Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е




НазваниеРеспублики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДоклад
skachate.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3   4   5


Финансовая жизнестойкость

Республики Таджикистан

Национальный доклад

Душанбе 2002
С о д е р ж а н и е

Введение ……………………………………………………………….3

  1. Бюджетная система и бюджетный процесс

в Республике Таджикистан …………………………………………..4

1.1 Бюджетная система ………………………………………………5

1.2 Бюджетный процесс ……………………………………………...8

1.3 Государственный бюджет Республики Таджикистан

на 2000 год……………………………………………………….12

  1. Налогообложение и налоговая структура ………………………….18

  2. Местные бюджеты …………………………………………………..26

    1. Доходы местных бюджетов …………………………………….27

    2. Местные налоги …………………………………………………30

    3. Расходы местных бюджетов …………………………………...35

  3. Местная долговая политика ………………………………………...36

  4. Система предоставления грантов …………………………………..44

  5. Форма собственности местных органов власти …………………...45

6.1.Собственность местных органов власти ……………………….46

6.2. Собственность органов местного самоуправления …………..47

Заключение …………………………………………………………..48

Введение
Реформа местного самоуправления в Республики Таджикистан предполагает четкое разграничение функций и компетенции соответствующих органов местной власти. Основные принципы местного самоуправления регламентируются Конституцией Республики Таджикистан и конституционными законами. Отметим, что положения Конституции Республики Таджикистан и законодательства о местной власти и местных органах самоуправления в основном соответствуют принципам «Европейской Хартии о местном самоуправлении».

Несмотря на то, что законы приняты почти десять лет назад, обычная практика до сих пор не вполне соответствует правовым нормам, более полагаясь на привычки и обычаи, усвоенные ещё в советское время.

Модель системы местного самоуправления в Республике Таджикистан обладает чертами административной централизации. Её важной особенностью является то, что местные органы власти (Маджлисы народных депутатов и Хукуматы) временно уполномочены выполнять функции Государственной власти на местах. В свою очередь, это создает своеобразную «иерархию компетенций» в вертикали власти и не оставляет место реальной автономии.

Именно эти принципы деятельности местных Хукуматов областных и районных (городских) уровней, а также Джамоатов не позволяет проявлять инициативу по всем проблемам местного управления, включая право распоряжаться собственными бюджетами и финансами в соответствии с законом. Практические масштабы финансовой автономии настолько узкие, что на деле местные Хукуматы полностью зависят от благожелательности центральной администрации - Правительство Республики Таджикистан.

Приведенный в данном докладе анализ показывает, что существует взаимосвязь между степенью децентрализации компетенций и финансовой автономией, предоставляемой местным органам власти. Местные бюджеты не являются самостоятельными, вследствие чего местные органы власти полностью зависят от государственных ассигнований, субвенций, дотаций и других финансовых вливаний из Государственного бюджета. Доля местных налогов и сборов в доходной части местного бюджета незначительная. Например, в 2000 году она составляла менее 5 процентов в доходах местных бюджетов.


  1. ^ Бюджетная система и бюджетный процесс

в Республике Таджикистан
Правовую основу бюджетно-финансовой политики Республики Таджикистан составляют Законы Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (№423 от 15 мая 1997г.), «О Государственном бюджете» принимаемое ежегодно Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Налоговые и Таможенные Кодексы Республики Таджикистан, а также нормативные правовые акты, определяющие бюджетную деятельность, границы и возможности бюджетной политики, регулирующие вопросы доходов и расходов всей бюджетной системы, в том числе местных бюджетов, представления законов о бюджетах и отчетов об их исполнении.

Бюджетно-финансовая работа органов государственной власти на местах и органов самоуправления естественным образом регулируются Конституцией Республики Таджикистан (глава 6 «Местная власть»), Конституционными Законами Республики Таджикистан «О государственной власти на местах» (№1092 от 1 декабря 1994г.), «Об органах самоуправления в поселке и селе» (№1093 от 1 декабря 1994г.), «О Горно-Бадахшанской автономной области» (№108 от 4 ноября 1995г.).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», «бюджет представляет собой действующий механизм финансовой политики государства и форму образования и распространения денежных средств».
^ 1.1 Бюджетная система
Под бюджетной системой понимается основанной на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского (центрального) бюджета, бюджета Горно-Бадахшанской автономной области и бюджетов административно-территориальных единиц Республики Таджикистан. Принципами построения бюджетной системы является единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех видов бюджетов входящих в бюджетную систему страны. Существуют четыре уровня бюджета в Республике Таджикистан, которые в целом составляют Государственный бюджет: республиканский (центральный), областной, бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской и Согдийской областей и города Душанбе – итого 4; районный и городской, 58 сельских и 4 городских районов (г. Душанбе), 12 города – итого 74 (сюда включены бюджеты 13 районов и городов республиканского подчинения); бюджеты Джамоатов – 401.

Законом Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» регламентируется деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой принципы распределения доходов и расходов между бюджетами всех уровней и строится вместе с бюджетным законодательством и решениями местных Маджлисов народных депутатов. Составление бюджета осуществляется на основе прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому, принципами согласования бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано также на взаимодействие бюджетов всех уровней, осуществляемое через использование регулирующих доходных источников, создание целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения.

Республиканский бюджет Республики Таджикистан, бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, бюджеты административно-территориальных единиц являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом направления их использования и расходования. К собственным доходным источникам бюджетов относятся:

  • закрепленные законом доходные источники для каждого

уровня бюджета;

  • отчисления от государственных налогов и доходов.

Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Таджикистан и Таможенным Кодексом Республики Таджикистан, плательщиками которых являются предприятия, учреждения, организации и иные юридические лица независимо от форм собственности и физические лица.

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

В бюджетной системе Республики Таджикистан используется единая бюджетная классификация, при помощи которой производится экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Структура и состав бюджетной классификации утверждается Министерством финансов Республики Таджикистан. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов всех уровней достигается методом бюджетного регулирования и выражает бюджетно-финансовую политику государства. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. В случае дефицитного бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета в случае дефицита местные Маджлисы могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита в результате снижения поступлений доходных источников бюджета, необходимо вводить механизм ограничения расходов путем пропорционального снижения государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего бюджетного года, за исключением защищенных статьей.

Состав защищенных статьей определяется Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и местными Маджлисами народных депутатов в пределах их компетенции. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться за счет поступлений от приватизации госсобственности, выпуска ценных бумаг, использования кредитных ресурсов банков и иностранных кредиторов. В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопросы о предоставлении республиканскому (центральному) бюджету кредитных ресурсов и выпуске ценных бумаг рассматривается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. В этом случае разрешение оформляется в виде Постановления Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Это относится и к другим уровням бюджета, соответствующие Маджлисы утверждают проект подобного решения.

Государственный бюджет Республики Таджикистан является частью финансовой системы страны, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц. Через бюджетную систему государство концентрирует финансовые ресурсы, которые направляются на развитие экономики, социальной сферы и другие цели, связанные с управлением государства.

Налоги и другие платежи, взысканные с предприятий и иных юридических и физических лиц, перечисляются в бюджет в первоочередном и бесспорном порядке. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от бюджетных инвестиций, либо сдача в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
^ 1.2 Бюджетный процесс
Составление и исполнение бюджетов являются функциями Правительства Республики Таджикистан, Хукуматов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов. Рассмотрение, утверждение и контроль над исполнением бюджетов являются функциями Маджлиси намояндагон и местных Маджлисов народных депутатов. Правительство Республики Таджикистан, Хукуматы ежегодно, до начала рассмотрения проектов бюджетов в Маджлиси намояндагон и местных Маджлисов делают их достоянием гласности. В Комитетах Маджлиси намояндагон проводятся слушания по проекту бюджета на очередной финансовой год, привлекаются специалисты по финансовой и правовой экспертизы проекта бюджета.

Ежегодно публикуются отчеты об исполнение бюджетов. Правительство Республики Таджикистан публикует сводный отчет об исполнение Государственного бюджета Республики Таджикистан, а также местных бюджетов. Хукуматы представляют отчеты об исполнении своих бюджетов в Министерство финансов Республики Таджикистан и Государственное статистическое агентство при Правительстве Республики Таджикистан. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности возлагается на вышеуказанные органы государственной власти.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов прогнозов и целевых программ, осуществляемая Министерством экономики и торговли, а также сводного финансового плана государства с участием Министерства финансов, на основании которых органы исполнительной власти формируют проекты бюджетов по расходам. Одновременно определяются каналы поступления финансовых ресурсов государства. Местные Хукуматы составляют проекты бюджетов на предстоящий год и представляют Министерству финансов до 1 сентября текущего года. Составной частью процесса бюджетного планирования является распределение ресурсов государственного бюджета Республики Таджикистан между входящими в его состав бюджетами. Основой этого распределения является бюджетное регулирование, заключающееся в передачи части ресурсов из вышестоящих бюджетов для сбалансированности нижестоящих бюджетов. Правительство Республики Таджикистан, местные Хукуматы с учетом реальных возможностей финансовых ресурсов вносят на утверждение уточненный проект бюджета по доходам и расходам. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления расходов определяется при утверждении Закона или решения о бюджете на предстоящий год. В случае не утверждения бюджета в срок, органы исполнительной власти имеют право принять решения расходования средств в размере 1/12 части объема бюджета предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения бюджета Маджлиси намояндагон и соответствующими местными Маджлисами. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных местными Хукуматами по неутвержденному бюджету не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по соответствующей статье расходов на предыдущий финансовый год. Ассигнования на выплату процентов по государственному долгу и на погашение задолженности прошлых лет, имеющиеся у соответствующего бюджета на данный год, предусматривается в бюджете текущих расходов соответствующего бюджетного года в полном объеме в соответствии с ранее принятыми обязательствами по займам и кредитам. Расходы данного вида не могут быть сокращены или перенесены на иное время без согласия держателя соответствующих обязательств. Расходы на финансирования Маджлиси намояндагон и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правительства Республики Таджикистан, Верховного Суда Республики Таджикистан, Конституционного Суда Республики Таджикистан, Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан включаются в республиканский бюджет отдельной строкой. Рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется сверху донизу по бюджетной системе государства. Объем любого нижестоящего бюджета утверждается после определения планового объема вышестоящим органом и норматива отчислений от государственных налогов и доходов в нижестоящий бюджет.

Правительство уточненный проект Государственного бюджета на очередной финансовый год и проект постановления Маджлиси намояндагон о введение в действие Закона о Государственном бюджете представляет не позднее 1 октября на утверждение в Маджлиси намояндагон, который после обсуждения принимает Закон о Государственном бюджете. Маджлиси намояндагон и местные Маджлисы утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, утвержденных по бюджету.

Исполнение бюджета осуществляется Правительством Республики Таджикистан и местными Хукуматами. Непосредственную организацию исполнения бюджета осуществляют Министерство финансов и местные финансовые органы. В основе исполнения бюджета лежит выполнение плана доходов по всем источникам и плана расходов – использование средства бюджета по целевому назначению, для правильного и бесперебойного финансирования экономики, социально-культурных программ, управления и обороны страны и другие расходы. Министерства и ведомства, местные Хукуматы обеспечивают выполнение установленных для них заданий по платежам в бюджет и экономное использование бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета Правительство Республики Таджикистан и местные Хукуматы имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации. Правительство Республики Таджикистан ежегодно в мае следующим за отчетным годом представляет Маджлиси намояндагон отчетный доклад о выполнении бюджета текущего года и отчет об исполнении бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Маджлиси намояндагон.

Начало работы и порядок составления проекта Государственного бюджета на предстоящий год определяется Правительством Республики Таджикистан. На начальной стадии разработки Государственного бюджета составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные показатели проекта бюджета на предстоящий год. Местными органами исполнительной власти (Хукуматами) ведется дополнительная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и финансовы х ресурсов, затем Правительство подготавливает проект республиканского бюджета и рассматривает его на заседании Правительства. По итогам рассмотрения и включения объемов бюджетов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, г. Душанбе, городов и районов республиканского подчинения составляется Государственный бюджет. Правительства Республики Таджикистан представляет в Маджлиси намояндагон следующие документы:

  • проект Государственного бюджета Республики Таджикистан и объяснительную записку к нему;

  • проект Республиканского бюджета;

  • оценка исполнения бюджета предшествующего и текущего финансового годов;

  • основные показатели социально-экономического развития на соответствующий период.


^ 1.3 Государственный бюджет Республики Таджикистан на 2000 год
Закон Республики Таджикистан «О Государственном бюджете на 2000 год» (№860) принят 10 декабря 1999 года.

Закон определяет объемы доходов и расходов бюджета с превышением расходов над доходами в объеме 2,2 процента от Валового Внутреннего Продукта. Источниками покрытия дефицита бюджета определены поступления от приватизации госсобственности, от реализации казначейских векселей и внешние заимствования. Формирования, учет и отчетность Государственного бюджета Республики Таджикистан осуществляется согласно новой бюджетной классификации доходов и расходов, утвержденной Министерством финансов, по функциональному и экономическому принципу финансирования.

Структура доходной части Государственного бюджета Республики Таджикистан за период 1998-2000гг. показан в таблице 1.

Государственный бюджет состоит из республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджет Фонда социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Доходы вышеперечисленных бюджетов формируются в соответствии с Налоговым Кодексом и Таможенным Кодексом и имеют следующую структуру:

В республиканский бюджет в 2000 году были зачислены следующие налоги:

  • налог с продаж – 100 процентов;

  • таможенные пошлины - 100 процентов;

  • земельный налог – 15 процентов;

  • налог на добавленную стоимость, собираемый таможенными органами – 100 процентов;

  • акцизы, собираемые таможенными органами – 100 процентов;

  • налог с пользователей автомобильных дорог – 100 процентов.

Проценты отчислений от общегосударственных налогов и доходов, поступающих от плательщиков, находящихся на территории страны, в республиканский и местные бюджеты установлены в следующих размерах:

  • налог на добавленную стоимость в бюджеты областей, городов и районов (кроме Согдийской области и г. Турсунзаде) – 100 процентов в республиканский бюджет. По Согдийской области – 53 процентов в бюджет области, 47 процентов в республиканский бюджет. По г. Турсунзаде – 83 процентов в бюджет города, 17 процентов в республиканский бюджет;

  • акцизы (кроме Согдийской области, г. Душанбе и г. Турсунзаде) – 100 процентов в республиканский бюджет. По Согдийской области 32 процентов в бюджет области, 68 процентов в республиканский бюджет. По г. Душанбе и г. Турсунзаде – 100 процентов в бюджет города;

  • налог на прибыль юридических лиц и налог на имущества предприятий (кроме Согдийской области и г. Турсунзаде) в бюджеты областей, городов и районов – 100 процентов. По Согдийской области – 40 процентов в бюджет области, 60 процентов в республиканский бюджет. По г. Турсунзаде – 100 процентов в республиканский бюджет;

  • подоходный налог с физических лиц в бюджеты областей, городов и районов (кроме Согдийской области и г. Турсунзаде) – 100 процентов. По Согдийской области 90 процентов в бюджет области, 10 процентов в республиканский бюджет. По г. Турсунзаде 45 процентов в бюджет города и 55 процентов в республиканский бюджет;

  • земельный налог – 85 процентов в местные бюджеты;

  • налог, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства по упрощенной схеме, в бюджеты областей, городов и районов – 100 процентов;

  • налоги на недропользователей – 100 процентов в местные бюджеты;

  • государственная пошлина – 100 процентов в местные бюджеты;

  • налог на имущества физических лиц – 100 процентов в местные бюджеты;

  • налог с владельцев транспортных средств – 100 процентов в местные бюджеты;

  • местные налоги и сборы (налог с розничных продаж, налог для содержания общественного пассажирского транспорта, плата за патент, сборы и разные неналоговые доходы) – 100 процентов в местные бюджеты;

  • по Таджикской железной дороге, Министерству связи, Государственному сберегательному банку «Амонатбанк», налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество – 100 процентов в республиканский бюджет;

  • по Государственной акционерной холдинговой компании «Барки Точик», налог на прибыль и налог на добавленную стоимость – 37 процентов в бюджет г. Душанбе, 63 процентов в республиканский бюджет.

Расходы республиканского бюджета на 2000 год по функциональному принципу финансирования были распределены по следующим позициям:

  • органы власти и управления;

  • фундаментальные исследования и наука;

  • оборона;

  • правоохранительные, судебные органы и прокуратура;

  • образование;

  • здравоохранение;

  • социальная защита населения;

  • охрана природы и жилищно-коммунальное хозяйство;

  • культурно-массовые, оздоровительные и религиозные мероприятия;

  • другие мероприятия.

В Государственном бюджете на 2000 год было установлено, что за счет республиканского бюджета направляются средства по экономической классификации государственного бюджета следующим образом:

  • текущие расходы;

  • капитальные расходы;

  • кредитование беженцев, переселенцев и других государственных служащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Структура расходной части Государственного бюджета Республики Таджикистан на 2000 год показан в таблице 2.

К защищенным статьям расходов были отнесены заработная плата, начисления на социальное страхование, стипендии, пенсии, пособия, питание и медикаменты. Указанные статьи расходов в процессе исполнения бюджета, независимо от уровня его дефицита, сокращению не подлежат и являются обязательными для исполнения. В случае невыполнения доходной части Государственного бюджета на сумму невыполнения соответственно уменьшается финансирование расходов на приобретение оборудования, инвентаря, капитальный ремонт, дотации отраслям экономики и на другие расходы.

Из республиканского бюджета выделяются целевые средства бюджетам областей, городов и районов Республики Таджикистан на выплату заработной платы и приравненным к ней выплатам, капитальные вложения, с учетом выполнения доходов бюджетов.

Таблица 1.

^ Структура доходной части Государственного бюджета

Республики Таджикистан
(в процентах)



п/п


Наименование показателей

Г о д ы

1998

1999

2000

1.

Доходы Государственного бюджета к ВВП

14,5

13,8

13,9

2.

Доходы республиканского бюджета к ВВП

8,5

8,0

8,6

3.

Доходы местных бюджетов с учетом дотаций и субвенций к Госбюджету


34,1


31,3


38,3

4.

Доходы местных бюджетов с учетом дотаций и субвенций к ВВП


6,0


5,8


5,3

5.

Доходы местных бюджетов без учета дотаций и субвенций к Госбюджету


21,4


23,2


29,1

6.

Доходы местных бюджетов без учета дотаций и субвенций к ВВП


3,8


4,4


4,1

Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан

Таблица 2.

^ Структура расходной части Государственного бюджета

Республики Таджикистан на 2000 год
(в процентах)



п/п


Наименование показателей


к итогу


к ВВП

1.

2.
3.

3.1

3.2

3.3
4.

4.1

4.2
5.

5.1

5.2

^ I. Общие расходы и кредитование за вычетом

cумм погашения (II+V)
II. Общие расходы (III+IV)
III. Текущие расходы

Расходы на товары и услуги

Выплаты процентов

Субсидии и другие текущие трансферты
^ IV. Капитальные расходы

Приобретение основного капитала

Капитальные трансферты
V. Кредитование за вычетом сумм погашения

Внутреннее кредитование

За границу (внешнее)


100
99,5
79,1

55,9

2,7

20,5
20,4

20,2

0,2
0,5

0,5

0


14,5
14,4
11,4

8,0

0,4

3,0
3,0

2,9

0,1
0,1

0,1

0

Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан


^ 2. Налогообложение и налоговая структура
Налоговая система Республики Таджикистан представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом Республики Таджикистан налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Таджикистан все физические и юридические лица обязаны уплачивать все общегосударственные и местные налоги, плательщиками которых они являются.

Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан.

Освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных Налоговым Кодексом, может осуществляться путем внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс. Предоставление налоговых льгот по общегосударственным налогам осуществляется Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Правительства Республики Таджикистан принятием актов налогового законодательства.

Установление новых, помимо предусмотренных Налоговым Кодексом, общегосударственных налогов осуществляются исключительно принятием Закона Республики Таджикистан о внесении изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

Налоговые органы несут полную и исключительную ответственность за осуществление налогового контроля над юридическими и физическими лицами, проверку точности расчета и своевременности уплаты налогов и за все другие аспекты осуществления налогообложения и сбора налогов.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами посредством учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, проверки данных учета и отчетности, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки помещений, используемых для получения дохода, в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. В случаях, когда порядок уплаты налогов по экспортно-импортным операциям определяется в соответствии с таможенными процедурами, контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

Согласно Налоговому Кодексу Республики Таджикистан налоги состоят из общегосударственных и местных налогов.

Все общегосударственные налоги делятся на прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги).

Прямые налоги:

  • Подоходный налог с физических лиц;

  • Налог на прибыль юридических лиц;

  • Земельный налог;

  • Налоги на недропользователей;

  • Налог на имущество предприятий;

  • Налог с владельцев транспортных средств;

  • Налог с пользователей автомобильных дорог;

  • Налог, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе;

  • Налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия).

Косвенные налоги:

  • Налог на добавленную стоимость;

  • Акцизы;

  • Таможенные пошлины.

Из этих налогов полностью в республиканский бюджет поступают акцизы и налог на добавленную стоимость, собираемые таможенными органами, налог с пользователей автомобильных дорог, таможенные пошлины, налог с продаж. Другие налоги – это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 90 процентов всех доходов государственного бюджета (см. табл.3).
Таблица 3.

^ Структура налоговых и неналоговых доходов Государственного бюджета Республики Таджикистан на 2000 год
(в процентах)




Государственный бюджет

Республиканский

бюджет

Налоговые доходы – всего

в том числе:

налог на добавленную стоимость

акцизы

таможенные пошлины

налог с продаж

подоходный налог

налог на имущество физических лиц

налог на прибыль

налог на имущество предприятий

налог с пользователей автомобильных дорог

прочие налоги, сборы и пошлины

92,8
21,9

3,6

10,3

24,6

8,9

0,3

4,2

1,2

3,7

14,1

90,7
24,2

5,5

15,1

32,0

1,4

-

2,5

0,8

4,7

4,5

Неналоговые доходы – всего

в том числе:

доходы от имущества

административные сборы и взносы

поступления от штрафов и санкций

прочие неналоговые поступления

7,2
2,8

0,9

0,3

3,2

9,3
4,3

1,5

-

3,5

Баланс

100

100

Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан.

Структура налоговых поступлений Государственного бюджета Республики Таджикистан за период 1998-2000 годы в процентах к ВВП показана в таблице 4.

Таблица 4.

^ Структура налоговых поступлений Государственного

бюджета Республики Таджикистан
(в процентах к ВВП)

^ Наименование показателей

1998

1999

2000

Налоговые доходы – всего

в том числе:

налог на добавленную стоимость

акцизы

таможенные пошлины

налог с продаж

подоходный налог

земельный налог

налог на прибыль

социальные взносы

налог с пользователей автомобильных дорог

другие налоги

13,9
2,0

0,2

2,6

4,0

1,2

0,6

1,2

1,3

-

0,8

13,2
2,3

0,6

1,3

3,5

1,1

0,6

1,1

1,3

0,6

0,8

13,2
2,4

0,5

1,5

3,5

1,2

0,5

0,6

1,5

0,6

0,9

Неналоговые доходы – всего

0,6

0,6

0,7

^ Всего доходов

14,5

13,8

13,9

Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан.
Посмотрим основные виды налогов.

^ Налог на добавленную стоимость – является наиболее распространенный вид косвенных налогов и подлежит уплате на всех стадиях производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг на территории Республики Таджикистан, а также части стоимости всех налогооблагаемых товаров, ввозимых на территорию Республики Таджикистан.

Плательщиками налога на добавленную стоимость является лицо (юридическое и физическое), зарегистрированное или обязанное зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, а также все лица, осуществляющие налогооблагаемый импорт в Республику Таджикистан.

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, кроме поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от налога. Налогооблагаемые операции не включают оказание услуг или выполнение работ за пределами Республики Таджикистан.

Следующие поставки товаров, выполненные работы и оказание услуги, а также следующие виды импорта освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме случаев экспорта товаров):

- продажа, передача или аренда недвижимости; оказание финансовых услуг, поставка или импорт национальной или иностранной валюты, а также ценных бумаг; импорт золота, предназначенного для поставки Национальному банку Таджикистана; оказание религиозной организацией религиозных и ритуальных услуг; оказание медицинских услуг; оказание образовательных услуг; поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в качестве гуманитарной помощи, а также импорт товаров, передаваемых государственным органам Республики Таджикистан и общественным организациям на цели ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг обществами инвалидов (слепых, глухих) и предприятиями, находящимися в их собственности.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 20 процентов налогооблагаемого оборота.

Акцизы

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену реализации подакцизных товаров.

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица, осуществляющие операции по производству подакцизных товаров на территории Республики Таджикистан или импорту подакцизных товаров.

Объектом налогообложения являются следующие налогооблагаемые операции:

а) в случае подакцизных товаров, производимых на территории Республики Таджикистан, налогооблагаемой операцией является отпуск подакцизных товаров за переделы производственного помещения;

в) в случае импорта налогооблагаемой операцией является импорт подакцизных товаров на территорию Республики Таджикистан в соответствии с таможенным законодательством.

Правительство Республики Таджикистан определяет Перечень подакцизных товаров из числа следующих позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и устанавливает ставки акцизного налога по ним:

Группа 22 – «Безалкогольные и алкогольные напитки и уксус»;

Группа 24 – «Табак и табачные изделия»;

Группа 27 – «Горюче-смазочные и аналогичные материалы»;

Товарная позиция 4011, 4012 – «Автомобильные шины»;

Товарная позиция 8703 – «Легковые автомобили».

Таможенные пошлины – это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Таможенный тариф Республики Таджикистан – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Таджикистан.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Таджикистан, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Таджикистан.

В Республики Таджикистан применяются следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.


Налог с продаж (хлопка волокна и алюминия)

Плательщиками налога с продаж хлопка волокна и алюминия являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренние и внешние рынки хлопкового волокна и алюминия первичного.

Объектом налогообложения является стоимость товаров.

Ставки налога с продаж определяются в процентах от биржевой цены облагаемых товаров в следующих размерах:

  • на хлопковое волокно – 23 процента

  • на алюминий первичный – 4 процента.


^ Подоходный налог с физических лиц – один из важнейших видов прямых налогов с населения.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Объектом налога является разница между доходами, полученных физическими лицами из источников в Республике Таджикистан и за ее пределами, а также доход от работы по найму или доход от продажи или передачи имущества.

При обложении подоходным налогом применяется размер облагаемого подоходного налога, который определяется Налоговым Кодексом Республики Таджикистан. Ставки по этому налогу составляют от 10 до 20 процентов.

Освобождение физического лица от подоходного налога или уменьшение ставки налога может производиться только в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Республики Таджикистан.
Налог на прибыль – взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности.

Объектом налогообложения юридических лиц является его прибыль. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства.

Прибыль предприятий подлежит обложению налогом по ставке 30 процента.
^ Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество выступают юридические лица, а также филиалы и другие подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия.

Имущество предприятий облагается налогом по ставке 0,5 процента.

^ Налог с пользователей автомобильных дорог

Плательщиками налога с пользователей автомобильных дорог являются:

  • резидентные предприятия;

  • филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет;

  • иностранные предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Таджикистан через свои постоянные учреждения.

Согласно Налоговому Кодексу Республики Таджикистан объектом налогообложения признаются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость.

Ставка налога с пользователей автомобильных дорог установлена в размере 2 процента налоговой базы.

Налогом с пользователей автомобильных дорог не облагаются:

- бюджетные организации, органы государственной власти и управления, в том числе Национальный банк Таджикистана и его учреждения;

- религиозные объединения и организации, национально-культурные общества, за исключением их предпринимательской деятельности.

В налоговой структуре Республики Таджикистан в текущем году произошли радикальные изменения.

В целях совершенствования системы государственного управления, повышения эффективности функционирования фискальных органов Республики Таджикистан и обеспечения стабильного поступления государственных доходов и сборов в бюджет страны Указом Президента Республики Таджикистан от 24 января 2002 года был образован Министерство по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан, упразднив в установленном порядке существующие Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан и Таможенный комитет при Правительстве Республики Таджикистан.

^ 3. Местные бюджеты Республики Таджикистан
Составной частью бюджетной системы Республики Таджикистан являются местные бюджеты. Наличие этих бюджетов свидетельствует о действительном демократизме бюджетной системы нашего государства. Они предоставляют в распоряжение каждого местного органа государственной власти реальную финансовую базу для осуществления его деятельности. Система местных бюджетов позволяет более полно учитывать местные потребности и правильно соизмерять их с мероприятиями, проводимыми государством в централизованном порядке. Имея свои бюджеты, местные органы власти постоянно заботятся об увеличении их доходов и экономном использовании бюджетных ресурсов, поскольку темпы роста экономики и культуры на местах находятся в прямой зависимости от организации работы по мобилизации резервов местного хозяйства, экономного и бережливого расходования имеющихся ресурсов. Это в свою очередь способствует успешному выполнению Государственного бюджета Республики Таджикистан.

Финансовые ресурсы местных Хукуматов (Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района) составляют средства бюджета, целевых фондов, кредитные ресурсы, а также субвенции и дотации из соответствующих бюджетов.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района утверждает соответствующий бюджет и отчет о его исполнении. Маджлис народных депутатов и Председатель в переделах их компетенции несут ответственность за сбалансированное исполнение бюджета.
^ 3.1 Доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепленных законодательством Республики Таджикистан источников и отчислений от государственных налогов и доходов. Отчисления в местные бюджеты производятся в соответствии с законами Республики Таджикистан о бюджетной системе, о налогообложении и другими законами Республики Таджикистан.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconНациональный План Действий по Реформированию Системы Ювенальной Юстиции на период с 2010-2015гг
Комитета ООН по Правам Ребенка относительно Государственного Предварительного Доклада Республики Таджикистан, и других международных...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconПравительство Республики Таджикистан постановление
Образовать Национальный комитет Республики Таджикистан по меж- дународной программе "Геосфера биосфера"
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconНациональный доклад
Республики Таджикистан по региональному стратегическому исследованию относительно правового статуса и компетенций органов местного...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconЗакон Республики Таджикистан Об охране природы
Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан 1994год, №2, ст. 36; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1996 год, №3,...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconНазридин Шонасридинов Таджикский государственный университет Душанбе...
Республики Таджикистан. Оно регулирует две группы отношений имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconДоклад о человеческом развитии представят в Душанбе душанбе, 6 дек – «Авеста» /Н. Пирназаров/. |
Региональный доклад о человеческом развитии Программы развития ООН (проон) «Преодоление барьеров: Региональное сотрудничество в области...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconПрограмма заключительного семинара проекта «Интегрированный подход...
Место проведения: Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 40, 2-ой этаж (здание Центра Стратегических Исследований)
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconРеспублики таджикистан об амнистии
Рассмотрев представление президента Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, в целях осуществления...
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconЗакон республики таджикистан "о государственной границе республики таджикистан"
В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан территория Республики Таджикистан является неделимой и неприкосновенной
Республики Таджикистан Национальный доклад Душанбе 2002 Содержани е iconКомитет по охране оружающей среды при правительстве республики таджикистан
Нижеследующий доклад представляется от имени Республики Таджикистан [наименование Стороны или государства, подписавшего Конвенцию]...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница