Название1. основные положения теории электромагнитного поля и теории электрических цепей
страница1/11
Дата публикации10.03.2014
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И ТЕОРИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Развитие современной цивилизации тесно связано с применением различных электротехнических устройств. Для анализа работы и расчета этих устройств возможны два различных подхода. Первый носит название теории электрических и магнитных цепей, второй – теория электромагнитного поля.

Теория электрических и магнитных цепей применяется тогда, когда можно выделить участки цепи с неизменными в них токами или магнитными потоками. Такие устройства или системы достаточно полно можно охарактеризовать с помощью интегральных (усредненных по сечению) величин: ток, напряжение, магнитный поток.

^ Теория электромагнитного поля применяется в тех случаях, когда ток или поток распределены неравномерно по сечению. Тогда для описания таких устройств используют векторные величины, характеризующие электрическое или магнитное поле в каждой точке пространства: плотность электрического тока, напряженность электрического или магнитного поля, магнитную индукцию. Теория электромагнитного поля позволяет более строго описать процессы, протекающие в том или ином электротехническом устройстве, но при этом необходимо использовать более сложный математический аппарат: дифференциальные уравнения с частными производными, векторный анализ и т.п.

В теории цепей используется более простой математический аппарат: обычные алгебраические и дифференциальные уравнения с вещественными комплексными параметрами. Поэтому теория цепей используется значительно чаще. По существу, она является основным языком для описания электротехнических и электронных устройств. При этом теория электромагнитного поля иногда используется для уточнения величины какого-то параметра, применяемого в теории цепей. Так, сопротивление проводника из-за поверхностного эффекта для заданной частоты можно определить методами теории электромагнитного поля и дальше использовать это сопротивление при расчете методом теории цепей. Некоторые устройства с распределенными параметрами, например длинные линии связи или электропередачи, удается описать, используя теорию электрических цепей, хотя в таких устройствах ток не остается неизменным вдоль линии.

Теория цепей, в свою очередь, содержит две части – теорию линейных и нелинейных цепей, каждая из которых имеет свои методы анализа.

^

1.1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ

Под электромагнитным полем понимают вид материи, характеризующийся совокупностью взаимно связанных и взаимно обуславливающих друг друга электрического и магнитных полей.

Электромагнитное поле обладает энергией, массой и количеством движения, как и обычное вещество, но масса очень мала. Характеризуют электромагнитное поле по силовому воздействию на электрические заряды. Электромагнитное поле может обнаруживаться в частных случаях либо как электрическое, либо как магнитное, либо как электромагнитное. При неподвижных зарядах, когда нет движения и электрического тока, обнаруживается только одна сторона электромагнитного поля – электрическое поле. При наличии равномерного движения зарядов и постоянного электрического тока обнаруживается неизменные во времени постоянное электрическое и магнитное поля. При неравномерном движении зарядов и переменном электрическом токе обнаруживается переменное электромагнитное поле.

В курсе физики рассмотрены основные уравнения, характеризующие электромагнитное поле. Обычно они даются в интегральной форме:

где – напряженности магнитного и электрического полей;

– индукция и поток магнитного поля;

q – заряд внутри объема, охваченного поверхностью интегрирования S;

i – ток через сечение, охватываемое контуром интегрирования l;

a – абсолютная диэлектрическая проницаемость.

Эти уравнения носят специальные названия, соответственно закон полного тока, закон электромагнитной индукции, закон Гаусса, принцип непрерывности магнитного поля.

Если разделить обе части уравнений (1.1) и (1.2) на площадь S, охваченную контуром интегрирования, и устремить ее к нулю, то получим уравнения Максвелла:

Если разделить обе части уравнений (1.3) и (1.4) на объем V, охватывающий поверхность интегрирования, и устремить его к нулю, то получим уравнение Гаусса и принцип непрерывности магнитного поля в дифференциальной форме

В уравнении (1.5) запись читается как «ротор аш». Ротор – это функция, характеризующая поле в рассматриваемой точке в отношении способности к образованию вихрей. Таким образом, всюду, где имеется электрический ток, создается вихревое магнитное поле.

В соответствии с уравнением (1.6) всюду, где есть изменение магнитного поля, создается вихревое электрическое поле.

В уравнении (1.7) запись читается как «дивергенция e». Дивергенция вектора характеризует возникновение и исчезновение его в соответствующей точке пространства. Если дивергенция положительна, там исток, если отрицательна – там сток. Таким образом, напряженность электрического поля возникает на положительных зарядах и исчезает на отрицательных, т.е. имеет начало и конец. В отличие от этого, в соответствии с уравнением (1.6) магнитное поле имеет всюду дивергенцию, равную нулю, т.е. не имеет ни начала, ни конца, или иными словами – непрерывно.

В этих уравнениях – объемная плотность заряда,

– плотность тока.

Плотность тока может иметь в общем случае три составляющих

. (1.9)

Плотность тока проводимости Jпр наблюдается в проводящих средах. Она пропорциональна электропроводности вещества  и напряженности электрического поля .

Плотность тока переноса Jпер обусловлена движением зарядов (например, в электронной лампе) со скоростью v.

Плотность тока смещения обусловлена изменением во времени напряженности электрического поля и поляризованности вещества

.

Если рассматривается электромагнитное поле в некоторой среде, характеризующейся относительной магнитной проницаемостью и относительной электрической проницаемостью , то связь между индукцией и напряженностью соответственно для магнитного и электрического полей имеет вид:

Как правило, величины и нелинейно зависят от напряженностей, и потому связь величин B(H) и D(E) – обычно нелинейная.

Совокупность уравнений (1.5) – (1.8) и (1.10) – (1.11) носит название основных уравнений электромагнитного поля или уравнений макроскопической электродинамики. Для энергетической характеристики электромагнитного поля используют вектор Умова-Пойтинга, определяющий величину энергии, проходящей через единицу поверхности в единицу времени П=[EH].

При этом по теореме Умова-Пойтинга

, (1.12)

т.е. поток энергии, входящий внутрь объема, охватываемого замкнутой поверхностью S, расходуется на нагревание среды и изменение энергии электромагнитного поля .

Уравнение (1.12) может быть использовано для определения активного и индуктивного сопротивления проводника при переменном токе с учетом неравномерного распределения тока и напряженности электрического поля из-за поверхностного эффекта или эффекта близости (влияние близко расположенного проводника с током).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11