Йога Васиштха" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 "




Скачать 122.71 Kb.
НазваниеЙога Васиштха" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 "
Дата публикации27.09.2013
Размер122.71 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Философия > Документы
23.08.06
Текст "Йога Васиштха" - уникальная духовная энциклопедия, гл.2 "Стремление". Усилия и судьба. Типы усилий - прошлые и настоящие. Правильное усилие и бессознательная деятельность. Усилие и безусильность. Не путать лень и безусильность. Вопросы свободы воли.

Все свершается только собственным усилием.

Текст “Йога Васиштха”, глава вторая “Стремление”.
“Йога Васиштха” – уникальное творение индийской философии.

По степени важности она для нас так же важна, как и “Трипура Рахасья”. Это фундаментальный текст, который является основополагающей философией. Учение, идущее от святого мудреца Васиштхи, который является сыном Брахмы.

Риши Васиштха излагает своё собственное видение и постижение, которое он прямо получил от Брахмы. Это философия Майи, Пратьябимба-вады, отражения, мира как проявление сознания и прочего.

Фактически, “Йога Васиштха” – это уникальная духовная энциклопедия. Её уровень изложения очень высок, тем не менее, очень доступен. Это делает её очень действенной при простом чтении. И кто чувствует проблемы с взглядом, с интеллектуальным пониманием взгляда или с взглядом на уровне созерцания, пусть черпает взгляд из “Йога Васиштхи”. Начиная от базовых практик, заканчивая самыми высшими, всё вы здесь найдёте.
“Йога Васиштха” начинается с того, что мудрец Вишвамитра пришёл к царю Дошарадхи. И царь пообещал ему покровительство и любые блага, уважая его святость. Вишвамитра попросил Дошарадху выполнить такую просьбу, чтобы царь отдал ему своего сына Раму для выполнения защиты от демонов, которые ему постоянно досаждали. И когда царь после некоторых сомнений приказал позвать Раму, то слуги увидели, что Рама совсем не готов ни к сражениям, ни к битве, и он какой-то бледный, ушёл в себя и вторую неделю пребывает в депрессивном задумчивом состоянии. Не желает ни смотреть на танцовщиц, ни наслаждаться прогулками во дворе, ни охотой. В таком состоянии, что ему свет не мил.

И когда начали разбираться, в чём дело, то Рама изложил своё видение мира, и хоть ему было шестнадцать лет, он обладал большой мудростью, он сказал царю, что он глубоко разочарован во власти, в царстве, в наслаждениях и прочем. Он разочарован своей обусловленной жизнью как таковой, и размышляя над природой времени, непостоянства, тела, он пришёл в большое разочарование. Разочаровался в желаниях и в своих способностях их контролировать, и когда он излагал свои разочарования сансарой, то все мудрецы были восхищены. Они признали, что лучше, чем сказал Рама, даже царь небес не мог бы сказать.

Услышав такие речи Рамы, царь призвал различных советников и святых, чтобы они дали ему ответы и направили его к Дхарме. Тогда пришёл Васиштха. Васиштха начал наставлять Раму.

Он завёл разговор, во-первых, о том, что бесконечное количество вселенных, которые появляются и разрушаются. И даже невозможно вообразить, сколько вселенных существует прямо сейчас. И такую бесконечность количества вселенных можно мгновенно понять сердцем интуитивно, поскольку эти вселенные создаются желаниями, возникающими в сердце как воздушные замки.

Живое существо воображает этот мир в своём сердце, и пока живо, усиливает эту иллюзию. Когда оно умирает, оно воображает ещё другой мир за этим и ощущает уже его. Так возникают миры внутри миров. “Но ни материальный мир, - говорит Васиштха, - ни разные формы, созданные, на самом деле нереальны, но живые и мёртвые думают и ощущают их как реальные”. Непонимание этой истины поддерживает видимость этого мира.

Разговор о вселенных Васиштха завёл с Рамой по такой причине, что перед этим он ему рассказывал про Вьясу, историю Шуки, который как известно из “Мокша-дхармы” и “Махабхараты”, является отцом Шуки. И как Шука достигал просветления.

Как вы знаете, Шука вопрошал отца в соответствии с писанием о причине появления мира, но Шука не удовлетворился этим, и Вьяса послал его тогда к Джанаке, и только Джанака, дав ответы Шуке, удовлетворил его. В связи с этим было сказано, что Вьяса был не совсем просветлён, поскольку удовлетворить вопросы Шуки смог только Джанака, а Вьяса был всё-таки его отцом.

Рама пришёл в замешательство, спросив: “Почему Вьяса не считается просветлённым, а его сын Шука считается просветлённым?”

На это Васиштха сказал, что есть множество вселенных. И существа возникают в разных вселенных иногда то там, то там. Иногда одинаковые, иногда различные. Он говорит: “Этот Вьяса уже двадцать третий в этом потоке существования”.

Фактически, это теория именно парасаттарка-логики. В одной из вселенных Вьяса просветлен, а в другой не просветлён, в третей он почти просветлён. И нельзя сказать, что есть только один исторический персонаж Вьяса. Вьяса – это целая вереница существ, поскольку реальность стахостична, вероятностна и зависит от сознания. И здесь очень тонкие вопросы метафизики, которые очень важны с точки зрения взгляда.

Итак, он говорит: “Этот Вьяса и его воплощения будут снова и снова воплощаться, и в некоторых воплощениях они будут похожи, а в некоторых различны”.

Он его успокоил: “В этом воплощении Вьяса действительно просветленный, в нашей вселенной”. В других вселенных, о которых идёт речь, Вьяса был не совсем просветлённый”.

И далее, изложив такую краткую теорию возникновения вселенных, Васиштха сделал акцент на стремлении и на усилии.
Итак, Вьяса сказал, что в этом мире достичь чего-то можно только собственными усилиями. И когда что-то не удаётся, то причины надо искать в недостаточных усилиях. Васиштха сказал, что это очевидно, и то, что люди называют судьбой (дайва), есть выдумка и никакой судьбы нет. Это очень радикальная точка зрения Васиштхи, поскольку люди часто слишком большое значение придают карме и судьбе (дайве).

Но Васиштха занимает более высокую точку зрения.
Он говорит: “Собственные усилия – это те умственные, словесные и физические действия, которые делаются в соответствии с наставлениями, упадешами мудреца, хорошо знающего писания, и, разумеется, свой ум, прежде всего. Только благодаря таким усилиям Индра стал королём небес, Брахма стал Создателем, все остальные боги и полу-боги оказались на своих местах».

Усилия могут быть двух категорий. Это усилия прошлых рождений и усилия этого рождения. Последние могут победить первые. Судьба – это не что иное, как усилия прошлых рождений. И между этими двумя постоянный конфликт в этом воплощении. Побеждает же более сильный”.
Это известная иллюстрация теории кармы, прарабдха-кармы и пуруша-кары.

Два барана на узком мосту с высокогорным ущельем. Один баран – это карма прарабдха, второй баран – это наша пуруша-кара – наше личное усилие. В итоге остаётся только один баран на мосту, двум баранам нет места, чтобы пройти. Остаётся тот баран, который более силён. Или наши усилия, или усилия наши, созданные в прошлых воплощениях.
Далее Васиштха говорит, что бывают усилия другие, они не соответствуют священным писаниям, эти усилия возникают из непонимания.

К примеру, человек усердно работает в миру, занимается какой-либо деятельностью, не зная для чего это, тем самым накапливая очередной виток кармы. Это усилие связано с непониманием. Он сам не знает, что он делает и для чего.

Или человек строит какие-то планы, обусловленные мирскими целями, прилагая колоссальные усилия.

Васиштха говорит: “Когда нет результатов усилий, надо внимательно просмотреть свои действия, чтобы выяснить какие усилия исходят из непонимания, и если такие возникают, то надо их беспощадно искоренить”.
Итак, Васиштха говорит, что есть разные виды усилий. И нам надо разобраться, какие же усилия для нас важны.

Усилия, которые исходят из непонимания – это заблуждающаяся кармическая деятельность, которая связывает человека. Это любые действия, которые делаются из бессознательного состояния, когда мы не понимает обстоятельства, нет осознанности, не понимаем причин и следствий, не проявляем большей внимательности к действиям – всё это бесполезные и ненужные усилия. И чем больше мы их прилагаем, тем больше мы запутываемся.

Нет силы большей, чем правильное действие в настоящем, поэтому надо, стиснув зубы, прилагать усилия, победить зло добром и судьбу усилиями в настоящем.

Обычно, когда речь идёт о практике созерцания, мы говорим, что важен принцип безусильности. И здесь надо разобраться – нет ли противоречий.

Когда Васиштха говорит об усилии, он не имеет в виду усилия, обусловленные эгоистичным чувством делателя, происходящие из эго, из ахамкары. Такое усилие действительно скукоживает ум и укореняет чувство делателя.

Васиштха далее разъясняет свою позицию в отношении усилия, он говорит, что его понимание усилия гораздо глубже и тоньше. Он говорит, что собственно усилия в тебе – это божественная вселенская сила, то есть не ты должен проявлять усилия. Это божественная вселенская сила – санкальпа– шакти или иччха- шакти. И опираясь на неё, призывая её, объединяясь с ней и проявляя в жизни, ты меняешь собственные обстоятельства.
То есть Васиштха говорит: “Ты не должен быть аморфным, пассивным, тамасным или ленивым. Ты должен применять это усилие как вселенскую силу – санкальпа-шакти- менять свою судьбу, карму и обстоятельства”.

Васиштха говорит: “Ленивый человек хуже осла, нельзя поддаваться лени. Надо стремиться к освобождению, видя, как жизнь уменьшается с каждым мгновением. Не надо купаться в чувственных наслаждениях, как червь в навозе”.
Какая сила в таких простых наставлениях.

Хорошо себе вспоминать, когда медитируешь, и возникает лень или желания соблазняют.
Далее Васиштха говорит: “Тот, кто говорит, что такова моя судьба, я не могу ей противиться, безмозгл, и его покидает удача. Собственными усилиями добудь мудрость и потом пойми её. Собственные усилия оканчиваются пониманием сущности”.
Если мы правильно понимаем, что в нас должно прилагать усилие, и что должно расслабляться, то мы практикуем правильно.

Разумеется, в конечном счёте, истинная практика созерцания основана на безусильности, но эта безусильность сама по себе не аморфна, не пассивна, не тамасна и не ленива. Она может проявляться очень деятельно, активно, она обладает колоссальной силой трансформации. Вопрос в том, что это усилие больше не исходит от нашего эгоистичного видения от чувства делателя и делания – картритвы и картвы. А она исходит из нашего глубинного состояния единства с Абсолютом, где уже становится творческой силой Брахмы.
Если бы не было на земле этого ужасного источника зла под названием лень, остался бы кто-нибудь безграмотным и бедным? Из-за лени люди на земле ведут животную жизнь, полную страданий и несчастий”.
Часто мы, не усвоив должным образом понимание безусильности, можем действительно его путать с ленью, и можем думать “О, что-то у меня сегодня не идёт это дело”. И мы становимся иногда очень капризными, такими избалованно-утончёнными, напоминаем каких-то барчуков в монашеских рясах.

Я скажу так, что не красит такой подход монаха. Монах, особенно начинающий, прежде всего – духовный воин. Идёт – не идёт, а я иду вперёд. Потому что если не усвоить такое бескомпромиссное отношение к Дхарме, то если в таком молодом возрасте не идёт, то потом не пойдёт вообще никуда.

Здесь надо всегда однозначно занимать позицию вира-бхавы и вира-йогина: “Идет не идёт, а практиковать нужно и идти вперёд”.

Разумеется, это прежде всего относится к тому, что мы можем легко делать, от нас не требуется входить в самадхи.

Какие-то простые вещи, мы можем утром подняться и пробежать на зарядку, сделать служение хорошо и качественно, о нас не требуются какие-то запредельные вещи.
Итак, дальше Васиштха говорит; “Каковы усилия, таковы и результаты. Рама, смысл личных усилий, его ещё называют судьбой. Когда случается несчастье, люди восклицают: “Увы, какая трагедия” или “Увы, такова моя судьба”, но и то и другое по сути одно и то же. То, что называют судьбой или божьей волей просто результат прошлых действий, личных усилий в прошлом. Настоящее бесконечно более могущественно, чем прошлое, только полные глупцы удовлетворены результатами своих прошлых усилий, которые они называют божьей волей, и не прилагает никаких усилий в настоящем”.
Это очень непростые вопросы о свободе воли, души и соотношения божественного провидения и воли, души.

Васиштха занимает очень высокую позицию, которую следует понять, чтобы не ошибиться.

Васиштха говорит, что Бог – Абсолют, разворачивая свои игры, не прямо их разворачивает, а он как бы делегирует полномочия душам, он им даёт свободу воли.

Даёт личную собственную свободу воли, и именно через их личную собственную волю вселенная разворачивается. Как бы он им позволяет быть властно-волевыми операторами в своей мандале. Он их не делает марионетками жёстко программируемыми, он им даёт возможность вероятностности.

Это подобно тому, как если бы талантливый программист создал виртуальную реальность и населил её цифровыми копиями, и он мог бы давать команды цифровым копиям идти налево, направо, идти туда, делать то. Но, будучи гением, он наделил их искусственным интеллектом, свободой выбора и предпочёл за ними наблюдать, как они сами обучаются и принимают решения.

Это более высокий уровень реальности, это уже сложная самоорганизующаяся система, обладающая свойствами непредсказуемости, вероятности, стохастичности. Примерно таким образом строится вселенная, и поэтому на определённой стадии живые существа, наделённые самосознанием, наделяются собственной волей, но когда речь идёт о собственной воле, именно через них играет божественная воля, используя их собственные индивидуализированное самосознание.

В конечном счёте, даже воля человека – это именно божественная воля. Тем не менее, эта божественная воля – как бы личный инструмент в руках каждого человека.
Васиштха говорит: “Если ты видишь, что твои усилия в настоящем иногда не приносят результатов, ты должен понять, что твои усилия сейчас просто слабы и недостаточны. Слабый и неумный человек видит руку провидения в том, что ему встречается сильный и могучий враг и уступает ему”.
Человек духовно слабый видит в этом божье наказание, фатум, рог, перст судьбы и отступает.

Человек, обладающий большей духовной силой способен менять судьбу, отменять старые законы.

Словами Наполеона, хоть он и не авторитет для нас: “Если есть законы-обстоятельства, то их можно отменить с помощью новых законов и обстоятельств”.

К примеру, был такой основатель боевых искусств Масута Суаяма, который прежде чем создать свой стиль Кёку синкай каратэ, прошёл очень много испытаний и трудностей. Одно время он жил в горах, и босиком по снегу. Поднимался на горные вершины и там тренировался. Разбивал руки в кровь. Практиковал ужасающую тапасью. Но зато когда он спустился с гор, он начал побивать всех мастеров разных школ в Японии без разбору. Пятый дан – чёрный пояс, шестой дан, седьмой дан. И все главы всех школ боевых искусств были побеждены им. Остался только один – надежда всей Японии - мастер седьмой дан, выше его никого не было. И он решил сразиться с этим Масута Суаяма, которого считал выскочкой и которого не считал серьёзным мастером, а основанный им стиль не считал чем-то серьёзным. И он презирал его, потому что Масута Суаяма был корейцем. А Япония всегда относилась к корейцам, как к второсортной нации, считая, что у них культура более высокая.

Но когда они встретились перед поединком, он увидел, что Масута Суаяма не боится его. Он спросил: “Что ты хочешь, чтобы я сделал с твоим телом после твоей смерти”.

Масута Суаяма даже не дрогнул, он сказал: “Ты всего лишь очередная гора, на которую я должен вскарабкаться”. Он даже не шелохнулся, он видел это как очередное упражнение, которое ему стоит пройти благодаря своему усилию.

Впоследствии Масута Суаяма не имел соперников среди людей, он сражался с быками, тиграми.
^ Иногда случается без больших усилий кому-то что-то удаётся.

Например, когда слон выбирает в соответствии с древней традицией на пост правителя страны вместо умершего короля бродягу.

^ Но, несомненно, это не случайно, а результат усилий бродяги в прошлых жизнях.

Иногда случается, что град побивает урожай крестьянина. Несомненно, сила града была больше, чем усилия крестьянина, и крестьянин теперь должен больше стараться».
Мудрый конечно должен различать, что возможно достичь личными усилиями и что невозможно. Однако было бы глупостью относить это к чему-то внешнему и говорить : “Бог посылает меня в рай или ад” или “Судьба, как что-то независимое от меня, заставляет меня делать то или это”, таких глупцов следует сторониться.

Васиштха говорит, что у Бога в тебе нет иной воли, кроме твоей собственной, поэтому именно ты сам как эманация Бога являешься оператором своей судьбы.

Мы можем только посмеяться над фаталистом. Личные усилия возникают из верного понимания, возникающего в сердце, очищенном учениями писаний и примерами святых.
Когда мы упражняемся в созерцании, мы применяем тонкое усилие в созерцании. Затем это тонкое усилие является своего рода оковами, и оно начинает мешать. Говорится, что мы должны преодолеть тонкое усилие и утвердиться в безусильности, отпустить себя.

Здесь уходят эгоистичные усилия, и остаётся санкальпа-шакти или иччха-шакти, которой мы уже открываемся и проявляем для трансформации себя, судьбы и мира.
Личные усилия имеют тройственную основу: знание священных писаний, наставление Учителя и личные усилия. Поэтому тот, кто желает спасения, должен переключить нечистый разум на чистые цели путём постоянных упражнений. И в этом суть всех писаний.

Святые подчёркивают. С постоянством иди по пути, который ведёт к истинному благу. И мудрый искатель знает - результаты его стараний будут соразмерны интенсивности собственных усилий, и ни судьба, ни Бог не могут это изменить.

Несомненно, только собственные усилия ответственны за то, что получает человек в результате.

Если он вязнет в печалях, окружающие для утешения говорят, что такова его судьба. Но никто не видел ни судьбу, ни Бога, но все непосредственно наблюдали, как хорошие или плохие действия приводят к хорошим или плохим результатам.

Судьба или божественное вмешательство из-за частого повторения многими рассматривается как истина, но если бы Бог или судьба определяли всё во вселенной, имели ли действия даже праведные хоть какое-нибудь значение и можно ли было бы хоть кого-нибудь чему-нибудь научить.

В этом мире все действуют, кроме трупов, и эта активность приводит к соответствующим результатам.

Когда люди используют выражение “Судьба толкает меня на что-то” только для самоуспокоения, это не верно.

Итак, он говорит: “Рама, этот мудрец Вишвамитра узнал то, что знает своим трудом, и все мы тут достигли самосознания только своими собственными усилиями”.

Похожие:

Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха", гл. 6 "
Текст "Йога Васиштха", гл. 6 "История о Каче". Тиродхана-шакти. Четыре типа женских божеств Тиродханы: кхечари, гочари, дикчари,...
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха". Гл. 6 "
Текст "Йога Васиштха". Гл. 6 "История о глупом слоне". Быть готовым рискнуть, прыгнуть. Искать свой предел, подбираться к нему вплотную....
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconТекст «Йога Васиштха», гл. 6 «Методы поклонения Богу»
«Йога Васиштха», глава шестая. Об освобождении. Бог Шива дает наставления риши Васиштхе о методах поклонения Богу
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха Сара Санграхах Сущность Йоги Васиштхи (Yoga Vaasishtha Saara Sangrahah)
«Йога Васиштхи» рассматривается как одна из классических книг по философии Веданты. Данная книга — «Йога Васиштха Сара Санграхах»...
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconТекст "Йога Васиштха". Контроль пран (энергий)
Текст "Йога Васиштха". Контроль пран (энергий). Единство энергии и сознания йогина. Стадии поведения: пчелы, голубки, оленя…
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconТекст «Йога Васиштха». О священных текстах и их изучении
Одна из них вам известна – это «Лайя Амрита Упадеша Чинтамани». Я думаю, со временем будут издаваться и другие упадеши. К коренным...
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха", гл. 6 "
Сцена, где Васиштха встречает Шиву, и Шива дает ему наставления о поклонении Богу, дева-пуджа
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха" гл. 6 "
Я ещё раз приветствую всех собравшихся здесь, и сейчас я хотел бы прокомментировать часть главы шестой из «Йога Васиштхи», которая...
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЛекция 2008. 02. 020. Текст «Йога Васиштха»
«Васиштха сказал: «Слушай это учение, которое вырывает с корнем дерево сомнения. Нет ничего плотного и сопротивляющегося в этом мире....
Йога Васиштха\" уникальная духовная энциклопедия, гл. 2 \" iconЙога Васиштха. Глава Рассуждения о Брахмане
Васиштха говорит, я снова и снова, о, Рама, повторяю тебе одно и то же, чтобы ты пробудился духовно – и понимание не может возникнуть...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница