Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»




Скачать 460.76 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
страница1/3
Дата публикации11.11.2013
Размер460.76 Kb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3

Кафедра экономической теории и правоведения

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Границы производственных возможностей и проблема выбора

Выполнила:

Проверила:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3

1. Общественное производство – основа экономического роста и развития общества...................................................................................................................5

    1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства.............................................................................5

    2. Факторы производства...............................................................................12.

    3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства.........................................................................................................15.

    4. Производственная функция......................................................................22.

    5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат.....................................................................................................................24.

    6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие......................................................................................................29.

    2. Производственные возможности общества.................................................32.

    1. Проблема выбора и границы производственных возможностей .........32.

    2. Вмененные издержки и закон их возрастания........................................35.

    3. Производственные возможности в условиях экономического роста.. 37.

    Заключение............................................................................................................40.

    Библиографический список.................................................................................41.

ВВЕДЕНИЕ
Экономика – это дисциплина, имеющая дело с людьми. Люди живут в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Они производят товары и услуги в обмен на деньги, на которые меняют другие товары и услуги.

Экономика, или экономическая теория, изучает закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом.

Одни люди имеют знания и навыки. Другие обладают капиталом – деньгами, машинами, зданиями – или располагают природными ресурсами – землей, полезными ископаемыми, которые могут использоваться в производстве.

В конечном итоге экономика имеет дело с тем, как организуется использование разнообразных ресурсов, которыми располагает общество, чтобы удовлетворить потребности людей.

Центральным моментом движения этих ресурсов является обмен, люди обменивают ресурсы, которыми располагают, и получают доходы: работающий, получает заработную плату за свой труд, владелец капитала вкладывает свои деньги и получает возмещение в виде прибыли.

Экономическая теория изучает формы и способы решения людьми проблемы естественной ограниченности благ и ресурсов, их распределения с целью производственного или личного потребления. В общем смысле она призвана дать ответ на три вопроса: Что производить (как удовлетворить общественные потребности)? Как производить (каким образом использовать ресурсы)? Для кого производить (кто получит произведенный продукт)? Ограниченность благ также приводит к необходимости решения проблем выбора, рационирования и экономии, с которыми сталкиваются все экономические субъекты в процессе своего воспроизводства.

В своей курсовой работе я отвечу на главные вопросы экономики: Что? Как? Для кого производить? Рассмотрю вопросы о том, что такое производство и экономические ресурсы, какова главная проблема экономики, что такое рациональный выбор и его эффективность.

Моя курсовая работа будет состоять из двух глав. Каждая из которых будет подробно отражать тему моей курсовой работы. Сначала мы разберем что такое производство, как устроен его процесс и для чего он необходим, рассмотрим производственную функцию, разберем что такое производительность и какова же эффективность от использования факторов производства. Во второй главе будет рассмотрена главная проблема общества - проблема выбора, а также производственные возможности в условиях экономического роста.

^ 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


    1.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства.



На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ или услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.). нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т. д.). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества. В процессе производства в исходной основе формируется экономический рост, который в масштабах общенационального развитья превращается в один из главных макроэкономических показателей.

Таким образом, в любом обществе производство служат, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности – это нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально, в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высоко­развитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных.

Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурного развития человека выражается также в полноте удовлетворения его духовных потребностей, направленных на самосовершенствование людей. Наконец, прогресс общества проявляется в расширении социальных потребностей в общественной коллективной деятельности.

К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении — в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Эти отношения представлены производственными ресурсами. В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Природные ресурсы — это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства. Например, солнечная энергия, водные ресурсы, полезные ископаемые. Природные ресурсы могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми. Последние в свою очередь делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Вероятно, одной из самых сложных и ответственных проблем, с которыми столкнулось человечество, является проблема исчерпаемости и возобновляемости природных ресурсов. Человек изымает для своей хозяйственной деятельности все больше природных ресурсов. В результате этой деятельности нарушается равновесие столь значительной части ресурсов биосферы, что самым серьезным образом подрывает многообразие форм жизни и тем самым ухудшает качество среды обитания.

Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).

Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, т.е. населением в трудоспо­собном возрасте. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет их состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду.

Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.

Информационные ресурсы — это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Природные, материальные и трудовые ресурсы необходимы и присущи любому обществу. В рыночной экономике к ним прибавляются финансовые ресурсы. Современная постиндустриальная рыночная экономика не может обойтись без информационных ресурсов, которые приобретают в период научно-технической революции важнейшую роль.

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Процесс производства одновременно предполагает и процесс потребления. Учитывая связь производства и потребления, можно сказать, что продукт есть результат динамики и взаимопроникновения этих двух стадий.

Если рассматривать экономику как результат единства производства и потребления, то может сложиться впечатление, что производство и потребление — какой-то замкнутый в себе процесс, не связанный с природой и ее запасами. Но это не так. Человек постоянно берет для производства вещества природы и выбрасывает обратно отходы. Образуется замкнутый эколого-экономический цикл. Прежде чем попасть в сферу потребления, вещество должно пройти обработку в сфере производства. Если вещество природы может быть употреблено без производства, то оно попадает в категорию неэкономического блага.

Отсюда возникает проблема, когда природа может перестать быть неэкономическим благом. Люди, чтобы не погибнуть, должны научиться ее воспроизводить и сделать природу объектом деятельности человека. На это следует направить производительные силы человека.

Производительные силы — это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силы природы, использованные для производства и потребления, есть производительные силы человека.

Они имеют внутреннюю структуру. Внутри них выделяют, прежде всего, средства производства и рабочую силу.

В процессе производства складываются экономические, или производственные, отношения. Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянной динамике, люди меняют свои производительные силы, ставят себе на службу новые технологии, новые материалы и т. д.

Рис.1. Взаимосвязь экономических и производственных отношений.


ПРОДУКТ






















Экономические отношения













регуляторы

стимулы




























Производство




Потребление































Производительные силы













средства производства

рабочая сила




















Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Смена технологий изменяет производство и потребление, но сама по себе не устанавливает между ними правильных отношений. Отсюда видно, что в процессе производства должна образоваться еще одна сфера — сфера экономических отношений. Эта сфера устанавливает зависимость между изменяющимся производством и изменяющимся потреблением. Экономические отношения между производством и потреблением выступают в качестве регуляторов и стимулов, которые в свою очередь зависят от конъюнктуры рынка, целей об­щества, уровня обеспеченности и т. д.

Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества. Экономическая наука акцентирует внимание на исследовании тех отношений, которые связаны с производством благ и услуг. Их называют еще организационно-экономическими отношениями.

Помимо них различают технико-экономические отношения, возникающие при использовании технического потенциала в ходе экономического развития общества. Технологические отношения отражают специфику различных эпох (стадий развития общества). Они складываются в процессе взаимодействия меж­ду человеком и средством труда, человеком и предметом труда, между людьми по поводу осуществления производственного процесса. Совокупность технологических отношений, связанных с созданием, применением и материализацией научно-технических знаний в вещественной форме или в виде услуг, образует технологию производства. Техника, технология и складывающиеся на их основе отношения выступают индикатором уровня развития общества и экономики.

Следовательно, чтобы изучить производство, надо разобраться во влиянии на него производительных сил (технологии), с одной стороны, и исследовать, какие регуляторы и стимулы мотивируют производство, — с другой.

Всякое производство имеет свои особенные формы. Среди исследователей нет единства воззрений по этой проблеме. Все зависит от того, какие классификационные признаки принимаются за основу при определении социальных форм производства. Если за основу классификации взять этапы и уровень развития производительных сил, то на основе такого критерия выделяют:

  • доиндустриальное производство, где преобладают сельское хозяйство и ручной труд;

  • индустриальное производство, где преобладает крупное механизированное машинное производство;

• постиндустриальное производство, где преобладают сфера услуг, наука, образование и т. д.

Формационный подход К. Маркса предполагает выделение первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического производства.

В соответствии с марксистской трактовкой цель капиталистического производства — получение прибавочной стоимости за счет эксплуатации рабочих. Цель производства постиндустриального общества — обеспечение экономического роста, занятости, стабилизации цен, справедливого распределения доходов и т. д.
  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по предмету «Экономическая теория». Тема: «Социальная защита в условиях рынка»
...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономическая теория. Часть 1»
Методические рекомендации по написанию контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория»
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКонтрольная работа самостоятельная работа студента, направленная...
Варианты контрольных работ по дисциплине «Экономическая теория»: Учебно-методические материалы / О. В. Бабушкина. Екатеринбург: гоу...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа По дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Смешанная...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине: экономическая теория по теме: «бюджеты...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа По дисциплине: Экономическая теория На тему: «Теория инфляции и её эволюция»
Типичным состоянием цен стал их рост, иногда очень существенный. Этот процесс и в научной литературе и в повседневной практике получил...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине “Экономическая теория” на тему “Роль...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Занятость...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа По дисциплине «Экономическая теория»
Тема №28 «Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления»
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКонтрольная работа по дисциплине экономическая теория Тема: «Основные...
Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница