Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений».




НазваниеЗаключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений».
страница1/8
Дата публикации10.03.2013
Размер0.59 Mb.
ТипОтчет
skachate.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ № 25/4-03

«Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений».

НОМЕР Соглашения о гранте: 25/4-03

ДИРЕКТОР ПРОЕКТА: Гордеев Александр Игоревич

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: с 1 сентября 2003 г. по 30 декабря 2003 г.(4 месяца)

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД: с 1 сентября 2003 г. по 30 декабря 2003 г.

Москва, 2004

Содержание
1. Разработка и создание сайта 3I 4

Резюме к конференции «Проблемы и перспективы развития системы

венчурного инвестирования в России» 10

^ Обзор мнений, высказанных в конференци

«Промышленная политика и экономический рост» 15

Конференция «Ресурсная база инновационной системы

России – технологии постиндустриального прорыва» 32

^ 2. Разработка и создание сайта “Thinktanks.ru” 38

3. Прочие мероприятия 40

Гендерный анализ 43

Институциональное развитие 43
Основные результаты проекта.

Данный проект посвящен изучению состояния и тенденций участия негосударственных некоммерческих организаций в разработке и экспертизе государственных нормативных актов в области экономики. Работа была предпринята в целях повышения эффективности принятия решений в области экономической реформы, привлечения предпринимателей и аналитических центров к процессам выработки решений, создания инфраструктуры для такого взаимодействия.

Необходимость полемики и альтернативных подходов является на сегодня единственным спасением из плена субъективных схем и предвзятых мнений. И власть понимает, что разрабатывать и предлагать те или иные меры экономической политики необходимо, принимая во внимание мнение представителей всех заинтересованных сторон, так как вопросы неустойчивого характера в области экономики нуждаются в «творческих» решениях. Только в этом случае у правительства появляется возможность сделать обоснованный, информированный, профессионально обеспеченный выбор. Поэтому создание инфраструктуры, позволяющей организовать эффективное участие представителей и аналитиков в политике, с нашей точки зрения, является актуальной задачей на настоящий момент. Необходимо развивать и стимулировать многостороннюю дискуссию, в противном случае останутся скрытыми и неиспользованными резервы, альтернативы. Для этого следует использовать наиболее эффективный из известных методов - хорошо продуманный и организованный обмен мнениями.

Организация инфраструктуры участия представителей ключевых групп общества - власти, общественности и бизнеса, а также анализ их ожиданий от процессов реформирования экономики был начат нами с трех специально выбранных тем: налоговая реформа, развитие финансовых рынков, промышленная политика.

В связи с тем, что обсуждение промышленной политики оказалось наиболее актуальным и получило самое широкое содействие, включая поддержку Министерства промышленности, науки и технологий, нами было принято решение о выделении данной темы и ее детальной проработке на отдельно созданной экспертной площадке «Инновации, индустрия, инвестиции» (www.3i.ru). Для организации качественного обсуждения к участию в проекте были привлечены в первую очередь эксперты аналитических центров под эгидой АНЦЭА, а так же широкий круг представителей бизнеса и властных структур. (см. Описание проекта «Инновации, инвестиции, индустрия»)
Кроме того, с целью организации качественного обсуждения процесса законотворчества, был реализован проект “Thinknanks.ru”, в основном посвященный обсуждению реформирования налоговой системы и развития финансовых рынков.

Как и проект www.3i.ru, проект “Thinknanks.ru” является логическим расширением экспертного канала «Открытая экономика». Речь в данном случае идет о большей аналитичности, развития системы интерактивного взаимодействия широкого круга профессиональных экспертов.

В дальнейшем предполагается развивать ТТ как инфраструктурный элемент для включения НКО и предпринимателей в процесс законотворчества, внедрения принципов публичной политики, экспертной поддержки законотворческого процесса. (см. Описание проекта «Thinktank.ru).
В результате проведенных мероприятий нам удалось добиться совместной работы экспертного сообщества в непрерывном режиме, согласованного обсуждения заявленных тем среди большого количества авторитетных специалистов, экспертов в области публичной политики. Немаловажным фактором можно назвать то, что данные проекты дают возможности для открытого высказывания мнений, а также стимулируют движение информации.
^ 1. Разработка и создание сайта проекта 3I.

В связи с высокой актуальностью темы «Индустриальная (промышленная) политика» было решено выделить ее для дискуссий в отдельную экспертную площадку, где будет проводиться обсуждение промышленной политики. Таким образом, был создан сайт «Инновации, инвестиции, индустрия» в качестве пилотной версии для портала “Think Tanks”. Работа привлекла внимание большого круга заинтересованных лиц. Наиболее ценным оказалось то, что, как мы и рассчитывали, дискуссионная экспертная площадка по вопросам формирования индустриальной политики, инновационного развития российской промышленности, развития экономики знаний позволила собрать для трехстороннего обсуждения преобразований и реформ заинтересованных представителей бизнеса, предпринимателей, аналитические центры, профильных экспертов, а также государственных должностных лиц. Поддержку реализации проекта решили оказать Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Российский фонд технологического развития.

В настоящий момент можно сказать, что тема «Индустриальная политика» выделилась в отдельный проект, в рамках которого открыто постоянное обсуждение различных тем в режиме он-лайновых конференций с участием широкого круга наиболее авторитетных российских экспертов.

Целью настоящего проекта является создание в сети Интернет постоянно действующей диалоговой площадки для обсуждения проблем, стоящих перед российской экономикой и вызванных необходимостью

  • достижения стабильного роста ВВП (в свете задач, поставленных Президентом РФ);

  • повышения конкурентоспособности национальной промышленности;

  • разработки осознанной структурной политики;

  • развития российской венчурной индустрии и, как следствие, усиления инновационного аспекта в российской экономике.

Главным направлением деятельности является экспертное сопровождение (в режиме обсуждений, комментариев, анализа, прогнозов, аналитических материалов, научных публикаций) всего спектра указанных выше проблематик в контексте осуществления государственной общеэкономической политики.

К моменту завершения работ по гранту проект приобрел устойчивую популярность и известность среди представителей экспертного сообщества и заинтересованных лиц (в том числе, представителей органов государственной власти). Более того, ряд представителей профильного бизнеса выразили большую заинтересованность в дальнейшем развитии проекта, согласившись с тем, что им необходимо иметь тематическую дискуссионную площадку. В том числе, можно ожидать, что бизнес готов участвовать в некотором финансировании развития данного направления.

В список информационных партнеров, представленных в проекте «Инновации Инвестиции Индустрия» своими материалами или экспертами, вошли следующие организации:

  1. Eagle Venture Partners b. v.

  2. Аналитический Центр "Альпари СПб"

  3. АО "Трансфер"

  4. Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества»

  5. Государственный университет - Высшая школа экономики

  6. Журнал «Эксперт»

  7. ЗАО «Нанотехнология МТД»

  8. Инвестиционная группа "Ренессанс Капитал"

  9. Инвестиционная компания "Проспект"

  10. Инвестиционная компания Тройка Диалог

  11. Институт водных проблем РАН

  12. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ)

  13. Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)

  14. Институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ)

  15. Институт финансовых исследований

  16. Институт экономики переходного периода

  17. Институт экономических стратегий

  18. Информационная система “Наука и Инновации”

  19. Компания «ДКМ Венчурные проекты»

  20. Компания IBS

  21. Компания Нижфарм

  22. Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье"

  23. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации

  24. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

  25. Московское представительство AIG Brunswick Capital Management

  26. Научно-благотворительный Фонд "Экспертный институт"

  27. Научно-производственный холдинг "ИВК-САЯНЫ"

  28. Научный парк МЭИ

  29. Независимая инвестиционно-банковская компания Eastway Capital

  30. ^ НПО УНИХИМТЕК

  31. ОАО "ГМК "Норильский никель"

  32. Правительство Российской Федерации

  33. Российская академия наук

  34. Российская экономическая школа

  35. Российский фонд технологического развития (РФТР)

  36. Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ)

  37. Технопарк "Курчатовский"

  38. ФГУП "Российские технологии"

  39. ФГУП "Межведомственный Аналитический Центр" (МАЦ)

  40. ФГУП Исследовательский центр имени м. В. Келдыша (Центр Келдыша)

  41. Федеральное Собрание РФ

  42. Фонд "Бюро экономического анализа"

  43. Фонд "Центр экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая экономика"

  44. Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»

  45. Фонд Eagle Smolensk Fund

  46. Фонд содействия развитию МП НТС

  47. Фонд экономических исследований "Центр развития"

  48. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

  49. Центр региональной и инновационной политики

  50. Центральный экономико-математический институт РАН

  51. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

За отчетный период в состав экспертов по проекту включены:


Авдеев Виктор Васильевич

^ НПО УНИХИМТЕК , Генеральный директор

Аммосов Юрий Павлович

Журнал «Эксперт» , Обозреватель

Аузан Александр Александрович

Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Зав. кафедрой прикладной институциональной экономики

Белоусов Андрей Рэмович

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ,
Генеральный директор

Бойко Ирина Викторовна

Центр региональной и инновационной политики ,
Президент

Бортник Иван Михайлович

Фонд содействия развитию МП НТС ,
Генеральный директор

Буренков Владимир Андреевич

Фонд Eagle Smolensk Fund ,
Управляющий Фондом

Быков Виктор Александрович

ЗАО «Нанотехнология МТД», Генеральный директор

Волчков Александр Борисович

Независимая инвестиционно-банковская компания Eastway Capital ,
Генеральный директор

Выгон Григорий Вадимович

Институт финансовых исследований , Ведущий специалист

Гавриленков Евгений Евгеньевич

Инвестиционная компания Тройка Диалог ,
Главный экономист

Глазьев Сергей Юрьевич

Федеральное Собрание РФ ,
Депутат Государственной Думы

Грачев Иван Дмитриевич

Федеральное Собрание РФ ,
Депутат Государственной Думы

Григорьев Леонид Маркович

Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) ,
Ведущий научный сотрудник

Гулькин Павел Германович

Аналитический Центр "Альпари СПб" , Генеральный директор

Гуриев Сергей Маратович

Российская экономическая школа ,
Проректор по развитию

Данилов-Данильян Виктор Иванович

Институт водных проблем РАН ,
Директор

Дворкович Аркадий Владимирович

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ,
Заместитель министра

Дежина Ирина Геннадиевна

Институт экономики переходного периода , Cтарший научный сотрудник

Доронин Валерий Валерьевич

Eagle Venture Partners b. v., Старший управляющий фондами

Иванов Владимир Викторович

Российская академия наук , Начальник Научно-организационного Управления

Карачинский Анатолий Михайлович

Компания IBS , Президент группы компаний IBS

Киселёв Константин Владимирович

Фонд "Центр экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая экономика" ,
Член правления

Клейнер Георгий Борисович

Центральный экономико-математический институт РАН
Заместитель директора

Коротеев Анатолий Сазонович

ФГУП Исследовательский центр имени м. В. Келдыша (Центр Келдыша) ,
Директор

Кузнецов Борис Викторович




Кузник Игорь Владимирович

Научно-производственный холдинг "ИВК-САЯНЫ", Генеральный директор

Ладанов Александр Иванович

ОАО "ГМК "Норильский никель" ,
Начальник отдела стратегического развития

Миронов Валерий Викторович

Фонд экономических исследований "Центр развития" ,
Ведущий эксперт

Младенцев Андрей Леонидович

Компания Нижфарм , Генеральный директор

Нещадин Андрей Афанасьевич

Научно-благотворительный Фонд "Экспертный институт",
Исполнительный директор

Петровский Анатолий Николаевич

Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье" , Директор

Пономарев Алексей Константинович

ФГУП "Межведомственный Аналитический Центр" (МАЦ),
Директор

Рогалев Николай Дмитриевич

Научный парк МЭИ, Руководитель

Родионов Иван Иванович

Московское представительство AIG Brunswick Capital Management ,
Управляющий директор

Салтыков Борис Георгиевич

Ассоциация "Российский дом международного научно-технического сотрудничества", Президент

Симачев Юрий Вячеславович

Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) ,
Начальник управления анализа и разработок

Стависский Борис Андрианович

Технопарк "Курчатовский" , Директор

Фонотов Андрей Георгиевич

Российский фонд технологического развития (РФТР) ,
Генеральный директор

Фурсенко Андрей Александрович

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации ,
Первый заместитель министра

Хохлов Николай Валерьевич

Компания «ДКМ Венчурные проекты» ,
Заместитель директора

Царегородцев Дмитрий Васильевич

Инвестиционная компания "Проспект" , Аналитик по нефтегазовому комплексу

Церенов Церен Валериевич

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ,
Руководитель департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления

Шаститко Андрей Евгеньевич

Фонд "Бюро экономического анализа" ,
Заместитель генерального директора

Шохин Александр Николаевич

Инвестиционная группа "Ренессанс Капитал" , Председатель наблюдательного совета


На отчетный период в рамках проекта организовано проведение трех интерактивных конференций:


Резюме к конференции «Проблемы и перспективы развития системы венчурного инвестирования в России»
В нашей стране формируется политический и предпринимательский климат, благоприятный для венчурного и прямого инвестирования. Венчурное финансирование демонстрирует инновационный подход в российской инвестиционной сфере и, несмотря на сегодняшний малый объем, играет важную роль для развития перспективных секторов "новой экономики". Ряд шагов, предпринятых сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, способствует развитию малого и среднего бизнеса (в частности, в сфере high - tech), что, в свою очередь, может придать импульс развитию российской экономики в целом.

Однако становление национальной венчурной индустрии идет не столь быстро, как хотелось бы. Формирование российских венчурных фондов с участием национального капитала находится в зачаточном состоянии, хотя в этой работе готовы участвовать и отечественные пенсионные фонды, и страховые компании и банки. Пока, по словам временно исполняющего обязанности Министра промышленности, науки и технологий Андрея Фурсенко, существует много проблем, которые "мешают развиваться отечественной инновационной индустрии и которые можно решить с помощью государственной системы стимулирования венчура".

Одной из проблем, которая не позволяет отечественным пенсионным фондам, страховым компаниям и банкам эффективно использовать свои средства в данном секторе российской экономики, является отсутствие соответствующей законодательной базы.

^
Нормативная база развития венчурной индустрии

Ни в одной развитой стране (за исключением Венгрии и Индии) нет специальных законов, регулирующих венчурную деятельность. Нет таких законов и у нас, и по ряду мнений для развития в России венчурного финансирования не нужен отдельный закон, надо лишь доработать старые, проведя при этом либерализацию российского делового, налогового и таможенного законодательства в целом.

Признается, что специфическое российское законодательство, регулирующее венчурный бизнес, слабее, чем, например, в Израиле, Финляндии или США. Но, тем не менее, оно достаточно для прямых инвестиций. А все поправки, которые могут потребоваться, можно внести в уже действующие документы: Налоговый кодекс, Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Необходимо отметить, что попытки разработки законопроекта, регулирующего венчурную деятельность, предпринимались, но, поскольку законопроектом предполагалось введение лицензирование этого вида деятельности, а также создание других регулирующих механизмов, не нашли поддержки в Госдуме, так как предлагаемые нормы стали бы дополнительной преградой для венчурных инвестиций. Можно также предположить, что если какой-то акт, регламентирующий деятельность венчурных фондов со стороны государства (что-нибудь типа регистрации, лицензирования, отчетности и т.п.) все же будет принят, то вероятнее всего бизнес-сообщество попросту будет его игнорировать и создавать структуры, более комфортные для осуществления такой деятельности, но вне пределов государственных посягательств, как это сейчас происходит, например, с кэптивными венчурными фондами.

Активность рискового капитала может возрастать только тогда, когда инвесторы выделяют больше капитала и когда становятся доступными источники долговременного финансирования. И поэтому важно, чтобы кроме банков, которые во многих странах являются главным источником венчурного капитала и имеют краткосрочные инвестиционные горизонты, все основания рассматривать венчурный капитал как законный вид активов имели и такие категории долгосрочных инвесторов как пенсионные фонды и страховые компании. Однако российская нормативно-правовая база в настоящее время практически исключает их из венчурной деятельности.

Среди необходимых государственных инициатив в области венчурной деятельности называются те, которые должны обеспечить прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также создать финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.

Вероятно, часть проблем в налогообложении венчурных фондов возможно решить с помощью подзаконных актов, например, в одном из постановлений ФКЦБ (№ 31/пс от 14 августа 2002 г.) проблема двойного налогообложения инвестиционных фондов коллективных инвестиций устранена. Более того, это постановление предусматривает создание венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов.

Необходимо также иметь в виду, что законодательное внесение изменений в налогообложение венчурных фондов, может потребовать внесения изменений в ГК и ряде других общеэкономических законов, что может вызвать мультипликативный эффект по всей экономике.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconЗаключительный аналитический отчет по гранту №004/4-04 «Банковская...
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconКонцепция совершенствования системы регулирования рынка ценных бумаг...
Текущее состояние инфраструктуры финансового рынка, основные проблемы и ограничения ее развития 19
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconОтчет Общественной Мониторинговой Группы Общественного объединения...
Общественного объединения «Национальный Аналитический Информационный Ресурс» по гранту 54-659 Глобального Фонда Greengrants
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconПриднестровской Молдавской Республики о порядке участия в судах Приднестровской...
Саз 07-36), от 15 октября 2007 года №680 (саз 07-43), от 2 ноября 2007 года №734 (саз 07-45), в целях повышения качества и усиления...
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconЗаключительный отчет о реализации мероприятий по поддержке местных...
Сводная таблица предложений муниципальных образований для участия в конкурсе ппми
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconМетодические указания по выполнению контрольных работ цель работы
Приобретение практических навыков в области формирования смет расходов структурных подразделений исполнительных органов власти местного...
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». icon3 методические указания по выполнению контрольных работ цель работы
Приобретение практических навыков в области формирования смет расходов структурных подразделений исполнительных органов власти местного...
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconНормирование труда один из ключевых элементов управления компанией....
Нормирование труда — один из ключевых элементов управления компанией. Нормы труда определяют производственную мощность предприятия...
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconД. А. Медведев "Деятельность пир-центра стала хорошим примером конструктивного...
Пир-центр завоевал позиции одной из ведущих научно-исследовательских организаций России
Заключительный аналитический отчет по гранту №25/4-03 «Создание оптимальной инфраструктуры для оперативного участия предпринимателей и экспертного сообщества в разработке практических механизмов структурных подразделений». iconСведения о расходах муниципальных служащих Администрации города Бийска...
Наименование приобретения (объект недвижимости, транспортное средство, ценные бумаги, акции (доли участия (паев) в уставных (складочных)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница