Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства»




Скачать 480.68 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства»
страница1/4
Дата публикации30.04.2013
Размер480.68 Kb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»
Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства»


Выполнила студентка

Рудакова М. Б.

Группа 100702

^ Научный руководитель:

ассистент кафедры

«Мировая экономика»

Самохин Андрей Сергеевич

БЕЛГОРОД 2008

План курсовой работы
Введение

Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета.

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система

1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач

^ Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ

2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ

2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ

Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования

3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ

3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

^ Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
Бюджет порожден самим фактором существования государства, современное государство не может существовать без бюджета. Именно в бюджете консолидируются все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе. Для их успешного разрешения необходимо иметь определенную совокупность знаний о самом понятии «бюджет», принципах построения бюджетной системы государства, системе бюджетных отношений, функциях бюджета.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного управления. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

^ Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджет, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.) За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни народа.

Эффективность финансового обеспечения деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей суверенитета, с другой – гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций.

Поэтому главная экономическая роль бюджета как раз и выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. При этом, сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств. В свою очередь, указанные отношения, являясь экономическими по своей природе, при этом не могут существовать вне правовых рамок.

В целом рассматриваемые отношения формируются в процессе функционирования бюджетной системы – то есть в ходе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов(финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджетные отношения с точки зрения экономической науки являются предметной областью изучения науки о государственных финансах. Предметом настоящего исследования выступают нормы бюджетного права и общественные отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы, в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

  2. организация налогов;

  3. финансирование отраслей народного хозяйства;

  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции:

  • перераспределение ВВП;

  • распределительную;

  • общетеоретическую;

  • аналитическую;

  • контрольную;

  • критическую.

Значение первых двух обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, и науки об обществе, государстве и экономики вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)

В свою очередь, аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

Указанные функции бюджета взаимозависимы. Кроме того, так как наука о бюджетной деятельности развивается в рамках финансовой науки, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения права и экономической мысли.

Вывод. В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на концептуальную значимость бюджета в жизни страны, необходимость овладения тончайшим механизмом формирования и исполнения бюджетных параметров в рамках научно обоснованной бюджетной политики.
^ 1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

^ Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис.1.

^
Рис. 1. Бюджетная система РФ


Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным (административно-территориальным) устройством.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

  3. местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

^ Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Советы министров республик составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В соответствии с законом о федеральном бюджете выделены следующие целевые бюджетные фонды:

Федеральный дорожный фонд РФ;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;

Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

Федеральный экологический фонд РФ;

Фонд восстановления и охраны водных ресурсов;

Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: Федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998г. и вступивший в силу с 1 января 2000г.).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

  1. единство бюджетной системы;

  2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

  3. самостоятельность бюджетов разных уровней;

  4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  5. сбалансированность бюджета;

  6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;

  7. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

  8. гласность;

  9. достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

^ 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

^ 3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

^ 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

^ 5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

^ 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

^ 7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

^ 8. Принцип гласности предполагает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

^ 9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

^ 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Вывод. Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принцип единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.
^ 1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Вывод. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.

^ Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

  • налоги и другие обязательные платежи;

  • прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

^ Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • и т. д.

На последнем пленарном заседании 06.07.2007 Госдума впервые в законодательной практике приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального бюджета на 2008-2010 годы. (см. приложение [1] ) Принятый трехлетний бюджет - это первый в истории страны основной финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. Помимо этого, впервые в законодательной практики России депутаты Госдумы рассматривали бюджет только в трех чтениях - ранее для утверждения требовалось четыре чтения.

Главной особенностью трехлетнего бюджета является сближение уровня доходов и расходов. Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться. В соответствии с законом, профицит федерального бюджета в 2008 году составит 0,2% ВВП, в 2009 году - 0,04% ВВП, в 2010 году профицита бюджета в номинальном выражении сведется к нулю.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 644,4 млрд. рублей (19% ВВП), расходы бюджета в 2008 году запланированы на уровне 6 трлн. 570,3 млрд. рублей (18,8% ВВП), прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74,1 млрд. рублей.

Второй важной особенностью трехлетнего бюджет является то, что в него встроен новый механизм управления нефтегазовыми доходами. Согласно принятым ранее решениям, Стабилизационный фонд будет разделен на две части и его функции будут выполнять сформированные на его базе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Тем не менее, уже решено, что часть нефтегазовых доходов будет восполнять дефицит доходной части бюджета и компенсировать недостаток средств в Пенсионном фонде.

В структуре бюджета большое место занимает финансирования приоритетных национальных проектов и социальной сферы (в частности, в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году запланировано направление 22,83 млрд. руб.).

Поправками предусматривается дополнительное выделение около 30 млрд. руб. на строительство и ремонт дорог, 3 млрд. рублей - на поддержку изобретателей и предприятий, работающих в сфере нанотехнологий, 1,9 млрд. руб. - на создание президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, 2,9 млрд. рублей - на финансирование мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, 10 млрд. рублей - на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, 10 млрд. рублей - на погашение задолженности по фактически отпущенным лекарствам, 47,9 млрд. рублей - на различные социальные нужды.
Анализ федеральных бюджетов за январь – март 2007 и 2008 годов.

Проведем сравнительный анализ проектов на федеральный бюджет 2007 года и итоги его исполнения по основным экономическим показателям, проект на федеральный бюджет 2008 года и его текущее исполнение по сравнению с 2007 годом (см. приложение [2]).

Макроэкономические показатели

ФЗ «О ФБ на 2007г.» (см. приложение [3])

Итоги исполнения ФБ за 2007 год.

Доходы, млрд. руб.

6 965,3

7779,1

Расходы, млрд.руб.

5 463,6

5983,0

ВВП, млрд. руб.

31 220

32 989

Уровень инфляции (потребительских цен),%

6,5 - 8,0%

11,9%

Профицит, млрд. руб.

1 501,8

1796,1


Как видно из табл. 1, все макроэкономические показатели превысили запланированный уровень, таким образом, доходы увеличились на 11,7% по сравнению с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г. », расходы – на 9,5%, ВВП – на 5,7%, уровень инфляции (потребительских цен) – на 3,9-5,4%, итого профицит в 2007 году составил на 19,6% больше, чем было запланировано.

На 2008 год ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год» (см. приложение [4]) запланированы показатели на следующем уровне (табл.2):


Макроэкономические показатели

ФЗ «О ФБ на 2008г.»

Доходы, млрд. руб.

6644,4

Расходы, млрд.руб.

6570,3

ВВП, млрд. руб.

35 000,0

Уровень инфляции (потребительских цен),%

7%

Профицит, млрд. руб.

74,1


В связи с тем, что федеральный бюджет принят на 3 года, запланированной величиной показателей подтверждается сближение уровня доходов и расходов (табл. 2). Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться, что доказывается принятым ФЗ «О ФБ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

^ 2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ

  1   2   3   4

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» На тему: «Роль государства...
В развитии экономики во второй половине XX в обозначилась тен­денция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по дисциплине “Экономическая теория” на тему “Роль...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория»
Немаловажную роль в экономическом развитии, обеспечении экономического роста, играет проблема налогообложения. Налоги являются фактором...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по курсу «э кономическая теория» на тему «Малый бизнес...
Автономной некоммерческой организации (филиал) высшего профессионального образования
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по дисциплине: Теория государства и права На тему:...
Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по дисциплине: Экономическая теория На тему: «Экономическая...
В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКонспект тема : Бюджет государства. Социально экономическая сущность и роль бюджета государства
Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКонспект тема : Бюджет государства. Социально экономическая сущность и роль бюджета государства
Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКонспект тема : Бюджет государства. Социально экономическая сущность и роль бюджета государства
Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства» iconКурсовая работа по дисциплине: экономическая теория на тему: «Безработица:...
Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница