Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма




Скачать 226.56 Kb.
НазваниеСравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма
Дата публикации30.06.2013
Размер226.56 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > География > Документы
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма

Я выражаю глубокое почтение Трем Сокровищам – Божественному Гуру, Освобождающей Дхарме и Священной Сангхе. С благоговением я преклоняюсь перед великими риши, сиддхами и божествами парампары Учения Лайя Йоги. Да пребудут всегда с нами благословения Даттатрейи, Линии Передачи святых и сиддхов!

Вступление

Абсолютное Сознание манифестируется при помощи пяти сил: Сришти-шакти (силы творения), Стхити-шакти (силы поддержания), Самхара-шакти (силы разрушения), Тиродхана-шакти (силы сокрытия божественного) и Ануграха-шакти (силы Пробуждения). Мы рассматриваем все духовные учения, религии, школы, как манифестацию Просветляющей силы Абсолюта. Абсолютная Истина лежит вне слов, понятий, религий, концепций – она запредельна, все исходит из Единого Источника и является манифестацией Абсолютного Сознания. В своей статье «Лайя-йога сиддхов, Учение Будды и Адвайта Шанкары» Гуру говорит о том, что Буддизм и Адвайта-веданта – это не разные вещи, и их противопоставление принадлежит только различающему уму пандитов и историков. Во всех священных текстах этих традиций мы находим общие параллели, единый взгляд на природу Абсолютной реальности. И чем выше Учение, тем все меньше различий и определений, так как мы приближаемся к Сути, к Истоку – а он Един.

Сразу можно сказать, что Учение Дзэн и Учение Лайя-йоги имеет много общего. И в Учении Лайя-йоги, и в Учении Дзэн, метод и мудрость – одно. И в Дзэн и в Лайя-йоге Учение передается прямо от Учителя к ученику, «от сердца к сердцу», минуя слова и концепции.

Учение махасиддхов, сахаджья или пратьякша-адвайта очень близко дзэнскому духу непосредственного переживания истины.

Сущность Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма можно выразить при помощи четырех положений:
«Быть вне учения и за пределами традиции,

Не опираться ни на слова, ни на символы.

^ Указывать прямо в ум человека

Увидеть собственную природу и достичь Просветления»
Учение Лайя-йоги имеет очень глубокую философскую базу, доктрину Адвайта-веданты, на которую мы опираемся в практике. Это философия Даттатрейи, Шанкары, риши Васиштхи, Гаудапады.

Хотя Дзэн и является особой формой буддизма, он не имеет своей собственной философии, за исключением той, которую обычно принимают буддисты школы Махаяна

Своеобразный дух Дзэн, вероятно, можно описать как определенную «прямоту». В Дзэн присутствует такое ощущение, будто Пробуждение – нечто вполне естественное, почти осязаемое: оно может произойти в любой момент. Просветление в Дзэн «либо сейчас, либо никогда». Если его трудно достичь, то лишь потому, что все слишком просто.

Дзэн больше опирается на непосредственный опыт достижения Учителей, Патриархов, использует бесконечное множество историй, притч, ситуаций, которые передаются из поколения в поколение, от Учителя к ученику. Учение Дзэн не привязано к какому-либо одному, определенному пониманию Буддизма. В Дзэн считается, что первоначальное Учение Будды включало в себя все разнообразие Учений, поэтому в Дзэн очень важно наличие Учителя, который не даст возникнуть какому-либо собственному пониманию Учения и Пути Просветления.

В Лайя-йоге практика Гуру-йоги является основной, так как это учение Ануттара-тантры и взаимосвязь Учитель-ученик очень тонкая. Передача Учения происходит не только словесно, на уровне текстов или посвящения в техники, но также посредством общения в снах и на уровне тонкой речи. Можно сказать, что Учитель вдыхает свой дух и свое видение в ученика.

Учение Лайя-йоги является зрелым плодом на древе практической Адвайты и квинтэссенцией драгоценных наставлений древних риши и святых. Благодаря философской базе и древним ведическим текстам учение Лайя-йоги проявляется в стройной системе понятий и символов.

Сравнивая почти любое существующее учение с Учением Лайя-йоги, можно сослаться на изречение: «Учение Лайя-йоги подобно следу царского слона, в который могут поместиться следы всех других животных». И Дзэн – не исключение.

В Лайя-йоге, в отличие от Дзэн, методов гораздо больше и они даны на уровне трех учений – сутры, тантры и Ануттара-тантры. Методы разработаны в глубокие, полные Учения, самодостаточные мандалы, каждая из которых может привести к Освобождению. В Лайя-йоге метод – это видья, божество. В Дзэн методов не так много и они в основном даны на уровне сутры. Даже если и провозглашается какой-то аспект мудрости, он не поддерживается методом для того, чтобы эту мудрость реализовать. Например, это касается раздела пространства – Учения о шамбхави-мудре. В текстах Догэна говорится о пространстве, но учения как такового нет.

Дзэн не имеет раздела тантры и Ануттара-тантры, то есть он не работает с энергией, реализуя только уровень сутры. Но, как учение Махаяны, Дзэн намного шире применяет методы по сравнению с практиками Хинаяны и интегрирует естественное состояние в повседневную жизнь.

Когда мы проводим сравнительный анализ двух учений, мы рассматриваем параллели на основе трех составляющих Учений: Основа, Путь и Плод. Основа – это высшее мировоззрение, на которое опирается Учение. Путь состоит из мудрости, вытекающей из Основы, медитации, метода (упайя) и действия (как объединять мудрость и метод с повседневной жизнью). Плод – это то, что мы намереваемся реализовать в итоге практики.

Основа

В Лайя-йоге:

Основа – это фундаментальный ум, то, что является Всевышним Источником всех явлений во вселенной. В Лайя-йоге мы говорим о саморожденной, естественно присущей Мудрости осознавания «Я» (Сахаджье, Праджняне) вне всякой двойственности и мыслей.

Праджняна символизируется пространством, не имеющим ни границ, ни центра, ни сторон, непостижимым и бесконечным. Она совершенна без каких-либо усилий и чиста в силу своей природы.

В «Теджабинду Упанишаде» говорится:
«Не пусто оно, но пустым представляется и превосходит Пустоту; не мысль, не мыслящий и не мыслимое, но то, о чем только и следует мыслить.

То — Все; высочайшая Пустота, из высочайшего — высшее; состояние, нет которого выше, несознаваемое; превосходящая понимание истина, неведомая ни мудрецам, постигшим суть, ни даже богам».
Основой в Лайя-йоге является способность Исконного Бытия к проявлению, пульсации (спанда) в виде Света (Джьоти), Звука (Нада) и Сияния (Спхурана). На этой основе мы достигаем способности стать Божеством, творцом новой вселенной.
В Дзэн:

Основой является природа Реальности, достижение Сознания Будды, мудрости (праджни) на основе Самадхи или Сатори в результате практики. Эта мудрость такова – «я не-тело», «я не-чувства», «я не-ум» (мысли), «я выше всего этого»; я неописуемое, невыразимое, без вкуса, запаха и формы, вечное, бесконечное Сознание.

Природа Реальности описывается как «таковость» – татхата, «как она есть», и это есть истинное состояние Будды и всех существ.
«Совершенная и подлинная природа явлений есть истинная сущность, которая одинакова во всех частях»

«Знай, что указывая именно на бессущностность свойств, я говорю, что все вещи не имеют возникновения или исчезновения, что они в своей основе невозмутимы и прибывают в нирване»

^ Из «Писания, открывающего Тайны»
Будда рассматривается не как отдельный человек, достигший Просветления, а как вечный метафизический принцип, которым обладают все существа.

В Дзэн говорится о том, что истина очевидна, она проста и кроется в самых обыденных вещах.
Далее мы сравниваем Путь.

Путь духовной практики в Лайя-йоге описывается в трех понятиях: взгляд, или воззрение (джняна), медитация (дхьяна) и поведение, или действие (крийя).

Воззрение

Лайя-йога:

Воззрение в Лайя-йоге означает прямое неконцептуальное видение, основанное на понимании философии недвойственности.

В Лайя-йоге, как и в классической Веданте, взгляд или видение может быть выражено в следующих трех позициях: первая соответствует сутре, вторая и третья — тантре и Ануттара-тантре.

1. Баддха-дришти – «нети-нети» (не-то, не-то) – точка зрения устранения, взгляд сутры.

2. Митхья-дришти – взгляд тантры, «точка зрения иллюзии».

3. Правилапа-дришти – «ити-ити» (и то, и то) – взгляд ануттара-тантры, точка зрения «растворение следствия в причине».

Собственно Лайя-йога относится к воззрению правилапа-дришти.
Дзэн:

Буддизм Махаяны имеет взгляд на мир баддха-дришти – «нети-нети» (не-то, не-то). Это взгляд сутры.

«Праджня-парамита-хридайя сутра» – это одна из основных сутр, на которые опирается Дзэн и в ней говорится:
«Таким образом, о Шарипутра, всем вещам присуще свойство пустоты. Они не имеют ни начала, ни конца. Они ни порочны, ни непорочны, ни совершенны ни несовершенны. А потому, о Шарипутра, здесь, в этой пустоте нет ни формы, ни восприятия, ни имени, ни понятий, ни знания. Здесь нет ни органов чувств, ни тела, ни ума. Нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязания, нет предметов. Нет знания, нет неведения, которое нужно устранить».

^ Два пути: постепенный и мгновенный

И в Лайя-йоге и в Дзэн существуют такие понятия, как постепенный и мгновенный пути достижения Освобождения. Они связаны с тем, на что опирается ученик в практике: на мудрость или на метод. Метод связан с активным упорным йогическим усилием. Мудрость - с мгновенным постижением, постоянным пребыванием в Основе, полным поглощением, «лайя» путем самотрансценденции, устранения эго и полным недеянием.

В этом эпизоде Бодхидхарма указал на мгновенное постижение, пребывание в источнике, в высшем взгляде недвойственной истины.

Общепринято считать, что постепенный путь «викас» предназначен для людей с обычными способностями (пашу) и героев (вира). Мгновенный путь «лайя» предназначен для духовных гениев, тех, кто с детства одарен способностями к созерцательной мудрости (дивья).

В Дзэн наставник Хуэй-нэн говорил, что постепенный путь для людей медленно, слабо соображающих, а мгновенный путь для людей быстро соображающих.
«Существуют как постепенные, так и внезапные (югапат) достижения Просветления: первый путь – очищение загрязненных устоев или проекций ума (ашрава), второй – паравритти – внезапный переворот в глубинах сознания, при котором исчезает дуалистический взгляд на мир. Тогда сознание уподобляется зеркалу, мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы».

«Ланкаватара сутра»
На практике чаще всего йогины следуют смешанным путем, т.е., имея в виду высшее понимание, они усердно прилагают усилия для очищения и достижения Самадхи, чтобы, как только представится возможность, встать на путь Сахаджа-самадхи вне усилий, т.е. мгновенный путь самотрансценденции.

И в традиции Лайя-йоги, и в традиции Дзэн высший взгляд принимается сразу и вся практика ведется из точки созерцательного присутствия, самотрансценденции, не отделяя себя от Всевышнего источника.

^ Три Золотых правила – шравана, манана, нидидхьясана

Как и в других духовных традициях индуизма, так и в Лайя-йоге адепт выполняет садхану, опираясь на три главных принципа: шравана, манана, нидидхьясана, которые составляют сущность созерцательной практики Лайя-йогина, его главной сердцевиной.

Шравана

Шравана – это пратьябхиджня даршан – «прямое введение», которое дает переживание «вкуса» (раса) недвойственного видения.

И в Лайя-йоге и в Дзэн Учителя пользуются тремя методами передачи истины:

- устной передачей, путем словесного объяснения,

- при помощи аналогий,

- при помощи алогичного поведения или парадоксального языка.

Какой из способов используется, зависит от того, на каком уровне сознания находится ученик. Для начинающих йогинов используется словесное объяснение.

Учитель помогает ученику прервать поток рационального мышления, а затем дает объяснение, обращенное к его духу:
«Почему ты не знаешь себя, того, кто сам есть воплощение Сознания, Блаженства и Бытия, того, кто созерцает ум и его колебания?»

Шри Ади Шанкарачарья, «Разъяснение изречения»
Учитель обращается к ученику, пытаясь пробудить сквозь пелену неведения его саморожденную ясность, обнаженное осознавание. Это подобно тому, как будят спящего.

Для йогинов с наивысшими способностями используются оригинальные методы прямого введения – символическая передача или за пределами мыслей (в безмолвии или через ситуации).

В символической передаче Учитель, описывая природу Бытия или видение, использует особый сумеречный язык тантры (сандхья бхашья), метафоры и символы. Символическая передача адресуется подсознанию, т.е. интуитивному мышлению тонкого тела, которое действует в сновидениях.

В «Сахаджа-йогини-чинтаостями» говорится:
«Вот это чудо!

Лягушка глотает слона!

^ Обезьяна ест камни!

Бесплодная женщина рожает!

Как изумительно!»
В безмолвной передаче Учитель намекает на невыразимую, безумную, абсурдную для логического ума природу недвойственного Бытия. Он молчит, кричит, либо говорит абсурдными головоломками, ведет себя необычным образом, создавая ситуации пробуждения в ученике, когда его привычное видение мира рушится, и он открывается великой силе Ясного Света. Либо он дает ученику соприкоснуться с сильной энергией этого мира, которая останавливает на время поток его двойственного мышления, шокируя, увлекая его и обнажая чистое состояние «не-Я».

Примером может служить обучение йогина Наропы у Тилопы. Наропа прошел радикальную школу под руководством своего Гуру Тилопы. С целью освободить ум Наропы от привязанностей к мирской жизни, цепляний за привычные стереотипы двойственного мышления, от эгоистичных надежд и страхов, Тилопа представал перед ним в различных шокирующих и пугающих обличиях, ставил его в нелепые, абсурдные и даже рискованные ситуации, из которых Наропа должен был выйти победителем.
Дзэн:

В Дзэн Учителя так же объясняют ученику природу реальности на уровне поверхностного сознания, но характерный способ Дзэн – это неконцептуальное воздействие на сознание ученика при помощи простых, несимволических действий и слов.

Учителя почти никогда не говорят о Дзэн, пребывая в воззрении, они ошарашивают ученика состоянием, в котором находятся, тем самым передавая им прозрение. В Дзэн это называется кэнсе. «Кэн» - значит «заглянуть во что-то», «се» - наша истинная природа.

Непосредственное общение с Учителем и прояснение у него этого состояния считается главным, а действия Учителя могут быть совершенно непредсказуемыми.

В Дзэн также существует такой метод, как диалог между Учителем и учеником (Мондо), буквально означают «вопрос и ответ».

Цель диалогов Учителя и ученика в том, чтобы ввергнуть вопрошающего в некое внезапное озарение или же испытать глубину его интуиции. И обычно эти истории заканчиваются Сатори ученика.

Токусан заметил однажды: «^ Вопрос – это ошибка, но и не спрашивать тоже не правильно».

Говорится, что нужно непосредственно слиться с духом Учителя и вступить в контакт с «внутренним центром», тогда мы безошибочно поймем, куда ведут все непосредственные методы Учителей.

Манана

Второй главный принцип в Лайя-йоге – манана, обдумывание и пребывание в непоколебимой уверенности.

Получив прямую передачу и открыв новое видение в Самадхи, ученик должен обрести непоколебимую уверенность в новом видении реальности, устранить ошибки, отклонения и прояснить, как полагаться на саморожденную Мудрость. Обретя веру в свое нерожденное «Я», полностью предаться его созерцанию, т.е. встать на путь йоги без метода «анупайя» и непрерывно пребывать в высшем состоянии «не-медитации».

Мы выполняем практику оставления всего «как оно есть», считая, что пребывать в таком созерцании, осознавая совершенство, чистоту, безупречность воззрения уже достаточно. Это путь мгновенного Просветления, связанный с самотрансценденцией.

«Ступени Великого Пути» Свами Вишнудевананда Гири:
«В движении или покое и даже во сне не покидаю Ясного Света. Ушли все заблуждения и привязанности, ушли все страдания и неведение. Энергия переплавляется в чистый дух, а дух возвращается к великой пустоте, внутреннее смешивается с внешним. Как чудесно! Нет даже тени сансары. Вижу святых и небожителей. Берегу созерцание, как мать – единственного сына».
Однако практика не ограничивается только созерцанием. В Лайя-йоге практика подразделяется на две части. Первая связана с умом и пребыванием в естественном состоянии, вторая часть связана с энергией.

Практика работы с умом включает в себя как созерцание, так и различные медитации.

Работа с энергией включает в себя Кундалини-йогу, Нада-йогу и Джьоти-йогу, а так же Нидра-йогу.
Дзэн:

В Дзэн стадия манана связана с решением коанов.

Коан – это дзэнская история, которая логически не может быть разрешена. При помощи работы с коаном совершается прорыв сознания за пределы ума в недвойственное, пустотное осознавание.

Учителя школы настаивают на том, что в учениках необходимо возбудить самый сильный дух искания – всепоглощающее чувство «сомнения», при котором почти невозможно хоть на миг забыть о коане, который необходимо решить. Сначала поиск ответа происходит вовне, а затем, разочаровавшись во внешнем поиске, ум поворачивается вовнутрь и ищет самого сомневающегося.

Коан – это наподобие Атма-вичары, он заставляет повернуться ум ученика вовнутрь и искать природу Будды в самом себе. И искать ее со всей присущей ему энергией, не прекращая поисков ни на минуту, ни днем, ни ночью – даже в часы дзадзэн, работы или еды.
«Думай над звуком хлопка одной ладони. Думай о том, как зовут ребенка бесплодной женщины. До тех пор, пока не получишь ответ, и это будет знаком того, что раскрыто это не концептуальное осознавание».

^ Свами Вишнудевананда Гири

Нидидхьясана

Лайя-йога:

Прояснив естественное состояние и устранив ошибки, ученик Лайя-йоги готов, чтобы вступить в кульминационную фазу практики — непрерывное созерцание.
«Смотри, слушай звуки, касайся, обоняй, пробуй на вкус, гуляя, сидя или стоя, покинь вращение мыслей и не отдаляйся от созерцания одного».

Махасиддха Сараха
Дзэн:

В Дзэн стадия нидидхьясаны также связана с непрерывным созерцанием исконной Природы Сознания.
«Если внутри своей собственной природы вы ищите Будду посредством созерцания, то это и ведет к становлению Буддой и обретению Просветления – бодхи».

Хуэй-нэн «Сутра помоста».
В Дзэн также очень важно отпускание себя, расслабление, отсечение надежды и страха.

Это происходит во время общения Учителя и ученика, когда ученик без промедления должен ответить на вопрос Учителя или произвести какое-либо действие, которое бы исходило не из реакции поверхностного ума, а из самого центра осознавания.

Не-деяние и отпускание себя выражаются в таких высказываниях:
«Сидишь – и сиди себе; идешь – и иди себе. Главное – не суетись попусту».

Юнь-мэн
Когда Юнь-Мэня спросили, что является величайшей тайной Буддизма, он ответил: «^ Клецка!»

Один монах спросил Чжао-чжоу: «С какой целью прибыл с запада первый патриарх?» Чжао-чжоу ответил: «Кипарис во дворе!»

Аналогии в отпускании себя в Лайя-йоге, и Дзэн одинаковые:

- Стать подобным «пустому бамбуку».

- Стать подобным «листу, несомому ветром».

- Стать подобным «пучку травы, брошенному на дороге».

Таким образом, шравана, манана и нидидхьясана – это главные принципы созерцательной практики. В Дзэн не говорят о шраване, манане и нидидхьясане, но эти три принципа присутствуют, так как по этим принципам проявляется любое Учение, сам коренной смысл постижения Учения состоит в этих принципах.

Медитация

Лайя-йога

В сердце каждой из многочисленных духовных традиций мы можем найти наставления о пребывании за пределами усилий, за пределами концепций, за пределами медитации и самого медитирующего.

Для практикующего Лайя-йогу медитация — это пребывание в изначальной Мудрости покоя, когда нет отвлечений, пребывание в том мировоззрении, которое Учитель показал йогину прямо.

Как сказал Шри Рамана Махариши: «^ Просто оставайтесь в покое».

Лайя-йогу также называют йогой не-медитации. То есть созерцание – это не медитация, это то, что за пределами медитации, когда мы выходим на такой тонкий уровень, что медитировать или не медитировать – нет никакой разницы.

Один йогин восемь лет медитировал в ритрите, в горах и обрел ясновидение. Он сказал Учителю: «Я очень хорошо продвинулся в успокоении ума. Я могу за несколько дней предсказывать события, которые возникают». Учитель посмотрел на него с состраданием и сказал: «Какая жалость!» Ученик подумал: «Что такое? Может быть, он не обладает такими способностями, как я, и просто мне завидует?» Но потом опытные монахи ему сказали: «Посоветуйся с ним, потому что он просто так ничего говорить не будет». И он спросил у Учителя: «А что же мне делать?» Учитель ответил: «Ты восемь лет медитировал, а теперь не медитируй вообще, просто пребывай в осознанности». Этот йогин сказал, что ему просто было трудно первые два года, поскольку он привык к успокоению ума, безмятежности, для него было непонятно, как это «не медитировать». Тем не менее, он понял, в чем принцип осознанности за пределами фиксированной медитации – это естественное состояние.

Для того, чтобы прийти к не-медитации, самотрансценденции, необходимо пройти путь самоосвобождения, то есть очистить и успокоить ум. И это мы делаем, используя базовые методы медитации, которые помогают раскрыть и углубить пустотную осознанность, а затем, достигнутый уровень глубины осознанности мы переносим в движение и взаимодействие с объектами внешнего мира, и наше созерцание и интеграция получают глубину и зрелость.

Это такие медитации, как:

Анапанасати – наблюдение за дыханием.

Атма-вичара – медитация на источник сознания.

Махашанти – переживание огромного бесконечного пространства и утрата чувства «я», смешивание внутреннего и внешнего пространства.

^ Медитация Бесконечного пространства – выход за рамки всех объектов, имеющих форму и ощущение себя и Вселенной как неделимого пространства.

Медитация на Свет – объединение «Света Сына» и «Света Матери» и пребывание в единстве безграничного сияющего «Света Сына и Матери», внутреннего и внешнего пространства.

Нираламбха (безопорная медитация Божественной гордости) – открытие недвойственного осознавания себя как проявления Абсолютного сознания.

^ Настройка на просветляющий вселенский импульс Ануграха-шакти – эта техника является высокопродвинутой практикой для йогинов категории «дивья» (божественный), тех, кто открыл естественное состояние и нуждается в последних устранениях цепляния за личные усилия и за идею «я медитирую». Именно с этого момента начинается «йога не-медитации», Лайя-йога в чистом виде. Утрачено «я», которое медитирует и открывается естественное состояние, созерцание.
Дзэн:

В Дзэн само название Учения Чань — «дхьяна» (по-китайски — чаньна) говорит за себя, то есть основной практикой является «созерцание», «медитация». Основа достижения в Дзэн строится именно на практике медитации, которая называется дзадзэн.

Целью практики Дзэн является Сатори, которое пережил Будда Шакьямуни после многолетней практики аскетизма. В Дзэн практика дзадзэн – это проявление подлинной природы Будды.

Дзадзэн очень глубоко передал мастер Догэн и уделял этой практике первостепенное значение.
«Обрести Путь возможно только через практику». Медитация – это обретение состояния Будды через нашу практику».

Догэн
Постигните изначальную точку, свободную от связывающих сетей. Если вы испытаете это на опыте, вы станете подобным дракону, плавающему в океане, или тигру, обитающему в горах. Знайте, что истинная Дхарма возникает сама собой, сметая препятствия и рассеянность».

Его метод медитации опирается на недвойственное, абсолютное воззрение. То есть единство мудрости и метода. Дзадзэн для него есть само Просветление и именно в практике дзадзэн можно увидеть единство мудрости и метода.
«Просто сидите на своей подушке, ничего не ожидая. И тогда, в конце концов, вы вновь обретете свою подлинную природу. Другими словами ваша собственная подлинная природа вновь обретет самое себя».

^ Сюндрю Судзуки
В нашем Учении дзадзэн можно сравнить с медитацией махашанти.

На начальной стадии практики в Дзэн также используются такие медитации, как слежение за дыханием, подсчет дыханий для успокоения ума и выработки устойчивой позы для сидения.

Поведение

В Лайя-йоге

Принцип приложения осознанности ко всему — главный принцип в поведении. Мы должны проявить созерцательное присутствие и воссоединить его с ситуациями обыденной жизни в относительном измерении.

Во внешнем поведении йогин придерживается принципов винаи, во внутреннем — самайи (т.е. в любых ситуациях проявляет «чистое видение»), в тайном — Единой самайи созерцания. Высшим же повседневным состоянием в поведении является: «Самадхи текущей реки», «безумная мудрость», «лила-буддхи» — спонтанная игровая активность в поведении на благо живых существ.

В Лайя-йоге поведение рассматривается в трех аспектах: сутры, тантры и ануттара-тантры. В зависимости, на какой стадии практики находится садхак, такого типа поведения он и придерживается.

Существуют различные виды рекомендуемого поведения для начинающих и для продвинутых йогинов. Эти типы поведения описываются в терминах: «пчелы», «оленя», «немого», «безумца», «льва» и «собаки-свиньи».

Поведению отводится очень большое внимание, т.к. Учение проявляется именно на уровне объединения внутреннего пространства осознанности с внешним пространством проявленного мира. По мере углубления практики эти пространства начинают смешиваться и в результате происходит объединение двух пространств, исчезновение субъекта и объекта.

Очень важен принцип интеграции.

Принцип интеграции предполагает постоянное согласование нашего созерцательного состояния с проявленными энергиями. Мы прикладываем нашу осознанность к движению тела, мыслям, звукам речи и событиям каждый миг нашей жизни.

Это достигается путем объединения мысли, речи, действий тела с мирными, нейтральными и гневными энергиями внешнего мира. Это запредельные практики Учения Лайя-йоги. Они передаются непосредственно от Учителя ученику на высших стадиях практики. И они ведут к реализации «единого вкуса» всех явлений. Физическое тело полностью очищается от карм и превращается в чистое тело Шуддха-дэха, которое спонтанно играет в пространстве на благо всех живых существ.
В Дзэн:

Бодхидхарма оставил два принципа, соблюдая которые можно достичь Просветления. Это «Путь разума» и «Путь праведного поведения»

«Путь разума» - это постижение Праджни, просветляющей Мудрости, при помощи духовного Учителя, который приводит к глубокой вере в истинную природу, которой наделено в равной мере каждое живое существо. Оставаясь твердым и невозмутимым, он никогда не сворачивает в сторону. Он спокоен, безмятежен и не связан различными понятиями.

«Путь праведного поведения» подразумевает четыре действия, которые включают в себя все остальные:

1.Не испытывать ненависти.

2.Быть покорным карме.

3.Не иметь желаний.

4.Быть в гармонии с Дхармой.

В Дзэн также присутствие объединяется с повседневной жизнью.

Мастер Линь-цзи говорил своим ученикам:
«Когда пришло время одеваться – оденься. Когда надо идти – иди. Когда надо сесть – садись. Забудь совсем о достижении состояния Будды. Ты говоришь, что достиг полной власти над своими шестью чувствами и над всеми своими поступками, но я считаю, что все это создает карму. Искать (природу) Будды и искать Дхарму – тоже означает создавать карму, которая ведет в ад. Стремиться стать бодхисатвой, - тоже означает создавать карму, так же как изучать сутры и комментарии к ним. Будды и патриархи – это люди, свободные от подобной искусственности. Повсюду говорят, что есть Дао, которое следует культивировать, и Дхарма, которую следует исполнять. Какое еще дао следует, по вашим словам, культивировать? Какую Дхарму – исполнять? Чего не хватает вам в том, что вы функционируете прямо сейчас? Чего вы хотите добавить к тому, что вы уже есть?»

Плод

В Лайя-йоге, которая является не постепенным методом, а Учением Плода, Основа, Путь и Плод не разделены.

Плодом реализации является достижение трех Просветленных тел:

~ тела чистого сознания, подобного пространству (Джняна-дэха),

~ Радужного тела из световой энергии (Пранава-дэха), достигаемого при жизни или в момент смерти, когда физическое тело йога растворяется и исчезает, преобразуясь в бессмертное тело Света. Йогин оставляет после смерти пучок волос, двадцать ногтей и одежду, полностью исчезая,

~ Иллюзорного тела, подобного материальному, но обладающего чистыми элементами (Шуддха-дэха).

Также плодом реализации в учении Лайя-йоги является достижение семи Джняна-бхумик (земель мудрости), реализация трех видов Освобождения (мукти) – салокья, сарупья и саюджья. А также становление Брахмой-Творцом и реализация главных шакти – сила знания (джняна-шакти), сила воли (иччха-шакти), сила свободы (сватантрия-шакти), сила власти (айшварья-шакти), сила действия (крийя-шакти).
Дзэн:

В Дзэн реализуется тело Дхармакайя – тело Мудрости или тело Закона (Джняна дэха).

Достигается Сахаджа-самадхи, в Дзэн его называют «положительное».

Плодом реализации в Дзэн является Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Согласно учению о «16 стадиях нарастания луны внутреннего осознавания», в Дзэн достигается стадия «Игры» - способность манифестировать энергии Абсолюта посредством своего тела и сознания, быть танцующим, играющим божеством во Вселенной Брахмана.

Вывод

Анализируя Учение Лайя-йоги и Учение Дзэн, можно видеть много общего: Единый Дух, Единая Основа. Непосредственное переживание Абсолютной реальности за рамками слов, доктрин, объяснений, концепций, «прямое видение реальности». Передача Учения от Учителя к ученику, «от сердца к сердцу».

Подобно тому, как в Дзен используются коаны и парадоксальное поведение для Пробуждения учеников, в Лайя-йоге также используются мистические парадоксальные высказывания (улата бамси, уласа), практикуются методы самоосвобождающего поведения для того, чтобы дать возможность ученику пережить изначальную недвойственную осознанность вне концепций.

Также как и в Дзен, в Лайя-йоге большое внимание уделяется сидячей медитации, медитации Великого Покоя (Махашанти).

Однако, как мы уже говорили, Дзен относится к Учениям сутры, путь отречения, в то время как Лайя-йога относится к высшим практикам Ануттара-тантры и представляет собой интеграцию или всеприятие.

Сутра останавливается на уровне сознания, не затрагивая грубые аспекты внешней и внутренней реальности, такие как энергия, тело, поведение. Тантра же, пробудив и освободив сознание, идет дальше, работая с тонкими внутренними энергиями тела, поведением и также внешними энергиями Вселенной, такими как тонкие свет и звук. В Лайя-йоге Освобождение энергий и тела в Ясный Свет происходит не за счет каких-либо методов визуализаций, а за счет простого поддержания самого скрытого глубинного слоя Ума, находящегося за пределами всяких ограничений.

Так же кульминацией учения Лайя-йоги является становление Брахмой Творцом и творение собственной мандалы. Высшим достижением Дзэн является стадия «Игры» по «Учению о 16 стадиях луны внутреннего осознавания».
^ Преклонение перед Тремя Сокровищами

ОМ, Я склоняюсь в поклоне перед «Тремя Сокровищами», наделяющими беспредельной силой на Пути к Освобождению!

Я склоняюсь в поклоне перед всеми святыми линии преемственности Лайя-йоги, которые в своем великом сострадании передали это сокровенное Учение, дарующее Освобождение в течение лишь одной человеческой жизни! Я склоняюсь перед всеми буддами и бодхисаттвами Буддийского Учения, так как просветляющая сила и мудрость Дхармы не знают разделения и границ.

Да послужит написание этого доклада благу всех живых существ во всех трех мирах!

Похожие:

Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconПлод учения. Ограничения человеческого существования. 16 ступеней в Лайя йоге
Таким образом, мы должны размышлять, что же мы хотим с помощью учения Лайя-йоги, какие мы цели ставим, и какие будут результаты?
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconЭта книга является инициацией вхождения в священное измерение (мандалу)...
Изучая ее, вы входите в пространство чистого измерения мира йогов-сиддхов Лайя-йоги, устанавливая с ними духовную связь (самайю)
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconРеферат по истории экономических учений на тему: «Сравнительный анализ...
«Сравнительный анализ экономического учения У. Петти и П. Буагильбера. Чем объясняется их расхождение во взглядах?»
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconВсе, кто пришел на семинар по учению Лайя-йоги, я надеюсь, с верой,...
Мантра, призывающая благословения идти по духовному пути, это мантра Асатома. И мантра Гуру-йоги – это то, что связывает нас с линией...
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconОснова путь и плод Учения
Чтобы практиковать учение Лайя-йоги, вам нужно создать мощный фундамент из правильного воззрения. Когда такой фундамент создан, вы...
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconСеминар я бы хотел начать с молитвы призывания драгоценного учения Лайя йоги
Да ниспошлет оно нам лучи своих благословений. Да дарует сокровенное учение божественную мудрость, веру, духовные силы всем кто ему...
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconСатгуру Свами Вишну Дэв Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика Том I
Учение Лайя-йоги является мистическим откровением, нисшедшим от богов сферы Брахма-локи из рода Сарасвати. Боги, в свою очередь,...
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconОтсекая надежду и страх. [Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод]
I: Происхождение учения Чод. Глава I. Жизнь и полное освобождение Мачиг Лабдон
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconО взаимоотношениях Лайя-йоги нашей линии с буддизмом
В частности, ее исповедовали многие святые из канона 84-х индо-буддийских махасиддхов, к примеру, Сараха, а такие, как Матсиендранатх...
Сравнительный анализ Учения Лайя-йоги и Учения Дзэн-буддизма iconПонятие и функции налоговой льготы
Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница