Книга Симоны де Бовуар «Второй пол»




НазваниеКнига Симоны де Бовуар «Второй пол»
страница1/6
Дата публикации20.05.2013
Размер0.64 Mb.
ТипКнига
skachate.ru > География > Книга
  1   2   3   4   5   6
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» о Другом, трансцендентности, имманентности, властных отношениях, первичном разделении труда, о мифах и «женском уделе»

Ольгерта Харитонова


О книге и ее значении



Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» предваряется эпиграфом из Пифагора: «Есть доброе начало, сотворившее порядок, свет и мужчину, и злое начало, сотворившее хаос, мрак и женщину». Вся книга посвящена «второму началу», ответу на вопрос, почему женщине приписывают зло, хаос и мрак и почему женский пол оказался вторым, а не первым в забеге человеческого общества по линии прогрессивного развития. Ответ дается на первых же страницах: «Человечество создано мужским полом, и это позволяет мужчине определять женщину не как таковую, а по отношению к самому себе; она не рассматривается как автономное существо»* (*все цитаты из Симоны де Бовуар выделены и взяты отсюда: Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. – М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. – 832 с. – но страницы не указаны, так как я не писала научный труд, а просто разбиралась в вопросах «второго пола»). И затем смысл этого тезиса дотошно раскрывается на восьмистах страницах объемного труда.
Книга вышла в свет в 1949 г. сначала во Франции, а чуть позже практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки. Ее успех был ошеломляющим: только в США книготорговцы распродали один миллион экземпляров «Второго пола», и спрос при этом остался неудовлетворенным. Книга сделала имя Симоны де Бовуар не менее знаменитым, чем имя ее друга-мужа-спутника-наставника Жана-Поля Сартра, которого много лет называли «властителем дум» интеллектуальной Европы. Три поколения западных женщин выросли на этой книге, почитая ее за новую Библию.

До сих пор «Второй пол» остается самым полным историко-философским исследованием положения женщины, каким мы его можем наблюдать практически от становления человеческого общества и до конца ХХ века. В книге подведены итоги просчетов и достижений женского движения прошлых лет и подготовлена основа для его дальнейшего развития как движения, которое помогает рождению свободной, «автономной» женской личности, способной «присвоить» свою собственную жизнь, начав с присвоения своего «тела».

Симона де Бовуар не говорит о присвоении женщиной своей сущности, так как, во-первых, с точки зрения экзистенциализма, чьи положения писательница разделяла, сущности у человека нет. Во-вторых, не может быть особой женской сущности, потому что, по мнению либеральных феминисток, у людей личностные начала принципиально схожи, даже равны, вне зависимости от пола. И женщина способна реализовать себя как человек (такой же, как мужчина) – в труде, в творчестве, в саморазвитии.

Симона де Бовуар (1908 – 1986) – французский философ-экзистенциалист – окончила курс философии в Сорбонне вместе с Жаном-Полем Сартром, ставшим затем спутником ее жизни. Именно он после публикации книги «Бытие и ничто» подвиг Симону де Бовуар приступить к работе о женском уделе для подтверждения своей и ее версии экзистенциализма, основных его положений. В «женском уделе» Сартр, похоже, усмотрел крайний вариант «удела человеческого» с заброшенностью индивида в мире «абсурда», «утраченного смысла» и «тошноты». Ему было важно, чтобы, описывая эту предельную ситуацию, Симона проиллюстрировала верность исходных постулатов экзистенциализма. Сначала она отказывалась, так как по ее мнению, женственность никак не отражалась на ее существовании, которое сама Симона активно выстраивала наравне с мужчинами. Но потом она решила исследовать легенды и мифы о женщинах, созданные мужчинами. Увлекшись, Симона де Бовуар обратилась к материалам по биологии, физиологии, психологии, психоанализу. И в итоге получилось очень объемное полноценное исследование женского вопроса от его возникновения и до середины ХХ в.

Вслед за Ж.-П. Сартром С. де Бовуар рассматривает жизнь женщины через призму философской методологии экзистенциализма, разработанной им в книге «Бытие и Ничто». В специфике экзистенциальных отношений между мужчиной и женщиной писательница видит источник формирования представлений о женщине, как человеке «второго пола». Она поднимает множество вопросов, связанных с женщиной: что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины отличается от положения мужчины, способна ли женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть?

Несмотря на увлечение марксизмом, как Сартра так и самой С. де Бовуар, она переносит акцент с проблемы коллективной борьбы пролетариата за свое освобождение на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта. То есть, не вступая в прямую полемику с марксистами, она восстанавливает тему эмансипации в ее истинном значении. Такой подход был естественным для философа-экзистенциалиста атеистического направления, к которому относилась Симона де Бовуар. В системе ее взглядов понятия «свобода воли», «свобода выбора», «самореализация личности» и ее «подлинное существование» занимают основное место.

Как и для любого экзистенциалиста, для С. де Бовуар единственно очевидная реальность бытия – это сам человек, у которого нет ничего заранее заданного, предопределенного, нет никакой «сущности». Человек складывается из своих поступков, его существование является результатом всех совершенных им в жизни выборов. Он волен развивать свои способности или приносить себя в жертву обстоятельствам, условностям, предрассудкам. Только сам человек способен наполнить смыслом свою жизнь.

Именно поэтому в центре ее внимания – не «женские массы» и их «коллективная борьба», а женская личность и ее «ситуация» в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. Симона де Бовуар сосредотачивает свой анализ главным образом на теме отношений мужчины и женщины – отношений субъекта и «Другого», увиденных сквозь призму «подлинного бытия» – бытия личности, способной сознательно выстроить свою жизнь, придать ей смысл и цель.

Рассуждая о личности, о человеке как таковом, до сих пор философы говорили о мужчине. В традиционной культуре принято считать, что ментальность мужчины и человека – тождественны, а ментальность женщины отлична от «человеческой». Суламифь Файерстоун, которая посвятила свою книгу «Диалектика пола» (1970) Симоне де Бовуар, прекрасно сказала об этом: «Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека». Признаки здорового мужчины и здорового взрослого в представлениях людей совпадают, это – рациональность, активность, независимость, индивидуализм, ориентация на достижение социально значимых целей и т.д.

Признаками здоровой женщины называются: эмоциональность, пассивность, зависимость, желание нравиться мужчинам, ориентация на семью и детей, самоотверженность и самопожертвование и т.д. – то есть такие, которые специфичны для женщины, а не характеризуют весь род людской.

Увы, переломить такое представление до сих пор не удалось. Женщины смогли добиться избирательного права, но это не сделало их равноправными членами общества. Тем более что это право женщинам было дано тогда, когда оно уже ничего не решало, когда мужчины милостиво бросили им эту кость, чтобы не уступить в главном – в вопросах власти. Симона де Бовуар считает, что для борьбы за перемену своей участи женщинам не хватает единства: «…действия женщин всегда были всего лишь символическим волнением; они добились лишь того, что соблаговолили уступить им мужчины; они ничего не взяли: они получили. Дело в том, что у них нет конкретных способов образовать единство, которое полагало бы себя в противопоставлении. У них нет собственного прошлого, собственной истории, религии, нет трудовой солидарности и общности интересов, как у пролетариев; нет между ними даже той пространственной скученности, что объединяет американских негров, евреев гетто, рабочих Сен-Дени или заводов "Рено" в единое целое».
Симона де Бовуар положила начало традиции социокультурного подхода к изучению причин дискриминации женщин в обществе. Она показала, что общество конституирует мужское/маскулинное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что «различия» между полами, культивируемые традиционной культурой, носят гендерный характер, т.е. общество надстраивает над физиологической реальностью еще некоторый социокультурный конструкт. В целом же, с точки зрения С. де Бовуар, пол – просто частная физиологическая черта, телесная «метка», которая не должна иметь принципиального значения в жизни женщины.

Хотя Симона де Бовуар не употребляла термин «гендер» (одно из ключевых понятий современного женского движения) в своей книге, тем не менее всей логикой рассуждений она предвосхитила современный подход к проблемам пола. И в этом ее несомненная заслуга.

После Второй мировой войны мир с его надеждами на долгожданное спокойствие, безопасность и процветание, казалось, не оставлял места для социальных протестов и недовольства. В общественном сознании столь же гармоничными должны были выглядеть и гендерные отношения. Женщины, вынужденные в годы войны занять рабочие места мужчин, трудиться в учреждениях и на заводах, теперь могли вернуться к привычным «естественным» занятиям и найти удовлетворение в традиционном домашнем кругу, не заботясь о своих амбициях и правах в общественной сфере.

И тут, в 1949 г., выходит в свет книга Симоны де Бовуар «Второй пол». Как яркая вспышка, она позволила нескольким поколениям женщин увидеть свою судьбу и мир в ином свете. В этой книге, опираясь на философский, психологический, антропологический, исторический, литературный и жизненный материал, де Бовуар впервые пытается осмыслить проблему женского существования в современном мире. Что является препятствием на пути самореализации женщин как личностей, что ограничивает женскую свободу, что мешает им взять ответственность за собственную жизнь?

Чрезвычайную важность приобретает вся совокупность идей, заложенных в книге «Второй пол». Она до сих пор является источником аргументов для женского сопротивления наступлению консервативных, традиционных сил. Особой популярностью у современных российских (и не только) феминисток пользуется постулат «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». С его помощью в общественных дискуссиях по гендеру и по вопросам патриархатного общества легко можно рассеять любые сомнения в том, что в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли и к саморазвитию, что и в мужчине; и наглядно показать социальную сконструированность гендера как женского, так и мужского. Подавление человеческих способностей под предлогом реализации «естественного назначения» калечит женщину, не позволяет ей состояться в качестве полноценного человека.

Еще одна причина актуальности идей Симоны де Бовуар для современного российского женского движения – это поиск идейных опор. Разделяя взгляды Симоны де Бовуар, можно обрести в них опору, позволяющую преодолеть влияние марксистского подхода к проблеме освобождения женщин в том его варианте, который определял содержание советской государственной политики в области равноправия. А мы все знаем, что провозглашаемое в Конституции СССР равноправие на практике достигнуто не было.

Да и вариант атеистического экзистенциализма близок в России людям, исповедующим демократические убеждения, – будь то мужчины или женщины. Такие люди – это, прежде всего, активные личности, не готовые покорно мириться с ситуацией «выживания», на которую их обрекает нынешнее перманентно кризисное время. Такого типа индивид уже избавился от характерных для советского человека социально-психологических комплексов «социального бессилия» и хочет сам распоряжаться своей судьбой. Его устремлениям созвучны слова о том, что только сам человек способен наполнить содержанием свою жизнь. Только человек и его существование – единственная подлинность бытия. И в человеческой природе, и в человеческом существовании нет ничего заведомо заданного, предопределенного – нет никакой «сущности». «Существование предшествует сущности». Человек – это «проект», то есть свободное продуцирование своих целей.

Для таких «активных» неравнодушных людей – женщин и мужчин – ценны тезисы о том, что человек складывается из своих поступков. Что жизнь индивида – результат его способности к реализации своего проекта – им же самим предустановленных целей и средств, к «трансценденции» – продуцированию целей и смыслов. Именно такие люди и в состоянии изменить современное российское общество в сторону приоритета женских ценностей и смыслов.

«Нет, я не Байрон, я Другой…»
Свою концепцию «женского удела» Симона де Бовуар начинает с разъяснения понятия «Другой» – широко используемого в экзистенциализме.
«Категория Другой изначальна, как само сознание. В самых примитивных обществах, в самых древних мифологиях всегда можно найти дуализм Одного и Другого; это разделение первоначально не было знаком разделения полов, это деление не зависит ни от каких эмпирических данных…

"Другое" (иная суть. – Peд.) – это одна из фундаментальных категорий человеческой мысли. Ни один коллектив никогда не определит себя как Нечто, сразу же не поставив перед собой Другого.

Углубленное исследование различных видов примитивных обществ Леви-Строс счел возможным завершить выводом: "Переход из состояния Природы в состояние Культуры определяется способностью человека мыслить биологические отношения в виде системных оппозиций; дуализма, чередования, противопоставления и симметрии, независимо от того, представлены ли они в четких или расплывчатых формах, отражают ли те явления, что нуждаются в объяснении, или фундаментальные и непосредственные данные социальной действительности". Понять эти явления было бы невозможно, если бы человеческая действительность сводилась только к mitsein (со-бытие – О.Х.), основанному исключительно на солидарности и дружбе. Многое, напротив, проясняется, когда вслед за Гегелем обнаруживаешь в самом сознании фундаментальную враждебность по отношению к любому другому сознанию; субъект мыслит себя только в противополагании: он утверждает себя как существенное и полагает всё остальное несущественным, объектом».
Познание вообще начинается с отделения Человека от Природы, с противопоставления Субъекта Объекту. Самопознание – с противопоставления человека человеку, то есть Другому, Иному внутри человеческого общества. Само становление общества начинается с отделения (от природы), а затем продолжается за счет всё большего разделения внутри системы. И в этот же процесс становления вплетен процесс познания. Переходя на следующий этап познания, расставаясь с первобытным мышлением, человек начинает мыслить определениями, а значит, он опредéливает, ставит пределы тем явлениям, с которыми сталкивается. Определяя себя, он ставит себе границы относительно природы, но и – относительно Другого внутри человеческого общества. Для оттачивания собственного «Я», для деталировки, для нахождения более точной позиции человек ставит в оппозицию себе Другого и этот Другой – женщина.

При этом, однако, следует заметить, что связь мужчины и женщины неразрывна, они составляют единое целое и не существуют один без другого; разделить общество по полам не получится. Существенной особенностью женщины является то, что она «Иное» внутри целого, состоящего из двух необходимых друг другу начал.
«В сущности, разделение полов – биологическая данность, а не момент человеческой истории. Их противоположность выявилась в лоне изначального mitsein и не была нарушена впоследствии. Пара – это фундаментальное единство, обе половины которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. Именно этим определяется женщина: она – Другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу».
В схеме, предложенной Симоной де Бовуар, получается, что женщина отзеркаливает мужчину, служит ему и средством самопознания, и средством отделения-связи с природой, и необходимой ему половиной, для ощущения целостности человеческого рода. И признавая свою неразрывную связь с мужчиной, она не отстаивает себя как субъект потому, что не имеет для этого конкретных средств, и зачастую роль «Вторичного Иного» ее устраивает, то есть в этой покорности и вторичности она может ощущать себя счастливой. Женщина не бунтует против отведенной ей роли, так как не желает идти на разрыв, понимая, что последний невозможен, что в результате разрыва целого погибнут обе половины.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconКурсовая работа на тему: "роль купеческого капитала в создании социальной...
Роль купеческого капитала в создании социальной инфраструктуры провинциальных городов во второй пол. XIX – нач. XX вв
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconЦентр конвертируемого образования
С. А. Афонцев, д пол н. А. Д. Богатуров, д э н. А. С. Булатов, д пол н. А. Д. Воскресенский, д и н. Г. И. Зверева
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconКонтрольная работа 2 задания
Введение ( на пол страницы), заключение ( на пол страницы) что достигли. Общий объем 12-15 стр
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconСтанислав Выборов «Человек, которого не было»
Сицилии и предопределили исход всей борьбы за остров. Книга приподнимает завесу над тайной деятельностью английской контрразведки...
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconКонтрольная работа 2 задания
...
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconКнига 1, раздел История конфликта богов и асуров. Текст «Сканда Пурана»
Текст «Сканда Пурана», книга первая – «Махешвара Канда», раздел второй – «Кумарика Канда»
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconДжон пол джексон "скрытый замысел"
Как основатель Института духовного развития "Потоки", Джон Пол путешествует по всему миру, учит искусству слышать Бога, проповедуя...
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconЭто второй урок из серии
Недавно я купил раскладной стол. Я раскрыл упаковку, на пол лавиной высыпались детали. Их было так много, и я понял, что соединять...
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconЧто такое пол, гендер и гендерные роли?
Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин. Только незначительные различия в ролях могут быть отнесены...
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» iconКнига не претендует на полное раскрытие личности Елены Уайт. Не пытаясь...
Елены Уайт и ее служения. Предлагаемая книга поможет увидеть Елену Уайт как личность. В ее первой части освещены ее личные качества,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница