Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме




НазваниеДоклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме
страница1/5
Дата публикации27.04.2014
Размер0.49 Mb.
ТипДоклад
skachate.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3   4   5
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан

по правам человека (омбудсман)


Альтернативный доклад

о соблюдении Республикой Узбекистан

статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах







Ташкент – 2014 г .

Резюме

  1. Альтернативный доклад по соблюдению Республикой Узбекистан статьи 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) подготовлен Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) на основе жалоб граждан, обратившихся за помощью к Омбудсману, результатов мониторинговых исследований, проведенных Уполномоченным по правам человека по обеспечению социальных и экономических прав человека, анализа законодательства Республики Узбекистан, официальных выступлений, публикаций средств массовой информации.

  2. Доклад представляется в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам в рамках рассмотрения второго периодического доклада Республики Узбекистан по выполнению Международного пакта об экономических, социальных и культурных прав. Доклад направлен на глубокое освещение вопросов соблюдения экономических, социальных и культурных прав в Узбекистане и на привлечение внимания экспертов Комитета к наиболее актуальным проблемам в области реализации этих прав.

  3. Альтернативный доклад Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) посвящен ситуации по обеспечению социальных и экономических прав граждан. Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека приветствует официальный доклад Республики Узбекистан по выполнению положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и разделяет многие содержащие в нем выводы и оценки. Уполномоченный по правам человека согласен с тем, что в Республике Узбекистан произошли определенные позитивные изменения в национальном законодательстве и политике, направленной на обеспечение экономических, социальных и культурных прав граждан.

  4. ^ Доклад завершается рекомендациями, подготовленными Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом).


СОДЕРЖАНИЕ



ВВедение 4

Деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса РЕспублики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) по приему и рассмотрению обращений граждан 5
^ Деятельность государственных органов по приему и рассмотрению обращений граждан на примере итогов мониторинга исполнения закона РЕспублики Узбекистан

«Об обращения граждан» 7
^ Обеспечение соблюдения и защиты социально-экономических прав граждАн в деятельности государственных органов 10



Соблюдение и защита трудовых прав 10

Деятельность государственных органов по обеспечению права на образование 16

Деятельность органов здравоохранения по обеспечению права на здоровье и получение квалифицированное медицинской помощи ……………………………..……… 19

Деятельность органов государства по обеспечению права граждан на жилье и коммунальное обслуживание 21
РЕкомендации …………………………………………………………………………… 24




Введение
Конституция Республики Узбекистан 1992 года гарантирует основные права, провозглашенные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Более того, согласно ст. 15 Конституции международные обязательства Российской Федерации являются приоритетными перед национальным законодательством. Однако, несмотря на тот факт, что ст. 2 Конституции обязывает государство соблюдать и защищать права человека, эти права регулярно нарушаются как органами власти в целом, так и ее различными представителями.

Огромные преобразования, осуществляемые в сферах занятости населения, образования, духовности и просветительства, здравоохранения, социальной защиты в Узбекистане, определившем для себя стратегические задачи на перспективу – вхождение в число развитых стран, модернизация и демократизация страны, формирование гражданского общества и создание на этой основе достойных условий для жизни граждан - полностью соответствуют Целям развития тысячелетия ООН.

Конституция Республики Узбекистан закрепляет широкий комплекс экономических и социальных прав граждан. Соблюдение этой категории прав человека возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень, в связи с чем создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии обеспечения и защиты социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.

В соответствии с законодательством, защита прав граждан в Республике Узбекистан осуществляется путем:

  • реализации права граждан на обращения с жалобой, заявлением и предложением в любые государственные органы, общественные организации, органы самоуправления граждан;

  • право на обращение в суд с иском или жалобой для защиты конституционных прав и свобод;

  • право обращения к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману).

Иными словами, обеспечение реализации гражданами социальных, экономических и культурных прав является первостепенной задачей целого ряда органов государственной власти.

Кроме государственных органов определенную роль в обеспечении реализации права граждан играют институты гражданского общества, неправительственные организации, которые, осуществляя свою деятельность, консолидируют интересы отдельных групп населения и доводят их до сведения органов государственной власти.

Важным инструментом в механизме реализации социальных, экономических и культурных прав человека является Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман). Будучи органом внесудебной защиты прав граждан, омбудсман призван принимать и рассматривать жалобы граждан, которые исчерпали другие правовые средства защиты своих прав и свобод, он обязан содействовать восстановлению нарушенных прав человека путем внесения своих рекомендаций о путях разрешения конфликта между государственным органом и гражданином.

Таким образом, в Республике Узбекистан сформирована целостная система органов государственной власти и управления, участвующих в механизме реализации права граждан на обращения.


^ Деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) по приему и рассмотрению обращений граждан
Рассмотрение обращений граждан является одним из главных способов реализации функций Омбудсмана. Согласно статье 10 Закона Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Республики Узбекистан и находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие организаций или должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы, и имеет право проводить свое расследование. Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы третьих лиц, в том числе общественных объединений, на нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного человека или группы лиц при условии их согласия. Уполномоченный не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции суда.

Организация работы по рассмотрению обращений, личного приема граждан является одним из приоритетных направлений работы Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека.

Анализ обращений граждан, поступающих в офис парламентского Омбудсмана свидетельствует о том, что в последнее время отмечается устойчивая тенденция увеличения количества обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам человека, в том числе связанных с некачественным рассмотрением обращений государственными органами и должностными лицами. Увеличение количества обращений, с одной стороны, это показатель, который свидетельствует о повышении уровня социальной активности граждан, а с другой — о наличии проблемных явлений в деятельности государственных структур и должностных лиц, несовершенстве организации работы по рассмотрению ими обращений.

Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие достаточных мер со стороны государственных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных обращений граждан к парламентскому Омбудсману.

Заявители сообщают об ущемлении их законных прав и интересов, о проявлениях бюрократизма и формализма со стороны местных органов власти в разрешении правомерных требований граждан. В обращениях поднимаются вопросы занятости трудоспособного населения, особенно на селе, немало жалоб о трудовых спорах, в ряде из них содержатся просьбы об оказании помощи в восстановлении на прежнюю работу, жалобы о длительной невыплате заработной платы работникам.

Значительную часть обращений составляют жалобы на нарушение жилищных прав, по вопросам приватизации, предоставления жилья лицам, имеющим право на льготы. В обращениях граждане выражают неудовлетворенность работой органов коммунального обслуживания населения, сообщают о неисправностях водопроводной и отопительной систем, частом их отключении, некачественном обслуживании подвалов, лестничных клеток, шахт и других помещений, являющихся коллективной собственностью.

В области социальных прав большинство обращений связано с реализацией права на социальные выплаты, поступают жалобы на деятельность органов социального обеспечения, где сообщается о фактах волокиты в назначении и пересмотре размера пенсий и своевременной их выдаче, незаконном переводе пенсий на пластиковую карточку. В ряде случаев заявители ставят вопрос о повышении назначенных им пенсий, указывая на неправильность применения коэффициента осовременивания цен. Граждане выражают озабоченность в связи с неоказанием либо ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

В области экономических прав граждане жалуются на нарушения права собственности, свободного осуществления предпринимательской деятельности и воспрепятствование ему со стороны отдельных должностных лиц.

Изучение сущности и характера обращений граждан показывают, что эти обращения выступают своего рода индикатором, поэтому играют весомую роль в определении как существующих проблем в обществе, так и недостатков в работе государственных органов, дают возможность определить наиболее эффективные меры их устранения.

За 18 лет деятельности к Уполномоченному по правам человека поступило свыше 120 000 обращений граждан. В 2013 году к Омбудсману поступило 11733 обращений граждан, из которых 7712 заявлений и жалоб поступило в центральный офис Омбудсмана, а 979 обращений – к региональным представителям

Изучение проблем, поднятых в жалобах граждан, показывает, что тематика обращений, принятых Омбудсманом к производству, существенно не изменилась. Большая часть обращений граждан касается вопросов соблюдения и защиты личных прав граждан. По этим вопросам поступило 4230 обращений (54,8%), по вопросам обеспечения социально-экономических прав – 2343 (30%), по политическим правам – 571 (7%), по вопросам экологии – 3, по другим вопросам – 565 (7%).


Глубокий и детальный анализ жалоб граждан, поступающих в Секретариат Омбудсмана, свидетельствует о том, что государственными органами и их должностными лицами не в достаточной мере соблюдаются положения Закона Республики Узбекистан «Об обращениях граждан». Наиболее часто встречающимися нарушениями права граждан на обращение к органам и должностным лицам являются нарушения сроков рассмотрения обращений граждан; направление обращений в тот орган, который нарушил права гражданина; непринятие мер по устранению нарушенных прав граждан; направление формальных ответов заявителю, которые не содержат проверки доводов заявителя; невыполнение требований закона о постоянном анализе и обобщении обращений с целью выявления причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека.

Иногда допускается такое грубое нарушение прав гражданина как преследование за обращения с жалобой в высшие органы государственной власти и управления, хотя право на обжалования действий и бездействий органов и должностных лиц, нарушивших права граждан закреплено в Конституции и законах Республики Узбекистан. Административным и уголовным законодательством установлена ответственность за преследование граждан как за критику, так и за обращение в государственный орган (ст. 144 УК РУз), а также за нарушение законодательства об обращениях граждан, включая разглашение сведений, могущих причинить моральный или материальный ущерб гражданину (ст. 46 КоАО РУ).

Тревожным симптомом является то обстоятельство, что граждане указывают на коррупцию и вымогательство со стороны должностных лиц, как главную причину, которая препятствует положительному решению их вопроса, что требует усиления борьбы со злоупотреблениями служебным положением среди работников судебных, правоохранительных органов, иных должностных лиц, представляющих государственные структуры.

Анализ обращений граждан к парламентскому Омбудсману свидетельствует о необходимости расширения мероприятий, цель которых усиление действенных механизмов, препятствующих нарушениям прав и свобод человека и включающих следующее:

- развитие и углубление всех форм парламентского контроля в направлении правового регулирования правоприменительной деятельности должностных лиц государственных органов;

- активизация деятельности институтов гражданского общества в сфере общественного контроля государственных органов, в т.ч. судебно-правоохранительных структур;

- дальнейшее обеспечение координации деятельности государственных органов и общественного сектора в сфере правового просвещения граждан, развития всеобъемлющей системы правового образования всех слоев общества.
^ Деятельность государственных органов по приему и рассмотрению обращений граждан на примере итогов мониторинга исполнения

Закона “Об обращениях граждан”
Выполнение Уполномоченным функций по защите прав граждан тесно связано не только с совершенствованием работы по приему и рассмотрению обращений граждан и вниманием, уделяемом в последнее время проведению собственных расследований, но и с изучением практики исполнения законодательства со стороны государственных органов и должностных лиц. В целях осуществления парламентского контроля за соблюдением национального законодательства и норм международных договоров Республики Узбекистан по правам человека институтом Омбудсмана проводится постоянный мониторинг соблюдения различных категорий прав человека. За прошедший период были осуществлены мониторинговые исследования во всех областях республики по таким актуальным проблемам, как соблюдение прав женщин и детей, прав граждан на доступ в суды и на обращения в государственные органы, прав собственников жилья, прав фермеров и предпринимателей, прав инвалидов и пациентов, прав заключенных.

Для выявления проблем, с которыми сталкиваются граждане при обращении в государственные органы, определения причин, приводящих к нарушениям прав человека, Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека” совместно с региональными представителями в 2013 году проведен мониторинг по обеспечению соблюдения прав человека на обращение с жалобами и заявлениями в органы государственной власти и управления

Основной задачей мониторинга было определено ознакомление с ситуацией по правоприменительной практике Закона Республики Узбекистан «Об обращениях граждан», обеспечению соблюдения прав человека на обращение с жалобами и заявлениями в местные органы власти и управления, хокимияты, органы самоуправления граждан; получение информации о порядке работы государственных органов с обращениями граждан, выявление информированности работников государственных органов о положениях законодательства об обращениях граждан, получение данных о формах сотрудничества с Уполномоченным и его представителями в регионах в сфере обеспечения прав человека на обращение.

Мониторинговое исследование было проведено с мая по июль 2013 года представителями Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека на местах с привлечением членов Экспертного совета региональных представителей Омбудсмана по городу Ташкенту и областям республики, представителей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», НИМФОГО, Комитета женщин Узбекистана, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана.

Мониторингу права граждан на обращение подверглись областные и районные хокимияты, органы государственной власти и управления на местах.

В рамках указанного мониторинга по поручению Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» было проведенное социологическое исследование на тему «Исполнение Закона «Об обращениях граждан». Исследование было проведено в Ташкентской области и в г. Ташкенте. Общий массив опроса составил 150 респондентов.

Анализ итогов мониторинговых исследований, проведенных в регионах республики свидетельствует о том, что деятельность органов государственной власти и управления и их территориальных подразделений по организации работы с обращениями граждан, несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени не стала эффективной. Сотрудниками органов государственной власти и управления, органов самоуправления граждан при рассмотрении обращений граждан допускаются многочисленные нарушения положений законодательства об обращениях граждан, наиболее типичными из них являются:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconUzbek society of disabled people о соблюдении Республикой Узбекистан...
Перестроить его таким образом, чтобы люди с инвалидностью стали равноправными его членами, включенными во все сферы жизни, то есть...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconДоклад о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта
Настоящий доклад представлен в соответствии со статьей 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconЗаконодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Второй национальный доклад республики узбекистан по выполнению положений международного пакта об экономических, социальных и культурных...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconПакта об экономических, социальных и культурных правах
Вам от имени Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (Комитет) как представителям государств − участников Международного...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconОрганизация Объединенных Наций hri/core/chn/2010 Международные договоры по правам человека
Второй доклад об осуществлении Китайской Народной Республикой Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах:...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconВторой и третий периодический доклад
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconСтатья 2
Шестой периодический доклад Украины о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconОрганизация Объединенных Наций E/C. 12/GC/21 Экономический и Социальный Совет
Право каждого человека на участие в культурной жизни (пункт 1 а) статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconСтатья 1 Пакта 4
Объединенные второй, третий и четвертый периодические доклады Кыргызской Республики о выполнении Международного пакта об экономических,...
Доклад о соблюдении Республикой Узбекистан статьи 5 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах Ташкент 2014 г. Резюме iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница