Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций




Скачать 401.26 Kb.
НазваниеМатериалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций
страница1/3
Дата публикации07.12.2013
Размер401.26 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Оренбургский государственный колледж»

Материалы

педагогического совета

Анализ основных профессиональных образовательных программ СПО и НПО. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций

г. Оренбург

5 апреля 2013 год

Авторы-составители:
Сергеева Н.А.- зам. директора по УМР, Горшенина Н.В. - зам. директора по УПР, Лапынина Ю.Г.- преподаватель, Секретева Н.В. - мастер п/о, Харламова Е.Н. преподаватель.

Материалы подготовлены к печати методической службой колледжа.

Содержание

^ Сергеева Н.А.

Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО…………

4

^ Лапынина Ю.Г.

Опыт разработки контрольно-оценочных средств по дисциплине ……………………………………………………….

11

^ Горшенина Н.В.


Технология разработки содержания экзамена (квалификационного) для оценки компетентностно-ориентированных образовательных результатов ……………………..

16

^ Секретева Н.В.

из опыта проведения экзамена квалификационного по профессиональному модулю по профессии «Слесарь КИПиА»………..


22

^ Харламова Е.Н

Опыт организации и проведения экзамена квалификационного по ПМ 01 «Организация учебно-производственного процесса» по специальности 051001 Профессиональное обучение (дизайн одежды) ………………………..


25

Постановление педагогического совета……………………………………………………………

33


^ Сергеева Н.А.

Зам. директора по УМР, к.п.н.
Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 28 этого закона обязывает образовательные организации обеспечивать функционирование внутренних систем оценки качества образования.

Построение внутренней системы оценки качества в рамках реализации ФГОС СПО и НПО предполагает построение и интеграцию 2 подсистем мониторинга:

-мониторинг уровня обученности (уровня сформированности ЗУН);

-мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций.

Необходимость интеграции этих систем вызвана тем, что без знаний, умений и навыков компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются.

Если построение первой подсистемы по оценки уровня обученности не вызывает у нас затруднений так как данная система разработана и функционирует в колледже с 2003 года, то система оценки компетентности обучающихся нуждается в проектировании, так как общепринятые методы измерения компетенций в системе образования отсутствуют. Тем не менее, задачу оценивания компетенций нам необходимо решать, особенно в отношении общих компетенций, которые в существующем образовательном процессе не являлись предметом оценки.

Рассмотрим подробнее технологию проектирования и реализации программы мониторинга на примере общих компетенций.

Анализ содержания ФГОС СПО и НПО в части требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы показывает, что рамках ФГОС НПО выделяются 7 общих компетенций, в ФГОС СПО в зависимости от специальности от 10 до 12, которые необходимо сформировать и оценить в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (для СПО дисциплин ОГСЭ и МОЕН циклов, общепрофессиональных дисциплин и МДК).

На практике построение системы оценки уровня сформированности общих компетенций будет происходить поэтапно:

^ 1 Этап. Описание результатов процесса формирования общих компетенций (показатели сформированности общих компетенций) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны обучающимся, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам Результатом этого этапа является разработка моделей общих компетенций по профессиям и специальностям.

^ 2 Этап. Анализ и оценка потенциальных возможностей образовательного процесса (дисциплины, МДК (модули), все виды практики, внеаудиторная и внеклассная работа, существующие контрольно-оценочные материалы и средства и т.д.). Наша задача оценить реально ли достичь необходимого уровня сформированности общих компетенций имеющимися ресурсами (образовательными, информационными, методическими, кадровыми и т.д.) и в пределах отведенного времени. Результатом этого этапа является разработка Структурных матриц оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций).

^ 3 этап. Разработка и внедрение фонда оценочных средств-комплекта методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов:

– дидактико-диалектическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями;

– компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой колледжа и используемыми образовательными технологиями соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;

– при оценивании уровня сформированности компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, обучающиеся выпускных курсов, преподаватели смежных дисциплин и др.;

– помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей и др.;

– по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

Эффективность процедуры оценивания уровня сформированности общих компетенций обеспечивается следующими условиями:

- валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения (обозначенным в ФГОС НПО и СПО);

- надежность, использование единообразных стандартов и критериев оценивания;

- справедливость, разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;

- развивающий характер, фиксировать, что могут обучающиеся, и как улучшить их результаты;

- своевременность, поддерживающая развивающую обратную связь;

- эффективность, не отнимать много времени у обучающихся и преподавателей;

- полнота и адекватность отображения требований ФГОС СПО и НПО;

- установление соответствия общих и профессиональных компетенций обучающихся по уровням обучения.

В качестве основных техник оценивания компетенций могут использоваться:

  • ситуационно-поведенческие тесты – краткие стандартизованные оценочные процедуры;

  • тесты эффективности обработки информации;

  • личностные опросники как наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа;

  • интервью как инструмент, позволяющий открыто обсуждать слабые и сильные стороны и объяснять свою точку зрения;

  • метод стратегического интервью;

  • наблюдение – инструмент сбора информации для установления фактов;

  • анкетирование – инструмент для сбора информации, причем у респондентов есть время подыскать требуемые данные/факты;

  • контент-анализ документации (журналов теоретического и производственного обучения, характеристик, творческих работ, дневников и отчетов по практике, ВКР и др.);

  • кейс-задача – проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессио­нально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы;

  • проект – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформи­рованности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления (может выполняться в индивидуаль­ном порядке или группой обучающихся);

  • рабочая тетрадь – дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позво­ляющий оценивать уровень усвоения им учебного материала;

  • деловые и ролевые игры – совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путём игрового моделирования реальной проблемной ситуации (позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи);

  • расчётно-графическая работа – средство проверки умений применять получен­ные знания по заранее определённой методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом;

  • творческое задание – частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся);

  • эссе – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

  • разноуровневые задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определённого раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теорети­ческий материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения;

  • портфолио документов – целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Обощенно схема вертикального и горизонтального взаимодействия в процессе проектирования и обеспечения эффективной работы внутриколледжной системы оценки компетенций обучающихся представлена рисунке 1.



Рисунок 1 - Схема вертикального и горизонтального взаимодействия в процессе проектирования и обеспечения эффективной работы внутриколледжной системы оценки компетенций обучающихся

Таким образом, проектирование и внедрение внутриколледжной системы оценки качества потребует от нас решения следующих оперативных задач:

-разработка моделей компетенций и структурных матриц оценки их сформированности по профессиям и специальностям;

-актуализация методических рекомендаций по разработке оценочных материалов, требования к разработке шкал и критериев оценивания, инструкции по оценке и интерпретации данных;

-проведение обучающих семинаров для преподавателей и мастеров п/о по основам современной оценочной деятельности.

^ Лапынина Ю.Г., преподаватель

иностранного языка
Опыт разработки контрольно-оценочных средств по дисциплине
Контрольно-оценочные средства - КОС по учебной дисциплине представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.

При формировании КОС по учебной дисциплине должно быть обеспечено его соответствие:

- ФГОС НПО/СПО по соответствующей профессии/специальности;

- ОПОП и учебному плану профессии/специальности;

- рабочей программе учебной дисциплины;

-образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» были составлены мной на основании методических рекомендаций по формированию КОС по учебной дисциплине и обучающих семинаров, проведенных Н.В. Горшениной.

(согласно КОС моей учебной дисциплины)

1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий)».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.


КОС разработаны на основании положений:

-основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 100114 Организация обслуживания в общественном питании 2012 г.;

-программы учебной дисциплины «Иностранный язык», утвержденной на заседании МЦК преподавателей иностранного языка. Протокол №1 от 30. 08.2012 г.

^ 2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Основные показатели оценки результатов выписаны в строгом соблюдении рабочей программы в соответствии с каждым знанием и умением.

^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

У 1. Умение употреблять грамматические явления в лексических и грамматических упражнениях

- Спряжение глаголов в Präsens, Präteritum und Perfekt в письменном виде

- Выполнение грамматических, лексических и лексико-грамматических упражнений

У 2. Умение устно излагать свои мысли

- Ведение диалога в ситуациях официального и неофициального общения

- Сообщение, рассуждение в связи с изученной тематикой прочитанных/прослушанных текстов

У 3. Умение зрительно и на слух понимать немецкоязычные тексты

- Относительно полное понимание высказывание на немецком языке в различных ситуациях общения

З 1. Знание основных грамматических явлений немецкого языка

- Спряжение глаголов sein, haben, werden, глаголов сильного и слабого спряжения и модальных глаголов в Präsens

З 2. Знание новых лексических единиц и языкового материала

- Воспроизведение единиц речевого этикета

- Владение лексикой по темам:

«Моя будущая специальность»; «Предприятия общественного питания»; « Названия продуктов питания»;



^ 3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Умения и знания копируются из таблицы 2, а задания для текущего контроля промежуточной аттестации мы подбираем сами. Соответственно, если мы поставили в У 2 Умение устно излагать свои мысли – устный ответ в текущий контроль, то именно его мы должны будем отразить в последующей после этой таблице 4.

^ Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У 1. Умение употреблять грамматические явления в лексических и грамматических упражнениях

грамматическое задание

устный ответ

У 2. Умение устно излагать свои мысли

устный ответ

устный ответ

У 3. Умение зрительно и на слух понимать немецкоязычные тексты

задание к тексту

чтение и перевод текста

З 1. Знание основных грамматических явлений немецкого языка

устный опрос, тестовое задание

устный ответ

З 2 Знание новых лексических единиц и языкового материала


устный опрос,

устный ответ
  1   2   3

Похожие:

Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconО. Ю. Радченко гбоу ао спо «Астраханский технологический техникум»,...
Интерактивное занятие – как метод формирования общих и профессиональных компетенций
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconПроектирование современных образовательно-профессиональных программ...
Материалы книги: Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования:...
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconПоложение об учебной практике (производственном обучении) и производственной...
Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального...
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Комплект материалов для оценки сформированности профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Экспериментальные...
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций icon«Повышение доступности качественного образования, совершенствование...
Продолжить разработку общих профессиональных образовательных программ с учетом фгос
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций icon1. Цель реализации инновационной образовательной программы
Таким образом, сегодня понятие общей и профессиональной культуры неотделимо от формирования общих и профессиональных компетенций
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconОбразования ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение
Соответствие профессиональных образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов 21
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций icon«информатика и информационно-коммуникационные технологии в образовательных организациях»
При обучении по данной программе предполагается формирование профессиональных компетенций по следующим направлениям
Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ спо и нпо. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Соответствие профессиональных образовательных программ требованиям государственных образовательных стандартов. 28

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница