Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология»




НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология»
страница1/10
Дата публикации31.05.2013
Размер1.33 Mb.
ТипМетодические указания
skachate.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»


Методические указания

к выполнению контрольной работы по дисциплине

«Валеология»

для студентов специальности

280102 «Безопасность технологических процессов»

форма обучения: очная, заочная

Тюмень – 2008

Жиляков Е.В., Томус И.Ю. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов», форма обучения: очная, заочная. Тюмень: ТюмГАСУ, 2008 - 27с.

Рецензент: Нигматуллина Д.Н. к.м.н., зав. кафедрой БЖД


Методические указания обсуждены на научно-методическом семинаре кафедры «Безопасность жизнедеятельности» протокол № 4 от 16.04.08 г. и утверждены УМС ТюмГАСУ, протокол № от 2008г.

содержание:

стр.

Введение 4

Общие методические указания 7

Порядок расчета и оформление решений 8

Задание 1 10

Задание 2 10

Задание 3 11

Задание 4 11

Литература 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 17

Приложение 4 22

Введение

Профилактика профессиональных заболеваний является одной из важнейших государственных задач. С этой целью на всех промышленных предприятиях нашей страны проводится комплекс технических, технологических, санитарных и других мероприятий, направленных на ограничение неблагоприятного воздействия на рабочих вредных факторов производственной среды. Вместе с тем с помощью указанных мероприятий не всегда представляется возможным полностью исключить, а иногда и обеспечить постоянное соблюдение предельно допусти­мых величин вредных химических и физических факторов на производстве. В этих условиях особо возрастает значение медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отво­дится лечебно-профилактическому питанию. Основу этого пита­ния составляет рациональное питание, построенное с учетом ме­таболизма ксенобиотиков (чужеродных соединений) в организме и роли отдельных компонентов пищи, оказывающих защитный эффект при воздействии химических соединений или вредного влияния физических факторов производства. Поэтому лечебно-профилактическое питание должно быть дифференцировано с учетом патогенетических механизмов действия вредных фак­торов производства.

^ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ

Основные задачи санитарно-просветительной работы по ле­чебно-профилактическому питанию рабочих и инженерно-техни­ческих работников на промышленном предприятии следующие: 1) пропаганда необходимых гигиенических знаний примени­тельно к профессии; 2) воспитание у работающих правильного гигиенического поведения в условиях производства и быта; 3) просвещение в области рационального и лечебно-профилак­тического питания.

Использование лечебно-профилактического питания на про­мышленном предприятии с особо вредными условиями труда не может быть эффективным без высокой санитарно-гигиенической культуры трудящихся.

Недостаточность знаний в области гигиены питания и гигие­ны труда может приводить к такой степени нарушения питания в домашних условиях, что получаемое на производстве бесплат­ное лечебно-профилактическое питание не будет оказывать должного защитного эффекта.

Пропаганду гигиенических знаний на промышленных пред­приятиях следует проводить направленно и дифференцирован­но с учетом уровня санитарно-гигиенических навыков той или иной группы трудящихся. Необходимо обучить каждого рабо­тающего основам рационального питания и принципам реко­мендуемого им лечебно-профилактического питания, гигиени­ческим правилам в условиях производства применительно к их профессии. При проведении санитарно-просветительной работы необходимо устранять ошибки и вредные привычки в питании и поведении на производстве и быту, вооружать трудящихся прочными гигиеническими знаниями по вопросам профилакти­ки профессиональных и алиментарных заболеваний.

Важное значение имеет участие инженерно-технического персонала в гигиеническом воспитании рабочих. Личный при­мер инженера, мастера, требование ими выполнения гигиениче­ских правил труда и использования лечебно-профилактического питания рабочими — основа гигиенического воспитания. С этой целью на предприятиях должно проводиться обучение инженер­но-технических работников по вопросам гигиены труда и по проблеме лечебно-профилактического питания. При проведении аттестации по оценке уровня гигиенических знаний руководя­щего состава и инженерно-технических работников необходимо выяснить знание ими правил назначения и выдачи лечебно-про­филактического питания, а также роли руководителей предприя­тия в полном обеспечении этим питанием всех работников в со­ответствии с «Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условия­ми труда»(постановление Министерства труда №14 от 31.03.03), а также в соответствии со ст. 222 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Пропаганда гигиенических знаний должна базироваться на строго научной основе.

Гигиеническая подготовка рабочих, осуществляемая на про­мышленном предприятии, включает: 1) вводный санитарный инструктаж вновь поступающих на предприятия и стройки; 2) курсовое гигиеническое обучение по вопросам гигиены труда и профилактики профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактическое питание выдается:

1. рабочим, инженерно-техническим работникам и служа­щим в дни фактического выполнения ими работ в производст­вах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне;

2. рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предусмотренных Перечнем производств, профессий и долж­ностей в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован;

3. рабочим, инженерно-техническим работникам и служа­щим других производств, цехов, предприятий и работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работах, выполняющих ра­боту полный рабочий день в действующих производствах, цехах и на участках с особо вредными условиями труда, в которых
как для основных работников, так и для ремонтного персонала
установлено это питание;


4. рабочим, производящим чистку и подготовку оборудова­ния к ремонту или консервации в цехе или на участке, для ра­бочих которого предусмотрена выдача лечебно-профилактиче­ского питания;

5. инвалидам вследствие профессионального заболевания, пользовавшимся лечебно-профилактическим питанием непосред­ственно перед наступлением инвалидности, вызванной характе­ром их работы, — до прекращения инвалидности, но не свыше 6 мес. со дня ее установления;

6. рабочим, инженерно-техническим работникам и служа­щим, имеющим право на бесплатное получение лечебно-профи­лактического питания и временно переведенным на другую ра­боту в связи с начальными явлениями профессионального за­болевания по причине, вызванной характером их работы,— на срок не более 6 мес;

7. женщинам, занятым до момента наступления отпуска по
беременности и родам в профессиях и должностях, дающих
право на бесплатное получение лечебно-профилактического пи­тания,—на все время отпуска по беременности и родам; бере­менным женщинам, переведенным в связи с врачебным заклю­чением на другую работу с целью устранения контакта с продуктами, вредными для здоровья,— до наступления указанного отпуска; лечебно-профилактическое питание выдается на все время до и в период отпуска по беременности и родам; при переводе на другую работу по указанным причинам матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года, лечебно-профилактическое питание выдается им на весь период кормления или до достижения ребенком возраста 1 года.

^ Общие методические указания

Изучение научной дисциплины требует углубленной самостоятельной работы с учебными пособиями. Одним из главных условий в процессе изучения специальной дисциплины является систематическая учебная работа студента.

Изучение материала по валеологии рекомендуется вести в соот­ветствии с рекомендуемым порядком:

1. Ознакомится с содержанием изучаемой темы и последовательностью выполняемых в ней рекомендаций.

2. Внимательно прочитать рекомендуемую литературу по изучаемой тематике. При первом чтении следует составить себе общее представление о материале, отметить трудные и неясные места.

3. Убедившись в усвоении изучаемого материала, необходимо приступить к состав­лению ответов на вопросы контрольной работы. Основным условием выполнения контрольной работы должна быть полная самостоятельность. Предлагаемые в работе задания следует выполнять, отвечая подробно на все вопросы, оценивая выясненные материалы (сравнивая с нормативами и существующими рекомендациями), делая полные выводы и заключения.

4. В случае возникновения неясностей и затруднений при изучении темы валеологии человека студенту следует обратиться на кафедру к преподавателю, у которого он консультируется. Такая консультация должна иметь место лишь после того, как студент детально изучил рекомендуемую литературу по возникшему вопросу, а в случае необходимости и материал дополнительной литературы. Вопросы для консультации должны быть сформулированы четко и лаконично.
^ Порядок решения и оформления расчета

Принцип методики заключается в определении адекватности питания рабочего потребностям организма. Работа состоит из пяти заданий: 1) расчет усредненных энергозатрат организма за один рабочий день; 2) расчет адекватности питания; 3) расчет фактического потребления основных пищевых веществ за эти же дни; 4) составить заключение и рекомендации питания рабочих; 5) ответить на вопросы, согласно варианту (прил. №2). Конечным результатом работы должна быть разработка мероприятий по коррекции питания в соответствии с потребностями организма.

Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых волей человека трат энергии (основной обмен (ОО), специфически–динамическое действие пищи (СДДП)) и регулируемых энерготрат (в зависимости от вида деятельности).

Величина основного обмена (ВОО) определяется в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре (20 С), натощак (последний прием пищи за 14-16 часов до исследования). Она равна 1 ккал на 1 кг веса человека в час.

Расход энергии на прием пищи (СДДП) сопровождается повышением основного обмена. При смешанном питании основной обмен повышается на 10-15% в сутки. При раздельном приеме: белков – на 30-40%, жиров – на 10-14%, углеводов – на 4-7%.

Регулируемые траты энергии включают расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего поведения, при занятии спортом и других видах деятельности. Каждый вид деятельности имеет свою величину коэффициента физической активности (КФА), которая определяется отношением общих энерготрат на этот вид деятельности к величине основного обмена (приложение № 3).

Пример расчета суточных энерготрат на определенный вид деятельности:

Суточные энерготраты складываются из КФА вида деятельности × время (в течение которого занимались этим видом физической активности) × величину основного обмена в час (ВООЧ). Например:

Сон 9 часов, КФА = 1, ВООЧ = 70 ккал/ч

Энерготраты, пошедшие на сон = 9×1×70=630 ккал

Езда в транспорте 2 часа, КФА = 1,7, ВООЧ = 70 ккал/ч

Энерготраты, пошедшие на езду = 2×1,7×70=238 ккал

При расчете суточного расхода энергии необходимо к полученным величинам суточных энерготрат добавить расход энергии на прием пищи (СДДП) (10-15%), а также 15% от полученной величины для компенсации неучтенных затрат энергии (не все виды деятельности могут быть отражены в режиме дня, неточно определена их продолжительность, а также возможно осуществление нескольких видов деятельности одновременно). При отсутствии табличных данных расхода энергии при некоторых видах деятельности необходимо использовать данные того вида деятельности, который по характеру близок к фактическому.

^ Задание 1. Расчет суточных энерготрат.

В соответствии с вариантом самостоятельно определить суточные энерготраты рабочего в зависимости от профессиональной принадлежности и с учетом бытового, домашнего поведения (Приложение 1, 3)

Полученные данные заносятся в таблицу №1:

Вид деятельности

КФА

Время, потраченное на деятельность (ч)

Величина основного обмена в час (Ккал/ч).

Энерготраты на вид деятельности (Ккал)

1.

2. и т.д.

ИТОГО (за сутки)














  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Приведены варианты заданий для домашней контрольной работы и даны методические указания по выполнению контрольной работы, изложены...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы 14
Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» для студентов...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Макроэкономика», а также варианты заданий...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «информатика»
Задания и методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Информатика». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос гос проф...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы (с заданиями)
Методические указания по выполнению контрольной работы содержат основные требования к содержанию и оформлению контрольной работы,...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Задания и методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Электротехника и электроника». Екатеринбург, фгаоу...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента»
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов заочного обучения по специальности...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «информатика»
Данные методические указания являются базовыми при выполнении контрольной работы по дисциплине «Информатика» и предназначены для...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»для студентов всех форм обучения...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы и её варианты по дисциплине «эконометрика»
Эконометрика. Методические указания к выполнению контрольной работы и её варианты для студентов факультета второго высшего и дополнительного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница