Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав




Скачать 270.29 Kb.
НазваниеДоклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
страница1/3
Дата публикации12.05.2013
Размер270.29 Kb.
ТипДоклад
skachate.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3






A






1



Advance Edited Version



Distr.


A/HRC/7/9

1 February 2008
RUSSIAN

Original: 



СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Седьмая сессия

Пункт 3 повестки дня

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ


^ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека,

в частности экономических, социальных и культурных прав,
Бернардса Эндрю Ньямвая Мудхо

Резюме
В настоящем докладе независимый эксперт по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав, Бернардс Мудхо описывает проведенную им в последнее время деятельность с заострением внимания на задачах, выполненных в ходе подготовки общих руководящих принципов, которые были запрошены Комиссией по правам человека в ее резолюциях 2004/18 и 2005/19 и которые фактически должны осуществляться государствами, а также частными и государственными финансовыми учреждениями в процессе принятия решений и реализации программ погашения задолженности и структурных реформ, включая программы, предусматривающие облегчение бремени внешней задолженности. Цель руководящих принципов сводится к обеспечению того, чтобы выполнение обязательств, вытекающих из внешней задолженности, не подрывало способность государств соблюдать свои обязательства, касающиеся полного осуществления основополагающих прав человека.
Во введении к докладу независимый эксперт сообщает краткую информацию о деятельности, предпринятой в 2007 году в связи с подготовкой проекта общих руководящих принципов, такой, как организация консультаций экспертов 9 и 10 июля в Женеве, а также проведение ежегодных консультаций со Всемирным банком и Международным валютным фондом 28 и 29 ноября в Вашингтоне, округ Колумбия. Упоминается также о его страновой миссии в Буркина-Фасо, о докладе, который он представил Генеральной Ассамблее, и о годовом докладе, представленном Совету по правам человека в 2007 году.
В первой части доклада рассматривается вопрос о том, какие ключевые принципы должны пронизывать проект руководящих принципов. Вследствие различий в условиях, существующих в каждой стране, и трудностей установления конкретных показателей, отражающих осуществление экономических, социальных и культурных прав, руководящие принципы должны быть составлены таким образом, чтобы стимулировать страны к разработке гибких, конкретно контекстуальных стандартов, контрольных критериев и показателей, учитывающих основное содержание или минимальные стандарты прав человека.
Кроме того, важную роль в дискуссиях, касающихся последствий внешней задолженности для прав человека, играют концепция и определение приемлемого уровня долга. Независимый эксперт рассматривает некоторые предлагаемые рамочные программы поддержания приемлемого уровня долга и кратко анализирует их сильные и слабые стороны, давая некоторые ориентиры для дальнейшей работы. Основная задача, поставленная в докладе, сводится к установлению ответственности и обязательств заинтересованных сторон на национальном и международном уровнях в деле разработки комплекса аналитических инструментов. Такие инструменты должны сочетать в себе финансовые параметры, поддающиеся количественной оценке потребности в области прав человека и задачи по сокращению масштабов нищеты с заострением внимания на целях развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
И наконец, независимый эксперт проводит краткий обзор последних изменений, касающихся мандата, и формулирует ряд рекомендаций в отношении его будущей специфики. Меры, связанные с экономическими реформами и внешней задолженностью, постепенно стали неотъемлемыми элементами стратегий сокращения масштабов нищеты. С учетом такого положения возникает необходимость в новом многодисциплинарном подходе. Поэтому он рекомендует пересмотреть мандат с упором на проблематику прав человека и государственного финансирования. Он также рекомендует обладателю нового мандата тесно сотрудничать с Рабочей группой по праву на развитие и ее целевой группой высокого уровня в целях обеспечения синергизма их деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Пункты Стр.
^ I. ВВЕДЕНИЕ 1 – 9 5
II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА

РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ 10 – 33 7
А. Минимальные стандарты, основное содержание

и основные обязательства 10 – 16 7
В. Приемлемый уровень долга 17 – 23 9
С. Роль целей развития, сформулированных

в Декларации тысячелетия, как промежуточных

целевых показателей 24 – 28 12
D. Ответственность международных финансовых

учреждений 29 – 30 13
Е. Оценки воздействия на права человека 31 – 33 13
^ III. ОБЗОР МАНДАТА И ЕГО БУДУЩЕЕ 34 – 41 14
IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 42 – 47 17

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Независимый эксперт по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав, представляет свой настоящий окончательный доклад во исполнение резолюции 2000/82, в которой Комиссия по правам человека установила его мандат, и в соответствии с резолюцией 5/1, на основании которой Совет по правам человека продлил этот мандат.
2. В своей резолюции 2000/82 Комиссия просила независимого эксперта уделять особое внимание следующим аспектам:
а) последствиям внешней задолженности и политики, проводимой с целью решения этой проблемы, для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав в развивающихся странах;
b) мерам, принимаемым правительствами, частным сектором и международными финансовыми учреждениями с целью смягчения таких последствий в развивающихся странах, особенно наиболее бедных и обремененных значительной задолженностью странах;
с) новым изменениям, действиям и инициативам, предпринимаемым международными финансовыми учреждениями, другими органами Организации Объединенных Наций и межправительственными и неправительственными организациями в отношении политики структурной перестройки и прав человека.
3. В своих резолюциях 2004/18 и 2005/19 Комиссия просила также независимого эксперта при осуществлении его мандата разработать общие руководящие принципы, которым следовали бы государства, а также частные и государственные, национальные и международные финансовые учреждения в процессе принятия решений и реализации программ в области погашения задолженностей и структурных реформ, включая программы, предусматривающие облегчение бремени задолженности, и представить Комиссии окончательный проект общих руководящих принципов на ее шестьдесят второй сессии. Цель руководящих принципов заключается в обеспечении того, чтобы выполнение обязательств, вытекающих из внешней задолженности, не подрывало способность государств соблюдать свои обязательства, касающиеся полного осуществления их гражданами основополагающих экономических, социальных и культурных прав, провозглашенных в международных договорах по правам человека.
4. Впоследствии в своем решении 2/109 Совет по правам человека просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека провести консультации экспертов с целью содействия продолжающемуся процессу подготовки проекта общих руководящих принципов и предложить международным финансовым учреждениям, особенно Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ), региональным банкам развития, соответствующим учреждениям системы Организации Объединенных Наций и национальным экспертам и заинтересованным сторонам оказать содействие в проведении этих консультаций.
5. Консультации экспертов были проведены 9 и 10 июля 2007 года в Женеве. Они преследовали следующие основные цели:
а) проведение общего анализа того, каким образом внешняя задолженность и программы облегчения задолженности, а также различные виды политики экономических реформ влияют на способность государств соблюдать стандарты прав человека;
b) выработка рекомендаций для государств, международных организаций и других заинтересованных сторон в отношении возможных элементов политики поощрения и защиты прав человека в развивающихся странах при одновременном осуществлении программ в области задолженности и экономических реформ.
6. Независимый эксперт провел свои ежегодные консультации с Всемирным банком и МВФ 28 и 29 ноября 2007 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Он проконсультировался с широким кругом специалистов, занимающихся вопросами прав человека в обоих учреждениях. Независимого эксперта проинформировали о прогрессе в осуществлении программ облегчения бремени задолженности и стратегии сокращения масштабов нищеты, поддерживаемых обоими учреждениями, и состоялись углубленные дискуссии по поводу содержания проекта общих руководящих принципов. В частности, независимый эксперт провел обмен мнениями об осуществлении анализа социального воздействия нищеты и о роли инспекционной группы в контексте реализации программ экономических реформ, поддерживаемых Всемирным банком. Независимый эксперт также провел с сотрудниками МВФ дискуссии по вопросу об усилиях, направленных на защиту неимущих слоев населения и поддержание социальных расходов во время экономических реформ. Результаты консультаций нашли отражение в нынешнем проекте общих руководящих принципов.
7. В течение отчетного периода независимый эксперт предпринял страновую миссию в Буркина-Фасо 23-27 апреля, и доклад об этой миссии представлен в качестве добавления к настоящему докладу (A/HRC/7/9/Add.1). Независимый эксперт хотел бы поблагодарить правительство Буркина-Фасо, в частности министерство по поощрению прав человека, за оказанную помощь и поддержку в проведении миссии и за осуществлявшуюся им необходимую координацию. Он также хотел бы поблагодарить страновую группу Организации Объединенных Наций и все организации и отдельных лиц, которые сообщили ценную информацию.
8. Во исполнение резолюции 2005/19 Комиссии по правам человека независимый эксперт представил доклад Генеральной Ассамблее (A/62/212). Независимый эксперт с удовлетворением воспользовался возможностью проинформировать Третий комитет Ассамблеи о текущем процессе подготовки проекта руководящих принципов по вопросам разработки и осуществления политики экономических реформ и программ в области внешней задолженности, согласующихся с концепцией прав человека. Основное внимание в его докладе было уделено, в частности, итогам и рекомендациям состоявшихся в Женеве вышеупомянутых консультаций экспертов.
9. В своем годовом докладе за 2007 год (A/HCR/4/10), представленном Совету, независимый эксперт отразил эволюцию мандата за прошедшие годы и подытожил основные выводы, касающиеся последствий последних инициатив в области облегчения задолженности для прав человека, при акцентировании внимания на концепциях приемлемого уровня долга и политики экономических реформ, которые часто используются в рамках стратегий сокращения масштабов нищеты. Итоги этой работы нашли воплощение в первом проекте общих руководящих принципов, который был представлен участникам вышеупомянутых консультаций экспертов в июле 2007 года в качестве основы для обсуждения. Настоящий доклад подготовлен в развитие этой ранее проведенной работы. В частности, в нем приводится для рассмотрения Советом обновленная информация о ключевых принципах, на которых основан проект руководящих принципов и в нем отражены основные результаты осуществления мандата и важнейшие замечания, высказанные в ходе консультаций экспертов. Во второй части доклада независимый эксперт излагает общие соображения о характере самого мандата и формулирует предложения в отношении его возможных будущих рамок.
^ II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ
А. Минимальные стандарты, основное содержание и основные обязательства
10. Главная цель проекта общих руководящих принципов, подготовленного независимым экспертом, заключается в изложении некоторых соображений по поводу того, каким образом должны разрабатываться и осуществляться политики экономических реформ и схемы в области внешней задолженности, чтобы они не подрывали обязательства государств по обеспечению полного осуществления их гражданами основополагающих экономических, социальных и культурных прав. Соответственно, политика, связанная с экономическими реформами и внешней задолженностью, должна формироваться с учетом основного содержания этих важнейших прав человека.
11. Конкретные пороговые показатели, отражающие степень осуществления экономических, социальных и культурных прав, не всегда существуют или поддаются количественной оценке. Некоторым ориентиром в этом отношении могут служить замечания общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Тем не менее, исходя из авторитетного толкования положений соответствующих договоров ключевое содержание соответствующих прав не всегда легко экстраполировать на конкретной и поддающейся количественной оценке основе. Некоторыми конкретными примерами, помогающими определить базовые стандарты, которые не должны подрываться никакими мерами политики, направленными на содействие проведению экономических реформ или выполнение долговых обязательств, могут служить перечни основных лекарств, публикуемые Всемирной организацией здравоохранения, или требования, касающиеся всеобщего, бесплатного и обязательного начального образования. В других областях, таких, как элементарный кров или доступ к питьевой воде, минимальные стандарты нелегко определить в общих чертах, поскольку они зачастую зависят от конкретной специфики каждой страны, включая, в частности, различные климатические условия.
12. При всей важности того, что международные нормы должны и далее укрепляться, например, посредством рассмотрения замечаний общего порядка и толкования Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в свете новых проблем, связанных с развитием (в частности, ВИЧ/СПИДа и глобализации), необходимо признать, что национальные условия являются настолько различными, что задачу предотвращения подрыва минимальных стандартов или основного содержания прав человека в результате экономических реформ и бремени внешней задолженности трудно представить в разрезе какого-либо универсального международного стандарта.
13. Поэтому проект общих руководящих принципов не направлен на то, чтобы сформулировать глобальное определение основного содержания прав или установить некоторые минимальные стандарты этих прав, которые должны соблюдаться всеми странами. На самом деле руководящие принципы призваны стимулировать страны к разработке их собственных конкретных контекстуальных стандартов, контрольных критериев и показателей. В то же время такая деятельность должна обязательно согласовываться с требованиями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и должна учитывать текущие усилия, предпринимаемые Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в целях разъяснения и толкования требований пакта.
14. Процесс выработки конкретных страновых стандартов также должен быть динамичным. Необходимо проводить регулярные обзоры, чтобы отражать изменения в страновых условиях при рассмотрении других полезных руководящих положений, разработанных правозащитными органами. В этом смысле минимальные нормы на страновом уровне могут устанавливаться на довольно гибкой основе. Однако национальные минимальные стандарты в таких динамичных рамках должны быть определены независимо от наличия ресурсов, а обеспечение экономических, социальных и культурных прав должно осуществляться на поступательной основе.
15. Поскольку такие минимальные стандарты и основное содержание прав будут определены в разрезе динамичных и конкретных страновых контрольных показателей, в руководящих принципах будут также указываться необходимые меры на пути полного осуществления прав человека. Следует отметить, что выполнения обязательств, соответствующих минимальным стандартам, недостаточно для достижения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав.
16. В этой связи независимый эксперт также рекомендует, чтобы проект общих руководящих принципов использовался в качестве основы для выработки носящих более оперативный характер руководящих указаний, помогающих государствам продумать конкретные критерии для установления основного содержания или минимальных стандартов прав на национальном уровне.
  1   2   3

Похожие:

Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconСовет по Правам Человека Решение 2/109. Последствия политики экономических...
Решение 2/109. Последствия политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconДоклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин,...
...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconДоклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу...
...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconОрганизация Объединенных Наций E/2007/82 Экономический и Социальный Совет
Настоящий доклад, представляемый во исполнение резолюции 48/141 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, посвящен концепции...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconОрганизация объединенных наций
...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconОрганизация объединенных наций
...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconДоклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного...
Омбудсману, результатов мониторинговых исследований, проведенных Уполномоченным по правам человека по обеспечению социальных и экономических...
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconДоклад Специального докладчика по вопросу о праве на питание Жана Зиглера
Политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/71 Генеральная Ассамблея
Доклад независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Гаити
Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях политики экономических реформ и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/24/40 Генеральная Ассамблея
Доклад Независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Сомали Шамсула Бари

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница