Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво»




Скачать 441.97 Kb.
НазваниеКнига Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво»
страница1/3
Дата публикации16.03.2013
Размер441.97 Kb.
ТипКнига
skachate.ru > География > Книга
  1   2   3




Заключение

экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по проекту

«Промысловый трубопровод БП Одопту 2 – БКП Чайво. Переход через залив Пильтун. Уточнения к проекту» в составе проекта «Сахалин-1, Стадия 1 Обустройства и добычи. Промысловые трубопроводы Одопту»
Г. Москва 14 мая 2008 г.
Общественная экологическая экспертиза была организована и проведена Отделением международной неправительственной организации «Совет Гринпис» в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. Общественная экологическая экспертиза зарегистрирована 12 марта 2008 года Муниципалитетом внутригородского муниципального образования Беговое в городе Москве. Регистрационный номер № 139 от 12.03.2008.
Экспертная комиссия, утвержденная приказом Отделения международной неправительственной организации «Совет Гринпис» от 14 мая 2008 года в составе: председателя - кандидата биологически наук Спиридонова В. А., секретаря – кандидата юридических наук Хмелевой Е.Н., экспертов – доктора биологических наук Карпинского М. Г.; кандидата географических наук Петрова А. В., кандидата биологических наук Зубакина В. А., кандидата химических наук Горохова В. К., члена Международной независимой научно-консультативной группы по западному серому киту (WGWAP) Всемирного союза охраны природы (IUCN) Цидулко Г. А., кандидата исторических наук Мурашко О. А., кандидата географических наук Блиновской Я.Ю., геоморфолога Архипова В. В., старшего преподавателя фкультета почвоведения МГУ, специалиста по приморским почвам Цейца М.А., рассмотрела следующие представленные на общественную экологическую экспертизу материалы:

1. Проект «Сахалин-1», Стадия Обустройства и добычи. Промысловые трубопроводы Одопту. Промысловый трубопровод БП Одопту-2 – БКП Чайво. Переход через залив Пильтун.

Книга 1. Общая пояснительная записка.

Книга 2. Генеральный план и транспорт

Книга 3. Основные технологические решения

Книга 4. Конструктивные решения трубопровода

Книга 5. Инженерное оборудование, сети и системы

Книга 6. Организация строительства

Книга 7. Мероприятия по охране окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду

Книга 9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

2. Дополнительные материалы:

2.1. Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод БП Одопту-2 (Северная) – БКП-Чайво»

2.1. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при эксплуатации опасного производственного объекта

3. Инженерные изыскания (в трех томах)

4. Согласования, одобрения по проекту от федеральных и региональных уполномоченных органов.
1. Краткое содержание представленных материалов

Материалы проекта, представленные на общественную экологическую экспертизу, содержат уточнения к проектной документации по промысловому трубопроводу Северная БП Одопту - БКП Чайво, ранее получившей положительное заключение Главгосэкспертизы РФ и Государственной экологической экспертизы в рамках ТЭО строительства «Проект Сахалин-1 Стадия -1», и отражает проектные решения, принятые для первой очереди добычи с месторождения Одопту.

В состав проекта входит двухфазный трубопровод диаметром 406,4 мм (16 дюймов) от северной буровой площадки (СПБ) Одопту до БКП Чайво. Протяженность трубопровода составляет около 79 км, включая участок перехода через залив Пильтун длиной 10 км.

Основные отличия данных проектных решений от ранее выпущенного ТЭОС проекта «Сахалин-1», состоят в следующем. Первоначально планировалась разработка месторождения Одопту сразу с двух буровых площадок Северной БП Одопту и Южной БП Одопту. В районе Южной БП Одопту планировалось разместить БКП Одопту, где должно было производиться разделения продукции скважин и их предварительная подготовка. В соответствии с первоначальным проектом предусматривалось строительство трех промысловых трубопроводов, соединяющих Северную БП Одопту и БКП Одопту: трубопровод для подачи неразделенной продукции скважин диаметром 508 мм (20 дюймов); трубопровод для закачки воды диаметром 219,1 (8 дюймов), газопровод диаметром 168,3 мм (6 дюйма).

В представленных материалах по разработке месторождения не планируется бурение и добыча нефти с площади Южная БП Одопту. С северной БП Одопту будет пробурено 7 добывающих скважин. На площадке будет размещаться установка подготовки продукции для сепарации нефти, воды и газа. Вода будет закачиваться в нагнетательную скважину. Газ будет компримироваться, смешиваться с нефтью обводненностью до 2% и поступать в проектируемый двухфазный трубопровод СБП Одопту – БПК Чайво.

Трубопровод Северная БП Одопту – БКП Чайво диаметром 406,4 мм (16 дюймов) протяженностью около 79 км (49,1 мили) будет транспортировать смешанный поток нефти и газа с мгновенным пиковым расходом нефти и газа 5882 куб\сут (37 тыс. барр./сут.) и 2,379 млн. м. куб/сут. (84 млн. ст. куб. футов/сут.) соответственно.

Трасса трубопроводов СПБ Одопту – БКП Чайво пройдет по ранее запроектированным трассам и в полосе отвода трубопроводов Северная БП Одопту – БКП Одопту и БКП Одопту – БКП Чайво.

В представленных материалах изложены основные технологические решения трубопровода (его протяженность, маршрут трассы прокладки, проектирование трубопровода, объем перекачиваемой продукции, система безопасности).

Значительной частью проекта являются основные решения по организации строительства трубопровода через залив Пильтун, которое предусматривает следующие этапы:

- сооружение ледовой переправы (намораживание ледяного покрова, разбрызгиванием воды до усадки льда на дно или толщины, безопасной для работы строительной техники);

- монтаж трубопровода

- разработка траншеи;

- спуск трубопровода в траншею трубоукладчиками.

В проектных материалах дается представление о природных условиях и современном состоянии окружающей среды в районе проведения работ (метеоусловия и показатели загрязненности атмосферного воздуха; гидрологические условия, качество вод и донных отложений; геологические условия и сейсмичность; возможные физические факторы воздействия во время проведения работ; характеристика особо охраняемых природных территорий; состояние различных представителей морской биоты; существующие особо охраняемые природные территории),

В проекте приводится оценка воздействия на окружающую среду залива Пильтун при строительстве и эксплуатации трубопровода, меры, предпринимаемые для охраны окружающей среды.

Также приводится информация о инженерно-технических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуациях при строительстве и эксплуатации трубопровода.
2. Замечания и предложения
Общая оценка представленных материалов
1. Все эксперты отмечают слабую проработку, недостаточность представленной информации, некорректность анализа данных, в связи с чем представленные материалы нельзя признать полными.

2. В рассмотренных материалах указывается, что переход трубопровода через залив Пильтун будет произведен в самой его узкой части, что неверно: залив пересекается практически в самой широкой его части.

3. В рассмотренной документации отсутствуют разделы, связанные с ролью залива Пильтун в прибрежной экосистеме Охотского моря, а так же с оценкой возможного влияния реализации рассматриваемого проекта на эту экосистему и на животных, особенно занесенных в Красную Книгу РФ, обитающих на данной акватории Охотского моря.

4. В моделировании воздействия перехода траншейным способом залива Пильтун отсутствует моделирование и оценка влияния ледовой переправы на общий гидрологический режим залива в момент сооружения, эксплуатации и саморазрушения (по-видимому) переправы. В то же время из представленных материалов ясно, что к моменту окончания строительства перехода переправа будет представлять искусственную ледовую преграду длинной 10 км, шириной 30 м и толщиной от 110 до 150 см при максимальной естественной толщине льда в заливе 120-150 см. Существование такой искусственной ледовой преграды не может не отразиться на гидрологии и биопродуктивности залива в весенне-летний период 2008 г. Выполненная оценка воздействия на окружающую среду игнорирует существенное и возможно долговременное воздействие, связанное со строительством ледовой переправы, которое повлечет за собой ослабление водообмена между внешней и внутренней частями залива, изменение гидрологического и гидрохимического режима и, возможное отрицательное воздействие на экосистему залива и прилегающих частей Охотского моря.

5. В целом ряде разделов моделирование и оценка воздействия на водные биоресурсы выполнены, исходя из предположения, что воздействие строительства и эксплуатации трубопровода на животный мир прилежащей к заливу акватории Охотского моря невозможно, что далеко не очевидно.

6. В представленных материалах отсутствует оценка прямого и/или опосредованного воздействия строительства и эксплуатации трубопровода на популяцию Охотоморских (Западных) серых китов, занесенных в Красную Книгу РФ, и их среду обитания.

7. В представленных материалах отсутствуют договор водопользования, так и решение о предоставлении водных объектов в пользование, необходимые в соответствии со статьей 11 Водного Кодекса РФ для использования водных объектов, предусмотренного проектом.

8. В представленных материалах отсутствует План ликвидации аварийных разливов нефти, обязательность разработки которого требуют Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (с изменениями от 15 апреля 2002 г.), Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и Приказ Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 621 от 28 декабря 2004 г.

9. В представленных материалах альтернативные варианты прокладки трубопровода не рассматриваются, что противоречит пункту 2.4. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном Приказом Госкомэкологии от 16 мая 2000 г. N 372, в соответствии с которым «При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

10. В представленных материалах отсутствует оценка последствий для экосистемы северо-восточного Сахалина и ее компонентов возможных аварий различной степени тяжести (в том числе, максимально тяжелых) с разливом нефти. Меры по минимизации ущерба от строительства и эксплуатации нефтегазопровода следовало бы разработать, не только для белоплечего орлана, но и для других видов, занесенных в Красную книгу РФ и МСОП.

11. В представленных материалах отсутствует оценка воздействия связанных с реализацией проекта социально-экономических последствий, в том числе, материалы по оценке воздействия проекта на среду обитания и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Сахалинской области.

12. ^ Содержание и форма представленных материалов обсуждения проекта с общественностью не соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам разделом 4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372

Оценка литодинамических условий реализации проекта и воздействие на приморские почвы
1. Залив Пильтун, являясь частью акватории Охотского моря, относится к прибрежно-шельфовой зоне о.Сахалин. В связи с этим, все виды изысканий должны быть выполнены в объеме предусмотренным СП 11-114-2004. Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений, Москва, 2004. Согласно данному СП, исследования «Литодинамических условий» выполняются в рамках цикла «Гидрометеорологических изысканий» в комплексе с проведением инженерно-геодезических, инженерно-геологических работ и должны включать:

- описание литолого-геоморфологических условий;

- расчет динамики наносов;

- оценку величин динамики рельефа дна и берегов;

- оценку воздействия на дно ледяных образований на дно и берега.

Судя по представленным материалам, соответствующие изыскания и расчеты либо были проведены не в полном объеме, либо не проводились вообще. В частности, нигде не приводятся такие важнейшие показатели, как:

- величины среднемноголетних деформаций рельефа дна и берегов под действием волновых факторов, штормовых нагонов и течений, вызванных приливно-отливными колебаниями уровня в заливе;

- величины экзарации дна ледяными торосистыми образованиями, параметры надвигов и навалов льдов на берега, глубина промерзания грунта на участках контакта лед-дно, межгодовая изменчивость ледовых условий.

Так, например 2003 год, когда проводились ледовые изыскания, характеризовался относительно холодной зимой и высоким уровнем ледовитости в районе о.Сахалин, существенно превышающей ледовитость в последние годы, характеризующиеся ускорением глобальных и региональных климатических изменений. Игнорирование этого обстоятельства, также как и условий формирования сезонно-мерзлых грунтов в контактной зоне может повлечь за собой значительные осложнения в период строительства ледовой переправы и укладки трубопровода.

2. В представленных документах не решен ряд вопросов, в частности, относительно использования техники в зоне контакта «залив-суша». Не представлена информация о том, как будет организован подъезд техники к ледовой переправе. Предметом особого внимания должна быть организация заезда на переправу, поскольку здесь тяжелая техника может сильно разбить берег, впоследствии это приведет к поступлению большого количества твердых частиц в лагуну. Кроме того, если будет нарушен дерновый покров, то берега впоследствии будут разрушаться под действием волн и дождевых вод, что также будет являться источником поступления твердых частиц в лагуну.

3. В отношении воздействия проекта на почвенный покров береговых участков необходимо отметить, что раздел отчета, касающийся оценки почв совершенно определенно составлялся достаточно квалифицированными специалистами-экологами, но не почвоведами. Это подтверждается использованием крайне архаичных выражений (видимо скомпилированных из старых учебников) не употребляющихся в современной научной почвенной терминологии. Подбор проведённых анализов почвенных образцов представлен стандартным набором (из тех же учебников), который не соответствует требованиям при почвенных исследованиях в регионе.

Мероприятия по сохранению почвенного покрова не продуманы (избыточно-недостаточные) и требуют более тщательного изучения вопроса

4. Таким образом, несмотря на кажущиеся очевидные, в том числе и с точки зрения динамики берегов и дна преимущества данного варианта строительства перехода трубопровода, имеются и ряд нерешенных проектом вопросов, которые могут оказать негативное влияние на как само сооружение, так и экологическую безопасность прилегающей территории.
Обращение с отходами
В материалах Книги 7 документации проекта вопросам утилизации бытовых и производственных отходов посвящен пункт 2.4.5.3.1. Четыре абзаца, приведенные в нем, носят исключительно декларативный характер. К данному тексту возникает ряд вопросов.

1. Не указаны объемы образуемых отходов, места для временного и централизованного их размещения. Вызывают ряд вопросов варианты обращения с отходами. Так, в качестве одного из предпочтительных вариантов указана переработка. По прямому назначению использовать образуемые при чрезвычайных ситуациях отходы невозможно, а отсутствие инфраструктуры ставит под сомнение использование данного варианта. Что касается сжигания, то для осуществления данного варианта необходимо получение разрешения. Из содержания раздела неясно, имеется ли оно? Что подразумевает биологическая обработка. Какие биоремидианты будут использованы? Где располагается «специализированный объект» для утилизации отходов, и каким образом они будут туда транспортированы?

2. ^ Не определено место вывоза образующегося отходов. Заказчик должен заключить договор на вывоз и утилизацию отходов с уполномоченной организацией. В результате реализации проекта будут образовываться следующие отходы, подлежащие вывозу и утилизации: стружка от труб (их зачищают перед сваркой, в результате чего остается стружка), катушки от проволоки (проволока расходуется при сварке труб), аккумуляторы, шины, тара из-под ГСМ, испачканные в ГСМ ветоши, загрязненный ГСМ снег, лед и грунт и т.п. В случае отсутствия такого договора, заказчик сам должен вывозить и утилизировать отходы в соответствии с установленными правилами. Например, под ТБО должна быть отведена специальная площадка (с соответствующими разрешениями), загрязненный снег должны переплавлять, а оставшуюся от него воду очищать от ГСМ и т.п.

2. В проекте не представлен порядок организации вывоза отходов. Из текста не следует, будет ли организован систематический вывоз отходов, или они будут вывозиться только после выполнения определенного этапа работ (или завершения всех работ). Более предпочтительным является систематический по мере необходимости вывоз отходов. В этом случае все участки работ должны быть обеспечены специальной тарой, которая в установленные сроки должна опорожняться. Естественно, что строителями должны соблюдаться правила временного складирования мусора в установленные места, за чем должен быть установлен внутренний контроль. Если же отходы будут вывозиться только после выполнения определенного этапа работ (или завершения всех работ), то часть мусора будет оставлена на месте в снегу, а потом может попасть в лагуну. Кроме того, в этом случае, есть риск, что строительная организация может не успеть убрать мусор — работы по плану завершаются в конце марта, а в конце апреля или начале мая река Пильтун вскрывается [Многолетние данные..., с. 186]. Примерно с этого времени лед в лагуне будет ослабевать. И нет никаких гарантий, что график проведения работ будет укладываться в сроки (см. стр. 2-10, нижний абзац), или что реки не вскроются раньше, чем обычно.

3. Нет никакой ясности в представленном проекте с организацией сбора и утилизацией бытовых отходов в местах проживания и питания людей, осуществляющих строительство. Указывается, что они будут проживать во временном поселке строителей (см. Книга 7, 2.4.3). Однако ни слова не сказано о том, как будет организован вывоз твердых бытовых и организован сброс сточных хозяйственно-бытовых вод, а также имеется ли разрешение на это.

5. В представленных документах не разъяснен вопрос, каким образом будет заправляться техника, занятая на строительстве трубопровода. Возможны два варианта. Первый, заправка на берегу, на специально оборудованной площадке. В представленных материалах не сказано, предусмотрена ли такая площадка. В соответствии с действующими природоохранными нормами она должна находиться вне водоохранных зон, на ней поверхность земли должна быть покрыта бетонными плитами, иметься специально оборудованные места для хранения ГСМ и мусоросборники. Второй, при котором техника может заправляться на льду, что неизбежно, в случае, если техника ночью будет оставаться на льду. Но на льду заправка возможна только со специальных машин, оборудование которых исключает пролив топлива. Следовательно, проект должен предусматривать наличие таких машин. В случае если процесс заправки будет осуществляться с обычных топливозаправщиков, то должны быть предусмотрены меры по утилизации загрязненного снега и льда после каждой заправки.
Вопросы водопользования

1. В соответствии с проектом предусматривается использование водных объектов:

- для размещения и строительства трубопровода через залив Пильтун;

- изъятие воды из реки Пильтун или залива Пильтун для намораживания ледовой переправы;

- изъятие воды из реки Пильтун для гидравлических испытаний трубопровода.

В соответствии со статьей 11 Водного Кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договоров водопользования (часть 1 указанной статьи) и решения о предоставлении водных объектов в пользование (часть 2 указанной статьи).

В представленных материалах отсутствуют как договор водопользования, так и решение о предоставлении водных объектов в пользование, что не соответствует приведенным нормам законодательства.

2. Также проектом предусматривается, что «условно чистая вода» (см. Книга 7, стр. 2-8, 20 строка сверху) после гидравлических испытаний будет сбрасываться «на рельеф». Данное проектное решение также требует соответствующего разрешения в соответствии с действующим законодательством, в случае, если сброс будет осуществляться в почвы, или договор водопользования, если воды будут сбрасываться в водные объекты. Ни один из этих документов в материалах проекта не представлен.

Таким образом, представленные материалы в части использования водных объектов не соответствуют нормам действующего законодательства.
Оценка воздействия на экосистему и биологические ресурсы залива Пильтун

1. Залив Пильтун представляет собой типичный лиман, в верховья которого втекает несколько рек и который узким протоком соединяется с морем. Сильные морские приливы вызывают регулярные поступления морской воды в залив, тогда как сток рек в замкнутый водоем позволяет накапливаться воде пресной. Поскольку залив достаточно велик, соленость в различных его частях должна различаться. Как следует из текста «Результатов экологических исследований ….», «Вода соленостью 20‰ и более отмечается только в припроливной части. К центральной части залива соленость быстро снижается и на большей части акватории не превышает 2-6‰» (стр. 4.7).

Водоемы с соленостью 2-20‰ выделяют в отдельную категорию солоноватоводных (brackish water). Соленостный режим в таких водоемах становится одним из важнейших факторов, влияющих на биоту. Такие водоемы расположены обычно в зоне контакта морских и пресных вод, и там происходит смена морской флоры и фауны на пресноводную. При этом число как морских, так и пресноводных видов резко сокращается, достигая суммарного минимума при солености 4-6‰, что было названо “минимумом видов” или “парадоксом солоноватых вод”, несмотря на то, что в этой нише появляются также свои специфические солоноватоводные виды (Remane, 1934, Хлебович, 1974). Кроме того, в солоноватоводных водоемах обычно существует т.н. фронтальная зона, в которой наблюдается градиент солености и где происходит оседание выносимой реками органической взвеси, за счет того, что основная масса пресноводного планктона гибнет, а на дне формируется высокопродуктивная зона. Впрочем, эта фронтальная зона может и быть размыта, и в таком случае осаждение выносимой реками органики происходит более равномерно, а зона с повышенной на дне продуктивностью выражена не столь ярко. Необходимо отметить, что вследствие снижения видового разнообразия в солоноватоводных водоемах биота в таких водоемах более уязвима, несмотря даже на то, что туда проникают в первую очередь виды, способные лучше переносить неблагоприятные условия среды.

Залив Пильтун – ярко выраженный солоноватоводный водоем, и распределение видов в нем видов, как качественное, так и количественное, должно полностью зависеть от распределения солености. Большое значение для оценки состояния биоты имеет расположение зоны градиента солености, а также ее сезонные изменения. Однако информации по распределению солености, кроме приведенной выше цитаты, обнаружить не удалось. Это сильно затруднило возможную оценку факторов среды, от которой зависит оценка состояния и распределения гидробионтов.

2. Имеющийся гидробиологический материал также далек от совершенства. Приводятся описание методов сбора, а также первичные материалы – постанционные описания видового состава с указаниями биомассы и численности каждого вида, и две карты, на которых обозначены станции и приводятся краткие гидробиологические характеристики. Подобный способ представления материала не соответствует принятым нормам представления такой информации. Обычно он представляется как карты распределения биомассы и численности видов и общих групп. Приведенный первичный материал можно рассматривать даже не как полуфабрикат, а как сырье для проведения анализа.

В соответствии с общепринятой практикой, работа состоит из четырех этапов (полевой сбор материала – его обработка – приведение собранного материала в доступную форму и его анализ – изложение полученных данных). Анализ представленных материалов показывает, что полностью выполнены только два начальных, наиболее трудоемких этапа, и суммарная оценка выполнения соответствует примерно уровню 55-60% готовности. Следует, также высказать ряд методических замечаний к оценке биомассы бентоса. Площадь захвата дночерпателя (0.034 м2) недостаточна для работы в морских условиях, а количество повторностей взятия проб не указывается. Это вызывает недоверие к оценкам средней биомассы кормового бентоса, используемой в оценке ущерба водным биологическим ресурсам (в соответствии с «Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства … на рыбохозяйственных водоемах» 1989 года; в материалах неверно указан год издания методики - 1990).

В то же время, частота проведенных съемок и уровень идентификации видов позволяют предположить, что работа была проведена большая и обстоятельная, но по каким-то соображениям в рассматриваемом тексте представлена только ее часть, тогда как основные итоги практически не продемонстрированы.

Общий просмотр первичного материала и некоторых положений рукописи позволил заключить, что в заливе происходят сильные изменения фауны, определяемые сменой солености. Так, летом 1999 г в бентосе залива Пильтун преобладали пресноводные виды (в основном личинки насекомых), тогда как в 2001 г – морские (полихеты), при этом список видов в 2001 г оказался в 4,5 раза короче (но и число сделанных станций было меньше). В 2001 планктон, судя по описаниям, был солоноватоводным и морским, при почти полном отсутствии кладоцер (стр.5.6-5.8), а в 2006 – преимущественно пресноводным (стр. 7.500-7.502, карточки обработки). Это свидетельствует о серьезных изменениях биоты, связанных в первую очередь с затоками морской воды в залив. Носят ли эти изменения сезонный, межгодовой характер или происходят спонтанно, неясно. Непостоянство солевого режима залива, очевидно, проявляется и в отсутствии стабильной фронтальной зоны, которая, скорее всего, формируется при затоке морских вод, но затем разрушается.

^ Отсутствие этих данных затрудняет оценку гидробиологического состояния залива Пильтун и возможных последствий строительства трубопровода, хотя то обстоятельство, что смена фауны происходит часто, позволяет предположить, что ее восстановление может пройти достаточно быстро.

Морская трава зостера (указываемая авторами материалов под латинскими названиями ^ Zostera marina и Zostera nana – что само по себе может быть неверно с ботанической точки зрения – см. Кафанов и др., 2003) является доминирующим видом макрофитобентоса залива Пильтун, видом-эдификатором (определяющим условия существования других видов) и средообразующим элементом. В то же время оценки плотности и динамики поселений морской травы, популяционной структуры зостеры и факторов, оказывающих влияние на состояние популяции, не проведено. Пробоотбор осуществлялся малой моделью дночерпателя (площадь захвата 0.034 м2), который непригоден для оценки плотности поселения зостеры. Авторы сами указывают (5.2.3.1.3): «Для уточнения мест распределения макрофитов в районе трассы трубопровода необходимы водолазные обследования дна с применением адекватной методики отбора проб водной растительности». Такие обследования проведены не были. В разделе 5.6 указывается «Восстановление на участках нарушенных морских биотопов донной растительности (в основном зостеры) и поселений зообентоса до исходных количественных показателей прогнозируется в течение трех лет». Возникает вопрос, о каком прогнозировании может идти речь, если исходная плотность поселений зостеры по собственному признанию авторов материалов (см. выше) не оценена в соответствии с методическими требованиями?

3. Предполагаемый метод прокладки трубопровода в зимнее время позволяет, с одной стороны, избежать ряда опасных воздействий на морскую среду и экосистему береговой зоны, которых можно ожидать в безледный период. Этот метод позволит минимизировать механические повреждения дна, и сократить объем возможной взвеси. Также период проводимых работ совпадает со временем минимальной активности организмов, интенсивное размножение которых в последующий, весенний период, должно компенсировать потери, вызванные механическими нарушениями.

В то же время вызывает опасение, что сброшенный мерзлый грунт весной, при таянии льда и бурном развитии организмов, может вызвать сильное замутнение, которое пагубно скажется на фауне и флоре. То же относится и к остаткам грунта, которые неизбежно останутся на поверхности льда. Остается неясным будет ли удален оставшийся после укладки трубопровода грунт. Если предполагается удаление, то предусматривается ли специальная площадка (для организации которой необходимо получить разрешение в установленном порядке) для складирования грунта?

4. Извлекаемый грунт может быть загрязненным сам по себе, еще до начала строительства. Фоновые характеристики приведены на странице 4-16 Книги 7, только для поверхности грунта. Данные о загрязнении грунта на 2-х метровой глубине, с которой он будет извлекаться при прокладке траншеи, отсутствуют. В случае, если грунт на указанной глубине загрязнен, то после изъятия и последующего возвращения загрязнители могут попасть в воду водоема высшей рыбохозяйственной категории. Следовательно, должно быть предусмотрено исследование грунта на наличие загрязняющих веществ, а после его укладки — исследование воды.

5. В рассмотренных материалах не нашли отражения вопросы, связанные с воздействием строительства на гидрологический и гидрохимический режим залива Пильтун и возможным эффектом на экосистему залива и сопредельных участков моря. Одна из наиболее серьезных проблем, требующих гораздо более подробного рассмотрения, нежели это сделано в рассматриваемых материалах, - толщина намораживаемой ледовой переправы. В описании технологии производства работ указывается: «Намораживание ледяного покрова производится до усадки льда на дно или толщины, безопасной для работы строительной техники. По предварительным расчетам толщина льда в результате намораживания составит от 1.1. до 1.5 м». (Книга 7, 2.4.5.1). В разделе 4.5.1 утверждается, что в большей части залива ледовая перемычка будет оставаться на плаву и средняя толщина слоя воды подо льдом составит 25 см. Но, если обратиться к таблице 4.2.2. и рис. 4.2.7 (Книга 7), то для приводимых данных о глубинах в месте перехода и толщине льда в апреле можно ориентировочно оценить, что при усадке ледовой переправы на дно, залив может оказаться полностью перекрытым на протяжении около 65% своей ширины. Эта, по сути дела, ледовая дамба будет существовать не менее трех месяцев, а возможно и дольше, по завершении строительства. (Если, как указывается в разделе 4.2.2.5 максимальная толщина льда достигается в конце марта – начале апреля, то сколько-нибудь заметного таяния и уменьшения толщины ледовой переправы можно ожидать только в конце апреля - начале мая). Очевидно, что такое перекрытие существенно скажется на водообмене между внутренней и внешней частью залива. Последствия ослабления водообмена между частями залива в материалах ОВОС не рассматриваются.

Между тем, можно предположить, что в результате ослабления водообмена:

1). Увеличится опреснение внутренней, отгороженной ледовой переправой, части залива и осолонение внешней части залива.

2) В силу ограниченного водообмена во внутренней части и установления стратифкации толщи вод (пресный слой у поверхности, осолоненный у дна) могут развиться заморные явления, которые приведут к гибели обитающих в заливе рыб, а возможно и донных беспозвоночных и растений.

3) Это неизбежно скажется в последующий сезон и приведет к ухудшению кормовой базы птиц, останавливающихся в районе залива Пильтун во время весенней и осенней миграции и для гнездования, а также морских млекопитающих (тюлени).

4) Сохранение утолщенной ледовой перемычки до мая может препятствовать нерестовой миграции сельди в залив Пильтун и ухудшению условий ее нереста.

5) Замедление таяния ледовой перемычки в случае холодной весны может привести к высокому паводковому уровню воды во внутренней части залива и подтоплению части оленьих пастбищ в северной части Пильтунской косы

6. Следует отметить, что эксплуатация трубопровода трактуется как абсолютно безопасная для биоты. Однако это не вполне так. Массивные металлические сооружения, такие как трубопровод, вызывают искажение естественного геомагнитного поля, отрицательно влияющие на населяющие водоем организмы. Так, естественная смертность молоди лососевых при аномальных условия геомагнитного поля в 2-3 раза выше; у молоди кеты и кижуча, выращиваемых в искаженных условиях геомагнитного поля выявлены нарушения обмена веществ, функционирования нервной, мышечной и гомеостатической систем (Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Т.2. Животные системы под внешним воздействием. С-Пб.: Гидрометеоиздат, 1992, п/р д.ф.-м.н. Н.М. Красногорской. стр. 304-312). Впрочем, окончательно этот вопрос пока не разработан. Но поскольку залив Пильтун представляет собой нерестилище для нескольких видов рыб, в том числе и промысловых, это может иметь не определенные пока последствия.

7. Проектная документация не содержит данных о выносе из лагуны биоорганических веществ, играющих значительную роль в формировании донных прибрежных сообществ в Охотском море. Отсутствует оценка возможных изменений первичной биопродуктивности и объемов выноса органических веществ из залива.

8. В представленных документах не рассматривается влияние на биоту залива и прилежащую акваторию Охотского моря «микромасштабных» утечек нефти, которые обычно не удается обнаружить средствами мониторинга трубопровода. Известно, что такие утечки, по наивысшим мировым стандартам, составляют 0,1% объема транспортируемой нефти в год. Даже с учетом этой минимальной величины объемы таких утечек только на 10-ти километровом участке перехода трубопровода через залив могут быть весьма значительны. Оценка такого воздействия не приводится.

Оценка воздействия на орнитофауну и особо охраняемые природные территории и мероприятий по их охране

  1   2   3

Похожие:

Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconГенеральный план мо руднянское городское поселение Пояснительная записка
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconГенеральный план Любавичского сельского поселения Руднянского района...
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconГенеральный план Казимировского сельского поселения Руднянского района...
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconГенеральный план Казимировского сельского поселения Руднянского района...
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconПорядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия...
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий...
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
По составлению раздела “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций”...
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconI. Основные мероприятия в области гражданской обороны, предупреждения...
Пятигорска в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и...
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconРаспоряжение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации...
Ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы, в целях организации планирования мероприятий...
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconИнженерно-технические мероприятия гражданской обороны
Ны госстроем ссср, Госпланом СССР и Минобороны СССР (Штабом Гражданской обороны ссср) с участием Минатомэнергопрома СССР мга ссср,...
Книга Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Дополнительные материалы: Декларация безопасности опасного производственного объекта «Промысловый трубопровод бп одопту-2 (Северная) бкп-чайво» iconРаспоряжение
Администрации муниципального образования город Салехард в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница