Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем




Скачать 315.1 Kb.
НазваниеРешение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем
страница1/4
Дата публикации14.03.2013
Размер315.1 Kb.
ТипРешение
skachate.ru > Физика > Решение
  1   2   3   4
Упр. 1 – Квантор суждений

Определите тип категорических суждений (найдите квантор, субъект и предикат) 1.Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в институт.

2.В некоторых отраслях есть нерентабельные предприятия.

3.В каждой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко. Образец. Все стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были включены в команду. Квантор — “все” (общности), субъект — “стрелки, не сделавшие ни одного промаха”, предикат - “были включены в команду”. Таким образом, суждение общеутвердительное.

^ Упр. 2 – Отношение сложных суждений

  1. Научная проблема либо решается, либо объявляется неразрешимой. — Неверно, что если научная проблема не решается, то она объявляется неразрешимой.

2.Число может не делиться на 9, но при этом делиться на 3. — Неверно, что если число не делится на 3, то оно не делится на 9. Образец. Либо глагол в неопределенной форме оканчивается на “ить”, либо он не относится ко второму спряжению. — Неверно, что глагол в неопределенной форме не оканчивается на “ить” в том и только том случае, если он не относится ко второму спряжению

^ Упр. 3 – Определение операции преобразования

  1. Определите, какая операция преобразования структуры посылки (превращение, обращение, противопоставление субъекту или предикату) произведена и правильно ли: Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считающие себя неумными, и на самом деле неумны.

  2. В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Значит, каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольным.

3.Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем. Образец. Кое-что неполезное интересно, поэтому кое-что интересное не является полезным. — Посылка — част-ноутвердительтное суждение с субъектом — “неполезное” и предикатом — “интересное”, заключение — частноотрицательное суждение с субъектом “интересное” и предикатом — “полезное”. Таким образом, видим, что субъектом заключения является предикат посылки, а предикатом заключения — понятие, противоречащее субъекту посылки. Значит, производилось противопоставление субъекту. Проверим, правильно ли оно произведено. Обращаем посылку в суждение: Кое-что интересное неполезно, а затем превращаем это суждение в: Кое-что интересное не является полезным. Это совпадает с данным заключением. Значит, противопоставление субъекту произведено правильно.

^ Упр. 4 – Комплексная характеристика понятий

Дайте следующим понятиям все (пять) характеристики видов понятий:

  1. Редакционная коллегия, имя существительное, подлежащее,

2.Зевс, верность, соратник, Образец. Максимум (т.е. наибольшая величина в некотором данном ряду): общее (в разных рядах разные максимумы), несобирательное (величина — это не множество), конкретное (величина — это не свойство и не отношение), положительное (в содержании нет отрицательных признаков), относительное (величина всегда данного ряда в соотнесении с другими величинами этого ряда).

^ Упр.5 – Относительные и безотносительные понятия

Какие из следующих понятий — относительные и какие — безотносительные? 1.биссектриса, литература, профессионал,

2.враг, иммунитет, защитник, Образец. Лидер, деление, делимое, дуэль. Первое и третье понятия — относительные, так как лидер — это руководитель какой-либо организации или группы, а делимое — это член деления, число, которое делится на какое-либо число. Второе и четвертое понятия — безотносительные, потому что деление — это математическая операция, а дуэль — поединок с целью защитить честь дворянина.

^ Упр. 6 – Принадлежность свойства

Что можно сказать о принадлежности свойства А прямоугольникам, если:

  1. свойство А присуще всем параллелограммам;

  2. свойство А присуще некоторым параллелограммам;

  3. свойство А не присуще ни одному параллелограмму;

  4. свойство А не присуще некоторым параллелограммам;

  5. свойство А присуще всем квадратам;

  6. свойство А присуще некоторым квадратам;

  7. свойство А не присуще ни одному квадрату;

  8. свойство А не присуще некоторым квадратам;

  9. свойство А присуще всем ромбам.

Образец. Свойство А не присуще ни одному ромбу. Если свойство А не присуще ни одному ромбу, а некоторые и только некоторые ромбы, как известно, прямоугольники, то свойство А может быть присуще некоторым прямоугольникам, тем, которые не ромбы (например, свойство неперпендикулярности диагоналей), но может быть и не присуще ни одному прямоугольнику (например, свойство неравенства противоположных углов).

^ Упр. 7 – Результат обобщения

  1. Можно ли рассматривать второе понятие в следующих парах как результат обобщения первого? студент — человек, имеющий среднее образование;

  2. реформирование — изменение; и) спор — обмен мнениями;

  3. конфискация — изъятие имущества;

Образец. Единогласное решение, неизменное решение: второе понятие не является результатом обобщения первого, так как не всякое единогласное решение является неизменным решением

Упр. 8 – Ограничение понятия

Определите, произведена ли операция ограничения понятия:

  1. зима — январь;

  2. сложноподчиненное предложение — придаточное предложение;

3.голова животного — голова собаки; Образец. Некоторые металлы не окисляются. Данное суждение частноотрицательное. Если оно истинно, то можно заключить о ложности противоречащего ему общеутвердительного суждения. О значениях же общеотрицательного и частноутвердительного суждений ничего сказать нельзя. Поэтому единственно возможный вывод из данного суждения: Ложно, что все металлы окисляются.

Упр. 9 – Общие понятия

Найдите общие понятия для следующих пар понятий:

  1. правило без исключения, правило с исключением;

  2. праздничный день, воскресенье;

  3. подследственный, подсудимый;

  4. лишение свободы (уголовная санкция), исправительно-трудовые работы;

  5. диверсия, разрушение взрывом моста;

  6. убийство, расстрел;

  7. юго-восточная Азия, Средняя Азия;

  8. двоеженство, многоженство; и) ссылка, высылка;

  9. оружие, орудие убийства.

Образец. Экзамен, зачет — форма отчетности учащихся.

Упр. 10 – Исключение понятий

  1. Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род:

  2. медь, железо, алюминий, бронза, золото;

3.наречие, глагол, подлежащее, местоимение, прилагательное; Образец. Прямоугольник, окружность, треугольник, куб, трапеция: если исключить понятие “куб”, останутся плоские геометрические фигуры; прямоугольник, окружность, ромб, трапеция, треугольник: если исключить понятие “окружность”, останутся геометрические фигуры, ограниченные прямыми

Упр. 11 – Обобщение или Ограничение

Какая операция (обобщение или ограничение) произведена?

  1. запрет - неразрешение;

  2. агрессивность — активность;

  3. закрытая книга — неоткрывавшаяся книга;

  4. невиновность — непричастность;

  5. закрытая дверь - запертая дверь;

  6. число, делящееся на 6 — четное число;

  7. человек, потерявший паспорт — человек, потерявший паспорт или удостоверение;

  8. украденная вещь — пропавшая вещь;

  9. член профкома — председатель профкома; к) вращение — движение;

  10. конституция с поправками — конституция с множеством поправок; м) человек, сангвиник.

Образец. Еженедельная газета — газета, выходящая регулярно: произведена операция обобщения, так как всякая еженедельная газета есть газета, выходящая регулярно, но не наоборот, не всякая газета, выходящая регулярно, является еженедельной.

^ Упр. 12 - Последовательное многоступенчатое обобщение / ограничение

Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение / ограничение:

  1. крупный город — многонаселенный город — столица — столица крупного государства;

2.рассказ — повесть — роман; Образец. Квадрат — ромб — параллелеграмм — трапеция: производится операция обобщения при переходе от первого понятия ко второму и от второго к третьему, переход от третьего к четвертому обобщением не является, так как трапеция — это четырехугольник, у которого только одна пара параллельных сторон, поэтому параллелограмм трапецией не является, и’значит, последовательного многоступенчатого обобщения нет. Обобщение было бы многоступенчатым, если бы четвертое понятие было, напри-мер,”четырехугольник, в котором имеются параллельные стороны”.

^ Упр. 13 – Порядок уменьшения объемов

Расположите понятия в таком порядке, чтобы объем последующего включался (или был равен) в объем предыдущего, т.е. в порядке уменьшения объемов:

1.сложное предложение — предложение, включающее придаточное предложение — сложное предложение с союзом “так как” или “ибо” — сложноподчиненное предложение — сложное предложение с союзом “так как”; Образец. Односоставное предложение — предложение — предложение, состоящее из одного существительного — назывное предложение — простое предложение. Располагаем в порядке уменьшения объемов: предложение — простое предложение (так как каждое простое предложение есть предложение, но не наоборот) — односоставное предложение (всякое односоставное предложение является простым, но не наоборот) — назывное предложение (всякое назывное предложение — односоставное, но не наоборот) — предложение, состоящее из одного существительного (всякое такое предложение — назывное, но не всякое

назывное предложение состоит из одного слова—существительного).



Упр. 14 – Обобщение и Ограничение понятий

Произведите обобщение и ограничение следующих понятий:

  1. студенческая группа;

  2. студент, знающий всех преподавателей;

  3. зрение;

Образец. Умышленное или неосторожное преступление. Обобщение: общественно опасное деяние. (Понятие “преступление” не является более общим по отношению к данному, так как любое преступление или умышленно, или неосторожно и поэтому понятие “преступление” рав-нообъемно данному. А понятие “общественно опасное деяние” шире данного, так как преступлением является только предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние). Ограничение: умышленное преступление, затем, например, умышленное убийство, умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами и т.д

^ Упр. 15 – Принадлежность свойства

Что можно сказать о принадлежности свойства А прямоугольникам, если:

а) свойство А присуще всем параллелограммам;

б) свойство А присуще некоторым параллелограммам;

в) свойство А не присуще ни одному параллелограмму;

г) свойство А не присуще некоторым параллелограммам;

д) свойство А присуще всем квадратам;

е) свойство А присуще некоторым квадратам;

ж) свойство А не присуще ни одному квадрату;

з) свойство А не присуще некоторым квадратам;

и) свойство А присуще всем ромбам.

Образец: Свойство А не присуще ни одному ромбу. Если свойство А не присуще ни одному ромбу, а некоторые и только некоторые ромбы, как известно, прямоугольники, то свойство А может быть присуще некоторым прямоугольникам, тем, которые не ромбы (например, свойство неперпендикулярности диагоналей), но может быть и не присуще ни одному прямоугольнику (например, свойство неравенства противоположных углов).

^ Упр. 16 – Произведено ли деление объема понятия

Определите, произведена ли операция деления объема понятия:

  1. время года: зима, весна, лето, осень;

  2. транспорт: военный, гражданский, пассажирский, междугородный;

школа: администрация школы, педагогический коллектив школы, учащиеся; Образец. Часы: стекло, циферблат, механизм, задняя крышка. Операция деления объема понятия “часы” не произведена, так как понятия “стекло”, “циферблат”, “механизм”, “задняя крышка” не являются видовыми по отношению к понятию “часы”, т.е. предметы, мыслимые в этих понятиях — не разновидности часов, как это должно быть при делении объема.

  1. .

^ Упр. 17 – Правило соразмерности при делении

Нарушено ли в следующих делениях правило соразмерности?

  1. рейсовые автобусы: ходящие по расписанию, ходящие регулярно, ходящие очень редко, ходящие нерегулярно;

  2. урок: очень интересный, интересный, не очень интересный, неинтересный, скучный;

Образец. Звуки: гласные, согласные, звонкие, глухие, шипящие. Правило соразмерности в этом делении не нарушено, так как звонкие, глухие и шипящие звуки являются согласными и, кроме гласных и согласных, разновидностей звуков по роли голосового тона в них нет. Таким образом, первые два члена деления уже делают деление полным, а последние три члена не делают его избыточным.

^ Какие из приведенных делений включают члены дихотомии, а какие не включают?

Образец. Деление из образца предыдущего упражнения не включает членов дихотомии, поскольку деление звуков на гласные и согласные хотя и является делением на две части, однако понятия “гласный звук” и “согласный звук” вряд ли можно считать противоречащими.

^ Упр. 18 - Делимые понятия и основания деления

Укажите делимые понятия и основания деления:

  1. инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми;

  2. проселок, шоссе, автомагистраль; Образец. Уголовная ответственность, гражданская ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность. Делимое понятие — “юридическая ответственность”, основание деления — характер правонарушений, связанный с типом правоотношений.

  1   2   3   4

Похожие:

Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconДипломные работы Тема: Последствия промышленного переворота в Европе
Пудлинговые печи, сменившие кричные горны, выпускали около 90% металла. Важным направлением промышленного переворота было строительство...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconДеятельность по сбору, обобщению и публикации статистической информации...
Науки и преодоление технологических проблем, в связи с чем необходимо обеспечить повышение эффективности государственной политики,...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconПереход к индустриальной системе хозяйства осуществлялся в ходе промышленного...
Целью контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания начало промышленного переворота (дореформенного...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconВ. Н. Балязина «Неофициальная история России. Тайная жизнь Александра I»
Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconБхагавата Пурана". Гл "
Несколько научных дисциплин, переплетаясь, формируют парадигму, парадигму века. Парадигма меняется, то есть то, что было в науке...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconО роли Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в проведении...
О роли Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в проведении научных исследований проблем противодействия
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconКонтрольная работа на тему: "Структура управленческой деятельности"
От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconПоложение о конкурсе научных работ студентов фгбоу впо «вгспу»
Тематика научных работ, представляемых на конкурс, должна быть связана с актуальными проблемами современной науки и развития российского...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconВ конце 18 в в Англии вследствие начавшегося промышленного переворота...
Победа в войне с Францией, успехи, заложенные в ходе промышленного переворота, заложили основу промышленной, колониальной и торговой...
Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем iconПрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «О науке...
Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница