Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года»




Скачать 204.63 Kb.
НазваниеУрок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года»
Дата публикации22.02.2013
Размер204.63 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Военное дело > Урок

Урок по курсу «История России.XIX век»

для 8 класса.

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Подготовила учитель

истории и обществознания

МБОУ «СОШ №18» Сергун Т.А.


г. Череповец, 2012 г.


Цели: формирование представления об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года;

  • продолжить формировать умение работать с картой, с дополнительной литературой;

  • развивать речь, память, внимание обучающихся;

  • развивать историческое мышление, устанавливать причинно – следственные связи;

  • воспитывать гордость, патриотизм и любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование,
- карта «Отечественная война 1812 года»
- портреты героев войны 1812 года,

- М.Ю. Лермонтов «Бородино», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
- презентация с иллюстрациями.

Ход урока.

Проверка знаний. Предлагается тест. (5 минут) (см. приложение)

2.Вводная беседа. (3 минут)

Вопросы классу:

  1. Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?

  2. Назовите основные направления внешней политики России в начале XIX века.

  3. Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?

  4. Что побудило Александра 1 начать переговоры с Наполеоном?

  5. Какие противоречия наметились в отношениях между Россией и Францией в начале XIX века?

В результате беседы обучающиеся делают вывод, что в начале XIX века серьезно обострились отношения между Россией и Францией, которые решить мирным путем страны не смогли. Вопрос классу: «Как выдумаете, к чему привела сложившиеся ситуация в отношениях между Россией и Францией?»( к войне)

^ 3. Новая тема.(20 мин).

Вспомните, какие войны и между какими государствами мы уже знаем. ( ответ)

Сегодня мы пополним свои знания. Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года».

^ Записать в тетради тему урока.

Вопрос классу: «Попробуйте озвучить задачи сегодняшнего урока» (ответ, Т.о. ….обобщение ответов и постановка задач).

^ Вопрос классу: «Для чего нам надо знать причины, события, участников, героев этой войны?» (чтобы быть грамотными, чтобы знать славные события истории нашей Родины …и т.д.).

Учитель: тема Отечественной войны 1812 года отражена в творчестве нашего земляка художника В.В. Верещагина. Художник посвятил событиям этой войны целую серию работ – «Наполеон I в России». Сегодняшний урок будет сопровождаться репродукциями картин великого художника из названной серии.

^ Рассказ учителя.

Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе.

В 1810 году Наполеон Бонапарт задумался о войне с Россией. Министр полиции Жозеф Фуше предупреждал Наполеона : "Государь, я вас умоляю, во имя Франции, во имя Вашей славы, во имя Вашей и нашей безопасности вложите меч в ножны, вспомните о Карле XII". Наполеон, подчинив почти всю Европу, считал, что на пути уничтожения его главного противника - Англии, стоит Россия.

Мы уже сказали, что отношения между Россией и Францией обострились, давайте выделим причины войны между этими государствами. ( учитель делит класс на 3 группы (по рядам),работаем по группам. Задание: каждая группа выделяет одну причину. Обобщаем)

В тетради: Причины войны:1.Стремление Наполеона к мировому господству.

2.Агрессивная внешняя политика Франции.

3.Нарушение Россией условий Тильзитского мира.

4.Личная непрязнь императоров (дополнение учителя).

Учитель продолжает рассказ.

Запись в тетради:12 июня 1812 г- переправа через р.Неман, вторжение Наполеона в Россию.

На экране слайд 5:

Учитель: Вступая в войну, страны преследовали определенные цели, главные из них запишем в тетрадь

^ Запись в тетради и на доске: Планы сторон

Франция

-разгромить русские армии поодиночке

Россия

-отступать с целью объединения и сохранения армий

Учитель: что же представляли собой армии стран-участниц войны. ^ Соотношение сил: (слайд 6)



Вопрос классу (работа по информации со слайда): Каковы достоинства и недостатки комплектования русской и французской армий?

Учитель: русскую и французскую армии возглавляли прославленные полководцы. (фамилии командующих записать в тетрадь).

Командующие армиями Франции. (слайды 7,8,9 )

Маршал Ней Маршал Мюрат Маршал Даву

^ Обучающиеся представляют заранее подготовленные краткие исторические справки об этих людях.( по 1 минуте)

Командующие армиями России. (слайды 10,11,12)



М.Б.Барклай- де –Толли П.И.Багратион А.П.Тормасов

^ Обучающиеся представляют заранее подготовленные краткие исторические справки об этих людях. (по 1 минуте)

Учитель: Общее руководство армиями Франции осуществлял Наполеон, главнокомандующим России был Барклай-де-Толли. Барклай был отважным человеком и талантливым полководцем, но не общался с солдатами и не был любим ими.

^ Запись в тетради: 4-6 августа 1812 г . – поражение русских армий под Смоленском. Наполеон предлагает Александру I подписать мир. Русские армии придерживались тактики отступления.

Вопрос классу:

«Как, по-вашему, солдаты и офицеры российской армии относились к отступлению ?» (ответы).

Учитель: Неудачное для России начало войны связывали с главнокомандующим Барклаем-де-Толли. Стал вопрос о главнокомандующем. Недовольства в армии и обществе заставили Александра1 назначить нового главнокомандующего-Михаила Илларионовича

Кутузова (информационная справка, подготовленная обучающимся) (1 минута). Слайд 13.

Россию охватил всеобщий патриотический подъём. В помощь армии сотни тысяч людей записываются в ополчение.

^ Вопрос классу: Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение.

Учитель: Первое крупное сражение-под Смоленском 4-6 августа 1812 года (русские отступили).

^ Запись в тетради: 406 августа 1812 г. – поражение русских войск под Смоленском.

Учитель: Сначала Наполеон решается идти только до Смоленска, «ключа двух дорог, - на Петербург и Москву, которыми необходимо завладеть, чтобы быть в состоянии выступить весною сразу на обе столицы». В Смоленске он собирается отдохнуть. Но, французская армия покидает Смоленск и идет вперед!

Самой большой битвой Отечественной войны 1812 года стало ^ Бородинское сражение.

Записать на доске и в тетради: 26 августа 1812 г – Бородинское сражение.

В.В. Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах.(слайд 14)

Планы сторон

Наполеон

-захватить Москву

Кутузов

-нанести значительные потери французам,

-сохранить армию и разгромить французов

Соотношение сил

армия130тыс-135тыс. человек;

640 орудий

армия150тыс человек;

587 орудий

^ На экране – слайд со схемой Бородинского сражения. (слайд 15) –(3 мин).
Вечером 24 августа у деревни Шевардино произошел бой французских войск с заградительным отрядом русской армии. Уничтожив 6 тысяч французов, русский отряд отошел на основные позиции. Этот бой позволил русской армии выиграть время для укрепления основных позиций.

^ Работа со схемой:

Наполеон направил основные силы на левый фланг русской армии, на Багратионовы флеши (земляные укрепления). Он надеялся разгромить армию Багратиона, прорвать оборону русских и выйти в тыл 1-й армии. На флеши обрушился шквал огня. Борьба за флеши продолжалась более 5-ти часов. Защитники стояли насмерть. Под командованием генерала Багратиона было отбито семь атак с огромными потерями для вражеской армии. В середине дня, после восьмой атаки, во время которой Багратион был смертельно ранен, французы захватили флеши. Но прорвать оборону русской армии Наполеону прорвать не удалось: русские отошли на вторую позицию, за овраг.

Не удалось французам прорваться и в центре, где разгорелась не менее ожесточенная битва. В продолжение 14 часов над батареей Раевского и 2-й армией проносились ядра, картечь и оружейные пули. Следовавшие одна за другой атаки были отбиты. Противник обратился в бегство. Прорыва не произошло, несмотря на то, что батарея Раевского оказалась в руках врага. В седьмом часу вечера выстрелы стали смолкать. Русские части отошли лишь на 800 метров, продвинуться дальше французы не смогли.

^ Чтение отрывка из произведения М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (приложение).

Итоги Бородинского сражения.

1.Потери сторон: французы 58,5 тысяч солдат и офицеров русские - 45,6 тысяч убитыми и ранеными

Наполеон: "Из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех".

2.Добиться решающей победы французская армия не смогла.

Подсчитав потери, М.И.Кутузов решил не возобновлять сражения и отступать.

^ В.В. Верещагин. Конец Бородинского сражения. (слайд 16)

Вопрос обучающимся: каково, на ваш взгляд, значение Бородинского сражения?( ответы)

Запись в тетрадях: Значение Бородинского сражения.

1)разгром непобедимой армии Наполеона;

2)военная инициатива переходит в руки русской армии;

3)изменились настроения во французской «армии-победительнице».
Учитель: Подсчитав потери, М.И.Кутузов решил не возобновлять сражения и отступать. Чтобы обсудить дальнейшие действия армий Кутузов собирает совет военачальников в деревне Фили в избе некоего крестьянина.

^ Запись в тетрадь:1 сентября 1812 г. - военный совет в Филях.

Цель: принять решение - оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.

Кутузов: оставить Москву (в учебнике смотрим репродукцию «Военный совет в Филях»).
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон, подойдя к столице России тщетно ждал ключи от города.

^ В.В.Верещагин. Перед Москвой – ожидание депутации бояр.(слайд 17)

Чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Изгнание «Великой армии».

Учитель: Войска Наполеона вошли в разоренную Москву. первый же день вступления французских войск в Москву начались пожары, продолжавшиеся несколько дней и опустошившие город. Московский пожар произошёл 2—6 сентября (1519 сентября). Далее учитель повествует о пожаре Москвы.

^ В.В.Верещагин. Поджигатели. Расстрел в Кремле. В.В. Верещагин. Зарево Замоскворечья.

(слайд 18)

Далее учитель рассказывает о Тарутинском маневре.

Рассказ о партизанах.

^ Классу представлены портреты героев, исторические справки о них (заранее подготовлены обучающимися) (по 1 мин). (слайды 19,20,21,22)

Д.В.Давыдов А.С.Фигнер Г.М.Курин В.Кожина

Действия партизан наносили значительный урон армии Наполеона. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.

^ В.В. Верещагин. Не замай! Дай подойти! В.В.Верещагин.С оружием в руках – Расстрелять!

(слайд 23) (слайд 24)

6(7) октября вражеские войска покинули столицу и медленно двинулись на юго-запад по направлению к Калуге.

Кутузов преградил французам путь у Малоярославца (работа с картой)

^ Запись в тетради:

12 октября 1812 г. - сражение под Малоярославцем.

Учитель: Исход этого сражения решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Французы отступают по разоренной Смоленской дороге.

^ В.В. Верещагин. На большой дороге – отступление, бегство... (слайд 25)

Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии.

Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

^ Запись в тетради:14-16 ноября 1812-переправа через р.Березину.

В конце декабря Кутузов докладывает царю: «Война закончилась за полным истреблением противника».

^ 25 декабря 1812 года АлександрI издает манифест об изгнании Наполеона из России и окончании войны.

Запись в тетради:

25 декабря 1812 года - манифест АлександрI об изгнании Наполеона из России и окончании войны.

( слайд 26)

Обобщение по теме.(6 мин).

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным его крахом. Кто они - герои Отечественной войны? Это талантливые военачальники. Но прежде всего главный герой - это простой солдат и народ.

Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины.

Победа России над ранее непобедимой армией оказала огромное влияние на настроения в Европе, повысила авторитет нашей страны на международной арене.

^ Обучающимся предлагается задание: определить характер войны 1812 г.(ответы).

Вывод: со стороны России, война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер.

^ Соотнести событие и дату «Основные события Отечественной войны 1812 г.»: (слайд 27)

26 августа 1812

Вторжение «великой армии» Наполеона в Россию

12 октября 1812

Военный совет в Филях

25 декабря 1812

Сражение под Малоярославцев

12 июня 1812

Бородинская битва

4-6 августа 1812

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном

1 сентября 1812

Поражение русских войск под Смоленском


4.Рефлексия.(2 мин).

- Какая информация вызвала у вас интерес?

- О каких фактах из истории нашей страны вы ранее не знали?

- Удалось ли выполнить все задачи урока?

- На каком этапе возникли трудности?

- Что бы вы хотели изучить более подробно?

^ Домашнее задание (1 мин).

Параграф 8 учебника (А.Н. Боханов. История России. XIXвек).

По выбору учащихся:

- написать мини-сочинение «Можно ли считать исход Бородинской битвы победой русской армии?»;

- подготовить сообщения «Памятники, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.»,

«Военные награды Отечественной войны 1812 г».

Приложение.
1.Манифест.

«О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского»

(приводится в  переложении на современный русский язык по Полному собранию Законов Российской Империи (CПб.,1830, т.32. 25295. Стр.486-487). «Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.

Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во внутренние места*, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.

Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу.  

От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.

Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.

Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.

Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину»

* - медицинский термин, не применяемый сегодня в политических документах и воззваниях. В данном случае имеет значение как «наиболее святые внутренние места». Автором текста, очевидно, является Член Государственного Совета и секретарь Александра I – Александр Семёнович Шишков.

^ 2. В.В. Верещагин. Серия картин «Наполеон I в России».





Наполеон на Бородинском поле




Конец Бородинской битвы




Перед Москвой - ожидание депутации бояр




В Успенском соборе




В кремле – пожар!




Зарево Замоскворечья




Маршал Даву в Чудовом монастыре




В Петровском дворце




Поджигатели. Расстрел в Кремле.




Сквозь пожар




Наполеон и маршал Лористон – мир во что бы то ни стало.




В Городне – пробиваться или отступать?




На этапе – дурные вести из Франции




На большой дороге – отступление, бегство…




На морозе




Ночной привал великой армии




Не замай! Дай подойти!




С оружием в руках – расстрелять!




В штыки! Ура! Ура!


2. Тест

1)Противостояние каких держав определяло всю международную политику в н. XIXв.?

  1. России и Англии

  2. России и Франции

  3. Франции и Англии

  4. Турции и Ирана

2) Восточный вопрос был связан с…

  1. Ослаблением Османской империи

  2. Усилением Османской империи

  3. Стремлением Франции к укреплению на территории

4)Стремлением России присоединить к себе Турцию

3) В начале XIX в. в Европе шла череда войн. Военный союз с Англией и Австрией против Франции Россия заключила в … году?

  1. 1805

  2. 1804

  3. 1803

  4. 1801

4) Сражение под Аустерлицем произошло…?

  1. 1802

  2. 1803

  3. 1804

  4. 1805

5) В битве при Аустерлице русскими войсками командовал:

  1. А. Суворов

  2. М. Кутузов

  3. П.Румянцев

  4. П. Багратион

6) По Тильзитскому мирному договору Россия:

  1. Потеряла Молдавию

  2. Уступила Волахию

  3. Присоединилась к континентальной блокаде

  4. Передавала Франции территорию герцогства Варшавского

7) В связи с проведением общеевропейской политической континентальной блокады Швеция:

  1. Присоединилась к блокаде

  2. Присоединилась к блокаде, но сохраняла торговлю с Англией

  3. Объявили войну Англии

  4. Сохранила с Англией торговые и союзнические отношения.

8) В результате войны со Швецией 1808 – 1809 гг. Россия приобрела:

1)Право свободного судоходства на Балтийском море и через пролив Ла – Манш

2) Финляндию

3) Шпицберген

4) Полуостров Ханко.

^ 9)Объясните значение понятий:

  • Коалиция

  • Континентальная блокада.

Ответы к тесту: 1) 3; 2) 1; 3) 1; 4) 4; 5) 2; 6) 3; 7) 4; 8) 2; 9) - Коалиция – военный союз. Континентальная блокада- запрет вести торговлю, поддерживать почтовые и др. сношения с Британскими о-вами, объявленная Наполеоном I в 1806 г.

3. ^ М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...
4. А.С.Пушкин»Евгений Онегин» (отрывок)
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Литература.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

М. Ю. Лермонтов Бородино

А.С. Пушкин Евгений Онегин

Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. — М.: РОССПЭН, 2004. — 880 с

Сергей Алексеев - Рассказы об Отечественной войне 1812 года (аудиокнига)

Л. Н. Толстого «Война и мир», роман Г. П. Данилевского «Сожженная Москва»,

стихотворения А. С.Пушкина «Наполеон на Эльбе», «Полководец», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Наполеон».

Тарле Е.В. Вторжение Наполеона //Соч. в 12 т. М., 1957—1962. Т. 11.

Бескровный Л.Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. // Вопросы истории. 1972. № 1—2

История СССР под ред. М.В. Нечкиной, ., 1955Троицкий Н.А. Отечественная война 1812г. Саратов,

1991.

Большая советская энциклопедия//гл. ред. А.М. Прохорова. 1974.

«История СССР. С древнейших времен до 1861 года» (М., 1974) Под ред. проф. П.И.Кабанова и проф.В.В.Мавродина. М., 1974. Ч. 1.

Похожие:

Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconРеферат по курсу «История России» по теме: «Образование, наука и...
России. Отечественная война 1812 г в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию....
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconРусская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания...
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconДипломные работы реферат по курсу «История России» по теме: «Отечественная война 1812 г.»
На стыке xviii–xix вв наполеоновская Франция успешно провела целую серию завоевательных войн, ее армия демонстрировала самое современное...
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconРеферат по истории на тему герои Отечественной войны 1812 года Работу
Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции....
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconВопросы к экзамену по дисциплине «История»
Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Внутренняя и внешняя политика Николая I
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconКонтрольная работа по Отечественной истории Тема: Отечественная война 1812 года
Для полного понимания той эпохи, прежде всего надо разобраться в сложившейся исторической ситуации в Европе и России
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconРеферат по истории на тему: «Отечественная война 1812 года»
Наполеоне, которая 1908 году включала 200 тыс названий и с тех пор значительно выросла. Одними из самых объективных являются книги...
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconДипломные работы реферат по дисциплине «История» по теме: «Отечественная война 1812 года»
Нападение на Россию было продолжением политики Наполеона по установлению господства на европейском континенте. К началу 1812 г большая...
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconКонкурс рисунков «Урал батыр»
Интеллектуальная игра «Отечественная война 1812 года и народные песни, посвященные Отечественной войне 1812 года»
Урок по курсу «История России. XIX век» для 8 класса. Тема: «Отечественная война 1812 года» iconПрезентация для устного счёта по теме «Великая Отечественная война 1812 года»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница