания, может вступать в соединения, от которых зависит качество данных процессов, медитативное созерцание букв приводит адепта в особое “огненное” состояние сознания.

Итак, во второй части гимна мы имеем дело непосредственно с состоянием огненного преображения.
^ И нет творения, чьи глаза могут созерцать его <одеяние>,

И нет глаз плоти и крови, и нет глаз служителей его <служителей Престола>,

А смотрящий на него, и вглядывающийся в него и видящий его -

Овладевают орбитами его глаз и поворачивают их вспять,

И орбиты его глаз извергают и выводят факелы огня,

И они воспламеняют его, они сжигают его,

^ И огонь, выходящий из человека зреющего палит и испепеляет его”.
Данная часть имеет чёткое деление: первые 3 строчки акцентируют недопустимость зрительного контакта с буквами на хилук, далее следует таинственная строчка о превращении в глазах, последние 3 строки рисуют “самосожжение” адепта. Мы предлагаем интепретировать 4-ю строку данной части, как место смыслового центра гимна, переломную точку в состоянии медитатора, центр ЭНИОвихревого паттерна текста, к которому подтягивается внутренний “энергетический кокон” практикующего. Данная строка имеет ряд рукописных версий, где выделяется странный вариант “охэз махазориют галгалэй эйнав”, т. е. “овладевает периодичность орбитами его глаз”; слово махазориют с одной стороны, передаёт коннотацию частотности процесса циркуляции, с другой - создаёт образ вращательно-вихревого движения, т.к. глагол леhахзир (от которого происходит исходный вариант, данный нами в переводе) означает “возвращать, отражать”, имея также идею повторяющегося вращения, циркуляции. Данный термин используется и в таинственном описании симметричной структуры меркавы, когда камень Престола Славы (который всегда находится в центре) как бы отражает (бросает этот вихревой поток) на служителей Престола, и “стоящие справа отражаются и стоят слева, стоящие слева отражаются и стоят справа”, то же происходит с теми, кто спереди и сзади. Все они – как бы мультиплицитное повторение одного и того же: “Смотрящий на это, говорит, это – то же, что и это, поскольку черты лика этого походят на черты лика этого”xxiv. Эти загадочные формулировки изображают некий центральный сверкающий камень, многократно проецирующий своё отражение в рамках замкнутой зеркальной сферы, запечатлевая себя под разными углами в стенках и храня всю информацию о них в себе. Поскольку в нашу задачу не входит рассмотрение такого сложного и важного образа как меркава, о которой также существует множество исследований, обратим внимание только на то, что наш термин, связанный с возвращением, вращением, отражением аналогичен использованному в приведённом выше отрывке из другого источника hэйхалот. Более того, даже терминологически возникает уже упомянутое сходство между воздействием контакта с меркавой и контакта с буквами в нашем гимне. На данной стадии также существенным является акцент стиха на идее глаза, частота вихревой пульсации воздействует именно на глаз, и из глаз прежде всего начинает извергаться огонь. Выражение галгалэй эйнав (приблизительно, “орбиты глаз его”) также не однозначно, поскольку гальгаль – это и “колесо меркавы” и “цикл вращения” (включая обращение небесной сферы) и удвоенный корень “волна” и ещё множество коннотаций. Поэтому данное выражение может подчеркивать не просто внешний вид глаза, но процессы происходящие в нём, включая частотные характеристики вибрации хрусталика и все аспекты качеств последнего как кристалла. Таким образом, центром гимна и являются превращения, инициированные изменениями ЭНИОпаттерном в аппарате глаза, который является отображением более тонкого и высшего кристаллического эффекта в общей ЭНИОструктуре человека. Опустив описание огненных явлений, перейдём к 3-ей части.
^ А из-за чего <это>? Из-за подобия глаз облачения (хилук)

Зоhарариэль YHWH элокей исраэль,

Увенчанного короной и являющегося на Престоле славы,

^ И приятна и сладостна красота его на вид подобная красоте сияния,

Величественны глаза подобия Святых животных,

Согласно сказанному:

Свят, свят, свят Господь Цеваот! Вся земля полна славы Его!”
Строение данной части в целом мы уже комментировали, в настоящий момент существенной является корреляция первой строки и последней строки первой части, где впервые говорится о буквах Тетрограмматона. Соединив их, мы получим, что глаза облачения и есть буквы, ибо именно они в основе эффекта, происходящего с адептом, и только о них говорилось в отношении облачения (под ним имеется в виду значение хилук, согласно реконструкции выше). Даннае идентификация букв и глаз, сказанная открытым текстом, позволяет нам обратиться к опыту уже упомянутого каббалиста Авраама Абулафии, наследие которого вплотную и тематически примыкает к нашему гимну, и приводит к вышесказанному своеобразные доказательства из духовной практики, т.к. многие труды Абулафии написаны непосредственно вслед его личных психотехнических впечатлений.

Вклад основанной А. Абулафией в Италии в XIII веке профетической Каббалы в развитие концептуального осмысления кода буквы и практического использования комбинаций букв с целью достижения пророческого экстаза или изменённого духовного видения представляет большой интерес для исследования гуманитарных и естественных наукxxv. Поскольку данное учение целиком посвящено теме букв, мы в краткой форме остановимся только на нескольких фактах, значимых для нашего контекста – так мы скажем несколько слов о визуализации Абулафией централизованной сферы и остановимся на его понимании буквенных кодов посредством составления буквенных комбинаций.

Первый эпизод из опыта Абулафии связывает воедино идеи буквы, глаза, видения человека на Престоле в технике меркавы, Урим-ве-Туммим и просветляющего зеркала-кристалла и относится к результатам его техник комбинирования букв. Мы остановили анализ нашего гимна на сравнении букв с глазами, именно к этому мы сейчас и вернёмся “с помощью” Абулафии. Поверхность, покрытая большим числом глаз, известна в мистической литературе еще с книги пророка Иезекииля (1-я гл.), где впервые в письменной традиции отразилось видение меркавы, данный образ является традиционным атрибутом восхождения по небесным Дворцам. Мы предлагаем подойти к рассмотрению значения этого образа, обратившись к высказыванию Абулафии: “Форма букв, несмотря на их плоскость, тяготеет к выпуклости, тогда как и форма глаз также выпуклая, поэтому когда он получает силу от букв, в которые простирается их объём <глаз>, она очень плотная и грубая так же, как и… в тайне Урим-Туммим – и она <сила> изображается в глазах его головы<изнутри>, и буквы просветляют глаза, утопая в них, и оттуда сила переходит в сердце и тонет в нём.., и сердце получает её и исполняет… свои действия, и превращает из потенции в акт, постигая это сокрытое чудоxxvi. Здесь каббалистом обрисовывается своеобразная интеграция буквы через глаз в сокровенное сердце – символ высшего духовно-информацтонного центра человека – посредством “утончения” грубой внешней материальной формы, проходящей как бы по иерархии свои всё более тонкие аналоги до самого концентрированного свёрнутого информационного паттерна – точки-центра. “Тайна Урим-Туммим” представляет собой в течение всей истории своего существования загадку для исследователей, ибо данные предметы, как известно из традиции, были таинственными 12-ю камнями – фрагментами одеяния Первосвященника, посредством которых осуществлялся “диалог со Всевышним”. Первосвященник задавал вопрос, и в камнях загорались некие световые конфигурации, указывающие на сочетания определённых букв. Абулафия ставил в один ряд Урим-Туммим и буквы, обращаясь к талмудической трактовке (Йома 73b) камней как чистого (просветляющего) – урим и нечистого (не просветляющего) – туммим - зеркал-кристаллов (аспаклярья hа-меира, аспаклярья ше-эйна меира). В целом, воздействие букв (как и их внутренняя сущность) связывалась с камнем-кристаллом, внешнее созерцание которого символизировалось стадией не просветляющего (или другой термин – сила воображения), а попадание внутрь него – стадией просветляющего зеркала-кристалла (или активным интеллектом). Нужно заметить, что комбинирование букв Абулафии так же как и в литературе Покоев приводило к созерцанию меркавы с Человеком на Престоле, поэтому в связи с последним он пишет, что достигший созерцания Престола и видящий образ Славы Господней “…как бы видел себя внутри просветляющего кристалла”xxvii. Последний образ отсылает нас к данным исследований внутреннего космоса человека, упоминающим видение централизованной светящейся зеркальной объёмной конфигурации. В продвинутой фазе техники в центр данного объекта может попасть и сам медитатор, при этом ощущая себя одновременно вбирающим в себя всю эту сферу, периферия которой может рассматриваться и как переплетающиеся светящиеся нити и как разворачивающиеся из сердцевины лепестки, и как сеть геометрических фигур, организованных по законам безупречной симметрии и гармонииxxviii, и просто как многообразие отражений в зеркальной изнанке сферы. Как свидетельствует Абулафия, именно такого состояния “пребывания внутри” ему и удалось достичь, а то, в чём он пребывал слилось в единый образ светящегося кристалла, камня урим и “дворца” буквы (именно так, hэйхалот, и будут называть буквы в Золотой век Цфата (сер. XVI в.)xxix). Если теперь попробовать перейти к интерпретации данного объекта, любопытно упомянуть определение Урим-Туммим, данное в известном труде Хэртака “Книга знаний”: ”Освящённые кристаллы, создающие коммуникационную решётку посредством Сакрального Света и звуковых паттернов, которые создают конфигурации, вступающие во взаимодействие с гармоническими иерархиями в данной магнитной сетке”xxx. Интересно сопоставить данную стилизованную терминологию, вспомнив наши рассуждения о “нарезании” в память творений буквенных образов с описанием программирования кристалло-компьютера у Иваненко: “…Внутри кристалла создавалась сложная лабиринтообразная “сеть торсионных волноводов”. Внутри “сети” потоки тонких энергий, “омывающие” кристаллическую решётку, претерпевали разнообразные геометрические преобразования. Процесс шёл до тех пор, пока соответствующим образом трансформированный импульс не вступал в резонансное взаимодействие с кристаллической решёткой (тем самым “считывая” или “записывая” на неё соответствующую информацию)… Подобный “кристаллокомпьютер” несёт в своей структуре универсальную формулу Вселенной”, поскольку сохраняет память о возможной структуре переплетений “торсионных колец вакуума” (который в свою очередь также имеет кристаллическую структуру)xxxi. Вероятно те паттерны интерферограмм, резонирующие и записывающиеся на кристаллическую решетку “тонких полевых структур – точек космического самоотражения”, грубым аналогом которых являются материальные кристаллы, и лежали в основе понимания “буквы” на глубинных слоях “эзотерического” архетипа сознания, инспирировавшего формирование концепции “буквы” в еврейской мистике. Поскольку такая точка является “фокальным” центром и времено-пространственной сети и ЭНИОструктуры человека, буквы, как линейные развёртки содержания данной точки, лежат и в фундаменте мира и в самой сути человека (материализуясь в ДНК), как сказано в “Сэфер Йецира”: “22 буквы основания“.

Интересно, что в традиции раскрывается не только “микрокосмический” переход от буквы к структурам внутреннего космоса – комбинирование букв, видение кристалла в психотехнике, но и присутствует глубинная связь букв со структурами вакуума. Так, сравним у Иваненко: ”Согласно некоторым современным физическим теориям (напр., "теории петлевого вакуума" Аштекара-Смолина), - имеющим существенное сходство с Учениями Древней Мудрости - ткань вакуума (сходную по своей структуре с рыцарской кольчугой, т. к. она формируется переп­летением "торсионных микроколец") выполняет функции брони, защищающей наш хрупкий мир от необузданной мощи Космического Огня (о котором много сказано в трудах Н. и Е Рерих)”xxxii и текст Апокалипсиса Баруха, сохранившегося в греческом варианте и представляющего собой свидетельство писаря Иеремии, восходившего к небесному Престолу. Барух восхищен ангелом к огненной колеснице, на которой присутствует подобие человека в страшной короне. Около колесницы движется огромная птица; на вопрос Баруха ангел отвечает: ”Это хранитель мира, она сопровождает солнце и, раскидывая крылья, поглощает огненные лучи. Если бы она не впитывала их, ничто живое не выжило бы”. И птица распростёрла крылья, и я увидел на них громадные буквы”xxxiii. Естественно, что Солнце – это не ближнее космическое светило, а символ того самого космического огня (“Духовное Солнце” эзотерики), который упоминается выше.

В еврейской традиции среди комментариев на мидраш “Буквы раби Акивы”, где говорится о том, как буквы сходят с короны Всевышнего, чтобы ими был сотворён мир, указывается, что проявленные буквы не могут употребляться по одиночке. Сила одной буквы намного превышает энергетические возможности этого мира, поскольку концентрирует в себе всю энергетическую мощь нерасчленённой совокупности всех возможных букв, если она реализуется, мир не устоит. Комбинации букв качественно меняют характеристики каждой буквы, подобно тому, как на нижних планах раскрываются совершенно новые свойства химических элементов, вступающих в соединения. Особый потенциал приписывался каббалистами буквам Божественных имён, поэтому последним кратким разделом нашей статьи будут слова, посвященные технике комбинирования букв у Абулафии.

Оживляющая сила буквенных комбинаций широко использовалась ещё с древности в еврейских магических практиках (о чем существуют талмудические упоминанияxxxiv), основной из которых была практика создания искусственного человека Голема, оживление каждой части которого было связано с определённой комбинацией букв. По мнению Абулафии, Божественное имя не просто связано с какой-либо стороной человеческого существа, оно вписано в душу человека, и любой процесс изменения структуры Божественного имени ведёт к изменениям в человеческом сознании. Его практики комбинирования состояли в деструктуризации Имён и последовательном сочетании их элементов с другими буквамиxxxv. Хотя это материал другого большого исследования, в нашем контексте необходимо было упомянуть данные детали чтобы показать, что понимание идеи буквы только отталкивалось от конкретной буквы-элемента языка и восходило к информационным тонким аналогам, задающим основу тварным формам и бесконечно повторяющимся во всех измерениях Живого. Понятие меркава возводилось Абулафией к реализации корня со значением “составлять”, т. е. истинный смысл тайны Колесницы раскрывался и как конструирование соединений букв – творение и программирование Жизни. Другой термин для комбинаций цируф имеет коннотацию “выплавлять, рафинировать”, т. е. создаёт образ огненного преображения, очищения от примесей, производимого Творцом, чтобы достичь красоты и гармонии рождающегося мира.

Согласно вышесказанному космогенетический процесс можно сравнить с пространственно-временным разворачиванием из центра-точки, содержащей спресованную информацию о всех возможных информационных паттернах-буквах, цепочки структурированного набора букв (алфавита), переплетённого, подобно 2-м спиралям ДНК-РНК, и без разрыва, ибо “их конец внедрён в их начало, и их начало – в их конецxxxvi. Весь материал, приведённый здесь, стремился осветить глубину понимания смысла буквенного кода еврейской мистики, которое, как нам кажется, представляло абсолютное единство с современным направлением развития естественнонаучного мировоззрения во взглядах на идентичность структуры человеческой речи и генома, системы химических элементов и других аспектов физической реальности. Древняя мудрость имела веские основания не преподносить знания в открытой форме, поэтому духовный уровень современного человека во многом зависит от его нравственной и интеллектуальной готовности проникнуть в информационную сокровищницу наследия прошлого.
Заболотная Наталья Борисовна, филолог-востоковед, Туро-колледж,

zabolotny@mail.ru


i См., напр., Гаряев П.П. Волновой геном. – М., 1994; Волновой генетический код. – М., 1997.

ii См. Длясин Г.Г. Азбука Гермеса Трисмегиста или молекулярная тайнопись мышления. – М.: Белые альвы, 1988; с. 119: “… в современной науке существует голографическая модель мозга Карла Прибрама, голографическая модель Вселенной Дэвида Бома и постепенно рождается голографическая модель ДНК”.

iii Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994, кн. и доклады акад. А. Акимова, Г. Шипова, связанные с концепцией “торсионного мозга Вселенной” etc.

iv Гаряев П.П. Волновой геном, с. 28, а также упомянутый ссылочный аппарат.

v См. Иваненко К.И. “Meditational Images as Metaprogrammes for Scientific Research”, - VII-th International Conference on Psychotronics. – Carrolton, USA, December, 1988; в рукоп. “Математические модели современных технологий и морфогенетической инженерии”; “Metaphysical Mission of the Pentagon”; “Торсионное поле – плодородная почва для произрастания новых идей (краткий комментарий к интервью с А.Акимовым)” и т.д.

vi Заболотная Н.Б. Прорыв в Великое Ничто. Символика “предела” в эзотерической терминологии. – М., 1997.

vii См. об этом Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. – Иерусалим, библиотека “Алия”, 1993, т.1, гл. 2, с. 68-118.

viii Сифрут hа-hэйхалот, мистика, магия веангелология (иврит). – Иерусалим: Еврейский университет, 1994, с. 43-44.

ix См. Эндель Мария “Сефер Йецира” в еврейской средневековой магии// Труды Третьей молодёжной конференции СНГ по иудаике “Тирош” / Сер.: “Judaica Rossica”. Вып. 3.М., 1999, с. 31-41.

x Шолем Г. Там же, с. 285.

xi По сверке программы Bar Ilan’s Judaic Library Response Project (Bar-Ilan CD-Rom) (5.0) (ивр.)

xii корень фрх также имеет коннотацию “парения в воздухе”.

xiii гимн содержится в сб. “Большие hэйхалот”; цитируется по тексту Сифрут hа-hэйхалот…, с. 47, датируется Г.Шолемом не позднее 3 в. н.э. и частично анализируется в издании Sholem G.G. Jewish Gnosticism, Merkava Mysticism and Talmudic Tradition. New York, 1965, p.59.

xiv Сэфер Теhилим мефораш беяд Амос Хахам. – Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1979, с.33 (ивр.), а также Вайс Меир Писание изнутри. Псалом 114// Библейские исследования. Сост. пр. Барух Шварц. – Сэфер. Академическая серия, вып. 1, 1997, с. 586-587.

xv Гаряев П.П. Волновой геном, с.36.

xvi Шолем Г. Основные течения…, с.93.

xvii Хасидов средневековой Германии.

xviii Idel M. The Mystical Experience in Abraham Abulafia. New York, 1988, с.16

xix Idel M. Там же, с. 14.

xx См. псалом 104:2.

xxi Sholem G.G. Jewish Gnosticism, Merkava Mysticism and Talmudic Tradition. New York, 1965, p.58-59.

xxii Gruenwald I. A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira// Israel Oriental Studies, vol.1 (1971), pp.132-177.

xxiii Эндель Мария там же, с.33.

xxiv Сифрут hа-hэйхалот.., 160, с.51.

xxv исчерпывающая библиография исследователей этого вопроса приведена в статье Я.Лобкова Пророческая каббала: анализ текста “Врата Праведности”// Труды Третьей молодёжной конференции СНГ по иудаике – “Тирош”/ Сер.:”Judaica Rossica”. Вып.3. М., 1999, с.8-16.

xxvi Абулафия А. Ситрей Тора – по изд. Idel M. The Mystical Experience…, с.159.

xxvii Абулафия А. Имрей шефер - Там же, с. 107.

xxviii Факты такого опыта приводились во многочисленных работах Иваненко К.И., см. указанные выше и др. работы, а также тезисы докладов в ж. Парапсихология и психофизика 1997, 1(23);1998, 1(25) и др.

xxix “^ Все буквы нашей Торы – святость по своей сути, святость материализованная, т.к. они подобны телам и замкам силы руханиют (“духовность”), которая внутри них и исходит свыше”. Alqabetz Ms Oxford – Bodleiana, 1663, цит. по изд. Idel M. Hasidism: Between Ecstasy and Magic. State University of New York Press, 1995; “Буквы имен - замки света и руханиют. Они подобны плоти, в которую облекаются мысли, находящиеся в сердце”. Сordovero “Pardes Rimmonim” – Idel M. Там же.

xxx Hurtak J.J. The Book of Knowledge: the Keys of Enoch. - California, 1977, p. 608.

xxxi Здесь и далее: Иваненко К.И. Кристалл Чинтамани: легенда о фантастической реальности // Аномалия 18(174) 1998.

xxxii Иваненко К.И. “Торсионное поле – плодородная почва для произрастания новых идей (краткий комментарий к интервью с А.Акимовым)”, в рукоп.

xxxiii Niehoff M.R. The Phoenix in Rabbinic Literature, - Harvard Theological Review 89:3 (1996) 245-65.

xxxiv Эндель Мария Там же, с. 35.

xxxv Idel M. The Mystical Experience…, p. 19.

xxxvi “Сэфер Йецира”, цит. по Эндель Мария, там же, с.33.

Похожие:

Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconКонкурс 2013 "Лучший отечественный измерительный прибор года"
Но и в отечественной приборостроительной промышленности в последнее время стали все чаще стали появляться новые разработки, причем,...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconПорядок исчисления и уплаты ндфл по выигрышам
В настоящее время игорный бизнес активно развивается. На улицах Российских городов все чаще стали появляться игорные заведения, в...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconУспешный «управляющий ростом»: какой он?
В этот период рост был само собой разумеющимся «приложением» к толковому руководителю. Однако в последнее время рост вдруг «вышел...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconЛюбительская укв радиостанция
В последнее время все больше радиолюбителей посвящают свой досуг увле­кательному занятию — любительской радиосвязи на укв
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconОбучение фрактальной геометрии студентов вуза как средство интеграции математики и информатики
Ьная геометрия – молодое быстроразвивающееся математическое направление, связанное не только с выдвижением новых математических идей,...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconВ данном курсовом проекте необходимо разработать проект лвс для травматологического...
Локальные сети в последнее время из модного дополнения к компьютерам все более превращаются в обязательную принадлежность любой компании,...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconВ последнее время все больше растет число сельскохозяйственных предприятий...
Выходом из сложившейся ситуации все чаще становится разработка грамотного, и, что самое необходимое, эффективного бизнес-плана, позволяющего...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconНа дворе стоял май 1986года. Это существенно,что именно май, потому...
Чернобыльской зоне стали появляться первые артисты. В мае же их еще невозможно было туда заманить и первыми, кто откликнулся на просьбу...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconРабочая программа дисциплины администрирование информационных систем...
МО) информационных систем (ИС), программного обеспечения (ПО) и способов администрирования ис и сетей, программного обеспечения средств...
Н. Б. Заболотная в последнее время в исследованиях информационных особенностей живых систем в качестве методологической схемы всё больше стали появляться разновидности фрактальной спирально-концентрической голографиче iconМатериал к 1-му заседанию международного клуба
Ставший в последнее время почти мистическим, ужас методологической критики вкупе с некоторыми другими психологическими стереотипами,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница