2014 дистанционное обучение математике




Скачать 120.33 Kb.
Название2014 дистанционное обучение математике
Дата публикации18.02.2014
Размер120.33 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Военное дело > Документы


Инновационные педагогические технологии в обучении математике
Чернобабова К.В.
муниципальное общеобразовательное автономное

учреждение Гимназия №8 г. Сочи





2014

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ
Чернобабова К.В.

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Гимназия №8 г. Сочи
Аннотация

В статье затрагивается тема использования таких инновационных педагогических технологий как метод проектов и дистанционное обучение. Подчеркивается актуальность этих технологий, как средства для достижения результатов, предусмотренных во ФГОС нового поколения: личностных, метапредметных, предметных. Подчеркивается, что средства ИКТ и МТ являются наиболее перспективными средствами реализации проектной методики обучения. Особое внимание уделено принципиальным отличиям дистанционного образования от традиционного. Акцент ставится на преимуществах дистанционного обучения на примере использования системы Moodle.

^ Ключевые слова:

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ДО (Дистанционное обучение) – обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет.

Moodle - это инструментальная среда для разработки онлайн-курсов и образовательных веб-сайтов. Moodle - "Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment"(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию;

  • метапредметным, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

  • предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; владение основами самоконтроля, самооценки; умение обобщать, анализировать, классифицировать; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения этих результатов в настоящее время существует немало способов инновационного обучения, например такие, как, активные методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, метод проектов и т.д.

В условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий (ИКТ и МТ) результатом обучения является новое качество личности – информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная как одна из ключевых. Информационная революция на наших глазах изменяющая мир, обрела черты мультимедиа. Обработка теле/видео информации требует другого уровня скоростей, других объемов памяти, другого уровня мышления. Знать, что такое «*.MP4» или «*.jpg» теперь, пожалуй, не менее важно, чем знать таблицу умножения. В обществе, где одним из главных ресурсов стала информация, от каждого индивида требуются умения рациональными методами осуществлять ее поиск, анализ и синтез, и на этой основе эффективно и оптимально строить свою деятельность. Становится очевидным, что поток информации, обрушивающийся на молодежь, будет в такой мере способствовать достижению образовательных целей, в какой учащиеся будут обучены критическому восприятию информации, и ее использованию в процессе получения знаний и самостоятельной творческой деятельности, а также в какой мере средства и методы медиа культуры будут использованы в учебном процессе. В связи с этим возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и МТ в учебном процессе и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями, в частности с проектным методом обучения. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ и МТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Проектный метод включает самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации. Он позволяет сохранять, изменять и передавать информацию при помощи реальных объектов (телефон, факс, модем, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. В арсенале педагогических технологий и инновационных видов деятельности проектирование занимает особое место. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей М.Б. Павловой, П.С. Лернера, С.С. Симоненко, М.Б. Романовской. Сам метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но, учитывая современный, стремительно изменяющийся постиндустриальный социум, с его возрастающими потребностями в высокоинтеллектуальных, неординарных личностях, метод проекта, как предусматривающий умение адаптироваться в новых отношениях и генерировать идеи, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века. Он позволяет: организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда; самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников; пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивать исследовательские умения; повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов; использовать компьютерную технику как инструмент для творчества.

Учащиеся могут выполнять как учебные, так и творческие проекты, с которыми затем участвовать в конкурсах, выступать на научно-практических конференциях. Они могут выбирать формой представления проекта презентацию, WEB-сайт, видеофильм, использовать технологию программирования, создавая прикладные программы, тесты, игры и др. Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества. Он становится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.

Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.

В соответствии с новым ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов. В учебном плане должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Одним из средств реализации индивидуальных учебных планов является дистанционное обучение (ДО). Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования. Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать учебный материал, связывать разделы гиперссылками, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать текстовую, графическую, а также звуковую и видео информацию: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. ДО – это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов. Ученик может выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса. Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях: выполнение проектов и исследовательских работ; работа с детьми – инвалидами или часто болеющими; при заочной (экстернатной) форме обучения; работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); увлекательные задания с целью повторения; подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционного является то, что в его основе лежит самостоятельная познавательная деятельность ученика. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающемуся. Важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности.

В отличие от традиционных форм обучения, дистанционное образование обеспечивает, эффективную оперативную и систематическую обратную связь, заложенную в самом учебном материале. Система контроля за усвоением знаний, умением применять их на практике носит систематический характер, строится на основе оперативной обратной связи.

При построении дистанционного курса эффективно мультимедийное представление учебной информации. Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются анимации, графические вставки, видеоряд и пр.

Современный электронный учебный курс – это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов.

Дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества такие как: гибкость; модульность; параллельность; экономичность; охват; технологичность. Предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ученику и возможность возврата к запущенному материалу отстающему. У обучающегося дистанционно, расширяется информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Переход к обучению, где инициативной стороной является сам обучающийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов, ученик сам может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ученика и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

Одной из систем дистанционного обучения является система Moodle. Moodle - это инструментальная среда для разработки онлайн-курсов и образовательных веб-сайтов. Moodle - "Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment"(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Она предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контро­ля успеваемости. Дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников. Систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира.

Время диктует нам новые формы общения и обучения. Скажем, «нерадивые» дети ищут готовые ответы на домашние задания, используя возможности Интернет. А как быть "радивым"? Ученикам бывает необходимо задать вопрос в вечернее время, когда закончилось время спортивных секций, музыкальных и художественных школ. Теперь можно воспользоваться услугами образовательной сети: написать сообщение учителю, пообщаться в чате с одноклассниками и учителем. Преподаватель может использовать такие инструменты Moodle, как форумы, чаты, систему обмена сообщениями, блоги и т.д.

Особый акцент в новых стандартах поставлен на подготовку выпускников к сдаче обязательных ЕГЭ по предметам: русский язык, математика, английский язык. Для подготовки и успешной сдачи экзамена по математике, я как учитель, вынуждена искать все новые и более эффективные формы и средства обучения, во-первых, чтобы этот обязательный экзамен сдали все, а во-вторых, получили наивысший балл те, кому это необходимо. На сайте учителя
(http://matem-on-5.ru) организован дистанционный курс «Готовимся к ЕГЭ» в среде Moodle. В курсе предусмотрена календарная структуризация, каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу. Учитель получает сводную информацию о работе каждого ученика, с помощью встроенного календаря, определяет даты сдачи определенных заданий, сроки тестирования.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Все описанные средства используются в работе с выпускниками: повторение учебного материала (он представлен в виде мультимедиа презентаций, роликов, видео-лекций), тренажеры (с ответами и решениями), контрольное тестирование (необходимое учителю для анализа деятельности каждого ученика), консультации (в виде индивидуальных вопросов учителю и его ответов, а также в чатах и на форумах). Главное, ребята сами планируют время работы с учебным материалом, делают это, когда им удобно. Требуется соблюдать только сроки контрольного тестирования, которые прописаны на месяц вперед. Moodle предоставляет разные формы статистической отчетности: по группе, по отдельному ученику, по конкретным заданиям. Это дает возможность быстро проследить у кого в чем пробелы и предложить способы устранения и повторное тестирование (Приложение). Такая работа очень нравится обучающимся.

Современные технологии развиваются с такой скоростью, что мы с трудом успеваем разобраться с чем-то новым, как уже появилось что-то более современное. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. Сегодня всё больше растёт популярность «облачного сервиса». Облачный сервис, или как чаще его называют – облачное хранилище, услуга, предоставленная какой-либо организацией, которая выделяет для каждого пользователя отдельное пространство (в небольшом объеме, но при этом бесплатно) на сервере для хранения различной информации, включая видео и аудио файлы, документы и т.д. Пользователю достаточно загрузить данные с помощью программы на облачный сервер и они будут доступны ему с других компьютеров и даже смартфонов. Применение облачного сервиса при организации ДО оказалось очень удобным, т.к. в системе Moodle имеются ограничения на объем файлов. Ученикам можно теперь работать с айфоном/смартфоном в любом месте.

Но кроме простого файлового хранилища, облачные сервисы дают возможность пользоваться различными приложениями удаленно, при этом, не загружая программу на компьютер – все вычисления будут происходить на сервере (или большая часть). Это могут быть офисные приложения (GoogleDocs) – следовательно, не надо загружать MS Office на компьютер, так как всю работу можно проделать в окне браузера.

Следовательно, назначение облачного сервиса – избавление пользователя от внешних носителей, таких как диски, флешки, внешние жесткие диски. Все данные можно хранить на «облаке» и иметь к ним доступ со всех ПК и смартфонов. Компании Google, Yandex (апрель 2013г.) предоставили свой сервис облачного хранения данных – Гугл Диск и Яндекс Диск. Google Drive позволяет бесплатно хранить до 5 Гб файлов, а также загружать файлы размером до 10 Гб. Кроме обычного “облачного файлообменника” он ещё предлагает такие возможности: создавать файлы – например, текстовые, PDF, презентации и т.д.

Основные преимущества, которые могут дать облачные технологии школам: будущая экономия средств на приобретение ПО; выполнение многих видов учебной работы; экономия средств на оплату технических специалистов в школах; экономия дискового пространства; открытость образовательной среды для учителей и для учащихся.

Приложение






Список литературы

Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.

Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: «Образование и Информатика», 2004.-68 с.

Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 2009.

Опыт аттестации преподавателей информатики с использованием электронных средств дистанционного обучения http://Ito.Edu.Ru/1998-99/G/Kaymint2.Html

Похожие:

2014 дистанционное обучение математике iconДистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (методы и приемы работы)
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет...
2014 дистанционное обучение математике iconПрименение информационных технологий при дистанционном образовании в мбоу краснокоммунарская сош
Дистанционное обучение в настоящее время постоянно практикуют 4 педагога, которые через интернет (посредством skype) ведут уроки...
2014 дистанционное обучение математике iconПлан: Модуль Введение. Введение. Формы обучения. Что такое дистанционное...
Введение. Формы обучения. Что такое дистанционное обучение. Виды дистанционного обучения
2014 дистанционное обучение математике iconСпецификация контрольных измерительных материалов для проведения...
Егэ по математике в 2014 г., не имеет принципиальных отличий от модели егэ 2013 г
2014 дистанционное обучение математике iconСеминар-тренинг для тьюторов программы Intel «Обучение для будущего»...
«Инновационные курсы программы Intel «Обучение для будущего»: дистанционное обучение, социальные сервисы Web 0, модели управления...
2014 дистанционное обучение математике iconВильнюс, 2 7 мая 2014 г
Азербайджана, Беларуси, Молдовы, России и Украины. Участниками конференции станут выпускники проекта Сети домов прав человека "Международное...
2014 дистанционное обучение математике iconРабочая программа по математике 2 класс
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании...
2014 дистанционное обучение математике iconПеречень специальностей и вступительных испытаний в 2009 году среднее...
Тест по математике или результаты государственной (итоговой) аттестации по математике
2014 дистанционное обучение математике iconДень Переговоры с заказчиком. Диагностика потребностей
Введение. Формы обучения. Что такое дистанционное обучение. Виды дистанционного обучения
2014 дистанционное обучение математике iconТема: Дистанционное обучение как источник самообразования учителя....
Кузнецова Татьяна Николаевна, зам директора по информатизации, учитель информатики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница