Роль государства в рыночной экономике




Скачать 361.02 Kb.
НазваниеРоль государства в рыночной экономике
страница1/3
Дата публикации12.08.2013
Размер361.02 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Содержание

Введение 3

1. Всеобщность рынка 4

2. Функции государства в экономике 6

2.1. Регулирование и антитрестовские законы 6

3. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 8

3.1. Аргументы в пользу рыночной системы 8

3.2. Аргументы против рыночной системы 9

4. Государственное регулирование экономики 11

5. Теории государственного регулирования экономики 13

5.1. Меркантелисты 13

5.2. Классическая теория 14

5.3. Кейнсианская теория 15

5.4. Неоклассическая теория 15

6. Свободная торговля и протекционизм 17

6.1. Неэффективность защиты от импорта 17

7. Свободная экономика и классические экономисты 20

8. Причины возникновения и условия формирования рыночной экономики 22

9. Задачи и общие функции государства в современной экономике 29

9.1. Причины переосмысления роли государства в экономике 29

9.2. Общие функции государства в рыночной экономике 31

Заключение 34

Список литературы 35


Введение

Представления о рыночной экономике как купле-продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом – и в жизни.

Главный признак экономики рыночного типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства».

Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.


  1. ^ Всеобщность рынка

Исходный принцип свободного выбора видов и форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает понятия экономической свободы, которая имеет в виду также возможность проникновения рынка, рыночных отношений в самые разнообразные сферы экономической жизненной деятельности.

Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он представляет в известной мере следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм экономической деятельности. Он характеризует, прежде всего, проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику рыночной.

Конечно, какие-то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Точно также элементы государственного планирования, регулирования экономических процессов, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Так что экономику можно считать рыночной только в случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики.

Если в централизованной, "огосударствленной" экономике объектом свободной купли-продажи становятся только потребительские товары и отдельные виды услуг, то в условиях рыночной экономике сфера обменных процессов распространяет свое действие на подавляющее большинство видов продукции, товаров, услуг. Объектом купли-продажи становятся не только основные предметы потребления, но практически и все другие предметы, блага, услуги, включая средства производства.

Жилье в рыночной экономике, иные виды имущества, недвижимости являются объектом купли-продажи. Жилая площадь не предоставляется, не распределяется государственными органами, а покупается и продается на рынке жилья.

Наличие рынка средств производства и природных ресурсов - орудий труда, земли, природных богатств, скора, производственных зданий и сооружений, оборудования, машин, материалов, энергоносителей и энергии - также неотъемлемые признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется свободной оптовой и розничной продажей. Все объекты обретают денежную стоимость и цену.

Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала - денег, валюты, ценных бумаг, - который практически отсутствует в "огосударствленной" экономике либо представлен в ней в мизерных дозах и проявлениях.

Наконец, всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется и в том, что в нем широко представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах купли-продажи.

Рыночная экономика не есть экономический мир, в котором свободно покупается и продается все без ограничения. Законы страны, государства призваны разумным образом ограничивать продажу и покупку земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в форме оказания отдельных видов услуг. В то же время все это вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.


  1. ^ Функции государства в экономике

Важная экономическая роль правительства заключается в регулировании деятельности бизнеса, не отражающей государственные интересы. Правительство может потребовать прекратить дискриминацию рабочих, предотвратить загрязнение окружающей среды или запретить производство небезопасных продуктов. Правительство также должно принимать законы, в частности антитрестовские, чтобы пресечь антиконкурентную практику бизнеса, например фиксирование цен.


    1. ^ Регулирование и антитрестовские законы

Многие виды деловой активности являются предметом правительственного регулирования. Например, существуют законы, которые запрещают использование детского труда, защищают безопасность труда рабочих, пресекают дискриминацию трудящихся по этническому признаку, возрасту или полу и определяют минимальный размер заработной платы. Другие правительственные постановления посвящены защите потребителей. Это постановления, гарантирующие безопасность продуктов и запрещающие продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. Медицинские компании, разрабатывающие новые препараты, перед тем как пустить их в продажу, должны доказать эффективность разработанных ими лекарственных средств. Более того, правительство требует, чтобы работники, практикующие во многих областях деятельности, включая медицину, юриспруденцию и школьное образование, получали лицензии. Тестирование лекарств и профессиональное лицензирование являются регулирующими методами защиты потребителя.

Правительственное регулирование требует, чтобы бизнес предоставлял потребителям точную информацию. Например, фирмы, производящие продукты питания, обязаны предоставлять информацию о калорийности и составе продуктов, а банки - информацию о процентных ставках и условиях кредита для потенциальных заемщиков.

Правительство может также вводить ограничения, чтобы предотвратить действия внешних эффектов, таких, как загрязнение окружающей среды от автомобилей и фабрик.

Антитрестовские законы - это федеральные законы, которые ограничивают антиконкурентную практику бизнеса. Эти законы запрещают фирмам-производителям заключать соглашения по установлению фиксированных цен или ограничению предложения. Кроме того, они не допускают слияния фирм, которое ослабляет конкуренцию, поднимает цены или ограничивает выбор потребителя.

В промышленности, где одна монополия может производить продукт при наименьших издержках, правительство может предоставить исключительную франшизу какой-либо фирме, но регулировать цены, чтобы фирма не мога устанавливать слишком высоки е цены на свой товар или услугу.

Если от бизнеса требуют выполнять правительственные постановления, то производственные издержки возрастают, и следствием этого может стать повышение цен на товары. Общество так же несет административные издержки, связанные с разработкой и выполнением правительственных постановлений. Те правительственные постановления, при выполнении которых прибыли превышают издержки, представляют интерес для общества. Однако на практике трудно определить величину прибыли от выполнения таких постановлений, как предотвращение опасных условий труда или запрещение практики дискриминации рабочих, и сравнить затраты на их выполнение с прибылью, которая возникает при соблюдении правительственных законов.



  1. ^ Позитивные и негативные стороны рыночной экономики

    1. Аргументы в пользу рыночной системы

Конкурентная рыночная система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда.

Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

Действие "невидимой руки" во многом освобождает государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель, или экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.

    1. ^ Аргумента против рыночной системы

Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.

Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.

По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.

Создается неравенство в распределении доходов и полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Рыночная экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

В действительность "чистой" рыночной экономической системы не существует. Действуют смешанные системы с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.

^ 4. Государственное регулирование экономики

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма.
  1   2   3

Похожие:

Роль государства в рыночной экономике iconДипломные работы Тема: Место и функции государства в рыночной экономике....
«Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать...
Роль государства в рыночной экономике iconПлан Введение Глава Теоретические подходы к необходимости хозяйственной...
Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности
Роль государства в рыночной экономике icon1 Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики
Роль государства в рыночной экономике России (на примере бюджетного регулирования экономики страны)
Роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по дисциплине “Экономическая теория” на тему “Роль...

Роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» На тему: «Роль государства...
В развитии экономики во второй половине XX в обозначилась тен­денция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его...
Роль государства в рыночной экономике icon1. Развитие представлений о роли государства в рыночной экономике
В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов....
Роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по теме: «Роль и функции государства в современной рыночной экономике»
Эволюция взглядов на степень государственного вмешательства в экономику в разных теориях
Роль государства в рыночной экономике iconРеферат Роль государства в формировании современной рыночной экономики....
Роль государства в формировании современной рыночной экономики. Экономическая роль государства в Республике Беларусь: курсовая работа,...
Роль государства в рыночной экономике iconГосударственная собственность в рыночной экономике России: роль,...
Тема курсовой работы: «Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы»
Роль государства в рыночной экономике iconПлан Введение Социальная роль государства в рыночной экономике Социальная политика государства
Нам уже хорошо известно, что в любой хозяйственной системе общество сталкивается с необходимостью решения трех задач: Что, Как и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница