Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс




НазваниеМетоды оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс
страница1/5
Дата публикации03.08.2013
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
skachate.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5




МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(РГГУ)




ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра моделирования в экономике и управлении

Методы оптимальных решений,

Часть 1

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению № 080100 – Экономика


Москва 2011
Методы оптимальных решений, часть 1

Учебно-методический комплекс


Составители

доктор техн. наук, доц. ^ Д.А. Кононов

канд. физ.-мат. наук, доц. Н.Л. Лепе

канд. физ.-мат. наук, доц. М.Г. Клепикова

канд. физ.-мат. наук, доц. С.А.Махов

Ответственный редактор

канд. физ.-мат. наук, доц. ^ М.Г. Клепикова

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры моделирования

в экономике и управлении

______, протокол № ___


© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……...…………………………………………………………………………….. 4

^ Рабочая программа дисциплины.....…..…………………………………………………..... 5

Аннотация ……………………………………………………………………………………... 5

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….. 7

^ Тематический план …...……………………………………………………………………..... 9

Содержание дисциплины ……………………………………………………………………...10

Образовательные технологии ……………………………………………………………….. 13

Система текущего контроля и промежуточной аттестации ……………………………14

^ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы …………………………………………………………………………15

Типовые задачи итоговой контрольной работы ……………………………………………. 18

^ Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

Список источников и литературы……………………………………………………………. 20

Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………… 21

Лабораторный практикум …………………………………………………………………. 22

^ Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.....57

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине “Методы оптимальных решений, часть 1” разработан на кафедре моделирования в экономике и управлении РГГУ.

УМК содержит программу курса, список источников и литературы, типовые задачи письменной контрольной работы и контрольные вопросы по теоретической части курса.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями образовательных стандартов и примерных программ. Он предназначен для студентов третьего курса дневного отделения факультета экономики, обучающихся в бакалавриате по направлению 080100 - Экономика.

Студентам рекомендуется ознакомиться с программой курса, тематическим планом занятий, списком литературы и системой текущего и итогового контроля знаний.

Для успешного освоения курса “Методы оптимальных решений” студенты должны владеть теоретическим материалом в объеме программы и выполнить задания лабораторных работ.

Итоговая аттестация студентов по курсу проводится в соответствии с рабочим учебным планом специальности и завершается написанием итоговой письменной работы.
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
АННОТАЦИЯ
Дисциплина “Методы оптимальных решений, часть1” является частью математического цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению 080100 – Экономика. Дисциплина реализуется на факультете управления ИЭУП РГГУ кафедрой моделирования в экономике и управлении.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с применением методов оптимизации при анализе и решении широкого спектра экономических задач.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).


Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме проверки выполнения заданий на лабораторных занятиях и презентаций (самостоятельная работа), письменных экспресс-опросов, итоговой контрольной работы, промежуточный контроль в форме зачета с оценкой и экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 26 часов, лабораторные работы – 28 часов, самостоятельная работа студента - 54 часа.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы. Курс “Методы оптимальных решений, часть 1” читается в 6-м семестре студентам третьего курса дневной формы обучения в бакалавриате факультета экономики по направлению № 080100 – Экономика. Курс “Методы оптимальных решений, часть 1” совместно с курсами “Математический анализ”, “Линейная алгебра”, “Статистика”, “Информатика", "Экономико-математические методы", “Экономико-математические модели”, “Методы оптимальных решений, часть 2” кафедры моделирования в экономике и управлении представляет целостную систему знаний, необходимую современному экономисту.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-14, ПК-15.

Лекционные и лабораторные занятия проводятся в соответствии с рабочими учебными планами. Объем курса – 108 ч (лекции – 26 ч, лабораторные занятия – 28 ч, самостоятельная работа – 54 ч).

1. Цель дисциплины – Развить системное мышление слушателей путем детального анализа подходов к математическому моделированию и сравнительного анализа разных типов моделей.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить слушателей с математическими свойствами моделей и методов оптимизации, которые могут использоваться при анализе и решении широкого спектра экономических задач;

  • выработать у слушателей навыки проведения численных исследований математических моделей и анализа результатов вычислений;

  • научить выбирать наиболее перспективное управляющее решение.


^ Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Курс “Методы оптимальных решений, часть 1” относится к базовой части математического цикла, изучается на 3-м курсе в 6-м семестре. Ему предшествуют такие курсы как: “Математический анализ”, “Линейная алгебра”, “Экономико-математические модели” "Экономико-математические методы". Знания, полученные в ходе изучения курса “Методы оптимальных решений, часть 1” необходимы для изучения курса “Методы оптимальных решений, часть 2”.

^ 2. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные принципы и математические методы анализа решений (ПК-6);

    Уметь:

  • на основе описательных задач строить математические модели (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6);

  • выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей (ПК-4, ПК-6);

  • выбрать соответствующий метод решения задачи (ПК-5);

    Владеть: иметь представление о проблематике и перспективах развития теории принятия решений как одного из важнейших направлений, связанных с созданием и внедрением новых информационных и инновационных технологий (ПК-10).


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(в часах)

трудоемкость дисциплины «Методы оптимальных решений, часть 1» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

прак-

тичес-кие

заня-тия

семи-

нары

само-стоятель-ная

работа

1

Системно-целевой подход в принятии экономических решений. Виды неопределенности

6




4







2

собеседование

2

Математическое программирование

6




10

8




6

приём практических заданий

письменный экспресс-опрос

3

Сетевые модели оптимизации

6




4

8




14

приём презентаций

письменный экспресс-опрос

4

Основные понятия многокритериальной оптимизации

6




8

12




14

приём практических заданий

Итоговая контрольная работа

5

Промежуточная

Аттестация

6













18

зачет с оценкой




ИТОГО







26

28




54





^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема I. Системно-целевой подход в принятии экономических решений. Виды неопределенности

Предмет и назначение курса; понятие и формальное определение системы, сложная система; системный подход исследования сложной системы; система принятия решений; понятие структуризации проблемы; фазы процесса принятия решений и их характеристика, основные понятия исследования операций: оперирующая сторона; исследователь операции; лицо, принимающее решение; модель операции: контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, критерий эффективности и, стратегия оперирующей стороны, информационная функция, смешанная стратегия, осреднение критерия, оценка эффективности стратегий, учет неопределенности, целевая функция операции. Использование математических моделей для описания поведения экономических агентов. Рациональное поведение. Использование оптимизации как способа описания рационального поведения. Принятие экономических решений. Теория оптимизации и методы выбора экономических решений. Применение оптимизации в системах поддержки принятия решений.

Основная литература.

  1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002. (гл. 1-2)

  2. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Шубин А.Н. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем. – М.: СИНТЕГ, 2004, 296 с. (§ 1.2).

Дополнительная литература.

  1. Иванилов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979.

  2. Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. М.: Издательство «Наука», 1984.

  3. Хазанова Л.Э. Математические методы в экономике. Учебное пособие. М.: Изд. БЕК, 2002.


Тема II. Математическое программирование

Общая задача математического программирования (МП). Задача МП и классическая задача условной оптимизации. Виды задач МП в зависимости от вида множества допустимых планов. Условия Куна-Таккера в геометрической форме как необходимые условия локальной оптимальности. Условие дополняющей нежесткости. Условия Куна-Таккера в алгебраической форме. Функция Лагранжа для задачи МП. Седловая точка функции Лагранжа. Достаточное условие оптимальности в общей задаче НЛП.

Выпуклые задачи оптимизации. Основные понятия геометрии многомерного линейного пространства. Выпуклые множества. Примеры выпуклых множеств. Опорная гиперплоскость. Разделяющая гиперплоскость. Теорема об отделимости выпуклых множеств. Выпуклые и вогнутые функции. Строгая выпуклость. Надграфик выпуклой функции. Условия выпуклости и вогнутости функций. Свойства выпуклых функций. Теоремы о локальном максимуме в выпуклом случае.

Формулировка выпуклой задачи НЛП. Теорема Куна-Таккера. Условия Куна-Таккера как необходимые и достаточные условия оптимальности. Экономическая интерпретация множителей Лагранжа.

Основная литература.

  1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002. (гл. 4).

  2. Карманов В.Г. Математическое программирование.

Дополнительная литература.

  1. Васильев Ф.П. Методы оптимизации. М.: Издательство «Факториал», 2001.

  1. Габасов Р., Кириллова Ф.М. Методы оптимизации. Минск: Изд. БГУ, 1975.

  2. Моисеев Н.Н., Иванилов Ю.П., Столярова Е.Н. Методы оптимизации. М.: Наука, 1978.


Тема III. Сетевые модели оптимизации

Понятие сетевого графика, его сущность и особенности, назначение и применение. Основные понятия: Правила построения сетевого графика, его порядок и этапы. Способы сокращения длительности выполнения проекта. Критерии и средства осуществления оптимизации сетевого графика.

Основная литература.

  1. Давыдов Э.Г. Игры, графы, ресурсы – М.: Радио и связь, 113 с. 1981.

  2. Давыдов Э.Г. Исследование операций: [Учеб. пособие для вузов по спец. "Прикл. математика" и "Экон. кибернетика"] – М.: Высшая школа, 382 с., 1990.

  3. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. (гл. 3)


Основная литература.

  1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002. (гл. 4, 5)

  2. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. (гл. 3).

Дополнительная литература.

  1. Васильев Ф.П. Методы оптимизации. М.: Издательство «Факториал», 2001.

  2. Моисеев Н.Н., Иванилов Ю.П., Столярова Е.Н. Методы оптимизации. М.: Наука, 1978.

  1. Поляк Б.Т. Введение в оптимизацию. М.: Наука, 1983.

  2. Fletcher R. (2000) Practical methods of Optimization. Wiley.

  1. Rardin R.L. (1997) Optimization in Operations Research. Prentice Hall.

  2. Walsey L.A. (1998) Integer Programming. Wiley.


Тема IV. Основные понятия многокритериальной оптимизации

Происхождение и постановка задачи многокритериальной оптимизации. Пример: задача поиска разумных экономических решений с учетом экологических факторов. Множество достижимых векторов. Доминирование и оптимальность по Парето. Эффективные решения и паретова граница. Теорема Куна-Таккера в выпуклых задачах многокритериальной оптимизации.

Основные типы методов решения задач многокритериальной оптимизации. Методы аппроксимации паретовой границы.
Основная литература.

  1. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. (гл. 2, § 6)

Дополнительная литература.

  1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2000.

  2. Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. М.: Издательство «Наука», 1984.

  3. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982.

  1. Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления и приложения. М.: Радио и связь, 1992.

  2. Lotov A.V., Bushenkov V.A., and Kamenev G.K. (2004) Interactive Decision Maps. Approximation and Visualization of Pareto Frontier. Kluwer Academic Publishers.

  3. Miettinen K. (1999) Nonlinear multi-objective optimization. Kluwer Academic Publishers.



^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы дисциплины «Методы оптимальных решений, часть 2» в рамках компетентностного подхода используются различные методы изложения лекционного материала в зависимости от излагаемой темы – вводная, подготовительная, установочная, проблемная лекции, лекции с разбором конкретных ситуаций и с применением техники обратной связи.

С целью активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях, при проведении практических занятий проводится устный и письменный экспресс-опрос студентов по вопросам теории, практические занятия по итогам тематических разделов проводятся в виде консультаций и коллоквиумов.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление полученных навыков и для приобретения новых теоретических и фактических знаний, выполняется в читальном зале библиотеки и в домашних условиях, подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением (учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций).

Для активизации образовательной деятельности с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, используются формы проблемного, контекстного, индивидуального и междисциплинарного обучения, case-study анализ, информационные технологии, анализ реальных проблемных ситуаций. Практикуется опережающая самостоятельная работа для изучения прикладных задач. По итогам лабораторных работ студенты разрабатывают презентацию, которая является отчетной формой по лабораторным работам.

В традиционных формах обучения 50 % занятий, в активных формах обучения 50 %.
^ СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Общая оценка успеваемости студента по предмету выставляется за совокупный результат:

активного участия студента в практических занятиях (максимальное количество баллов – 20);

качества усвоения лекционного материала в ходе изложения курса (2 письменных экспресс-опроса по 10 баллов максимально каждый);

качества подготовки презентации (максимальное количество баллов - 20);

выполнения итоговой контрольной работы (максимальное количество баллов – 40).

Итоговая форма контроля – зачет с оценкой.

Студент аттестуется положительно по дисциплине «Методы оптимальных решений» и получает зачет, если он набирает 60 баллов и более.

В случае неаттестации студента по курсу пересдача дисциплины осуществляется в форме традиционного зачета, на котором каждому студенту предлагается ответить на два теоретических вопроса (см. контрольные вопросы) и решить одну задачу (см. типовые задачи итоговой контрольной работы).


^ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс (Для подготовки бакалавров по направлению...
Рофе, А. И. Рынок труда : учебно-методический комплекс / А. И. Рофе. – М. Издательский дом «атисо», 2008. – 155 с
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика»
Ерохина, Р. И., Жуков, А. Л. Аудит и контроллинг персонала : учебно-методический комплекс / Р. И. Ерохина, А. Л. Жуков. – М. Издательский...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconОдобрено учебно-методическим советом факультета управления Философия...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета земельное...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно- методическим советом юридического факультета Гражданское...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Юридическая психология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Методы оптимальных решений, Часть 1 Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080100 Экономика Москва 2011 Методы оптимальных решений, часть 1 Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Минск 2011 удк 338. 45
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница