Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры




Скачать 85.62 Kb.
НазваниеЛекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры
Дата публикации23.02.2013
Размер85.62 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Военное дело > Лекция
Лекция 5

Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры.

  1. Развитие римской архитектуры делится на два главнейших периода: республиканский и императорский. За период с VI в. до н.э. до 30г. до н.э. Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую державу. Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты и дороги. Наряду с культовыми зданиями получили развитие городские площади – форумы, театры и амфитеатры, цирки, термы. В период республики сформировались основные черты римской архитектуры.

^ Императорский период (30г.до н.э.- Vв.н.э.) характеризуется большим ростом рабовладения, широким размахом грабительских воин и обогащение римской знати. Архитектура этого периода теряет черты демократичности, на место демократии приходят: помпезность и пышность. Особое значение предавалось строительству дворцов и грандиозных общественных комплексов и сооружений – форумов, терм, амфитеатров, рассчитанных на большую вместимость. Они предназначались не только для знати, но и для тысяч плебеев, требовавших «хлеба и зрелищ». Рядом с грандиозными императорскими постройками стихийно росли тесные жилые кварталы с домами - трущобами для городской бедноты и рабов.

От этого времени сохранился первый из дошедших до нас трактатов по зодчеству – «Десять книг об архитектуре» Витрувия - архитектура и инженера, жившего при Цезаря и Августе (Iв. до н.э.). Источниками трактата были не только собственный опыт и знания Витрувия, но и в большой степени ранние труды других теоретиков в т.ч. и греческих. В трактате отражается важное понимание архитектуры как синтеза ее трех основных сторон: прочности, пользы и красоты.

  1. Строительные приемы и конструкции.

В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрусков и греков. Наряду с этим, решающее влияние на архитектуру стало оказывать применение арочных и сводчатых конструкций (таб. IV).

Широкое распространение со II в. до н.э. получили клинчатые (распорные) конструкции арок и сводов. С конца II в. до н.э. нашел также широкое употребление обожженный кирпич. Ко IIв. до н.э. сложилась новая техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого заполнителя (камня), который суждено сыграть ведущую роль в период императорского Рима. Искусственный монолит, полученный смешением раствора из извести и песка с каменным щебнем, получил название – римского бетона. Гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана сделали римский бетон водонепроницаемым и очень прочным.

Вначале бетон применялся лишь для забития пустот в стенах между наружными рядами из тесанного камня; его состав еще был близок к мелкой бутовой кладке. Постепенно заполнитель становился мельче, смесь делалась однороднее и римский бетон приобрел свои замечательные технические качества искусственного монолита.

Бетонная техника открыла новые широкие возможности и для развития сводчатых конструкции. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона, позволившего значительно увеличить пролет сводов, разнообразить их форму и комплектацию. Распространенными видами сводов а период Республики были цилиндрические и полусферические (купола). В императорский период особенно большое развитие получил – крестовой свод. Техника возведения бетонных сводов существенно отличалась от традиционных приемом сводостроения из каменных квадров. Бетонная смесь образовывалась на месте путем попеременной укладки слоев балласта и раствора по деревянной опалубке. Смесь уплотнялась с большой осторожностью, но иногда она даже не подвергалась трамбованию из опасения повредить опалубку и нарушить форму свода. Работа конструкции как свода начиналась только тогда, когда кладка твердела и приобретала строение монолита.

Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами. Обожженный кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных ребер, в толще кладки.

В цилиндрическом своде сначала по деревянным кружалам выполнялись кирпичные арки, связанные друг с другом продольными рядами кирпичей – плит. При возведение сложных конструкций свода изменяли вес и прочность балласта в зависимости от нагрузок: в наиболее напряженных местах использовали самый прочный и тяжелый камень – травертин; в менее нагруженных частях – туф, кирпичный щебень и даже пористую пемзу.

Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Для покрытия больших пролетов применялись решетчатые деревянные конструкции, близкие к современным фермам. Имеются основания предполагать употребление металла в строительных конструкциях. Железо широко применялось в виде скоб, скрепок, штырей, хомутов, затяжек и др.изделий.

Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных, особенно штукатурных работ. Штукатурные растворы приготавливались из извести и речного песка. В раствор для декоративной отделки стен добавлялось мраморная крошка, нередко гипс. Для лучшего впитывания краски и большей долговечности по еще не просохшей поверхности наносилась живопись. Живопись, нанесенная таким образом на стены получила название «фресковой».

Организация труда на римских стройках отличилась высоким уровнем. Грандиозные сооружения возводились в короткие сроки (Колизей был построен всего за 5 лет), что было невозможно сделать без высокоорганизованной технологии производства и применения механических устройств.

  1. ^ Ордерные системы и их развитие.

В римской архитектуре Ордер продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный) см.таб.V.

^ Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

^ Римско-дорический ордер - в отличие от греческого, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента, каприз имел более развитую поддерживающую часть.

^ Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению насколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

^ Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его капитель украшена изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта. Ствол колоны часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Карнизная часть близка по составу обломов к римско-ионическому ордеру.

^ Композитный ордер в основном повторяет коринфский ордер, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

На основе наложения ордера на арочный проем в стене зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура – ордерная аркада (рис.4,таб. V). Абрис арки выделен полуциркульным наличником, называемым архивольтом. В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более легкие ордера (ионический, коринфский) (таб.V).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура, в которой обрамленные архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция (рис.5, таб. V). Примером может служить дворец Диоклетиана в Салоне, где антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку (рис.26).

С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре раскрепованного ордера, т.е. выдвинутой по отношению к стене колонны (пилястры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента (рис.3, таб.V). Иногда раскрепованные колонны достигли больших размеров, особенно в мемориальных сооружениях (триумфальные арки и др.) (рси.20).

  1. ^ Здания, сооружения и архитектурные ансамбли.

Для проведения общественных собраний, культовых действий, торжественных церемоний и т.д. в Риме создавались парадные площади (форумы) – городские ансамбли, включающие: прямоугольную в плане площадь, по периметру которой размещалась колоннада в один или два ряда, в центре площади могла располагаться мемориальная колонна с завершением в верхней части статуей императора; в глубине осевой композиции на подиуме возвышался храм с входным портиком. Часто императоры трактовали форум как монумент собственной славы (рис.19). Например: форум императора Трояна (112-117г.г.).

В комплексе с форумами на главных дорогах строились триумфальные арки – одни из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примером является арка Константина (IVв.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепленным ордером (рис.20).

Арочный и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях – мостах и акведуках. Городские водопроводы – акведуки – занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Некоторые из этих сооружений поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества. К ним можно отнести мост Трояна в г.Алькантре (Испания) 98-106г.г.н.э. (рис.15 таб.IV) и мост – акведук в г.Ниме (Франция) II в.н.э. пересекающий р.Гард (рис.12 таб.IV). Протяженность Гардского моста-акведука 275м; он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49м.Пролет наибольшей арки составляет необычную для этого времени величину – 24,5м. Устои и арки сложены насухо из точно притесненных камней.

Одним из известнейших построек императорского периода являлся крупнейший амфитеатр Рима-Колизей. (75-80 г.г. до н.э. ), предназначавшийся для боев гладиаторов и др. состязаний (рисунок 13 таблица IV), (рисунок 2 таблица V и рис. 21)

Эллиптический в плане (размеры 156* 188 метров ) и грандиозный по высоте (48.5 м.),он вмещал до 50 тыс. зрителей.

Сложными комплексами с многочисленными помещениями, предназначавшимися для омовения и различных занятий,связанных с отдыхом и развлечениями были римские термы (бани). В Риме было построено 11 крупнейших императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны из терм Каракалы (206-216 г.г. рис. 22)

Главное здание терм размером в плане 216* 120 м.

Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (363* 535 м.). Центральный зал терм круглой формы и перекрыт купольным покрытием размеры которого (диаметр 34 метра)

Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Пантеон в Риме (около 125 г.)- наиболее совершенный образец грандиозного храма- ротонды (рис. 23,рис.1-3 таблицы IV) в которой диаметр купола достиг 43.2 м. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу.

Для облегчения веса купола слои бетона и ряды кирпича в нем постепенно утончаются к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель- пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент- бетонный с заполнителем из травертина.

Важное место в строительстве занимали крытые залы-базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства-нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) одна из крупнейших базилик Рима (рис. 24 рис 7 табл.IV) Средний неф шириной 23.5 м., длиной 80 м. и высотой 35 м. был перекрыт тремя крестовыми сводами.

В IV веке с принятием Рима христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий-базиликальные церкви (рис.25),Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья






















К созданию методички приложили руку Катерина и Женька.

Похожие:

Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconЛекция №3. Тема: Архитектура рабовладельческой эпохи. Архитектура древнего Египта
Новое царство (XVI-XI вв до н э.). Среди монументальных построек Египта выделяются грандиозные погребальные сооружения- пирамиды,...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconЛекция №4 Тема: Архитектура античного мира
Архитектура античной Греции делится на три периода: архаический, классический, эллинистический
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconПлан: Введение. Мифология Древнего Рима. Древнеримская архитектура
Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» государства, прошедшее путь от крестьянской общины на...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconКонтрольная работа по предмету “История государства и права зарубежных...
Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconПлан. Предистория Древнего Рима стр. Социальная характеристика Древнего Рима стр
Древний Рим – уникальное явление в истории человечества. Особый тип мировоззрения, принесенный на плечах железных легионов, дал толчок...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconРеферат Тема: Государство и право античного мира (Рим)
Общественный строй и государственное устройство Древнего Рима в соответствии с историческими периодами
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconХронология и общая концепция истории рима и византии
Рима и Византии вытекает, что привычная сегодня скалигеровская версия истории Древнего Рима и Византийской империи в корне ошибочна....
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconЧудесная старинная архитектура провинции Шаньси
Эти сооружения отмечены разнообразием стилей. Среди них можно найти архитектурные стили, свойственные почти каждому периоду истории...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconЭволюция общественного строя в Риме в период республики. Государственный строй
История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно...
Лекция 5 Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры iconКонтрольная работа №1 по теме «Архитектура эпохи Возрождения в Италии»
Обязательная контрольная работа №1 по теме «Архитектура эпохи Возрождения в Италии» проводится в 4 семестре по одной из тем раздела...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница