Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"




Скачать 101.39 Kb.
НазваниеПисьмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
Дата публикации04.08.2013
Размер101.39 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Военное дело > Документы

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"









Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2

"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводится в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий ;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

Заместитель Министра |



Е.Е.Чепурных

^ Приложение 1. Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной

и письменной речи (заполняется учителем-логопедом после

обследования обучающихся)

Приложение 2. Речевая карта ( заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

Приложение 3. Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи

Приложение 1

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

Список

обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

/---+--------------+------+--------+-----------+----------+-------------|NN |Фамилия, имя| |Дата | Реальная |Заключение| |

|п/п|обучающегося, |Класс |обследо-| успевае- |учителя- | |

| |дата рождения | |вания | мость по |логопеда | Примечания |

| | | | | родному | | |

| | | | | языку | | |

| | | | | | | |

+---+--------------+------+--------+-----------+----------+-------------+

+---+--------------+------+--------+-----------+----------+-------------+

+---+--------------+------+--------+-----------+----------+-------------+

\---+--------------+------+--------+-----------+----------+-------------/

Приложение 2

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

Речевая карта

( заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи

/-----------------------------+-----------------------------------------| Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел.) |

| +--------------------+--------------------+

| |Общеобразовательное | Общеобразовательное|

| | учреждение, | учреждение, |

| | расположенное | расположенное в |

| | в городе | сельской местности |

+-----------------------------+--------------------+--------------------+

|с общим недоразвитием речи| | |

|(ОНР) | до 4 | до 3 |

| | | |

|с нерезко выраженным общим| | |

|недоразвитием речи (НВОНР) | до 5 | до 4 |

| | | |

|с фонетико-фонематическим| | |

|недоразвитием речи (ФФН) и| | |

|фонематическим недоразвитием| | |

|речи (ФН) | до 6 | до 5 |

| | | |

|с недостатками чтения и пись-| | |

|ма, обусловленными общим не-| | |

|доразвитием речи | до 4 | до 2 |

| | | |

|с недостатками чтения и пись-| | |

|ма, обусловленными нерезко| | |

|выраженным общим недоразвити-| | |

|ем речи | до 5 | до 4 |

| | | |

|с недостатками чтения и пись-| | |

|ма, обусловленными фонетико-| | |

|фонематическим (фонематичес-| | |

|ким) недоразвитием речи | до 6 | до 5 |

| | | |

|заикающиеся | до 4 | до 3 |

| | | |

|с недостатками произношения| | |

|отдельных звуков | до 7 | до 6 |

\-----------------------------+--------------------+--------------------/

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" icon3. Организация деятельности логопедического пункта
Законом РФ «Об образовании. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом Учреждения, на основании инструктивного...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПроект перспективного развития муниципального общеобразовательного учреждения
Письмо минобразования ро от 15. 02. 2011 г. №1561/03. 2 «О разработке проектов перспективного развития общеобразовательных учреждений...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПлан работы логопедического пункта при моу сош №18
Обследование учащихся, занимающихся на логопункте с целью выявления эффективности проведённой коррекционной работы

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПоложение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов...
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 03. 12. 1999 г. №1075 с изменениями и дополнениями, внесенными...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПоложение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов...
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 03. 12. 1999 г. №1075 с изменениями и дополнениями, внесенными...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПоложение о психолого-медико-педагогическом консилиуме доу «Колокольчик»
Методическими рекомендациями по психолого-педа­гогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПриказ от 20. 03. 2012 №87 Вводится в действие с 20. 03. 2012г. Положение...
Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобразовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconПриказ от 25 июля 2001 г. N 2795 о внесении изменений и дополнений...
В связи с доработкой Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного Приказом...

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconСогласовано с учетом мнения первичной профсоюзной организации Муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 \"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения\" iconЛитература Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15...
...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
skachate.ru
Главная страница