Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию




Скачать 218.16 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию
Дата публикации05.04.2013
Размер218.16 Kb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Военное дело > Методические рекомендации
Методические рекомендации для преподавателя

А) Рекомендации по тематическому планированию:

  • Целесообразно изучение раздела «Теория обучения и воспитания» после изучения 1 пропедевтического модуля «Введение в педагогическую деятельность».

  • Целесообразно планировать изучение дисциплины в следующей последовательности: теоретический материал закрепляется в процессе анализа конкретных педагогических ситуаций на практических занятиях. Навыки обучения и воспитания младших школьников отрабатываются на практических и лабораторных занятиях и закрепляются в самостоятельной работе студентов. «Контроль самостоятельной работы студентов» (КСР) целесообразно отнести на конец семестра.

^ Б) Рекомендации методологического характера.

Преподавание дисциплины должно опираться на:

  • положения системно-синергетического подхода в образовании (Сокольников Ю.П., Таланчук Н.М.);

  • теорию контекстного обучения (Вербицкий А.А.);

  • гибкую технологию проблемно-модульного обучения (Чошанов М.А.)

В) Методические рекомендации:

  • рекомендации по формам организации занятий: целесообразно использовать следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, КСР и самостоятельная работа студентов;

  • рекомендации по использованию образовательных технологий: целесообразно использовать следующие образовательные технологии (информационные технологии, работа в команде, проблемное обучение, контекстное обучение, актуализация собственного опыта, междисциплинарное обучение);

  • рекомендации по использованию интерактивных форм организации учебного процесса: необходимо использовать интерактивные формы организации учебного процесса («круглый стол», педагогические дебаты);

  • рекомендации по использованию в учебном процессе мультимедийного материала: целесообразно использовать в учебном процессе мультимедийный материал: (мультимедиа презентации, учебные фильмы).

Являясь важным элементом системы профессиональной педагогической подготовки студентов, изучение дисциплины «Педагогика» также носит системный характер. В процессе познавательной и практической деятельности студентов создаются условия для развития профессиональных аспектов их сознания, деятельности и этических позиций.

В процессе изучения « Педагогики» рекомендуется использовать такие учебные формы, в которых связываются в одно целое как образовательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление и исследовательская работа, в которой и происходит становление личностной педагогической позиции будущего учителя; Деятельность преподавателей также меняется: от "транслятора" знаний, педагогических технологий, через работу "мастера", организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов педагогических способностей, к позиции "консультантов".

Применение активных методов обучения побуждает обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирует их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать такие приемы, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Желательно применять как неимитационные, так и имитационные методы обучения. Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди имитационных методов целесообразно применять игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Из неимитационных методов обучения рекомендуется использовать такие как: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой. В процессе обучения следует включать и имитационные, в частности, неигровые методы обучения: анализ педагогических ситуаций разных видов и уровней проблемности, решение педагогических задач, упражнения-действия по инструкции на лабораторно-практических занятиях по педагогических дисциплинам, выполнение индивидуальных заданий в процессе педагогической практики; игровые: разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Полезно практиковать приемы, создающие эмоциональное отношение к педагогическому знанию: чтение и анализ художественных и публицистических текстов.

При организации учебной деятельности студентов следует применять приемы, формирующие опыт учебной деятельности, самостоятельной работы с книгой: учебной, дополнительной справочной, нормативной и др. Такая работа формирует у студентов общеучебные умения и навыки. Можно рекомендовать разнообразные задания по работе с книгой: комментированное чтение, выполнение практических упражнений на основе прочитанной литературы, составление плана прочитанного текста; подбор выписок по заданным вопросам; конспектирование текста; составление рефератов по нескольким литературным источникам; составление плана положений, сформулированных в литературном источнике; поиск объяснения отдельных терминов в словарях, справочниках, энциклопедиях; выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы.

При организации учебной дискуссии преподаватель может излагать две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

На занятиях необходимо использовать метод кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов). Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Студентам нужно предлагать для анализа отрывки из художественных произведений, описывающих педагогические ситуации, учителей.

Помимо указанных методов при изучении курса рекомендуется применять проектную методику и мультимедийные технологии (банк видеофрагментов).*

^ Общие методические рекомендации для студентов
Требования к студентам на занятиях. Освоение содержания учебной дисциплины «Педагогика» студентами обеспечено использованием аудиторных форм проведения занятий, самостоятельной работы студентов, а также путем систематического оценивания результатов обучения: (практические занятия, КСР, контрольные работы). Теоретический материал по дисциплине дается на лекционных занятиях (электронная версия лекций включена в УМК). Самостоятельная работа студентов должна осуществляться систематически (еженедельно). В нее входит: закрепление теоретического материала по лекциям, изучение рекомендованной литературы (основной и дополнительной).

^ Контрольные мероприятия. Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости через систематическое оценивание результатов выполнения еженедельных заданий, контрольный тест (4 варианта тестов) по теоретическому материалу (модули 2-4) , рубежный контроль по практической части (модули 2-4 и 5-6) в форме письменных контрольных работ в 1-2 семестрах и контроль в форме экзамена.

^ Критерии оценки результатов освоения дисциплины. В оценке результатов освоения дисциплины студентом используется балльно-рейтинговая система в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины (см. раздел 1.3). Критерии оценки по видам контроля даны подробно в Приложении рабочей программы.

^ Методические рекомендации для студентов

по освоению дисциплины


    • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

    • ^ Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

    • Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

    • При подготовке к проверочному тесту следует повторить и уточнить основные термины и понятия, изучаемые по дисциплине.

^ Содержание рекомендаций по самостоятельной работе студентов (СРС) может включать:

  • Рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса). Если при работе с литературой встретились незнакомые понятия и термины, не входящие в глоссарий, необходимо включить их в свой персональный вариант глоссария.

  • Рекомендации по подготовке домашних заданий. Алгоритм работы с учебной и научной литературой. ^ Работа с текстами:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

Первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал,

вторая - продумать прочитанное,

третья- сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец,

четвертая - дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга.

Эти советы можно представить в виде четкого предписания алгоритмического типа. В такой форме они легко запоминаются и становятся своего рода руководством к действию.

Алгоритм подобного типа создает определенную стратегическую установку на чтение 

Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины
7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты.



Рис. 1. Эволюция педагогических инноваций



Рис. 2. Компоненты процесса учения



Рис. 3. Схема творческого процесса


Рис.4. Принципиальная схема творчества



Рис.5. Развитие творческого потенциала личности


^ Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).

*Презентации по темам лекций, электронные методические рекомендации (Тутолмин А.В. . Креативная компетентность будущего учителя. –
http://festival. 1september.ru)

* Компакт-диск «Педагогика», авт. В.Г. Крившенко

Электронно-программные средства (электронные адреса, учебные материалы):
1. http://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1 Образовательные ресурсы
2. http://www.oim.ru Международный научный педагогический журнал.
3. http://www.krotov.info/ Библиотека Якова Кротова.
4. http://festival.1september.ru/ Открытый фестиваль педагогических идей.
5. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.
6. http://azps.ru/ - Психологические тесты
7. http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.
8. http://old.tspu.edu.ru/ Общие основы педагогики.
9. http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.
10. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.
11. http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.
12. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии
13. http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.
14. http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.
15. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.
16. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
17. http://www.nlr.ru/ Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам.
18. http://www.edu.ru – Российский федеральный портал
19. http://www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета
20. http://www.iro.yar.ru – материалы по дидактике
21. http://www.infovolga.ru – в помощь молодому учителю сайт школы № 43 г. Волгограда
22. http://www.iro.yar.ru – методика тестового аспектного анализа урока на сайте Института развития образования
(г. Ярославль)
23. http://www.kazinka.narod.ru – В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)
24. http://www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»
25. http://www.iro.yar.ru – воспитательная работа на сайте ИРО (г. Ярославль)
26. http://www.rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар
27. http://www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)
28. http://www.zelgus.ru — В помощь вожатому (сайт Олега Ласукова)
29. http://www.triz.minsk.by – Журнал «Технологии творчества» (Web — сайт Школы ТРИЗ, г. Минск, Беларусь)
30. http://agulib.adygnet.ru/ – библиотека АГУ.
31. http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihol ... ka/10.aspx Сайт: РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ Учебник «Психология и педагогика». Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.
32. http://www.progressor.ru:8083/ped.htm Здесь собраны свободно распроcтраняемые (Freeware), условно-бесплатные (ShareWare) а также демоверсии коммерческих программ, имеющих отношение к обучению и образовательным учреждениям.
33. http://voc.metromir.ru/phylosofy/id873/ Словари : Философия
ПЕДАГОГИКА
34. http://www.nycr.org.ru/category/pedagogika-nauka/ Статьи по педагогике:
Педагогика как наука
Задачи педагогической науки
Структура педагогической науки
Связь педагогической науки с другими науками и др.
35. http://mon.gov.ru/ Сайт министерства образования и науки РФ
^ Словарь терминов (глоссарий) по предметному содержанию дисциплины

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержания которых не очевидно и требует пояснений. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данной дисциплине. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.

Основные понятия курса

Приводимые здесь понятия и комментарий к ним представлены в авторской логике, в соответствии с ходом изложения учебного материала на лекции и их востребованности при подготовке к семинарским занятиям.
Педагогика – наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса.

^ Объект педагогики – те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

^ Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

^ Альтернативный подход к определению педагогики, её объекта и предмета:

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

^ Объект педагогики – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

^ Функции педагогики: теоретическая и технологическая.

Задачи педагогики: 1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) прогнозирование развития образования; 5) управление функционированием и развитием педагогических систем; 6) внедрение результатов исследований в практику.

Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

^ Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Направленность педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, разработки.

^ Этапы исследовательского поиска: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический или теоретический (в зависимости от целей исследования), прогностический.

^ Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Развитие – единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

^ Развитие личности ребенка (по Л.Д. Столяренко)— процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития – готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного. Личность – единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

^ Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Движущие силы развития – противоречия (внутренние внешние, общие и индивидуальные).

^ Детерминанты развития: наследственность, среда и воспитание.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

^ Два подхода к определению социализации, раскрывающие её двусторонний характер:

1) Социализация (Т.Парсонс, Р.Мертон – структурно-функциональное направление) – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление.

2) Социализация – процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей.

^ Сущностный смысл социализации раскрывается через диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.

Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

^ Факторы социализации: микрофакторы (семья, друзья, соседи и т.п.), мезафакторы (СМИ, природные, экономические, культурные условия), макрофакторы (общество как политико-социальное явление, государство как политико-юридическое явление), мегафакторы (планета, мир, Вселенная).

^ Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – семья, друзья, учителя, сверстники, агенты вторичной социализации – государство, церковь, СМИ, общественные организации.

Образование (как целенаправленный организованный процесс управления социализацией) – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование (как социальное явление) – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Воспитание – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.

Обучение – процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

^ Развитие (применительно к обучению)– это два взаимосвязанных явления: собственно биологическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней.

^ Основные виды деятельности детей и подростков: игра, учение, труд, общение.

Направленность деятельности: познавательная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая.

^ Активность личности – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.

^ Потребности личности — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом.

Становление – достижение личностью такого уровня развития, когда она становится способной самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый выбор.

Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя качеств, соответствующих сложившимся идеалам и убеждениям. «Перевоспитание» — понятие, указывающее на стремление устранить неожиданные несоответствия личности общепринятым нормам или неразвитость некоторых качеств, актуальных в современных условиях. Однако еще К.Д. Ушинский говорил, что дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным.

^ Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Основа педагогической периодизации возрастного развития – учет стадий физического, психического развития и условий, в которых протекает воспитание. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

^ Индивидуальные особенности: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

^ Индивидуальный подход подразумевает управление развитием личности человека, основанное на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.

^ Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

^ Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

^ Структура педагогического процесса: педагоги, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

^ Цель образования – системообразующий фактор педагогической системы, выражающий заказ общества.
Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

^ Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

^ Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

^ Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Виды педагогического взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, отношения к самому себе.

^ Целостность педагогического процесса – синтетическое качество, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

^ Закономерность целостного педагогического процесса — это проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

^ Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
^ Этапы педагогического процесса (с комментариями): подготовительный, основной, заключительный. Педагогический процесс имеет циклический характер.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания (состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса), диагностики условий (предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза), прогнозирование хода и результатов педагогического процесса (предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях), проектирование (возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования) и планирование развития педагогического процесса (на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.).
^ Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего.
^ Формы организации педагогического процесса (с комментариями) – организационная структура педагогического процесса.

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процесса как индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVII в., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХI в., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности). Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога.
^ Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.
^ Средствами обучения и воспитания являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве, при этом решающее значение имеет гармонично организованная система.
^ Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

Диагностика педагогическая – изучения состояния педагогического процесса.

Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Образование как система – специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию
Методически целесообразно изучение типовых форм музыкальных произведений после изучения 1 и 2 модулей
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию
...
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации по планированию, учету и калькулированию...
Методические рекомендации предусматривают планирование, учет и калькулирование по экономическим элементам, технологическим процессам...
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconТиповые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости
...
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации Костанай, 2009г. @ Умк русского языка и литературы ипк и про
Данное пособие адресовано руководителям школьных методических объединений и содержит рекомендации по планированию, анализу, организации...
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации организация работы кабинета здорового ребенка...
Н. А. Семашко Минздрава СССР (тел.: 297-83-13). Методические рекомендации предназначаются для практических
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации к выполнению и защите выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для облегчения работы в процессе написания и оформления студентом выпускной квалификационной...
Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconУчебников по тематическому планированию

Методические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию iconМетодические рекомендации по написанию
Методические рекомендации предназначены для слушателей всех специальностей заочной формы обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница