Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г




НазваниеОтчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г
страница1/4
Дата публикации26.02.2013
Размер0.74 Mb.
ТипОтчет
skachate.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4
ОТЧЕТ

Временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года

Бишкек 2011 г.




Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ.

  2. МЕТОДОЛОГИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ.

  3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

    1. Межнациональная политика.

    2. Социально-экономические факторы.

    3. Криминалитет.

    4. Роль средств массовой информации.

    5. Роль неправительственных организации.

  4. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ.

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    1. Причины и условия событий.

    2. Вывод.

    3. Предложения.



ВВЕДЕНИЕ

  • После распада СССР, 12 октября 1991 года в ходе президентских выборов А. Акаев, набрав более 95 процентов голосов, был избран на пост президента Кыргызской Республики.

В сентябре 1994 года А Акаев распустил парламент и в следующем году провел выборы нового Жогорку Кенеша (собрания народных представителей). По оценкам независимых наблюдателей, выборы были проведены с многочисленными нарушениями. 24 декабря 1995 года Акаев был переизбран президентом Кыргызской Республики на второй срок. После переизбрания полномочия президентства были расширены.

  • В эти периоды были предприняты рыночные экономические реформы, в политической системе выражалось мнение оппозиции и создавалось гражданское общество. Кыргызстан первой из стран СНГ вступила в ВТО. В то же время экономическая политика А Акаева способствовала обогащению родственников и сторонников президента и вела к обострению социальных противоречий в стране.

  • В 1998 году Конституционный суд разрешил президенту баллотироваться на третий срок вопреки конституционным нормам, и в 2000 году он был избран еще на пять лет. В стране началось подавление свободы слова, запреты митингов и пикетов. На множество видных оппозиционеров оказывались давление и начинались аресты (Ф.Кулов, З.Сыдыкова).

В 2002 году начались волнения в Аксыйском районе Джалал- Аба декой области из-за незаконного ареста А Бекназарова, который выступал с беспрецедентной инициативой объявления импичмента президенту за передачу Китаю исторической территории Кыргызстана Узенгу-Кууш. И 17 марта того года в с.Боспиек Аксыйскош района происходит расстрел демонстрантов. В результате 6 человек погибли, несколько десятков получили ранения.

  • 24 марта 2005 года в результате волны народных протестов («тюльпановая революция»), семейно-клановый режим президента ААкаева был свергнут. Он бежал в Казахстан, в последующем в Россию, а 5 апреля 2005 года написал заявление о добровольном сложении с себя полномочий президента. Власть перешла к Народному движению Кыргызстана (объединения политических сил).

  • В августе 2005 года Президентом Кыргыхкой Республики был избран К.Бакиев. С 2006 года начинаются протесты против политики нового президента.

8 ноября и 30 декабря 2006 года вносятся изменения и дополнения в Конституцию страны.

В октябре 2007 года состоялся Референдум по новому варианту Конституции и проекта Кодекса о выборах, которые учредили парламентские выборы по
партийным спискам. В декабре 2007 года парламентские выборы прошли с серьезными нарушениями Наспех созданная президентом партия «Ак-Жол» получила абсолютное большинство мест (71 из 90) в парламенте и полный контроль над законодательной властью.

  • На важные государственные должности назначаются ближайшие родственники президента. В стране установилось семе йно-кла новое тоталитарное правление.

Правоохранительные органы, прежде всего ГСНБ, использовались как инструмент для установления и укрепления системы семейно-кланового правления государством, устранения с политической арены государства неугодных им оппозиционно настроенных политических лидеров, в том числе путем заказного уголовного преследования, физического устранения отдельных оппозиционеров, представителей СМИ и других лиц, насаждения страха в обществе за несогласие с проводимой официальной политикой власти.

Многие политики оказались за решеткой либо вынуждены были покинуть пределы страны.

  • 24 октября 2008 года лидерами оппозиционных партий и отдельными общественными деятелями создается Объединенное народное движение (ОНД) против авторитарной системы власти К.Бакиева.

  • Чтобы не дать оппозиционным силам возможности объединиться и подготовиться, К.Бакиев нарушив нормы Конституции, изменяет сроки проведения президентских выборов и проводит в июле 2009 года. В итоге, сфальсифицировав результаты выборов, КБакиев одерживает «победу». Выборы по оценкам миссии ОБСЕ не соответствовали требуемым стандартам. Глава Центризбиркома Клара Кабилова вынуждена была покинуть страну.

Данные выборы способствовали дальнейшему развитию процесса усиления президентской власти и авторитарного режима К Бакиева.

Жогорку Кенеш, Правительство, суды и правоохранительные органы Кыргызской Республики практически превратились в структуры, обслуживающие интересы правящей семьи.


  • 4
    В ноябре 2009 года КБакиев в разрез действующего законодательства создает Центральное агентство по развитию инвестиций и инноваций (ЦАРИИ) и назначает главой этого агентства своего сына Максима Бакиева. Данная позиция обеспечивает семье Бакиевых предпочтительный доступ к приватизированным объектам промышленности и иностранным инвестиционным проектам. Брат президента - Жаныш Бакиев руководит Службой государственной охраны (практически руководивший всеми силовыми структурами), а другой сын Марат контролирует ГСНБ КР.

подкрепления на 2 самолетах и 5 вертолетах. После таких действий властей, данный отряд был разогнан митингующими, МКонгангиев был избит, а А.Жапаров, руководивший спецоперацией в Таласе, скрывается.

  • Последующие задержания и аресты почти всех лидеров оппозиции по всей республике (ААтамбаева, О.Текебаева, Т.Сариева, ИОмуркулова, КДушебаева, Э.Капгагаева, Т.Мадылбекова, ДЛотонова и других), попытка разгона подразделениями специального назначения ГСНБ, СГО участников мирного Курултая у здания «Форум» в г.Бишкек и расстрел мирных граждан на центральной площади «Ала-Тоо» послужили детонатором взрыва народного гнева.

  • 7 апреля в г.Бишкек народ, не подозревая об арестах лидеров оппозиции, собирается на Курултай возле здания «Форум». Узнав о событиях в Таласе и ночных арестах, призывают граждан выразить протест против незаконных действий властей. К месту проведения Курултая прибывает прокурор Октябрьского района и заявляет о незаконности проводимого Курултая. Затем с привлечением сотрудников ОМОН и правоохранительных органов с обученными собаками демонстрируется сила против безоружных граждан. Рассеяв милицию, граждане под влиянием специально подготовленных властями подстрекателей двигаются к Белому дому и зданию ГСНБ чтобы выдвинуть свои требования. По спланированному сценарию группа подстрекателей должна была спровоцировать народ на захват Белого дома, в результате которого происходит расстрел граждан, в чем впоследствии должны были обвинены лидеры ОНД и осуждены на длительные сроки. Действительно, когда граждане подошли к Белому дому, против безоружных граждан со стороны Бакиевых, находящихся внутри здания, был отдан приказ стрелять в народ на поражение с боевыми патронами. Далее, с верхних углов крыши здания Белого дома и близлежащих зданий снайперы расстреливают граждан, находящихся по периметру Белого дома. Народ крайне возмущенный расстрелом, несмотря на шквал огня со стороны Белого дома и гибели на глазах, не отступал и не расходился. Во второй половине дня, народ убежденный в том, что Бакиев за сохранение своей власти ни чем не «побрезгует» вплоть до сотен жизней безоружных граждан, требующих законности в стране, окончательно решил свергнуть власть во чтобы то не стало и штурмом захватил здания Дома Правительства, парламента, национальной телерадиокорпорации. В это же время неизвестными лицами изнутри было сожжено здание Генеральной прокуратуры. Под натиском граждан были освобождены из под стражи лидеры ОНД. В итоге не достигнув своей цели, план действий Бакиевых провалился.

  • Между тем, Премьер-министр Д.Усенов, Генеральный прокурор Н.Турсункулов, оставшийся за министра внутренних дел генерал-майор милиции С.Курманалиев, начальник УВД г.Бишкек генерал-майор милиции К.Кьгязов, соответствующие губернаторы и мэры, которые согласно Конституции и законодательства обязаны были осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законности, защиту прав, свобод и безопасности личности, во время расстрела мирных граждан не только не приняли меры по пресечению творившегося на их глазах произвола и беззакония, но и активно руководили подавлением прав и свобод граждан и поддерживали преступные деяния К.Бакиева.

  • Вследствие чего, 7 апреля 2010 года народ Кыргызстана свергнул антинародный режим КБакиева.

В этот день властями было расстреляно насмерть 87 человек и около 1500 граждан получили ранения разной тяжести.

Испугавшись за свои преступления и народного гнева, президент К.Бакиев и его окружение бежало из г.Бишкек в Джалал-Абадскую область. Премьер- министр ДУсенов добровольно сложил полномочия и правительство полным составом ушло в отставку, а некоторые члены правительства, близкие к семье Бакиевых, бежали за пределы страны.

  • В таких сложнейших условиях ответственность за судьбу государства и общества взяло на себя сформированное Объединенным Народным Движением Временное Правительство Кыргызской Республики, которое возглавила Р.Огунбаева - Председатель Центрального исполнительного комитета Народного Курултая.

Декретом № 1, принятым 7 апреля 2010 года и оглашенным на Центральной площади «Ала-Тоо», был распущен Жогорку Кенеш, состоящий из абсолютного большинства президентской партии «Ак-жол» и принимавший законы, отвечающие интересам семьи Бакиевых. Вся полнота государственной власти перешла Временному Правительству.

В наследство от антинародного режима КБакиева Временное Правительство получило государство, погрязшее в коррупции, расколотое по этническому, региональному, клановому признакам, с деморализованным, также не имеющим несмертельного оружия (специальных средств) для обеспечения общественной безопасности личным составом правоохранительных органов и сокращенным до неузнаваемости Вооруженных Сил. Страна находилась в условиях глубокого кризиса правосознания, общество не доверяло институтам государственной власти.

  • Находясь у себя «на малой родине» в Джалал-Абадской области КБакиев заявляет: - «что готов вернуть себе власть любой ценой, и ради этого он не прочь разделить страну на север-юг с объявлением г.Ош столицей, утопив народ в крови». При этом, влияние КБакиева сохранялось на юге страны, особенно в системе правоохранительных органов, а также у них имелись огромный финансовый ресурс и мощный потенциал информационных технологий.

Озабоченные развитием событий в Кыргызстане президенты России, Казахстана (действующий председатель ОБСЕ), США и других государств СНГ ведут взаимные консультации по урегулированию ситуации в Кыргызстане и вывозу КБакиева из страны со сложением им полномочий президента.

  • 15 апреля 2010 года К. Бакиев с «семьей» покидает территорию Кыргызстана и 16 апреля 2010 года в Республике Казахстан подписывает заявление об отставке с поста президента.

21 апреля 2010 года в г.Минск КБакиев проводит пресс-конференцию, где заявляет об отказе ранее подписанного заявления об отставке с поста президента.

  • Находясь за пределами Кыргызской Республики, он «выполняя свое обещание», а его сын Максим Бакиев и брат Жаныш Бакиев в подтверждение телефонного разговора «о наведении кипиша...», со своими сторонниками используя свои финансовые возможности и информационные технологии с применением криминалитета организовывают противостояние с Временным Правительством и предпринимают ряд усилий по дестабилизации общественно- политической ситуации в стране. Их сторонники в апреле-мае-июне 2010 года осуществляют неоднократные попытки насильственного захвата в городах Джалал-Абад и Ош местных органов власти, повлекшие человеческие жертвы.

При этом, умело используя в создавшейся ситуации, активности лидеров узбекских общин и их экстремистские высказывания, особенно депутатов - членов партии «Ак-жол», им удалось спровоцировать столкновение между кыргызами и узбеками в Ошской и Джалал-Абадской областях, где погибли невинные люди, уничтожены жилые дома и торговые объекты.

  • Несмотря на сложившуюся ситуацию, Временному Правительству удалось остановить кровопролитие и предотвратить эскалацию межэтнической розни на другие регионы, и наконец сохранить целостность страны и ликвидировать угрозу гражданской войны.

За короткие сроки к 15 июня был остановлен конфликт, а к 26 июня все перемещенные граждане узбекской национальности за пределы республики вернулись в прежние места жительства, и к середине декабря все граждане, у которых сгорели и разрушены дома, были обеспечены новым временным жильем.

  • В апреле-июне, в сложнейших условиях Временным Правительством была организована работа Конституционного совещания (выработка проекта новой Конституции и разъяснения его положений населению страны), 27 июня проведен Референдум (всенародное голосование) по принятию новой Конституции Кыргызской Республики с установлением парламентской системы государственной власти и приняты своевременные меры по подготовке и проведению свободных, честных и прозрачных выборов в Жогорку Кенеш.

  • 10 октября 2010 года состоялись выборы депутатов Жогорку Кенеша 5-го созыва, 1 ноября 2010 года Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики объявила официальные результаты выборов. По результатам народного волеизъявления в Жогорку Кенеш прошли 5 политических партий. По оценкам миссии ОБСЕ впервые в истории Кыргызстана выборы прошли свободно и демократично. Жогорку Кенеш начал свою работу 10 ноября 2010 года и 17 декабря того же года определил структуру и состав Правительства Кыргызской Республики, утвердил программу, внесенные кандидатом от парламентского большинства на должность Премьер- министра Кыргызской Республики Атамбаевым АШ.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Президентом Кыргызской Республики изданы указы о назначении Премьер-министра и членов Правительства Кыргызской Республики.

  • 21 декабря 2010 года, завершив свою миссию, Декретом Временного Правительства №147 Временное Правительство Кыргызской Республики было распущено.

  • Вновь избранный Жогорку Кенеш Кыргызской Республики на своем первом заседании принял постановление об образовании временной депутатской комиссии по расследованию событий апреля-июня 2010 года и даче им политической оценки.

В состав временной депутатской комиссии вошли по 5 депутатов от каждой фракции, всею 25 человек.

^ II. МЕТОДОЛОГИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

С целью объективного и всестороннего изучения обстоятельств, причин и последствий произошедших событий апреля-июня 2010 года, члены комиссии более 8 раз выезжали в Ошскую и Джалал-Абадскую области. Организовали работу своих представительств в Джалал-Абадской областной и Ошской городской государственных администрациях, в которых работали эксперты из числа бывших руководителей правоохранительных органов и неправительственных организаций.

Члены комиссии побывали непосредственно на местах, где произошли межнациональные столкновения. Опросили очевидцев и участников событий, а также руководителей правоохранительных и местных органов власти. Провели встречи не только с местным населением, но и с представителями СМИ, НПО, общественных организаций. Состоялся обмен мнениями с членами национальной комиссии АЭркебаева и международной комиссии Кимо Кильюнена.

Для полноценного анализа и выявления причин конфликта депутатская комиссия интервьюировала: Президента Кыргызской Республики Р.Огунбаеву, Премьер-министра ААтамбаева, АБекназарова, О.Текебаева, Т.Сариева, Э.Капгагаева, К.Душебаева, К.Байболова, ЖЖолдошеву и других должностных лиц.

В целом, для объективного отражения происшедших событий на юге страны, использованы все возможные и доступные материалы и средства, а также проанализирована информация как открытых, так и закрытых источников, аудио-видео материалов, в том числе материалы расследований южных событий Национальной, Международной, НПО, Омбудсмена и других комиссий.

^ IIL ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

1. Межнациональная политика.

Развал Советского Союза и возникновение независимых государств Центральной Азии практически в одночасье превратили то, что задумывалось как административно-территориальное деление, в межгосударственные границы. Подобное развитие событий не только породило многочисленные проблемы для населения региона, которому теперь приходится договариваться об установлении государственных границ (в отдельных случаях эти границы режут пополам деревни и даже приусадебные участки), но и поставило ряд вопросов об этническом составе новых государств.

Кыргызстан в августе 1991 года добился государственной независимости. Это событие последовало сразу за неспокойным периодом в истории страны. При этом, особенно остро встал вопрос в отношении так называемой титульной нации. Должны ли они занимать ведущее место в новых политических образованиях? Какая роль должна отводится в них национальным меньшинствам?

В 1990 году определенной частью узбекского населения была основана организация «Адолат», которая одной из своей целью ставила создание узбекской автономии. У властей и граждан кыргызской национальности такие действия частью узбекского населения, основанных на узбекской этнической самоидентификации и создании автономии, вызывали подозрения в сепаратистских тенденциях и потому не только приветствовались, но и вызывали не приязнь. Это являлся также одной из причин недоверия, испытываемого кыргызами по отношению к узбекам при приеме на работу в органы государственной власти.

В июне 1990 года в Ошской области, разногласия по поводу земли между кыргызами и узбеками привели к обострению напряженности, вслед за которым последовала вспышка насилия, повлекшая за собой человеческие жертвы исчисляемой сотнями. Восстановление правопорядка с введением чрезвычайного положения и комендантского часа, несмотря на мощи Советского Союза, переброски элитных воздушно-десантных войск для локализации конфликта и железную дисциплину органов государственной власти, затянулось до августа 1990 года.

На президентских выборах, состоявшихся в октябре 1990 года победил А.Акаев. После избрания на этот пост перед ним стояла непростая задача примирения различных общественных сил страны, отношения между которыми были обострены после вспышки насилия летом того же года. Кроме того, стояла задача создания возможностей для национального самовыражения только что обретшей независимость кыргызской нации.

Формирование национального самосознания вновь созданной страны оказалось в огромной степени привязанным к «титульной нации». Новый упор на кыргызский этнос способствовал росту озабоченности среди национальных меньшинств. Так, например, опасения за свое будущее многочисленной славянской общины страны спровоцировали массовую эмиграцию русскоязычного населения. В этих условиях А Акаев начал искать пути достижения баланса между «восстановлением» положения титульной нации в стране и необходимостью защитить интересы национальных меньшинств.

На уровне государственной символики этот подход нашел свое отражение в официальном лозунге «Кыргызстан - наш общий дом», а на институциональном уровне - в создании Ассамблеи народа Кыргыхтана, которая предоставляла форум - каким бы подконтрольным и ограниченным он ни был - для обсуждения проблем национальных меньшинств.

Такой подход к национальному вопросу позволил А.Акаеву заручиться поддержкой большинства населения страны в ходе реализации курса на исправление якобы имевшего место в советское время подавления кыргызского национального самосознания. В рамках такой политики в качестве истории кыргызской государственности популяризировался национальный эпос «Манас», кыргызский язык приобрел статус государственного (было конституционно закреплено, чтобы президент страны владел государственным языком, которое также использовалось для блокирования альтернативных русскоязычных кандидатов, в частности, бывшего мэра г.Бишкек Ф.Кулова); периодически выдвигались инициативы по пропаганде государственного языка и проводились официальные мероприятия по прославлению кыргызского национального характера и истории страны (например, состоявшиеся в 2000 года торжества по поводу трехтысячной годовщины основания г.Ош). В то же время прилагались усилия к тому, чтобы заверить национальные меньшинства и убедить их, что и им найдется место в многонациональном Кыргызстане. И действительно, национальным меньшинствам в этот период удалось добиться некоторых уступок. В декабре 2001 года была принята поправка к Конституции, в которой русскому языку был присвоен статус официального, или языка межнационального общения.

Вместе с тем, за ширмой официальной межнациональной символики государства в годы правления Акаева отчетливо просматривалась более сложная картина политической жизни страны, в которой взаимоотношения между этническими группами играли центральную роль. Акаев практически не пользовался поддержкой на юге Кыргызстана, где в поздний советский период находился политический центр тяжести страны.

В этих условиях основным союзником президента, нуждавшегося в политической поддержке (особенно во время выборов), стала узбекская община, преимущественно сосредоточенная на юге Кыргызстана. Узбеки сыграли ключевую роль в попытках президента укрепить свою власть на юге страны и не допустить роста влияния могущественных конкурентов из числа южной политической элиты - по преимуществу этнических кыргызов, черпавших поддержку в сельских районах.

В обмен на оказанную поддержку, узбекский язык фактически приобрел статус рабочего средства общения в городах и районах юга - местах компактного проживания крупных общин узбеков. Представители узбекской общины заседали в национальном парламенте, а временами даже занимали посты в правительстве страны. Акаев поощрял преданных руководителей- узбеков, одновременно отслеживая, чтобы никто из них не занял место лидера и не появилось объединенное узбекское движение, способное предъявить властям более серьезные требования.

С этой целью он дал ход ряду проектов с соответствующей символической окраской, в частности, Узбекско-Кыргызскому университету в г. Ош, который оказывал поддержку основным сторонникам Акаева из числа представителей узбекской общины.

В отдельных случаях, в период парламентских выборов представители узбекской общины ставились в противовес к оппозиционным кандидатам. Так, например, на парламентских выборах 2000 года в противовес ЬСБакиеву была выбрана кандидатура К.Батырова. С тех пор был вбит клин между ними. К. Батыров став депутатом Жогорку Кенеша превратился в одного из влиятельных личностей среди узбекской общины. Он был президентом узбекского национально-культурного центра Джалал-Абадской области. С помощью кыргызских дипломатов он наладил связь с узбекскими депутатами афганского парламента. Стал процветать его бизнес. Создал бизнес проекты за рубежом в Африканских странах, Дубае и т.д.

Таким образом, межнациональные отношения на юге страны оказались неразрывно связаны с борьбой за власть в Кыргызстане между югом и севером, сельским и городским населением, различными кланами, этническими группами и политическими силами. Неформальный баланс интересов кыргызской и узбекской общин зависел от общей политической ситуации в стране. Чем дольше Акаев находился у власти, тем активнее вокруг него велась политическая борьба, в основном, между различными группировками внутри кыргызской общины. На уровне элиты ключевые места в высшем эшелоне режима Акаева занимали члены его семьи, родственники и друзья, а также представители его родного региона на севере страны.

Политическая нестабильность начала сказываться и на проводимой в Кыргызстане межнациональной политике. Например, в 2002 году начались волнения в Аксыйском районе Джалал-Абадской области из-за незаконного ареста А Бекназарова, который выступал с беспрецедентной инициативой объявления импичмента президенту за передачу Китаю исторической территории Узенгу-Кууш. И 17 марта того года в с.Боспиек Аксыйского района происходит расстрел демонстрантов.

Попытки Акаева сдержать растущую оппозицию режиму послужили толчком к напряженной политической конфронтации между правительством и нарождающимися силами оппозиции на юге страны. В ходе этого противостояния в политическую повестку дня вновь были выдвинуты вопросы межнациональных отношений, сопровождаемые новыми всплесками насилия и стычками. Так, 25 июня перед зданием областного суда в г. Жалал-Абад протест против ареста Бекназарова местная узбекская община также выдвинула ряд собственных требований о предоставлении ей политических прав и представительства в руководящих органах. Среди прочего, узбекская община потребовала также принятия поправки в Конституцию о придании узбекскому языку наравне с русским языком статуса официального. Однако правительство Президента Акаева настороженно отнеслось к этим требованиям, тем самым выдав опасения, что выдвижение узбекской общиной требований явно политического характера может привести к ее автономии и усилению национальной вражды на юге республика

По мере усиления конфронтации между президентом Акаевым и оппозицией в период после 2002 года, несмотря на рост коррупции и застой в экономике страны, и что режим Акаева отнюдь не является выразителем их интересов, лидеры узбекской общины решили продолжать поддержку президенту. Сохранение верности президенту было также связано со стремлением узбекской диаспоры защитить экономические достижения, которых ей удалось добиться за годы правления Акаева.

Некоторые лидеры узбекской общины присоединились к поддерживающему президента движению «Алга, Кыргызстан!».

С уходом со сцены Акаева исчезли заявления о Кыргызстане как «общем доме», а затем хрупкие механизмы урегулирования межнациональных отношений, введенные и задействованные бывшим президентом, и вовсе рухнули. Формирование режима президента К.Бакиева и приход к власти политических сил, укрепившихся на юге страны, поставили узбекское население Кыргызстана лицом к лицу с новыми реалиями. Бакиев не нуждался в поддержке этнических узбеков. Более того, многие из его окружения являлись прямыми политическими и экономическими конкурентами узбеков в южных регионах страны. По мере роста коррупции и криминала, ассоциируемых с правлением Бакиева, в том числе в силовых структурах, узбекская община и принадлежащие ее членам хозяйственные предприятия стали подвергаться давлению со стороны полулегальных преступных групп, целью которых были вымогательства или экспроприация.

В связи с этим отношения между узбекской общиной и режимом Бакиева стали ухудшаться. Это событие обусловило выход на сцену нового и более настойчивого поколения узбекских лидеров, готовых защищать интересы своего народа. Эта группа сформировалась вокруг К.Батырова - уже состоявшегося крупного предпринимателя и как лидера узбекской общины Джалал-Абадского региона.

В августе 2005 года Мухаммаджан Мамасаидов - известный узбекский лидер старшего поколения и сторонник Акаева - был вынужден уйти с поста главы Общества узбеков (Республиканского узбекского национально- культурного центра). Перестановка в кругах лидеров узбекской общины выдвинула в первые ряды Батырова.

Новый президент не проявил особого интереса к продолжению избранного Акаевым курса на улучшение межнациональных отношений, а Ассамблея народов народа Кыргызстана во многом потеряла свое былое влияние. В 2006 года стало очевидно, что произошел разрыв между режимом Бакиева и политическими силами, сплотившимися вокруг Батырова, возглавляемое им движение «Родина» организовало серию ангиправиггельственных демонстраций.

Так, например, в январе того же года на курултае узбеков Кыргызстана было принято обращение к президенту Бакиеву с призывом занять «четкую стратегическую позицию» по вопросам прав национальных меньшинств. В обращении также отмечалось, что узбекская община подвергается притеснениям со стороны «фискальных органов, органов охраны правопорядка и структур исполнительной власти». Хотя подобные притеснения по мере роста коррупции и криминалитета имели место и в отношении граждан других национальностей, включая кыргызов.

При таких обстоятельствах, в те годы был создан молодежный политический клуб «Сарбон» (общее количество участников - около 50 человек), который по словам депутата парламента Даврана Сабирова в будущем должен был превратиться в партию. Указанный политический клуб ставил перед собой две основные задачи: первое - добиться создания узбекской автономии в составе Кыргызстана и придания узбекскому языку статуса официально го/государстве ннош; второе - укрепление позиций этнических узбеков в органах государственной власти и управления путем создания собственного этнического лобби.

Рост недовольства узбекского населения был также связан и с нарушением неофициальных каналов связи между должностными лицами правительства Кыргызстана и лидерами узбекской общины. Если в свое время ряд узбекских лидеров поддерживал тесные личные связи с Акаевым, то вслед за мартовской революцией среди них не оказалось никого, кто имел бы хорошие взаимоотношения с Бакиевым. Анвар Артыков, активный член оппозиционных сил и поддерживающий Бакиева в тот период, во время «революции тюльпанов» был избран народом губернатором Ошской области, а в начале декабря смещен с данного поста К. Бакиевым.

Депутаты Жошрку Кенеша от узбекской общины (Давран Сабиров, Алишер Сабиров, Махамматжан Мамасаидов, Кадыржан Батыров, Абдурахман Абдуллаев, Инамжон Абдурасулов, Абдумуталип Хакимов) пытались создать в парламенте свою фракцию. Один из них А. Сабиров пытался раздобыть нормативные акты и другую информацию о Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, для чего был сделан официальный запрос в Таджикистан.

Между тем, в октябре 2007 года состоялся Референдум по новому варианту Конституции и проекта Кодекса о выборах, где была введена законодательная норма о том, что при определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство не менее пятнадцати процентов граждан, представляющих различные национальности. Собственно с этим и ограничился межнациональная политика Бакиева.

2. Социально-экономические факторы.

Начиная с конца 1990-х годов развитие Кыргызстана проходило на фоне целого ряда проблем экономического характера.

После обретения страной независимости экономический спад затронул все отрасли экономики Кыргыхтана.

Страна реализовала широкомасштабную программу экономических реформ. Земля была передана в частную собственность и ликвидированы совхозы и колхозы советских времен. Возрос импорт товаров, были снижены государственные дотации. Произошла либерализация цен на сырье, сократились расходы госбюджета. В совокупности все эти изменения по большей части довели сельскохозяйственное производство в Кыргызстане до состояния, мало чем отличающегося от натурального хозяйства.

На юге страны сложилось не менее тяжелое положение. Получив в 1990-е годы по маленькому наделу земли на семью, большинство крестьян и фермеров еле-еле сводили концы с концами и не могли обеспечить всем членам семьи полную занятость. Результатом этого стал высокий уровень безработицы и неполной занятости в сельских районах.

Для значительной части сельского населения, представленного в основном этническими кыргызами, единственным способ избежать ужасающей нужды стала миграция.

  1   2   3   4

Похожие:

Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconПостановление Жогорку Кенеша об информации временной депутатской...

Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconПоложение о фондах депутата, фракции, комитета и депутатской группы...
Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconОсобое мнение к заключению Комиссии
Председателю специальной депутатской комиссии по рассмотрению представления Генерального прокурора Кыргызской Республики о даче согласия...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconОтчет I
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям, произошедшим...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconКыргызской Республики «о регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
Внести в Закон Кыргызской Республики «о регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (Газета «Эркин Тоо» от 2 декабря 2011 года...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconЗаключение Специальной депутатской комиссией по рассмотрению представления...

Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconЗемельный Кодекс Кыргызской Республики г. Бишкек от 2 июня 1999 года...
    Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  государственных органов и органов    местного самоуправления в сфере регулирования...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconСтратегия развития жогорку кенеша кр
«дорожную карту», ведущую к намеченной цели. Данная Стратегия развития Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отражает новые цели и...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconЗаключение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по экономической...
Кенеша Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики...
Отчет временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по расследованию событий апреля-июня 2010 года Бишкек 2011 г iconКомитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по экономической и...
Законов Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница